Мудрый Юрист

Международное сотрудничество России в сфере выдачи лиц для уголовного преследования на основе принципа взаимности

Щерба Сергей Петрович, заведующий отделом международного сотрудничества и сравнительного правоведения Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В статье раскрываются понятие, содержание и значение принципа взаимности, на основе которого Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в сфере выдачи лиц для уголовного преследования, изложены требования, предъявляемые к процессуальной форме и содержанию запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности. В порядке de lege ferenda сформулированы предложения по совершенствованию нормативных положений УПК РФ.

Ключевые слова: международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, выдача для уголовного преследования, принцип взаимности.

International cooperation of Russia in the sphere of extradition of persons for criminal prosecution on the basis of mutuality principle

S.P. Shcherba

Shcherba Sergey P., Head of the Department of International Cooperation and Comparative Law of the Scientific Research Institute of the Academy of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation.

The article describes the concept, content and significance principle of mutuality, on the basis of which the Russian Federation implements international cooperation in extradition of persons for criminal prosecution, the requirements for procedural form and content of the request for extradition of persons on the basis of reciprocity are set out. The proposals for the improvement of regulations Code of Criminal Procedure are formed from the point of de lege ferenda.

Key words: international cooperation in criminal matters, extradition for criminal prosecution, the principle of mutuality.

Опыт международного сотрудничества России с иностранными государствами в борьбе с преступностью показывает, что лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, все чаще скрываются от органов следствия и суда в тех зарубежных странах, с которыми Российская Федерация не имеет двусторонних договоров о выдаче для уголовного преследования <1>.

<1> См. об этом подробно: Карапетян С.А. Российская прокуратура всегда выступала за консолидацию международных усилий в борьбе с новыми вызовами и угрозами // Прокурор. 2015. N 3. С. 4 - 14.

В свою очередь отсутствие у Российской Федерации двусторонних международных договоров о выдаче с рядом стран (Гана, Камбоджа, Канада, Парагвай, США, Эквадор, ЮАР и др.) затрудняет эффективное международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции и нередко влечет отказы в выдаче конкретных лиц, совершивших преступления на территории России.

Подобная практика приводит к нарушению прав потерпевших на справедливое судебное разбирательство в разумный срок (ст. 6.1 УПК РФ), на возмещение (компенсацию) имущественного и иного вреда, причиненного преступлением, в соответствии с национальным законодательством (ст. 52 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 42, 44 УПК РФ) и Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. N 40/34.

Между тем Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/116, утвердившая Типовой договор о выдаче, настоятельно призывает все государства и впредь расширять международное сотрудничество в области уголовного правосудия, особенно в сфере выдачи лиц для уголовного преследования <2>.

<2> См.: Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 1992. С. 56 - 57.

Отмечая важное значение этих документов ООН для укрепления взаимодействия стран мира в борьбе с организованной преступностью, XIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (г. Доха, 12 - 19 апреля 2015 г.) в своих рекомендациях предложил применять более гибкий подход и более широкий спектр правовых основ для международного сотрудничества в данной сфере, включая внутреннее законодательство и принцип взаимности <3>. И это закономерно.

<3> См.: Доклад о работе XIII Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (г. Доха, 12 - 19 апреля 2015 г.) // Документ ООН A/CONF.222/17. 2015. 29 April.

В сфере выдачи лиц для уголовного преследования взаимность и доверие взаимодействующих сторон играют ключевую роль в принятии решения о выдаче.

Не случайно Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка в докладе на XX Ежегодной конференции МАП (г. Цюрих, 14.09.2015) отметил, что было бы актуально рекомендовать государствам включить в свое законодательство положения, позволяющие исполнять иностранные запросы о выдаче на основе принципа взаимности <4>.

<4> См.: Чайка Ю.Я. Доклад по основной теме конференции "Международное сотрудничество в борьбе с беловоротничковой преступностью, коррупцией и отмыванием доходов, полученных преступным путем: некоторые проблемы и пути их решения" // Прокурор. 2015. N 4. С. 44 - 50.

Взаимность - это важнейший правовой, политический и дипломатический принцип международного сотрудничества, содержание которого включает совокупность общих и специальных правил и процедур взаимодействия компетентных органов государств в сфере розыска и выдачи лиц для уголовного преследования.

В соответствии с международным правом правило взаимности, отраженное в многостороннем или двустороннем договоре либо в национальном законодательстве, является одновременно и принципом, и обыкновением, которые для сотрудничающих государств в сфере выдачи обладают юридической силой и обусловливают обязательства сторон.

