Мудрый Юрист

Понятие государственного (муниципального) контракта по действующему законодательству

Ананьев Андрей Геннадьевич, доцент Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, кандидат юридических наук.

В статье анализируется действующее законодательство по вопросам государственных (муниципальных) закупок. Отмечается, что единого понятия рассматриваемой конструкции в законодательстве нет. Попытки дать определения государственного (муниципального) контракта основаны на анализе отдельных законов, что не позволяет дать целостной картины. В статье анализируется взаимосвязь разных актов по исследуемому вопросу и дается обобщенное понятие государственного (муниципального) контракта.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) нужды, государственный (муниципальный) контракт, публично-правовое образование, гражданско-правовой договор, закупки, план-график обеспечения нужд.

Notion of public (municipal) contract under the acting legislation

A.G. Ananyev

Ananyev Andrey G., Assistant Professor of the Ryazan State University named for S. Esenin, Candidate of Legal Sciences.

The article analyzes existing legislation on the state (municipal) procurement. Is noted that the legislation do not have a single unified concept under consideration question. The existing attempts to give determination of state (municipal) contract based on the analysis of specific laws, doesn't give a coherent picture. The article analyzes the interconnection the different legislative acts on a considered problem and author made a generalized concept of the state (municipal) contract.

Key words: state (municipal) needs, State (municipal) contract, public legal formation, civil contract, procurements, plan-graph of meet the demands.

Сложность определения отраслевой принадлежности государственного (муниципального) контракта, как верно отмечает А.А. Абрегова, вызвана тем, что регулирование соответствующих закупок, начиная с процесса формирования нужд субъекта, размещения заказов, финансирования закупок, заключения и исполнения контрактов, осуществляется нормами различных отраслей права <1>.

<1> См.: Абрегова А.А. Проблема определения правовой природы государственного контракта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. N 3(27). С. 47.

Большинство дискуссий по вопросу индивидуализации сущности государственного (муниципального) контракта связаны со спецификой субъектного состава (публично-правовой заказчик), целевым содержанием контракта (удовлетворение нужд), особенностями финансирования (выделение бюджетных ассигнований) <2>. Ряд базовых положений, рассматриваемых в качестве принципов договорного права (свобода договора, недопустимость одностороннего отказа от договора), по справедливому замечанию В.В. Ванина, здесь либо подвергнуты значительным ограничениям, либо не действует вовсе, разворачивая баланс интересов сторон в сторону публично-правового образования <3>. Вместе с тем понимание правовой сущности государственного (муниципального) контракта является ключевым моментом в характеристике его режима (гражданско-правового либо административно-правового).

<2> См.: Виданова А.И. Государственный (муниципальный) контракт: особенности заключения, изменения, расторжения // Практика муниципального управления. 2010. N 12. С. 12 - 18.
<3> См.: Ванин В.В. Государственный контракт как правовая форма отношений по удовлетворению публичных нужд // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. N 6. С. 12.

Единого законодательного закрепления, унифицированного определения государственного (муниципального) контракта не имеется. В нормативных актах приводятся различные определения такого контракта, отражающие те или иные аспекты в зависимости от целей нормативного акта, но не дающие единой целостной дефиниции <4>.

<4> См.: Шихова С.С. Понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и проблемы отграничения его от предпринимательского договора // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. N 1. С. 155.

Статьи с 525 по 534 ГК РФ в общем виде регламентируют отношения, связанные с государственным контрактом (основание и порядок заключения, исполнение, оплату). Основная цель норм данного раздела ГК РФ, по справедливому утверждению Р.Р. Габитова, состоит в закреплении нормативных положений, которые выделяют важнейшую специфику рассматриваемых отношений, - участие в них государства или муниципальных образований как публично-правовых образований, имеющих особый правовой статус <5>.

<5> См.: Габитов Р.Р. Актуальные вопросы договора поставки для государственных нужд: анализ законодательства и судебной практики // Юрист. 2013. N 14 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").

Пожалуй, первым в современной России нормативным актом, упомянувшим понятие "государственный контракт", стал ныне утративший силу Закон РФ 1992 г. "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" <6>. Легальное определение понятие "государственный контракт" впервые получило спустя шесть лет в ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (ФЗ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 29.12.2015)) (далее - БК РФ).

<6> Закон РФ от 28 мая 1992 г. N 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" (утратил силу в связи с изданием ФЗ от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").

