Мудрый Юрист

Таможенная процедура таможенного склада по законодательству ЕАЭС и Российской Федерации а.н. Козырин 1

<1> Козырин Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, директор Института публично-правовых исследований, заведующий кафедрой финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Статья посвящена одной из таможенных процедур, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, - таможенной процедуре таможенного склада. Раскрыто понятие процедуры таможенного склада, охарактеризованы международно-правовые стандарты таможенного склада, нормативно-правовые основы данной таможенной процедуры. Представлена типология таможенных складов: таможенные склады общего пользования и частные таможенные склады; таможенные склады открытого и закрытого типа. Таможенный склад показан как таможенная процедура и как специально оборудованное помещение для хранения внешнеторговых грузов. В этой связи проанализированы требования к оборудованию таможенного склада, порядок его учреждения и закрытия, исследованы порядок завершения таможенной процедуры таможенного склада, а также налоговые правила, соответствующие таможенной процедуре таможенного склада.

Ключевые слова: таможенное законодательство, таможенная процедура, таможенный склад, таможенный склад общего пользования, частный таможенный склад, таможенный склад открытого типа, таможенный склад закрытого типа, налоговые правила.

Таможенный склад представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В определении таможенной процедуры таможенного склада (ст. 229 Таможенного кодекса ТС <2>) выделены ее основные характеристики:

<2> ТС - здесь и далее Таможенный союз.

Прежде всего, следует различать таможенный склад как таможенную процедуру и таможенный склад как особое место, в котором в установленном порядке допускается складирование и хранение товаров под таможенным контролем.

Таможенный склад как помещение для хранения товаров под таможенным контролем представляет собой таможенную инфраструктуру, без которой невозможно применение одноименной таможенной процедуры. Товары, помещаемые под процедуру таможенного склада, должны храниться в помещении, к которому таможенное законодательство устанавливает ряд технических требований (в ЕАЭС эти полномочия передаются на уровень государств - членов ЕАЭС).

Отметим, что требование размещения товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного склада, непосредственно на таком таможенном складе в отдельных случаях может превратиться в юридическую фикцию. Таможенное законодательство определяет условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада без их фактического размещения на таможенном складе (ст. 239 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Необходимость применения такой юридической фикции объясняется невозможностью хранить на таможенном складе отдельные товары из-за их больших габаритов. Помещение таких товаров под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размещения на таможенном складе допускается при наличии письменного разрешения таможенного органа и обеспечения уплаты таможенных платежей.

Разграничивая понятия таможенного склада как таможенной процедуры и как помещения, на котором товары хранятся под таможенным контролем, следует отметить, что на таможенном складе могут располагаться также товары, помещенные под иные таможенные процедуры. Так, в соответствии со ст. 234 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" допускается хранение в течение шести месяцев на таможенном складе товаров ТС, помещенных под таможенную процедуру экспорта.

Сделанные уточнения позволяют заключить, что, с одной стороны, товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут в отдельных случаях, с разрешения таможенного органа и при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, храниться вне помещения самого таможенного склада, а с другой стороны, на территории таможенного склада могут храниться не только иностранные товары, помещенные под процедуру таможенного склада, но и товары ТС, помещенные под иные таможенные процедуры (например, экспорта).

Помещение товара на таможенный склад - востребованная во внешнеторговой практике таможенная процедура. Ее экономическая привлекательность обусловлена тем, что ввозимые товары, помещаемые на таможенный склад, оказываются на таможенной территории и могут находиться на ней в течение длительного времени без уплаты таможенных платежей и применения мер нетарифного регулирования.

В практике внешней торговли в ряде случаев на момент импорта товаров бывает неизвестно, каким образом распорядятся ввозимыми товарами. Помещение товара на таможенный склад облегчает осуществление внешнеторговых операций, поскольку предоставляет коммерсанту свободу выбора между возвращением товара на территорию страны экспортера или его сбытом на рынке страны импортера, сообразуя свой выбор с конъюнктурой соответствующего товарного рынка и другими факторами.