При выдаче лица на основе принципа взаимности реализуется так называемая международная вежливость, суть которой заключается в добровольном решении запрашиваемой стороны выдать запрашивающей стороне лицо для уголовного преследования при условии, что запрашивающее государство в подобной (аналогичной) ситуации окажет взаимную помощь и примет решение о выдаче лица на основе данного принципа.

Именно поэтому в международном публичном праве и конвенционных нормах принципы взаимности и вежливости признаны непосредственно связанными понятиями. Международная взаимность и вежливость - это правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания и уважения интересов участников международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции <5>.

<5> См.: Ларина Ф.Ш. Протокол и этикет в праве внешних сношений // Юридический мир. 2007. N 2. С. 26 - 29.

В этой связи В.М. Волженкина вполне обоснованно относит к числу принципов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства прежде всего принцип взаимности и лишь за ним в порядке значимости включает следующие: добровольность; соблюдение суверенитета и безопасности договаривающихся стран; непременная уступка части суверенитета (применение иностранного уголовного процесса); соответствие просьбы запрашивающей страны законодательству исполняющего государства; взаимодействие на основе права, предусмотренного международным договором; равенство полномочий судебно-следственных органов суверенных государств, осуществляющих взаимодействие; обеспечение правовой защиты и равенства прав всех участников уголовного процесса; реализация условий договора посредством применения национального уголовно-процессуального законодательства; ограничение действия и применения международного договора территориями договаривающихся стран; соблюдение прав и интересов третьих стран участниками договорных отношений; обязательность выполнения условий договора; принцип законности <6>.

<6> Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 70 - 71.

Для того чтобы стать нормативно-правовой основой взаимодействия компетентных органов государств в сфере выдачи, принцип взаимности должен быть закреплен в многостороннем или двустороннем договоре сотрудничающих сторон либо в национальном законодательстве, регулирующем принципы, основания и механизмы оказания правовой помощи по уголовным делам.

В позитивном контексте следует отметить, что принцип взаимности в сфере выдачи лиц для уголовного преследования отражен во многих универсальных договорах, посвященных сотрудничеству государств в борьбе с преступностью.

Так, в статье 6 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 1988 г. установлено, что стороны, "не обусловливающие выдачу наличием договора, признают правонарушения, к которым применяется настоящая статья, в качестве правонарушений, которые могут повлечь взаимную выдачу" (пункт 4).

Аналогичные по своему содержанию нормативные правила предусмотрены также в п. 6 ст. 16 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., в п. 3 ст. 27 Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и других многосторонних договорах.

Так, согласно ч. 7 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. любая Сторона может проявить взаимность в отношении любых преступлений, исключенных из сферы применения данной Конвенции в соответствии с настоящей статьей.

Российская Федерация, реализуя свое суверенное право в сфере выдачи преступников, руководствуется нормативным положением ч. 2 ст. 63 Конституции о том, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

С учетом этих конституционных положений принцип взаимности в сфере выдачи легально закрепляется в международных договорах Российской Федерации и федеральных законах.

Так, в ст. 12 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлено, что решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации.

В случае если у Российской Федерации нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, при условии соблюдения принципа взаимности.

В статье 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" Российская Федерация заявила о том, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Конвенции она будет на основе взаимности рассматривать Конвенцию в качестве необходимой и достаточной договорно-правовой основы для принятия мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 13 Конвенции.

В соответствии с пунктом 5(a) статьи 16 названной Конвенции Российская Федерация также заявила, что она будет на основе взаимности использовать Конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами - участниками Конвенции.

В этом ряду следует назвать и Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", в котором Российская Федерация заявила о том, что в соответствии с п. 6(a) ст. 44 Конвенции она будет на основе взаимности использовать Конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами - участниками Конвенции (п. 2 ст. 1) и что положения п. 15 ст. 44 данной Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества в вопросах выдачи и правовой помощи (п. 3 ст. 1).

Как видно, принцип взаимности в сфере выдачи лиц для уголовного преследования стал общепризнанным и получил юридическую поддержку не только в международных договорах, но и в федеральных законах Российской Федерации.

В этой связи представляется устаревшим мнение известного специалиста А.И. Бойцова о том, что "в качестве последних пока выступает УПК РФ" <7>, согласно которому Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 460).

<7> См.: Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 267.