На сегодняшний день определение государственного и муниципального контракта предусмотрено ФЗ от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, ФЗ N 44-ФЗ). В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ в общем виде государственный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени Российской Федерации или субъекта РФ для обеспечения государственных нужд. Муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд <7>.

<7> См.: Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением определенных случаев. При этом совокупность всех заключенных государственных или муниципальных контрактов за счет средств соответствующего бюджета законодательство именует государственным или муниципальным заказом, который объединяет в себе все обязательства соответствующего бюджета по оплате товаров, работ и услуг, выполненных на основании государственных или муниципальных контрактов <8>.

<8> См., напр.: Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008 (размещено в СПС "КонсультантПлюс"); Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2002) // СПС "КонсультантПлюс".

Следует отметить, что приведенные дефиниции в полной мере не раскрывают гражданско-правового механизма возникающих отношений. В этой связи для получения полной картины при формулировании определения соответствующего контракта необходимо руководствоваться также положениями ст. 526 ГК РФ, в соответствии с которой по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров <9>. При этом заключение государственного (муниципального) контракта может быть направлено не только на удовлетворение нужд в имущественной сфере соответствующих публично-правовых образований, но и на формирование кадрового состава органов управления и штатных сотрудников соответствующих учреждений, обеспечивающих выполнение государственных или муниципальных функций <10>.

<9> См.: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2013 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
<10> См., напр.: Шемякин Б.А. Государственный заказ как основа профессионального развития кадров государственной службы // Качество и эффективность профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих: Материалы учеб.-методич. семинара. М.: РАГС, 2003; Сандрюкова Е.А. Актуальные вопросы формирования государственного заказа на подготовку специалистов для службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Российский следователь. 2012. N 13.

Термин "гражданско-правовой договор бюджетного учреждения", которым оперировал ранее в ст. 9 ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) <11>, в Законе N 44-ФЗ не используется <12>. В силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ все гражданско-правовые договоры на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (в определенных законом случаях), именуются контрактами.

<11> ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ). При этом в отдельных отношениях данный Закон сохранял силу. Так, в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу (1 января 2012 года) ФЗ от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", заказчик (за исключением заказчиков, указанных в ч. 5 - 8 ст. 8) не разместил в порядке, установленном указанным Законом, утвержденное положение о закупке, он при закупке должен руководствоваться положениями ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ до дня размещения утвержденного положения о закупке.
<12> См.: Трефилова Т.Н. Федеральные законы N 44-ФЗ и N 94-ФЗ: Сравнительный аналитический обзор (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2013) // СПС "КонсультантПлюс".

В Законе N 94-ФЗ, помимо термина "государственный или муниципальный контракт", использовалось также определение договора бюджетного учреждения. Государственный контракт - договор, заключаемый в целях обеспечения нужд РФ или субъекта РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ) <13>. Муниципальный контракт - контракт, который заключается за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в целях удовлетворения потребностей муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ) <14>. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения - договор, заключаемый для обеспечения потребностей в товарах, работах и услугах федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений независимо от источников финансирования. В совокупности указанные договоры также обобщенно именовались контрактами (ст. 5 Закона N 94-ФЗ). В связи с этим в настоящее время законодатель упразднил данную конструкцию.

<13> См.: Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: Монография. М.: Юстицинформ, 2012 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
<14> См.: Лобов А.Ю. Сравнительная характеристика Закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Как верно отмечено в литературе, Закон N 44-ФЗ по сравнению с Законом N 94-ФЗ уточнил предмет регулирования в сфере государственных закупок. Теперь в него вошли планирование государственных закупок, мониторинг этих закупок, аудит в указанной сфере и контроль в сфере закупок. Более традиционный предмет регулирования - заключение гражданско-правовых договоров, направленных на удовлетворение государственных или муниципальных нужд - в действующем законодательстве уточнен внешне несущественно, но значимо, поскольку оно разрешает проблему применения законодательства о госзакупках к заключению договоров на приобретение недвижимости и аренды имущества <15>.

<15> См.: Петрищев В. Госзакупкам - зеленый свет // ЭЖ-Юрист. 2013. N 15 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").

