Мудрый Юрист

О корпоративной социальной ответственности малого и среднего бизнеса

Фуртак Александра Александровна, начальник отдела корпоративного управления дирекции по корпоративному управлению и правовому обеспечению ФГУП "Гознак".

Настоящая статья посвящена проблемам становления и развития корпоративной социальной ответственности в практике малого и среднего бизнеса. Автором предпринята попытка анализа проблем внедрения корпоративной социальной ответственности в деятельность соответствующих компаний, а также предложены пути решения обозначенных сложностей.

Ключевые слова: социальная ответственность, малое и среднее предпринимательство, взаимодействие, развитие.

On the corporate social responsibility of small and medium business

A.A. Furtak

This article is devoted to the problems of formation and development of corporate social responsibility in the practice of small and medium business. The author attempts to analyze the implementation of corporate social responsibility issues in the activities of the respective companies, as well as proposed solutions to identified difficulties.

Key words: social responsibility, small and medium enterprises, interaction, development.

К числу основных целей государственной политики Российской Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> относит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ч. 2 ст. 6).

<1> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Российская газета. 31.07.2007. N 164.

Более того, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р <2>, содержит большой раздел, посвященный взаимодействию государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития. В частности, в указанном документе закреплено, что достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

<2> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.

Одним из инструментов выстраивания сбалансированных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства может стать внедрение в деятельность российских компаний принципов корпоративной социальной ответственности.

В частности, необходимость содействия развитию практики корпоративной социальной ответственности обозначена Правительством Российской Федерации в направлениях повышения качества услуг, финансируемых государством в социальной сфере <3>.

<3> Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утв. Правительством Российской Федерации 14.05.2015 // http://government.ru.

Кроме того, корпоративная социальная ответственность становится одним из неотъемлемых элементов лучших практик корпоративного управления. Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также для большинства компаний, стремящихся соответствовать лучшим практикам, ориентиром развития корпоративного управления служит российский Кодекс корпоративного управления <4> (далее - Кодекс). Уделяя достаточно скромное внимание вопросам корпоративной социальной ответственности, Кодекс, тем не менее, в п. 127 указывает, что обществу следует быть социально ответственным. В этой связи совету директоров, как коллегиальному органу, осуществляющему стратегическое управление обществом, Кодекс предлагает учитывать интересы иных заинтересованных сторон, включая работников, кредиторов, контрагентов общества; принимать решения с соблюдением принятых стандартов охраны окружающей среды и социальных стандартов.

<4> Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // Вестник Банка России. 18.04.2014. N 40.

В свою очередь Росимущество в рамках реализации полномочий акционера от имени Российской Федерации рекомендует компаниям с государственным участием анализировать при проведении самооценки качества корпоративного управления, в частности, следующие вопросы: принята ли в обществе единая для всех структурных подразделений и дочерних обществ (при их наличии) политика в области корпоративной социальной ответственности; осуществляет ли общество взаимодействие с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) на регулярной основе; готовит ли отчет о корпоративной социальной ответственности и т.д. <5>.

<5> Приказ Росимущества от 22.08.2014 N 306 "Об утверждении Методики самооценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием" // http://rosim.ru/.

Что же подразумевается под корпоративной социальной ответственностью?

Идентичный международному стандарту ИСО 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности" (ISO 26000:2010 "Guidance on social responsibility") Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000:2012 "Руководство по социальной ответственности", утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1611-ст <6> (далее - Национальный стандарт), определяет социальную ответственность как ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

<6> ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1611-ст). М.: Стандартинформ, 2014.

Корпоративная социальная ответственность характеризуется добровольностью и инициативностью со стороны бизнеса и исключает формальный подход к обязательствам и принципам, которые компания принимает в качестве базовых для реализации собственной политики социальной ответственности. Предполагается, что организация самостоятельно и добровольно принимает решение выйти за рамки определенного законом минимума обязательств и организует управление деятельностью таким образом, чтобы воздействие на общество и окружающую среду учитывало ожидания заинтересованных сторон и вносило вклад в благосостояние общества и государства.

К числу преимуществ социальной ответственности для организаций Национальный стандарт относит, в частности:

<7> Там же.