В законодательстве многих зарубежных стран (например, Австрии, Аргентины, Великобритании, Испании, Италии, ФРГ, Эстонии, Японии и др.) также содержатся нормативные правила о том, что выдача лица для уголовного преследования может быть осуществлена как на основе международного договора, так и на основе принципа взаимности <8>.

<8> См. об этом подр.: Минкова Ю.В. Принципы института выдачи (экстрадиции) в международном праве: Монография. М., 2002. С. 40 - 47; Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение: Метод. пособие. М., 1997. С. 42 - 107.

Так, законодательство Италии не обусловливает выдачу только наличием договора с запрашивающим государством. В соответствии со ст. 696 УПК Италии выдача может быть разрешена как жест доброй воли в рамках международных отношений на основе принципа взаимности.

Очевидно также, что законодательство России, Италии и других стран мира рассматривает выдачу на основе принципа взаимности как акт доброй воли, который априори означает, что не все просьбы запрашивающего государства о выдаче лица на основе принципа взаимности должны быть удовлетворены запрашиваемой стороной.

Поэтому отсутствие доброй воли на выдачу лица на основе принципа взаимности не следует драматизировать, а тем более гипертрофировать путем отнесения данного принципа к сфере внешней политики, а не к области международного и национального права <9>.

<9> О подобных подходах к данной проблеме см.: Бастрыкин А.И. Институт выдачи: взаимодействие национальных и международных норм // Советский ежегодник международного права 1989-90-91 / Под ред. Л.Н. Галенской. СПб., 1992. С. 116 - 117.

В этом контексте наиболее верное и точное понимание данной проблемы отражено в работе В. Кутикова. По его мнению, когда два и более государства строят свои взаимоотношения на основе принципа взаимности, то одна сторона может осуществить свои права и обязательства лишь при условии, что другая сторона действует таким же образом <10>.

<10> Кутиков В. Принцип взаимности и его применение в области международного публичного и международного частного права // Трудове по международно праве. София, 1967. Т. 1. С. 60 (на болгарском языке).

При этом выдача на основе принципа взаимности базируется на фундаментальных принципах международного права, среди которых доминирующее значение имеют два: 1) принцип двойной преступности, заключающийся в том, что содеянное считается преступным по законодательству обеих сторон; 2) принцип специальности, именуемый также правилом конкретности, согласно которому выданное лицо должно быть судимо и наказано исключительно за те преступления, в связи с которыми испрашивалась и осуществлялась экстрадиция <11>.

<11> См.: Броунли Я. Международное право: В 2-х кн. М., 1977. Кн. 1. С. 447 - 448.

Как известно, данные принципы закреплены соответственно в ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 14 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г.

В национальном законодательстве России принципы двойной криминализации и конкретности нормативно закреплены в УПК РФ.

Так, в части 2 ст. 460 предусмотрено, что направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора.

В части 1 ст. 461 установлено, что лицо, выданное иностранным государством Российской Федерации, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

Системный анализ этих нормативных положений УПК РФ в их взаимосвязи позволяет сделать общий вывод о том, что выдача на основе принципа взаимности обусловлена не только условиями его реализации, но и материально-правовыми основаниями, при отсутствии которых в выдаче может быть отказано запрашивающему государству независимо от доброй воли сотрудничающих сторон.

Суммируя вышеизложенное и учитывая, что в международном праве и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится легального определения понятия выдачи на основе принципа взаимности, предлагается следующая авторская дефиниция: "Выдача лица для уголовного преследования на основе принципа взаимности представляет собой основанную на нормах международного права и национального законодательства просьбу запрашивающего государства о выдаче лица, подкрепленную письменным обязательством компетентного органа о том, что в аналогичной или сходной ситуации запрашивающему государству будет выдано лицо с соблюдением порядка и условий, предусмотренных внутренним законодательством запрашиваемой стороны".

Полагаем, что в данное определение включены все элементы содержания понятия выдачи лица на основе принципа взаимности.

Что касается процессуальной формы и механизмов реализации принципа взаимности при принятии решения о выдаче лица для уголовного преследования за совершенное преступление, то они в общем виде определены в статьях 460 - 462 УПК РФ, однако имеют, на наш взгляд, следующие особенности.

Прежде всего отметим, что решение вопроса о подготовке и направлении запроса о выдаче на основе принципа взаимности относится к исключительной компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ч. 2 ст. 453 УПК РФ).