Использование процедуры таможенного склада позволяет осуществлять крупные товарные закупки в тот момент, когда предложение на внешнем рынке представляется наиболее выгодным, а продавать тогда, когда спрос на внутреннем рынке будет наиболее благоприятным.

При импорте товаров режим таможенного склада позволяет коммерсанту избежать уплаты всей суммы причитающихся таможенных платежей, ввозя крупную партию товара. При этом предпочтительность ввоза крупных партий может объясняться как соображениями экономии на транспортных расходах, так и "коммерческой мобильностью": имея в своем распоряжении достаточный запас товаров, можно гарантировать в случае заключения контракта доставку со склада товаров в кратчайшие сроки.

Освобождение от таможенных платежей за ввозимые товары, помещенные на таможенный склад, позволяет импортеру избежать экономически невыгодной ситуации, когда до момента заключения сделки, без каких-либо гарантий на скорый сбыт товара, "замораживаются" значительные денежные суммы, идущие на уплату таможенных пошлин и иных налогов. Помещая ввезенный товар на таможенный склад, коммерсант получает возможность выпускать его в коммерческий оборот (выпуск для внутреннего потребления) под конкретную (уже заключенную) сделку, так что таможенные платежи, уплачиваемые при завершении хранения на таможенном складе, практически сразу "перекладываются" на покупателя импортного товара.

В условиях обострения конкурентной борьбы важное значение приобретает использование таможенных складов для предоставления покупателям товаров, поступающих в порядке замены, гарантийного послепродажного обслуживания и т.п.

Международные стандарты процедуры таможенного склада. Общепринятые международные стандарты таможенной процедуры таможенного склада сформулированы в главе 1 специального приложения D Киотской конвенции.

Определение процедуры хранения на таможенном складе, как оно дано в Киотской конвенции (E1.F1.), отличается от определения, содержащегося в таможенном законодательстве ЕАЭС (так, например, определение в Киотской конвенции не предусматривает освобождение товаров, помещаемых на таможенный склад, от применения к ним мер нетарифного регулирования).

Международное таможенное право выделяет два типа таможенного склада:

  1. таможенные склады общего пользования - таможенные склады, доступные для любого лица, имеющего право распоряжаться товарами;
  2. частные таможенные склады - таможенные склады, предназначенные для использования только определенными лицами в тех случаях, когда это необходимо для удовлетворения особых требований торговли.

На складах общего пользования должно разрешаться хранение всех видов ввозимых товаров, кроме подпадающих под запреты и ограничения, установленные по соображениям публичной морали и порядка, общественной безопасности, общественной гигиены и санитарии т.п.

Товары, представляющие публичную опасность, которые предположительно могут повредить другие товары или для которых требуются специальные сооружения, должны разрешаться к хранению только на таможенных складах, специально предназначенных для их размещения.

Таможенная служба определяет виды товаров, которые могут быть допущены к хранению на частных таможенных складах.

К полномочиям таможенной службы отнесены:

Национальное законодательство должно разрешать допуск на таможенные склады товаров:

Международные стандарты касаются также операций, которые разрешено проводить с товарами, хранящимися на таможенном складе. Любому лицу, имеющему право распоряжаться хранящимися на складах товарами, должно быть разрешено:

Национальное таможенное законодательство должно разрешать передачу прав собственности на товары, находящиеся на таможенных складах. Любому лицу, имеющему право распоряжаться товарами, разрешается вывозить эти товары с одного таможенного склада на другой полностью или частично либо помещать их под другую таможенную процедуру, при соблюдении установленных условий и формальностей.

Кроме того, в таможенном законодательстве должна быть установлена процедура, которой необходимо следовать в тех случаях, когда товары не вывезены с таможенного склада в течение установленного срока.

В случае закрытия таможенного склада заинтересованным лицам должно предоставляться достаточное время для того, чтобы вывезти товары на другой таможенный склад или поместить их под другую таможенную процедуру.

Нормативно-правовое регулирование. Как уже отмечалось, международно-правовые основы таможенной процедуры таможенного склада содержатся в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года (в редакции 1999 года). В Киотской конвенции этой таможенной процедуре посвящена глава 1 специального приложения D.

