Мудрый Юрист

Миграция и коррупция как системная проблема во взаимоотношениях России со странами СНГ

Уткин Валерий Александрович, профессор кафедры криминологии Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Рассматриваются проблемы миграции в Россию и влияние коррупции на миграционные процессы. Показаны основные причины и опасность такого симбиоза. Предложены пути минимизации коррупционных рисков в реализации формирования миграционной политики в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: миграционные процессы, коррупционные риски, соотечественники, нелегальная миграция, социальная адаптация.

Migration and corruption as a system problem in mutual relations of Russia with the countries of the Commonwealth of Independent States

V.A. Utkin

Utkin Valeriy A., Professor of the Criminology Department of the Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

The problems of migration in Russia and the impact of corruption on migration. The basic causes of the danger of such a symbiosis. Ways to minimize corruption risks in the implementation of the migration policy for socio-economic development of the Russian Federation.

Key words: migration, corruption risks, compatriots, illegal migration, social adaptation.

Миграционные процессы в современном мире являются неотъемлемым фактором развития государственных образований. Перемещение людей по странам и регионам нарастает, при этом миграционные процессы трудно контролируются, особенно если допускаются ослабления взаимодействия государств в области регулирования перемещения больших миграционных потоков. Процессы глобализации, разделения труда, неравномерного экономического развития при снижении в такой стране, как Россия, рождаемости делают миграцию неизбежной.

В результате при положительном значении миграции возникают и негативные последствия, связанные прежде всего с преступностью приезжих, которая во многих российских регионах определяет криминологическую ситуацию. Статистически определить степень участия мигрантов в преступлениях на определенной территории сложно, поскольку это можно сделать только по расследованным преступлениям. Однако, по мнению экспертов, в Москве на долю приезжих приходится до 50% всех зарегистрированных преступлений. В московском метрополитене эта категория совершает еще большую долю преступлений. Преступления мигрантов в большинстве носят корыстный мотив, нередко реализуемый с использованием насилия, применением оружия, в этнических группах, что относит их к тяжким и особо тяжким. Мигранты-иностранцы и лица без гражданства сами являются жертвами преступлений, число которых в Москве в 2015 г. возросло на 21,6%. В 2015 г. за нарушения миграционного законодательства к административной ответственности привлечено 30,8 тысячи человек. За пределы Российской Федерации выдворено принудительно и в форме обязательного выезда 27 518 человек <1>.

<1> Итоги работы ГУ МВД России по г. Москве за 2015 г. [Электронный ресурс] // URL: http://http://petrovka38.ru/Dejatelnost/Statistika/za_2015_god.

Восемь из десяти выявленных в Москве преступников-мигрантов прибыли из стран СНГ. Из них в убывающем порядке в преступной деятельности лидируют граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии.

Сложившаяся ситуация, миграционный кризис в Европе беспокоят власти Российской Федерации. На расширенном заседании Коллегии МВД России 15 марта 2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу - решить острую проблему миграции: "Нужно сделать так, чтобы они жили в нормальных условиях, трудились там, где их берут на работу, чтобы они исполняли законы Российской Федерации, традиции народов, среди которых они живут, и так, чтобы это не создавало проблемы на рынке труда у нас, внутри России, чтобы не вызывать раздражения граждан Российской Федерации" <2>. На заседании Совета Безопасности 31 марта 2016 г. эта линия была подтверждена и рекомендованы меры по пресечению схем легализации иностранцев, выехавших в Россию и пребывающих в нашей стране с нарушением закона <3>.

<2> Расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51515.
<3> Заседание Совета Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51618.

Анализируя причинный комплекс преступности мигрантов, следует отметить его опасный симбиоз с коррупцией. Суть такого сближения заключается в сговоре представителей юридических лиц, использующих труд мигрантов, с должностными лицами контрольных органов в целях обхода установленных правил и норм в этой сфере.

