Мудрый Юрист

Суверенные фонды в Российской Федерации: происхождение, формирование и управление

Шевченко Евгения Евгеньевна - магистр права, выпускница магистерской программы "Финансовое, налоговое и таможенное право" Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Комягин Дмитрий Владимирович - доктор юридических наук, профессор кафедры финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Бюджет и другие фонды

Каждое современное государство для реализации своих задач и функций осуществляет финансовую деятельность. В процессе реализации такой деятельности образуются фонды денежных средств, которые именуются бюджетами, и в совокупности составляют бюджетную систему государства. Бюджет - основа управления экономической деятельностью и государственным хозяйством, в силу чего он понимается не просто как фонд денежных средств, но как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утверждается законом (актом органа представительной власти) и имеет обязательную силу.

В данном смысле альтернативы бюджету не существует, но в рамках финансовой системы государства существуют иные фонды публичных средств, которые не всегда именуются бюджетами и не всегда являются элементами бюджетной системы. Такие фонды, имея разнообразное происхождение и предназначение, подлежат обособленному учету, но так или иначе связаны с бюджетной системой государства и, в конечном итоге, направлены на достижение публичных функций. В связи с ходом экономического, социального и научно-технического развития некоторые фонды исчезают, а другие возникают вновь либо как прообраз бывших ранее фондов, либо на принципиально новой основе. Данная статья посвящена анализу такого явления, как суверенные фонды благосостояния в Российской Федерации, которые должны рассматриваться не обособленно, а как результат, с одной стороны - глобальных экономических процессов, с другой стороны - эволюции национальной бюджетной системы.

В самом широком смысле следует говорить о фондах публичных ресурсов государства, в числе которых можно выделить материальные фонды и фонды с денежным содержанием (схема 1).

Схема 1

                             -------------------------¬
--------------+Фонды публичных ресурсов¦
¦ L---------------T-------T-
v ¦ v
----+-------¬ ¦ -------------¬
¦ Бюджеты +---------------¬ ¦ ¦Иные ресурсы¦
LT-T------T-- ¦ ¦ L-T---------T-
v ¦ v v ¦ v v
-------------¬¦-----------¬-----------------¬¦---------------¬----------------¬
¦ Бюджетные ¦¦¦Суверенны妦 Социальные ¦¦¦Золотовалютны妦Государственный¦
¦ фонды ¦¦¦ фонды ¦¦ бюджеты ¦¦¦ резервы ЦБ РФ¦¦ материальный ¦
¦(группировкদ¦ (Д + Р) ¦¦(государственны妦¦ Госфонд ¦¦ резерв ¦
¦ расходов) ¦¦L-----------¦ внебюджетные ¦¦L---------------L----------------
L-------------¦ ¦ фонды) (Д + Р) ¦¦
¦ L-----------------¦
¦ ----------------¬ ¦
L--->¦Остаток средств¦ ¦
¦ на ЕКС (Д) ¦ ¦
L---------------- v
-- - - - - - - - - - - -¬ --------------------------------¬
- Резервный фонд ¦ ¦ Коммерческие и некоммерческие ¦
¦ Президента РФ и ¦ организации: ¦
Председателя ¦ ¦ Фонд реформирования ЖКХ ¦
¦ Правительства РФ; L--------------------------------
- Инвестиционные фонды;¦
¦ - Фонды финансовой ----------------¬
помощи; ¦ ---------+ Признаки: ¦
¦ - Дорожные фонды ¦ L----------------
L - - - - - - - - - - - - ¦ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
+---- Объединяют публичные ресурсы ¦
¦ L-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
+---- Подлежат обособленному учету ¦
¦ L-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
L---- Созданы для определенных публичных целей¦
L-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

В числе первых можно назвать, например, золотовалютные резервы Банка России <1>, Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации <2>, государственные материальные резервы <3>.

<1> Ст. 6 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", упоминаются в ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
<2> Ст. 6, 9 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
<3> Ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".