В таможенном законодательстве ЕАЭС регулированию таможенной процедуры таможенного склада посвящена глава 33 Таможенного кодекса ТС, в которой определены содержание таможенной процедуры, условия помещения под нее товаров, типы таможенных складов, срок хранения товаров на таможенном складе, особенности хранения товаров на таможенном складе, завершение действия таможенной процедуры, а также возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещаемых под процедуру таможенного склада. Отдельно рассмотрены особенности исчисления таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после их хранения на таможенном складе. Кроме главы 33, отдельные нормы, касающиеся процедуры таможенного склада, содержатся в главе 3 Таможенного кодекса ТС ("Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"): статус владельца таможенного склада, его права, обязанности и ответственность (ст. ст. 28, 31, 32), условия включения в реестр владельцев таможенных складов и основания для исключения из такого реестра (ст. ст. 29, 30).

Отдельные аспекты применения таможенной процедуры таможенного склада урегулированы решениями наднационального регулятора ЕАЭС (например, решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" <3>).

<3> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21.09.2010.

Не урегулированные таможенным законодательством ЕАЭС вопросы применения процедуры таможенного склада становятся предметом законодательного регулирования на национальном уровне. В Российской Федерации Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (глава 30) определены, например, условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размещения на таможенном складе (ст. 239), помещение на таможенный склад товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (ст. 240). Положения, касающиеся таможенной процедуры таможенного склада, содержатся также, помимо главы 30, в главе 5 - "Деятельность в сфере таможенного дела". Параграф 5 этой главы посвящен владельцу таможенного склада как субъекту таможенного права: определяются его статус, условия включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов, порядок определения полезного объема и полезной площади таможенного склада, размер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, а также требования к обустройству, оборудованию и месту расположения таможенного склада.

В развитие положений национального законодательства о таможенном деле принимаются подзаконные нормативные правовые акты, которыми регулируются отдельные аспекты процедуры таможенного склада (например, Приказ ФТС России от 20 февраля 2012 года N 294 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов" <4>, Приказ Россельхознадзора от 11 января 2010 года N 1 "О ветеринарно-санитарных требованиях к складам временного хранения и таможенным складам" <5>).

<4> Российская газета. 30.05.2012. N 121.
<5> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Нормы, регулирующие процедуру таможенного склада, разъясняются в письмах ФТС России, которые, не будучи нормативными правовыми актами, эти письма содержат толкование подлежащих применению норм таможенного законодательства и содействуют единообразию правоприменительной практики в сфере таможенного регулирования. (например, письмо ФТС России от 18 июня 2012 года N 01-11/30017 "О включении в Реестр владельцев таможенных складов", письмо ФТС России от 30 октября 2012 года N 08-309/53796 "О бланках "Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов" <6>).

<6> СПС "КонсультантПлюс". Документы не были опубликованы.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру. В соответствии со ст. 230 Таможенного кодекса ТС под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением:

а) товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней;

б) товаров, перечень которых определяется решением наднационального регулятора ЕАЭС. В настоящее время действует Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру таможенного склада, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375. В соответствии с этим актом не могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного склада:

Помещение под процедуру таможенного склада радиоактивных веществ, а также вооружения, военного снаряжения и военной техники допускается в порядке исключения, если хранение таких товаров предполагается на таможенных складах закрытого типа, создаваемых эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность по обращению с указанными товарами.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры, в том числе иностранные товары в целях приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Как уже отмечалось выше, законодательство допускает помещение товаров под процедуру таможенного склада без фактического размещения на таможенном складе. Таможенный орган разрешает помещение под таможенную процедуру без фактического размещения товара на таможенном складе из-за его больших габаритов. Разрешение таможенного органа выдается в соответствии со ст. 239 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в течение трех рабочих дней со дня обращения декларанта. В разрешении указываются место хранения товаров, а также сведения о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Отказать в выдаче такого разрешения таможенный орган может лишь в одном из следующих случаев:

ч. 1 ст. 16.9 (недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем);

ст. 16.13 (совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа);

ст. 16.14 (нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций);

ч. 2 ст. 16.23 (осуществление деятельности в сфере таможенного дела лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестров);

ч. 3 ст. 16.23 (несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела).