Формы проявления связи коррупции с миграцией заключаются в следующем:

  1. Российский бизнес, стремясь к извлечению прибыли, широко использует труд мигрантов нелегально, через посредников, недоплачивая им при расчетах за выполненную работу, не заботясь о контроле за их поведением, бытовыми и санитарными условиями проживания. Все это становится возможным в результате коррупционных связей устроителей бизнеса с контрольными органами, местными муниципальными властями.
  2. Массовое выявление нелегалов на стройках, предприятиях нередко проводится лишь эпизодически, при резонансных преступлениях с участием иностранцев, а поскольку результат этих действий малоэффективен (через некоторое время картина восстанавливается), можно предположить лишь их показательный характер, опять же под воздействием коррупционной составляющей.
  3. Коррупционные риски возрастают при контакте работодателей с представителями контрольных органов, муниципальными властями при обнаружении фактов нарушения миграционного законодательства. В связи с высоким размером штрафов для юридических лиц, нарушающих миграционное законодательство, стороны прибегают к минимизации санкций КоАП РФ. В формулировках миграционных правил, по нашему мнению, содержатся возможности проявления коррупционных факторов (широта и неопределенность формулировок, выборочное изменение объема прав и обязанностей, неполнота административных процедур, применение мер ответственности по усмотрению и т.д.), обозначенных в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ <4>.
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Российская газета. 2010. 5 марта.

Примером наличия коррупционных рисков являются положения ст. 18.9 и 18.10 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение миграционного законодательства в виде штрафа по усмотрению:

Остается возможность применения меньшей санкции к физическому лицу - мигранту, а других по коррупционной схеме не привлекать к ответственности. Примеры такого решения миграционных проблем имеются в материалах судебной практики по коррупционным делам.

Таким образом, в социологических исследованиях отмечается, что существуют две проблемы в современной России - миграция и коррупция тесно связаны, а мигранты в этой связи - только инструмент извлечения сверхприбыли, которая без коррупции невозможна <5>.

<5> Филь М. Миграция и коррупция: системная взаимосвязь системных проблем [Электронный ресурс] // URL: http://niisocio.ru/napravleniya-deyatelnosti/problema-korruptsii/160-migratsiya-i-korruptsiya-sistemnye-vzaimosvyazi-sistemnykh-problem.

В последние годы для снижения коррупционной составляющей в легализации мигрантов проведена определенная работа:

Все это сделано для того, чтобы добропорядочные приезжие лучше адаптировались на новом месте жительства.

Если смотреть на коренные причины коррупционной ситуации в миграционной сфере, то ее решение видится в следующем:

  1. В эффективном подключении механизма противодействия теневой экономики, которая использует труд мигрантов. Автор не сторонник активизации репрессивных мер. Считаем хорошей инициативой утверждение на съезде РСПП в феврале 2012 г. идеи создания условий противодействия коррупции в корпоративном секторе и в последующем в сентябре 2012 г. утверждение на XI Инвестиционном форуме в Сочи Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Был образован Объединенный комитет по реализации Антикоррупционной хартии, выработаны формы отчетов и Сводный реестр организаций и компаний, заявивших о следовании принципам антикоррупционного поведения. Согласована Дорожная карта по реализации положений Антикоррупционной хартии. Число участников Антикоррупционной хартии уже приближается к 1000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. В возрождении существовавшего при СССР оргнабора рабочей силы с участием представителей стран СНГ, которые являются основными поставщиками работников для различных отраслей экономики и заинтересованы в ее наращивании в законном русле. Существующая система трудоустройства не обеспечивает экономический рост России. Использование мигрантов на низкоквалифицированной работе, в торговле и других сферах не приносит прибавочный продукт экономике России. Значительная часть, находясь на нелегальном положении, не платит налоги, пользуется социальной сферой без участия в ее финансировании. Прибывая на сезонные работы, такие мигранты не стремятся к адаптации жизни в новых условиях, не соблюдают культуру поведения. По данным ФМС России, на 1 августа 2015 г. в Российской Федерации находилось 11 млн. иностранцев и лиц без гражданства. Из них только 5,9 млн. человек поставлены на миграционный учет, а где находятся остальные и чем они занимаются, неизвестно или можно только предполагать. Оргнабор эти проблемы решает.
  3. В активизации привлечения специалистов из стран СНГ, приглашении русскоязычных жителей с последующим предоставлением им российского гражданства. Принята в этой области специальная Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом <6>. Программа долгосрочного действия на федеральном и региональном уровнях. Ее координатором является ФМС России, которая действует через свои структуры в России и представительства в зарубежных странах. Образована Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы переселения соотечественников. Предусмотрена выплата пособий переселенцам, содействие им в жилищном устройстве, предоставление субсидий и другие меры поддержки и адаптации на новом месте жительства.
<6> Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // Российская газета. 2006. 28 июня.