Государственные денежные фонды (не являющиеся бюджетами) можно разграничить на четыре типа. Первые представляют собой простую группировку расходов, которая имеет целевое назначение, именуются бюджетными фондами и являются частью бюджета публично-правового образования <1>. Вторые, наоборот, представляют собой группировку доходов, которая используется для решения экономических задач <2>. Иные фонды, будучи организационно самостоятельными, создаются (или поддерживаются) за счет субсидий из центрального бюджета публично-правового образования, но имеют инвестиционный характер, что не позволяет их отнести ни к расходам, ни к доходам бюджетов <3>. Четвертый тип фондов - социальные. Они являются организационно обособленными и обладают значительной самостоятельностью, но проходят все стадии бюджетного процесса, что позволяет говорить о них как элементах бюджетной системы. Такие фонды в Российской Федерации, в силу различных обстоятельств, получили парадоксальное наименование государственных внебюджетных фондов, хотя сами де-юре являются бюджетами.

<1> Например, резервные фонды Президента РФ, председателя Правительства РФ, фонды финансовой поддержки регионов.
<2> Такой задачей, например, является управление остатком на едином казначейском счете бюджета. Можно сказать, что и суверенные фонды представляют собой часть бюджетных доходов, которая представляет собой исключение их принципа совокупного покрытия расходов бюджета (ст. 35 Бюджетного кодекса РФ).
<3> Например, Фонд реформирования ЖКХ, ранее - дорожные фонды.

В первоначальный период развития бюджетной системы Российской Федерации существовало значительное количество целевых бюджетных фондов. Они были созданы для достижения определенных государственных задач и формировались в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов <1>. До 2001 года в Российской Федерации существовали:

<1> Ст. 17 БК РФ (утратила силу).

Не ограничено было и число целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации. На региональном уровне в разное время создавались внебюджетные и бюджетные фонды в целях реализации планов жилищного строительства <1>, дорожного строительства <2>, инвестирования по направлениям социально-экономического развития, поддержки малого и среднего предпринимательства, природоохранных и экономических мероприятий, поддержки и развития социальной инфраструктуры и социальной защиты низкооплачиваемых слоев населения <3>.

<1> См., например, Закон Республики Бурятия от 26 сентября 2001 г. N 824-II "Об исполнении бюджета республиканского государственного внебюджетного фонда жилищного строительства Республики Бурятия "Жилинвест" за 2000 год".
<2> См.: Закон Республики Бурятия от 27 сентября 2001 г. N 820-II "Об исполнении бюджета внебюджетного территориального дорожного фонда Республики Бурятия за 2000 год".
<3> Закон Республики Ингушетия от 1 мая 1997 года N 4-РЗ "О государственных внебюджетных фондах Республики Ингушетия" (утратил силу).

Средства региональных внебюджетных фондов формировались за счет процентов по целевым ссудам, оказания разного рода услуг, установленных законодательством субъекта РФ обязательных отчислений, добровольных имущественных взносов, специальных штрафов за загрязнение окружающей среды, сборов с отдельных категорий участников экономической деятельности, иных сумм. В некоторых случаях государственные бюджетные и внебюджетные фонды субъектов РФ являлись частью расходов и доходов регионального бюджета <1>, иногда представляли собой самостоятельную некоммерческую организацию <2>.

<1> Закон Читинской области от 5 октября 1995 г. N 21-ЗЧО "О целевых бюджетных и внебюджетных фондах Читинской области" (утратил силу); Закон Магаданской области от 8 апреля 2000 года N 118-ОЗ "О внебюджетном фонде социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны" (утратил силу).
<2> Например, согласно Закону Республики Ингушетия "О государственных внебюджетных фондах Республики Ингушетия" государственными внебюджетными фондами Республики Ингушетия являются не имеющие членства некоммерческие организации, учреждаемые органами государственной власти.

С 2001 года перечисленные целевые бюджетные фонды были ликвидированы. Однако, уже с 2002 года появились вновь. Их отличие от существующих ранее состоит в направленности не на развитие отдельных направлений и отраслей народного хозяйства, а на регулирование межбюджетных отношений.