Хранение товаров на таможенном складе ограничено во времени. Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать три года со дня помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру (ст. 231 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

При неоднократном помещении товаров под процедуру таможенного склада, в том числе когда декларантами этой процедуры выступают разные лица, общий срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать установленный срок в три года.

Товары, которые имеют ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 календарных дней до истечения указанного срока.

Таможенные органы задерживают товары, срок хранения которых на таможенном складе истек, в порядке задержания товаров при проведении таможенного контроля (глава 21 Таможенного кодекса ТС).

Еще одним условием помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада является неизменность товара, хранящегося на складе под данной процедурой.

Перечень операций, совершаемых с товарами, помещенными под процедуру таможенного склада, определен в ст. 232 Таможенного кодекса ТС. Общее требование к таким операциям суть следующее: операции не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением классификационного кода по ТН ВЭД.

С хранящимися на таможенном складе товарами могут осуществляться обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров, в том числе осмотр и измерение товаров, их перемещение в пределах таможенного склада, при условии что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и средств идентификации. Совершать подобные операции могут лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители.

С разрешения таможенного органа могут совершаться простые сборочные операции, а также операции по:

Требуемое в этих случаях разрешение выдается на основании письменного обращения заинтересованного лица в день обращения. Разрешение выдается в письменной форме в виде отдельного документа либо совершения соответствующей надписи уполномоченным должностным лицом таможенного органа на письменном обращении заинтересованного лица. Отказ в выдаче разрешения допускается только в случаях, если в результате совершения операций с товарами могут измениться их характеристики, связанные с классификацией товаров по ТН ВЭД (ст. 242 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Соблюдение требования неизменности товара не исключает возможности совершения в отношении всех или части товаров, помещенных под процедуру таможенного склада, сделок, предусматривающих передачу прав владения, пользования и распоряжения этими товарами.

Таможенные склады: требования к оборудованию. Законодатель определяет таможенный склад как специально определенное и обустроенное сооружение, помещение или открытую площадку, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада (ст. 233 Таможенного кодекса ТС).

В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 241) таможенный склад может быть определен также как специально определенное и обустроенное сооружение, помещение или открытая площадка, соответствующие требованиям, установленным в этом же Законе (ст. 80).

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения таможенного склада определяются законодателем таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Место расположения таможенного склада определяется с учетом интересов организаций, осуществляющих торговую деятельность, и иных заинтересованных лиц.

Российское законодательство о таможенном регулировании устанавливает следующие требования к обустройству, оборудованию и месту расположения таможенного склада:

Кроме этого, на таможенном складе должны быть выделены и обозначены любым приемлемым для владельца таможенного склада способом (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями) площади:

Законодателем установлено также, что каждое складское место в целях идентификации товаров, хранящихся на таможенном складе, должно быть снабжено справкой, содержащей сведения:

а) о регистрационном номере декларации на товары;

б) о весе товаров;

в) о дате истечения срока хранения товаров на таможенном складе.

Типы таможенных складов. Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа.

Таможенные склады являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров.

Таможенные склады являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада.

Законодательством государств - членов ЕАЭС могут определяться отдельные категории товаров, которые допускается хранить на таможенных складах закрытого типа. В Российской Федерации соответствующими полномочиями наделено Правительство РФ (ст. 241 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Хранение товаров на таможенных складах обоих типов должно быть безопасным. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны размещаться на таможенных складах, оборудованных в соответствии с условиями хранения таких товаров.

Закрытие таможенного склада. В случае прекращения функционирования таможенного склада товары, помещенные под процедуру таможенного склада, в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования склада, должны быть перемещены на другой таможенный склад либо помещены под иную таможенную процедуру.

Если в течение установленного 60-дневного срока указанные действия совершены не будут, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса ТС ("Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля").

Завершение таможенной процедуры. Действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения. При этом товары, помещенные под процедуру таможенного склада, могут помещаться под иную таможенную процедуру полностью или частями.