Следует согласиться с мнением о том, что государственный (муниципальный) контракт в определенной мере воспроизводит механизм опционных договоров. Опционы, как пишет Р. Хрущев, полезны для более широкой сферы гражданско-правового оборота. Они целесообразны и необходимы для конкурентных общественных закупок, включая экстраординарные и текущие закупки для федеральных государственных нужд, закупки в реальном секторе и сельском хозяйстве, закупки продукции и результатов деятельности <16>. Правила об опционных договорах введены в действие с 1 июня 2015 года, и им посвящены ст. 429.2 - 429.3 ГК РФ (в ред. ФЗ от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ). Закрепляемая в ГК конструкция отчасти применима к положениям государственного (муниципального) контракта, вместе с тем она не устраняет специфики и особенностей, следующих из специального законодательства.

<16> См.: Хрущев Р. Госзакупки: модель опционного договора // Конкуренция и право. 2012. N 6 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").

Характерной отличительной чертой государственного (муниципального) контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Данная особенность закреплена как в ГК РФ (ст. 526), так и в Законе N 44-ФЗ. Следует отметить, что во внутренней структуре норм о государственных (муниципальных) контрактах усматриваются различные составляющие, требующие научного анализа, но понятие "государственные (муниципальные) нужды" является ключевым элементом системы государственного (муниципального) заказа <17>. Как справедливо отмечает Е.Л. Барыбина, категория "государственные (муниципальные) нужды" претерпела существенные изменения с развитием и совершенствованием законодательства о государственных закупках <18>.

<17> См.: Спиридонов С.А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 4. С. 17.
<18> См.: Барыбина Е.Л. Понятие "государственные (муниципальные) нужды" в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. 2014. N 10 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").

Действующий в настоящее время Закон N 44-ФЗ не содержит определения государственных (муниципальных) нужд. Было бы правильным, если бы законодатель все же закрепил, что такое "нужды", в нормативном документе. Полагаем, что термин "государственные (муниципальные) нужды" как дефиниция, имеющая самостоятельное юридическое значение, должна иметь легальную закрепленность.

Поскольку Законом N 94-ФЗ было предусмотрено определение понятия государственных нужд без ограничения целевой направленности государственных потребностей, в ч. 2 ст. 1 ФЗ от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ (в ред. от 20.04.2014) "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" было внесено соответствующее изменение. Согласно ему перечень целей поставок продукции для государственных нужд, предусмотренный Законом о поставках продукции, также в настоящее время является открытым. Закон N 44-ФЗ распространяет действие на закупки любых товаров, работ, услуг, удовлетворяемых путем заключения соответствующих договоров, которые по своим признакам относятся к государственным или муниципальным нуждам, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 1 Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности России и ее субъектов в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также государственных и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Россия. Вместе с тем из п. 1 ст. 1 ФЗ N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" соответствующее определение изъято, а определения, содержавшиеся в ст. 3 Закона N 94-ФЗ, в настоящее время не применяются <19>.

<19> См.: Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: Деловой двор, 2014 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").

Исходя из действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что содержание категории "государственные нужды" составляют потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления государством своих функций и полномочий. Факторами отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам можно считать признаки, отражающие как сущностные признаки государственных нужд, так и формально-юридические. Так, те или иные потребности должны быть признаны государством в качестве государственных нужд, если реализация их будет финансироваться из средств бюджета и привлекаемых в установленном порядке внебюджетных источников. При этом удовлетворение соответствующих нужд осуществляется посредством разработки и утверждения специального правового механизма взаимодействия государства и предпринимателей, включая использование установленных законом способов размещения заказов государства и применения особой договорной конструкции - государственного контракта <20>. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении муниципальных нужд.

<20> См.: Розовенко М.В. Понятие и порядок определения государственных нужд // Общество и право. 2011. N 5. С. 120 - 123.

Как отмечается в литературе, функциональным назначением государства и муниципального образования является необходимость охраны и защиты публичного интереса, который определяется как интерес народа, проживающего на соответствующей территории, то есть общественного интереса. Соответственно, заявляемые нужды должны быть сопряжены с соответствующим функциональным назначением государственного (муниципального) заказчика <21>.

<21> См., напр.: Странцова С.А. Проблема определения понятия государственных и муниципальных нужд как основания для изъятия земельного участка со сносом жилых помещений // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2009. N 3. С. 47.