При этом следует заметить, что некоторые целевые фонды проявили заметную жизнеспособность. В частности, это дорожные фонды на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования <1>. В настоящее время дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов <2>. Расходы на дорожное хозяйство (на федеральном уровне) осуществлялись и через бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральному дорожному агентству <3>. Другой пример касается созданной в 2008 году государственной корпорации Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, срок существования которой ограничен законом <4>.

<1> Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
<2> Ст. 179.4 БК РФ.
<3> Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 года N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве".
<4> Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

С 2002 года в Российской Федерации появились такие бюджетные фонды, как Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (образуется из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ), Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития. А с 2006 года в составе федерального бюджета появился Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации как часть средств бюджетов, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства <1>.

<1> Ст. 179.2 БК РФ.

В 2004 году появился бюджетный фонд нового вида - Стабилизационный фонд. В 2008 году на базе Стабилизационного фонда были созданы Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния (Фонд будущих поколений). Данные фонды уверенно можно отнести к типу суверенных фондов, которые заслуживают особого рассмотрения.

Суверенные фонды и их классификация

Термин "суверенный фонд благосостояния" был введен в научный оборот в 2005 г. А. Розановым. Автор определил суверенные фонды по методу исключения: принадлежащие государствам активы, которые не являются государственными пенсионными фондами или резервными активами, поддерживающими национальные валюты <1>. Суверенные фонды не являются ни государственными международными золотовалютными резервами, ни инвестиционными фондами (прямых инвестиций, взаимными фондами, хедж-фондами и др.) <2>.

<1> A. Rozanov. Who Holds the Wealth of Nations. Central Banking Journal. 2005. Vol. 15. N 4. URL: http://www.docstoc.com/docs/8086792/Who-Holds-The-Wealth.
<2> Дораев М.Г. Суверенные фонды как субъекты международного рынка капиталов (правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2012. N 1. URL: http://www.academia.edu/2141535/_Sovereign_Wealth_Funds_as_Participants_of_International_Capital_Market_Legal_lssues.

Выделяют следующие признаки суверенных фондов: активы фондов находятся в государственной собственности; они обособлены от иных государственных активов и обязательств (признак "суверенности"); фонды созданы для достижения различных публичных целей (например, страхование от рисков кризисных явлений в экономике, избавление от нежелательной ликвидности <1>, сбережение средств для будущих поколений); деятельность по управлению фондами не связана с осуществлением денежно-кредитной и валютной политики, управлением публичными пенсионными фондами <2>. Кроме того, фонд формируется при помощи определенного набора источников (например, профицит платежного баланса, поступления от экспорта определенных товаров и т.д.).

<1> Данный вид рисков получил среди специалистов по экономике неформальное наименование "голландская болезнь".
<2> S. Mezzacapo. The so-called "Sovereign Wealth Funds": regulatory issues, financial stability and prudential supervision // EC Economic and Financial Affairs. Economic Papers 378. (April 2009). Pp. 4 - 10. URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/publicationl5064_en.pdf.

Появлению суверенных фондов способствовали открытия и разработка месторождений нефти, а впоследствии и других полезных ископаемых, и первыми источниками их формирования были доходы от экспорта природных ресурсов: нефти (Кувейт, штат США Аляска, Норвегия, Венесуэла, Оман), меди (Чили), фосфатов (Кирибати) <1>, алмазов (Ботсвана). Впоследствии такие суверенные фонды получили название "сырьевых".

<1> Золотарева А.Б., Дробышевский С.М., Синельников С.Г., Кадочников П.А. Перспективы создания Резервного фонда в Российской Федерации // Институт экономики переходного периода. 2001. N 27.

Документом Международной рабочей группы МВФ по подготовке общепринятых принципов и практики деятельности суверенных фондов, известным как "Принципы Сантьяго", суверенные фонды определены как специализированные инвестиционные фонды или структуры, находящиеся в собственности сектора государственного управления. Создаваемые в целях достижения макроэкономической стабильности и повышения качества управления государственными финансами, такие фонды владеют и управляют активами для выполнения финансовых задач и реализуют инвестиционные стратегии, включающие инвестирование в зарубежные финансовые активы. Источниками формирования суверенных фондов обычно выступают профицит платежного баланса, государственные операции с иностранной валютой, поступления от приватизации, бюджетный профицит и доходы от товарного экспорта биржевых товаров <1>.