Следует особо отметить, что Национальный стандарт предлагает пути интеграции социальной ответственности в деятельность малых и средних организаций <8>. Так, отмечая в целом большую гибкость таких юридических лиц с точки зрения организационного управления, Национальный стандарт рекомендует компаниям осуществлять следующие действия, исходя из масштабов влияния:

<8> Национальный стандарт под малыми и средними организациями подразумевает организации, число работников или масштаб финансовой деятельности которых ниже определенных границ, при этом отмечено, что границы размеров различны в разных странах. Для целей Национального стандарта малые и средние организации определены как малые организации, которые обычно называют "микроорганизациями".<9> Там же.

Какие проблемы внедрения корпоративной социальной ответственности малого и среднего бизнеса возможно обозначить в условиях современных экономических и правовых реалий?

Во-первых, отсутствие у субъектов малого и среднего предпринимательства финансовых ресурсов на широкое внедрение программ корпоративной социальной ответственности.

Международные и российский стандарты подразумевают добровольный и инициативный характер принятия принципов социальной ответственности бизнесом, однако очевидно, что позволить себе такие программы могут, как правило, либо организации, которые имеют значительные финансовые ресурсы, либо компании, важное социально-экономическое, стратегическое значение которых закреплено в соответствующих правовых актах государственной или муниципальной власти.

Во-вторых, отсутствие актуальных, четких и последовательных методических и иных документов, дорожных карт, рекомендаций, позволяющих пошагово внедрять принципы социальной ответственности малому и среднему бизнесу.

В-третьих, низкая заинтересованность менеджмента организаций, составляющих малый и средний бизнес, во внедрении корпоративной социальной ответственности в практику компаний.

Если коммерческая деятельность организации не связана с осуществлением социальных, экологических и схожих задач, представляется, что менеджмент малого и среднего бизнеса заинтересован исключительно в извлечении прибыли, а также в концентрации усилий для исполнения многочисленных требований законодательства, которые установлены императивно.

В качестве способов решения обозначенных проблем видится целесообразным предложить следующие возможные пути.

Во-первых, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем целенаправленного финансирования программ корпоративной социальной ответственности за счет средств бюджетов соответствующих уровней.

Компании, в свою очередь, должны разработать и представить на экспертизу уполномоченным органам власти программу корпоративной социальной ответственности, а также периодически (не реже, чем раз в год) формировать, представлять, при необходимости обеспечивать публичное раскрытие отчетности о соответствующих расходах на реализацию такой программы.

Во-вторых, введение дополнительных налоговых льгот и гарантий для организаций, реализующих программы корпоративной социальной ответственности.

В-третьих, оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки, в частности, путем предоставления во владение и пользование государственного и муниципального имущества (земельных участков, зданий, помещений, оборудования, инвентаря и т.д.) на безвозмездной основе или на льготных условиях при наличии обоснованной необходимости такого имущества для целей реализации программ корпоративной социальной ответственности, прошедших экспертизу в уполномоченных органах власти.

Что касается компаний с государственным участием, то в рамках реализации программ распоряжения непрофильными активами видится уместным выявлять активы, которые необходимо не просто не отчуждать, а, напротив, сохранять и направлять на развитие корпоративной социальной ответственности.

В-четвертых, оказание информационной и консультационной поддержки путем разработки на всех уровнях нормативно-правового регулирования малого и среднего предпринимательства разъяснений, типовых документов, методических рекомендаций по вопросам социальной ответственности малого и среднего бизнеса. Это могло бы стать ориентиром для организаций, в частности, в таких вопросах, как особенности разработки программы корпоративной социальной ответственности, обеспечение ее пошагового внедрения, включение обоснованных статей расходов в бюджет, поддержание актуального состояния и т.д. Кроме того, в процесс нормотворчества целесообразно активно вовлекать общественные организации.

В-пятых, оказание содействия созданию объединений субъектов малого и среднего предпринимательства в целях выработки механизмов совместного решения проблем малого и среднего бизнеса и их последующей реализации (союзы, ассоциации и т.д.).

Таким образом, для широкого внедрения корпоративной социальной ответственности в деятельность малого и среднего бизнеса необходимо обеспечить проведение последовательной политики органов государственной власти и управления в части оказания финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 29.11.2012 N 1611-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
  2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утв. Правительством Российской Федерации 14.05.2015 // http://government.ru.
  3. Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // Вестник Банка России. 18.04.2014. N 40.
  4. Приказ Росимущества от 22.08.2014 N 306 "Об утверждении Методики самооценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием" // http://rosim.ru/.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Российская газета. 31.07.2007. N 164.