В соответствии со ст. 236 Таможенного кодекса ТС после помещения товаров под иную таможенную процедуру эти товары подлежат вывозу с таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под иную таможенную процедуру.

Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии (ст. 235 Таможенного кодекса ТС).

Законодательство Российской Федерации допускает, что в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенная процедура уничтожения может быть заявлена владельцем таможенного склада (ст. 243 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Налоговые правила таможенной процедуры. Как это следует из определения самой таможенной процедуры, иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Согласно ст. 237 Таможенного кодекса ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под процедуру таможенного склада, возникает:

Фискальная обязанность у декларанта прекращается при размещении товаров на таможенном складе либо при помещении товаров под иную таможенную процедуру, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе. У владельца таможенного склада фискальная обязанность прекращается при выдаче товаров с таможенного склада в связи с помещением их под иную таможенную процедуру.

Фискальная обязанность у декларанта и владельца таможенного склада может быть прекращена также в случае, когда товары задерживаются при осуществлении таможенного контроля в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса ТС, либо в тех случаях, которые признаются таможенным законодательством (п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса ТС) общими основаниями для прекращения фискальной обязанности по уплате таможенных платежей:

и т.д.

В случае утраты декларантом товаров до их размещения на таможенном складе <7> сроком уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов считается день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под процедуру таможенного склада.

<7> Кроме случаев уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения.

При утрате товаров владельцем таможенного склада сроком уплаты таможенных платежей считается день утраты товаров. Если этот день не установлен, то сроком уплаты признается день размещения товаров на таможенном складе.

Если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе (ст. 239 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), то в случае утраты или передачи иному лицу до помещения товаров под иную таможенную процедуру сроком уплаты таможенных платежей считается день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под процедуру таможенного склада.

В отношении владельцев таможенного склада применяется правило, согласно которому в случае выдачи товаров с таможенного склада без представления документов, подтверждающих помещение их под таможенную процедуру, причитающиеся к уплате фискальные платежи рассчитываются на день выдачи таких товаров, а если этот день не установлен - день размещения товаров на таможенном складе.

В перечисленных выше случаях ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин и налогов), исчисленным на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под процедуру таможенного склада.

Особенности исчисления таможенных платежей при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления после их хранения на таможенном складе закреплены в ст. 238 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В этом случае таможенная стоимость товаров, а также их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) определяются на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления, как если бы они в этот день были ввезены на таможенную территорию ТС.

Особое место среди налоговых правил таможенной процедуры таможенного склада занимают нормы, касающиеся обеспечительных мер по уплате таможенных платежей. В соответствии со ст. 31 Таможенного кодекса ТС в случае утраты товаров (за исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы) либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа владелец таможенного склада обязан уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги. Материальной гарантией данной правовой нормы является установление законодателем размера обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. В Российской Федерации размер обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве владельца таможенного склада не может быть менее:

Требования по обеспечительным мерам в отношении уплаты таможенных платежей связаны с правом владельца склада изменять площади складских помещений. Согласно ст. 80 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" изменение размеров площадей таможенных складов допускается с последующим информированием в письменной форме таможенного органа в течение трех рабочих дней и при условии, что общий объем помещения (общая площадь открытой площадки), используемого для осуществления хранения товаров, помещенных под процедуру таможенного склада, не превышает объема (площади), в отношении которого предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов.

Библиографический список

  1. Гражданин и таможня: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка "Российской газеты". 2013. Вып. 13. 192 с.
  2. Истомин С.И. Выбор таможенного режима и таможенный контроль // Закон. 2008. N 2.
  3. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1.
  4. Козырин А.Н. Таможенные режимы. М.: Статут, 2000. 247 с.
  5. Голландцева О.В., Грызунова Л.М., Гущина И.В. и др. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Проспект, 2004. 1056 с.
  6. Гинзбург Ю.В., Денисова А.Ю., Енадарова М.Г. и др. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 233 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза: Научно-практический комментарий / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2011. 656 с.
  2. Трошкина Т.Н. Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. 2014. N 4.
  3. Чермянинов Д.В. Таможенные процедуры: понятие, назначение, перспективы // Российская юстиция. 2012. N 10. С. 27 - 30.