Мудрый Юрист

Внебюджетные фонды как объекты общественного контроля: пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования

Гриб Владислав Валерьевич, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются внебюджетные фонды как объекты общественного контроля. Особое внимание уделяется характерным особенностям деятельности таких внебюджетных фондов, как Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Автор анализирует формы общественного контроля за деятельностью государственных и негосударственных внебюджетных фондов. В заключении содержится вывод о необходимости участия гражданского общества в развитии общественного контроля в социальной сфере.

Ключевые слова: общественный контроль, внебюджетные фонды, Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, законодательство.

Non-Budgetary Funds as Public Control Objects: Pension Fund of the Russian Federation, Non-State Pension Funds, Compulsory Medical Insurance Fund, Social Insurance Fund

V.V. Grib

Grib Vladislav V., Doctor of Law, Professor.

The article considers non-budgetary funds as public control objects. Special attention is paid to characteristic features of activity of such non-budgetary funds as the Pension Fund of the Russian Federation, non-state pension funds, Compulsory Medical Insurance Fund and Social Insurance Fund. The author analyzes forms of public control over the activity of state and non-state non-budgetary funds. The conclusion includes the learning point about the necessity of participation of the civil society in the public control development in the social sphere.

Key words: public control, non-budgetary funds, Pension Fund of the Russian Federation, non-state pension funds, Compulsory Medical Insurance Fund, Social Insurance Fund, Legislation.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. В частности, Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

Отнесение Пенсионного фонда РФ к категории органов, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, нашло свое закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П, из которого следует, что он выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Негосударственные пенсионные фонды в соответствии с ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" осуществляют исключительную деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, и обязательному пенсионному страхованию.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд, так же как Пенсионный фонд РФ, аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. В связи с этим представляется целесообразным применить к негосударственным пенсионным фондам выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П, относительно наличия у них публично-властных полномочий.

Фонд социального страхования РФ, согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 <1>, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

<1> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 8. Ст. 599.

Основными задачами Фонда социального страхования РФ являются:

Для выполнения возложенных на Фонд социального страхования РФ задач ему передан ряд властных полномочий, в частности:

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ в соответствии с Уставом Фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 <2>, реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 32. Ст. 3902.

Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим, в частности, следующие властные полномочия:

Общественный контроль за деятельностью государственных и негосударственных внебюджетных фондов осуществляется в следующих формах.

- Предоставление информации о деятельности внебюджетных фондов РФ.

Информация о деятельности внебюджетных фондов РФ размещается на официальных сайтах соответствующих фондов <3>. В частности, на указанных сайтах представлены основные сведения о фондах, о деятельности фондов, различные информационно-аналитические материалы.

<3> См., например: http://www.pfrf.ru, http://www.ffoms.ru, http://fss.ru.

- Предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Реализация данной формы общественного контроля осуществляется в соответствии с ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (вместе с "Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования") (ред. от 15.07.2015).

Постановлением Правления ПФР от 01.10.2013 N 248п (ред. от 21.09.2015) <4> утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на занятие должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, и работниками, занимающими должности в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Постановлением Правления ПФР от 24.06.2013 N 142п (ред. от 21.09.2015) <5> утвержден Порядок представления работниками, занимающими должности в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

<4> Российская газета. 2013. 31 декабря. N 296.
<5> Российская газета. 2013. 23 августа. N 187.

Приказом ФСС РФ от 18.06.2013 N 208 (ред. от 02.12.2015) <6> утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на должности, и работниками, занимающими должности в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

<6> Российская газета. 2013. 19 августа. N 182.

Приказом ФФОМС от 20.11.2012 N 245 (ред. от 19.11.2014) <7> утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, и лицами, замещающими руководящие должности в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

<7> Российская газета. 2013. 23 января. N 12.

- Направление индивидуальных или коллективных обращений граждан в органы государственной власти.

В контексте данной формы общественного контроля целесообразно использование следующих механизмов.

  1. Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц:
  1. Оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использование иных внесудебных процедур урегулирования споров.
  2. Привлечение должностных лиц органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.
  3. Направление обращений в международные и региональные организации.

- Участие представителей общественности в советах, созданных при внебюджетных фондах РФ.

Так, на сегодняшний день при внебюджетных фондах созданы и функционируют общественные и наблюдательные советы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (ред. от 30.12.2015) общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Общественный совет формируется на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". В Общественный совет также могут быть включены граждане Российской Федерации, представляющие иные общественные объединения и организации, в том числе объединения и организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В состав Общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности государственной службы, а также должностные лица и сотрудники государственных внебюджетных фондов. Члены Общественного совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Общественный совет действует на основании Положения об Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений, утвержденного Указом Президента РФ от 23.07.2003 N 827 (ред. от 25.07.2013) <8>.

<8> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Общественный совет имеет право:

  1. запрашивать и получать от уполномоченного федерального органа исполнительной власти и (или) Центрального банка Российской Федерации информацию о деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включая отчетность субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также отчеты аудиторских организаций по указанной отчетности, в порядке, определяемом федеральными законами и Положением об Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений;
  2. заслушивать доклады Центрального банка Российской Федерации о результатах проверок деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;
  3. обращаться в Центральный банк Российской Федерации с требованиями об устранении выявленных нарушений, о проведении дополнительных расследований и проверок деятельности специализированного депозитария, управляющих компаний, принятии иных неотложных мер, устраняющих выявленные факты нарушения прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений;
  4. создавать экспертные группы из числа российских и международных специалистов в области пенсионного обеспечения, рынка ценных бумаг, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, актуарного и финансового моделирования, а также для решения иных вопросов, относящихся к формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Приказом ФСС РФ от 10.05.2007 N 131 (с изм. от 21.03.2008) <9> создан Экспертный общественный совет при Фонде социального страхования Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

<9> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с пунктом 19 части 8 статьи 33 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях дальнейшего совершенствования системы защиты прав застрахованных лиц и реализации законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, осуществления организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования, изучения и обобщения практики применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования при Федеральном фонде обязательного медицинского страхования РФ созданы <10>:

<10> Приказ ФОМС от 3 апреля 2013 г. N 76.
  1. Межрегиональный координационный совет по организации защиты прав застрахованных лиц при предоставлении медицинской помощи и реализации законодательства в сфере обязательного медицинского страхования - коллегиальный орган, который создается при Федеральном фонде обязательного медицинского страхования с целью формирования, внедрения в практику и последующего совершенствования системы обязательного медицинского страхования, в том числе организации защиты прав застрахованных лиц, установленных законодательством Российской Федерации, включая контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования;
  2. Координационный совет по организации защиты прав застрахованных лиц при предоставлении медицинской помощи и реализации законодательства в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается в субъекте Российской Федерации с целью формирования, внедрения в практику и последующего совершенствования системы организации обязательного медицинского страхования, обеспечения и защиты прав застрахованных лиц, установленных законодательством Российской Федерации, и контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.

К сожалению, активность участия общественности в осуществлении общественного контроля за внебюджетными фондами пока носит фрагментарный характер. Вместе с тем деятельность внебюджетных фондов касается всех нас, всех граждан Российской Федерации, что необходимо учитывать при дальнейшем развитии общественного контроля в социальной сфере.