Мудрый Юрист

Цена и качество как происходит планирование закупок инновационной и высокотехнологичной продукции?

Требование о планировании закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (ИВП) появилось у заказчиков, работающих в соответствии с Законом N 223-ФЗ, уже давно. О нюансах такого планирования рассказала Татьяна Песегова, старший экономист экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

КРИТЕРИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ

Татьяна Песегова отметила, что ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает обязанность заказчика разместить в Единой информационной системе план закупки инновационной высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от пяти до семи лет. При этом часть заказчиков при формировании таких долгосрочных планов ограничивалась включением в них лишь лекарственных средств. Другие заказчики формировали "нулевой" план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ИВП), полагая, что не будут ее закупать. Некоторые же просто пытались найти ответ на вопрос о том, какую именно продукцию можно включать в план закупок ИВП.

При этом к высокотехнологичной продукции отнесены товары, услуги, которые изготавливаются, выполняются предприятиями наукоемких отраслей экономики с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий, а также с участием высококвалифицированного специально подготовленного персонала.

Татьяна Песегова отметила, что заказчики не понимают, где найти перечень таких товаров, работ и услуг.

Ситуация с закупкой инновационной и высокотехнологичной продукции по Закону N 223-ФЗ еще больше усложнилась с 1 января 2016 года.

Во-вторых, согласно ч. 3.2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ план закупки ИВП заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с п. 1 и 2 ч. 8.2 ст. 3, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденным заказчиком перечнем товаров.

А в-третьих, ч. 3.3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливает, что план закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3, должен содержать перечень инновационной и высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, который определен Правительством РФ. Иными словами, для отдельной категории заказчиков появилась обязанность не только осуществлять закупки ИВП, но также и закупать данную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства в определенном объеме, - пояснила Татьяна Песегова.

Перечень таких конкретных заказчиков определен распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р. В их число попали, например, ПАО "Газпром", ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ПАО "Алроса", ОАО "РЖД", ФГУП "Почта России".

ИВП У МСП

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442 определены предельные объемы закупок ИВП отдельными заказчиками, а Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия МСП в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" - предельные объемы закупки ИВП у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Татьяна Песегова отметила, что в соответствии с п. 2 Положения о порядке установления годового объема закупки ИВП, утвержденного Постановлением N 1442, такой объем должен составлять не более 10% от совокупного годового стоимостного объема договоров.

Она добавила, что любой конкретный заказчик не обязан закупать ИВП у субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму более 5% от совокупного годового стоимостного объема договоров, рассчитанного в соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением N 1352.

При этом, если фактический объем закупок инновационной продукции у субъектов МСП в 2016 году составит, например, 510 млн. руб., для расчета планируемого объема таких закупок на 2017 год заказчик должен руководствоваться п. 5(3) Положения, утвержденного Постановлением N 1352, то есть увеличить объем закупок на 5% (510 млн. руб. x 105% = 535,5 млн. руб.).

Она подчеркнула, что задача, полученная по объемам закупок, кажется весьма серьезной, учитывая также необходимость готовить отчеты о соответствующих объемах закупок и обязательность проведения мониторинга и оценки планов заказчиков АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".

Одной из целей такой "дорожной карты" является увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков, - заявила эксперт.

РЕЕСТР ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ

В рамках мероприятий "дорожной карты" предусмотрено требование для заказчиков по разработке, утверждению и введению в действие обязательного и находящегося в открытом доступе положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений, то есть создание системы "одного окна" заказчика для инновационных субъектов МСП, а также выполнение обязательств по ежегодному выделению в общей структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной.

Кроме того, предусмотрено формирование реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации.

Также в этом реестре размещается информация о материалах заявок, которые находятся на рассмотрении, на включение в него сроком на три года.

СИСТЕМА "ОДНОГО ОКНА"

Татьяна Песегова озвучила еще одно направление, позволяющее реализовать закупки ИВП, - это создание системы "одного окна" заказчика для субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагающей работу с положением о порядке внедрения инновационных решений в деятельность заказчиков.

При работе в системе "одного окна" с субъектами МСП заказчики по-разному выстроили свои организационные структуры. Так, в ОАО "СО ЕЭС" создан Контактный центр системы "одного окна". На сайте заказчика размещается перечень традиционной (стандартной) продукции, которая потенциально может быть замещена инновационными решениями. В число такой продукции попали, например, разработка и модификация модулей систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, создание систем охранного освещения и охранной сигнализации и т.д. Субъект МСП направляет свою заявку на рассмотрение системному оператору, который при положительном решении сообщает предпринимателю контакты лица, ответственного за дальнейшее взаимодействие по внедрению инновации. Соответственно, закупки включаются в план закупок.

В заключение Татьяна Песегова отметила, что работа с инновационной и высокотехнологичной продукцией - это результат взаимодействия заказчика с субъектами рынка. А реестры инновационной продукции и разработанные заказчиками системы внедрения инноваций являются лишь инструментом, позволяющим обеспечить необходимый объем закупок ИВП.