Вместе с тем Н.А. Сыроедов считает, что целесообразно вернуться к понятию "общественные нужды", применительно к изъятию участков, так как понятие "государственные и муниципальные нужды" не всегда совпадает с действительными потребностями общества <22>. Мы полагаем, что данная категория может быть транслирована на любые нужды, реализуемые в рамках государственных (муниципальных) контрактов, так как они обусловлены функциональным назначением, на который мы указали ранее.

<22> См.: Сыроедов Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. 2004. N 10. С. 69.

Вопросы об определении понятия "государственные (муниципальные) нужды" и его соотношении с понятием "общественный интерес" широко обсуждаются и в российской юридической литературе. По мнению Н.П. Кабытова, под названными нуждами следует понимать потребность соответствующего публично-правового образования в использовании того или иного имущества в соответствии с его установленными функциями и законно разрешенным использованием <23>. Р.Г. Аракельян, исследуя данные вопросы, пришел к выводу, что рассматриваемые нужды являются задачами органов государственной власти и местного самоуправления, как предусмотрено Конституцией РФ и принятыми в ее развитие соответствующими нормативными актами <24>.

<23> См.: Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2004. С. 136.
<24> См.: Аракельян Р.Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности (гражданско-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 18.

С учетом приведенных позиций возможно говорить о том, что государственные (муниципальные) нужды определяются как деятельность органов государственной власти или местного самоуправления или иных уполномоченных ими лиц, направленная на выявление потребностей соответствующего государственного образования, государства в целом или муниципального образования в товарах, работах, услугах <25>.

<25> См.: Гребенщикова Я.Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

Обобщая вышеизложенное, можно предложить следующее определение государственного (муниципального) контракта, исходя из системы действующего законодательства. Государственный (муниципальный) контракт - это заключаемый от имени соответствующего публично-правового образования в соответствии с планом-графиком обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством порядке гражданско-правовой договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу для реализации или обеспечения ими их публично-правовых функций и общественного интереса, а государственный (муниципальный) заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров в порядке и на условиях, определяемых заключенным договором и в пределах лимитов бюджетных обязательств соответствующего публично-правового образования.

Литература

  1. Абрегова А.А. Проблема определения правовой природы государственного контракта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. N 3(27).
  2. Аракельян Р.Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности (гражданско-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
  3. Барыбина Е.Л. Понятие "государственные (муниципальные) нужды" в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. 2014. N 10 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  4. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  5. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: Деловой двор, 2014 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  6. Ванин В.В. Государственный контракт как правовая форма отношений по удовлетворению публичных нужд // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. N 6.
  7. Виданова А.И. Государственный (муниципальный) контракт: особенности заключения, изменения, расторжения // Практика муниципального управления. 2010. N 12.
  8. Габитов Р.Р. Актуальные вопросы договора поставки для государственных нужд: анализ законодательства и судебной практики // Юрист. 2013. N 14 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  9. Гребенщикова Я.Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
  10. Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2004.
  11. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: Монография. М.: Юстицинформ, 2012 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  12. Лобов А.Ю. Сравнительная характеристика Закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2013) // СПС "КонсультантПлюс".
  13. Петрищев В. Госзакупкам - зеленый свет // ЭЖ-Юрист. 2013. N 15 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  14. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2002) // СПС "КонсультантПлюс".
  15. Розовенко М.В. Понятие и порядок определения государственных нужд // Общество и право. 2011. N 5.
  16. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2013 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  17. Сандрюкова Е.А. Актуальные вопросы формирования государственного заказа на подготовку специалистов для службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Российский следователь. 2012. N 13. С. 42 - 44.
  18. Спиридонов С.А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 4. С. 17.
  19. Странцова С.А. Проблема определения понятия государственных и муниципальных нужд как основания для изъятия земельного участка со сносом жилых помещений // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2009. N 3.
  20. Сыроедов Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. 2004. N 10.
  21. Трефилова Т.Н. Федеральные законы N 44-ФЗ и N 94-ФЗ: Сравнительный аналитический обзор (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2013) // СПС "КонсультантПлюс".
  22. Хрущев Р. Госзакупки: модель опционного договора // Конкуренция и право. 2012. N 6 (размещено в СПС "КонсультантПлюс").
  23. Шемякин Б.А. Государственный заказ как основа профессионального развития кадров государственной службы // Качество и эффективность профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих: Материалы учеб.-методич. семинара. М.: РАГС, 2003.
  24. Шихова С.С. Понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и проблемы отграничения его от предпринимательского договора // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. N 1.