Особенно благоприятная ситуация для активизации переселения соотечественников, могущих внести реальный вклад в социальное и экономическое развитие своей родины, складывается в настоящее время. Кризисные явления в России и мире, низкий курс рубля и уменьшение возможности временных заработков, повлиявших на отток мигрантов из России, открывают дорогу для перемещения соотечественников на постоянное место жительства, для которых перспектива постоянного проживания в России остается привлекательной.

  1. В реализации на межгосударственном уровне предлагаемых направлений совершенствования миграционной политики, межгосударственного сотрудничества органов МВД России и ФМС (недопущение в страну криминала, пресечение его организованных форм, контроль и содействие прибывающим в страну специалистам в регистрации, соблюдении миграционных требований и получении гражданства и т.д.).

Для этого, конечно, необходима политическая воля договаривающихся стран, корректировка законодательства, форм и методов деятельности МВД России и ФМС России <7>. Но результат может быть более основательный и цивилизованный. Государственная программа переселения соотечественников должна обеспечить миграционный приток порядка 300 000 человек в год и в первую очередь соотечественников из ближнего зарубежья, квалифицированных специалистов и молодежи. Развитие этого направления позволит изменить приоритеты и уменьшить нелегальную миграцию, заменив ее на выгодное экономически и социально переселение на постоянное место жительства. В 2015 г. возможностью переселения воспользовались 183 000 человек, из них 110 000 из Украины <8>.

<7> О совершенствовании форм и методов взаимодействия МВД стран СНГ: предупреждение преступности в России: Монография / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД России; ДГСК МВД России, 2014. С. 210 - 234.
<8> Русский век. 2015. N 12 [Электронный ресурс] // URL: http://www.ruvek.info/?module=issues&action=view&ids=l&id=242.

Опять же нужно помнить и обеспечить при реализации этой программы как крупного социально-экономического проекта федеральные и региональные уровни защиты от коррупции и ее негативных последствий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 в целях совершенствования государственного управления в сфере миграции упразднена Федеральная миграционная служба и ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел, в составе которого образовано Главное управление по вопросам миграции <9>.

<9> Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" // СПС "КонсультантПлюс".

Представляется, что данное решение направлено не только на оптимизацию организационно-исполнительных функций государства, но и на контроль за миграционными процессами и их криминальными последствиями.

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // Российская газета. 2006. 28 июня.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Российская газета. 2010. 5 марта.
  3. О совершенствовании форм и методов взаимодействия МВД стран СНГ // Предупреждение преступности в России: Монография / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД России; ДГСК МВД России, 2014. С. 210 - 234.
  4. Итоги работы ГУ МВД России по г. Москве за 2015 г. [Электронный ресурс] // URL: http://http://petrovka38.ru/Dejatelnost/Statistika/za_2015_god.
  5. Расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51515.
  6. Заседание Совета Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51618.
  7. Филь М. Миграция и коррупция: системная взаимосвязь системных проблем [Электронный ресурс] // URL: http://niisocio.ru/napravleniya-deyatelnosti/problema-korruptsii/160-migratsiya-i-korruptsiya-sistemnye-vzaimosvyazi-sistemnykh-problem.
  8. Русский век. 2015. N 12 [Электронный ресурс] // URL: http://www.ruvek.info/?module=issues&action=view&ids=l&id=242.