Только Генеральный прокурор Российской Федерации наделен правом направлять иностранному государству запрос Российской Федерации о выдаче ей лица для уголовного преследования и представлять письменное обязательство выдавать в будущем этому государству лиц на основе принципа взаимности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 460 УПК).

Нормативное положение "в соответствии с законодательством Российской Федерации" означает, что при подготовке и направлении иностранному государству запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности должны соблюдаться все основания и условия для взаимной выдачи, закрепленные в ч. 2 ст. 63 Конституции Российской Федерации, в статьях 460 и 461 УПК РФ.

В частности, деяние, в связи с которым направляется запрос о выдаче, должно являться уголовно наказуемым в соответствии с законодательством обоих государств; за его совершение предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (ч. 2 ст. 460 УПК РФ).

При этом необходимо учитывать нормативные положения п. 2 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. о том, что в случае, если просьба о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или подпадает под постановление об аресте, однако некоторые из которых не отвечают условию в отношении срока наказания, которое может быть установлено, запрашиваемая сторона также имеет право осуществить выдачу за остальные преступления.

В случае, когда в международном договоре Российской Федерации или в законодательстве иностранного государства предусмотрены иные (отличающиеся от установленных в УПК РФ) условия выдачи на основе принципа взаимности, а также дополнительные требования к реквизитам и форме направляемых запросов, то они должны соблюдаться без каких-либо оговорок.

Так, В.П. Зимин обоснованно указывает на то, что представление доказательств виновности лица, выдача которого запрашивается, может быть затребовано некоторыми иностранными государствами исходя из их законодательства и (или) практики (это характерно, например, для государств англосаксонской системы права) <12>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное).

<12> См.: Зимин В.П. Комментарий к главе 54: Выдача лица для уголовного преследования // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. С. 1228.

Содержание запроса о выдаче на основе принципа взаимности, его обязательные реквизиты, а также перечень прилагаемых к нему процессуальных решений, в том числе судебных актов, детально регламентированы в ч. ч. 4 и 5 ст. 460 УПК РФ.

В соответствии с названными нормами УПК РФ и сложившейся международной практикой запрос о выдаче Российской Федерации лица, находящегося на территории иностранного государства, для уголовного преследования должен содержать:

  1. полное и точное наименование компетентного органа запрашиваемого иностранного государства и его юридический (почтовый) адрес;
  2. официальное наименование и почтовый адрес запрашивающего органа - Генеральной прокуратуры Российской Федерации с указанием даты и номера запроса;
  3. комплимент (международную вежливость) Генеральной прокуратуры Российской Федерации компетентному органу иностранного государства, свидетельствующий об уважении к его статусу и деятельности;
  4. информацию о том, в производстве какого компетентного органа Российской Федерации находится уголовное дело по обвинению конкретного лица в совершении преступления, предусмотренного пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса Российской Федерации, с кратким описанием преступных деяний, в которых лицо обвиняется;
  5. полное имя лица, в отношении которого направляется запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
  6. сведения о том, каким следственным органом Российской Федерации и когда (день, месяц, год) вынесено постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого;
  7. сведения о том, каким федеральным судом (судьей) и когда (день, месяц, год) избрана в отношении данного лица мера пресечения в виде заключения под стражу (выдан ордер на арест) и до какого дня, месяца, года действует эта мера пресечения;
  8. сведения о том, каким компетентным органом Российской Федерации, уполномоченным осуществлять розыск скрывшихся преступников, принято решение (вынесено постановление) об объявлении лица в международный розыск с указанием дня, месяца, года;
  9. изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направляется запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций со ссылкой на прилагаемые документы;
  10. информацию о том, что, по официальным данным НЦБ Интерпола иностранного государства или компетентного органа иностранного государства либо посольства Российской Федерации в конкретном государстве, лицо, подлежащее выдаче, установлено (задержано) на территории запрашиваемого государства;
  11. просьбу Генерального прокурора Российской Федерации, основанную на принципе взаимности (со ссылкой на ч. 1 ст. 460 УПК РФ), заключить под стражу и выдать гражданина Российской Федерации (его Ф.И.О., день, месяц и год рождения, полное название места рождения и проживания) для привлечения к уголовной ответственности на основании и в порядке, установленных в УК РФ и УПК РФ.

В запросе о выдаче Российской Федерации лица, находящегося на территории иностранного государства, на основе принципа взаимности Генеральная прокуратура Российской Федерации должна отразить письменные обязательства и гарантии того, что:

  1. в соответствии с нормами международного права выдаваемому лицу будут предоставлены все возможности для защиты, в том числе помощь адвокатов, он не будет подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. ст. 7, 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966);
  2. запрос о выдаче не имеет цели преследования лица по политическим мотивам, поскольку оно обвиняется в совершении общеуголовных преступлений;
  3. лицо не преследуется в связи с его расовой принадлежностью, вероисповеданием, национальностью или политическими взглядами;
  4. смертная казнь, как исключительная мера наказания, не применяется в связи с подписанием Россией Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950;
  5. согласно положением ч. 2.1 ст. 59 УК РФ смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям;
  6. в соответствии с ч. 3 ст. 78 УК РФ течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной;
  7. запрашиваемое к выдаче лицо совершило особо тяжкое преступление и скрывается от правосудия, течение срока давности привлечения данного лица к уголовной ответственности приостановлено, иммунитетом, освобождающим от уголовного преследования, оно не обладает;
  8. гражданин Российской Федерации будет привлечен к уголовной ответственности только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача, и после окончания уголовного преследования либо судебного разбирательства, а в случае вынесения обвинительного приговора - после отбытия наказания сможет покинуть территорию Российской Федерации;
  9. уполномоченный компетентный орган Российской Федерации в сфере выдачи - Генеральная прокуратура Российской Федерации подтверждает готовность оказывать компетентному органу иностранного государства аналогичную или иную правовую помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности при соблюдении законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что запросы о выдаче и прилагаемые к ним документы зачастую становятся известными широкой общественности в запрашиваемом государстве, в том числе обвиняемым, объявленным в розыск, а лица, подлежащие выдаче, узнав об этом, скрываются на территории третьих стран, полагаем, что в целях исключения таких ситуаций в каждом запросе должна содержаться просьба Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить конфиденциальность запроса о выдаче и прилагаемых к нему документов вплоть до момента фактической передачи выдаваемого лица на территорию Российской Федерации.

На наш взгляд, перечисленные обязательства, гарантии и просьбы Генеральной прокуратуры Российской Федерации должны являться составными элементами содержания запроса о выдаче лица для уголовного преследования и их следовало бы закрепить в ч. 4 ст. 460 УПК РФ в виде нормативных правил.

В заключение отметим, что, по данным Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации, нынешнее состояние сотрудничества между компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного преследования в целом свидетельствует о взаимном доверии и стремлении повышать его эффективность <13>.

<13> См.: Фесенко Л.А. Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ в сфере осуществления уголовного преследования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 8. С. 74.

Изученная нами практика показывает, что Генеральная прокуратура Российской Федерации наращивает опыт направления в иностранные государства запросов о выдаче России лиц для уголовного преследования на основе принципа взаимности.

В последние два года Генеральная прокуратура Российской Федерации запрашивала выдачу лиц для привлечения к уголовной ответственности на основе принципа взаимности с территории Гайаны, Тринидада и Тобаго, Камбоджи, Никарагуа и других стран мира, с которыми Россия не имеет договорных отношений в сфере выдачи.

Вместе с тем дальнейшее совершенствование нормативных правил подготовки, направления и исполнения запросов о выдаче Российской Федерации иностранным государством лиц для уголовного преследования на основе принципа взаимности позволит более эффективно применять этот институт уголовно-процессуального права в сфере международного сотрудничества по уголовным делам.

В то же время результаты исследования теоретических и прикладных проблем выдачи лиц для уголовного преследования на основе принципа взаимности дают возможность сформулировать новые научные положения о реализации данного института в современных условиях.

Литература

  1. Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 267.
  2. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / Науч. ред. проф. А.Б. Соловьев. М.: Юрлитинформ, 2000.
  3. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 70 - 71.
  4. Ларина Ф.Ш. Протокол и этикет в праве внешних сношений // Юридический мир. 2007. N 2. С. 26 - 29.
  5. Минкова Ю.В. Принципы института выдачи (экстрадиции) в международном праве: Монография. М., 2002.
  6. Фесенко Л.А. Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ в сфере осуществления уголовного преследования / Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 8. С. 74 - 79.
  7. Щерба С.П. Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы прокурорской деятельности: Курс лекций / В.Г. Бессарабов и др.; под ред. О.С. Капинус; рук. авт. кол. Б.В. Коробейников; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М.: Проспект, 2016. С. 199 - 220.