<1> Sovereign Wealth Funds Generally Accepted Principles and Practices ("Santiago Principles") // International Working Group of Sovereign Wealth Funds (IWG), 2008, October. URL: http://www.iwg-swf.org/pubs/eng/santiagoprinciples.pdf.

По источникам образования выделяют сырьевые (commodities) и несырьевые (non-commodities) суверенные фонды <1>, формируемые за счет валютных резервов государства, профицита государственного бюджета, дополнительных источников (например, приватизации). В качестве отдельной разновидности выделяют суверенные фонды, финансируемые за счет прибыли от добычи природных невозобновляемых ресурсов ("non-renewable resource funds") <2>. Сырьевые суверенные фонды более многочисленны, чем несырьевые (Сингапур, Малайзия, Китай, Новая Зеландия, Австралия и т.д.) (схема 2).

<1> What is SWF? // Sovereign Wealth Fund Institute. URL: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund/.
<2> M. Gould. Managing Manna from Below: Sovereign Wealth Funds and Extractive Industries in the Pacific // Economic Roundup Issue 1. Australian Government, The Treasury (2010). URL: http://archive.treasury.gov.au/documents/1783/HTML/docshell.asp?URL=05_SWFs_in_the_Pacific.htm.

Схема 2

Виды суверенных фондов

                            ----------------------------------------------¬
------------->¦Стабилизационные - создаются для снижения ¦
¦ ¦зависимости от колебаний мировых цен на сырье¦
--------------+--¬ L----------------------------------------------
¦ Сырьевые ¦
L-------------T--- ----------------------------------------------¬
¦ ¦Фонды будущих поколений - рассчитаны на ¦
L------------>¦использование после того, как месторождения ¦
¦полезных ископаемых будут исчерпаны ¦
L----------------------------------------------
----------------------------------------------¬
¦Бюджетные фонды - создаются для стабилизации ¦
-----------------¬ ¦государственных расходов в периоды ¦
¦ Несырьевые +--------->¦неблагоприятных экономических проявлений - ¦
L----------------- ¦рецессии и экономического спада ¦
L----------------------------------------------

По основным целям деятельности выделяют следующие суверенные фонды:

<1> A. Al-Hassan, M. Papaioannou, M. Skancke, Ch. Chih Sung. Sovereign Wealth Funds: aspects of governance structures and investment management / IMF Working Paper. 2013. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/wp13231.pdf.

Суверенные фонды также рассматриваются как субъекты международных инвестиционных отношений. С этой точки зрения особое значение представляет проблема защищенности инвестиций суверенных фондов как ключевого условия их функционирования.

С точки зрения правового основания деятельности суверенных фондов можно выделить суверенные фонды:

По организационно-правовой форме суверенные фонды могут быть:

Наконец, с точки зрения интеграции в бюджетную систему, суверенные фонды могут входить в состав государственного (центрального национального, федерального) бюджета (Норвегия, Казахстан и Российская Федерация) и быть внебюджетными (Азербайджан) <1>.

<1> Sovereign Wealth Funds. Current institutional and operational practices // Prepared by the IWG secretariat in collaboration with the members of the IWG, 2008, September 15. Pp. 8 - 14. URL: http://www.iwg-swf.org/pubs/eng/swfsurvey.pdf.

Отчеты фондов, их достоверность должны подтверждаться независимым внешним аудитором из частного сектора или органом государственного финансового контроля (в Российской Федерации - это Счетная палата, в провинции Альберта Канады - Генеральный ревизор). Существуют и иные дополнительные основания классификации суверенных фондов.

Система управления суверенными фондами

Одной из отличительных черт суверенного фонда является его принадлежность государству. В одних странах государство управляет фондом самостоятельно, в других - привлекает сторонних субъектов. Исследование систем управления суверенными фондами ряда стран - членов IWG SWF показало, что большинство из них имеют весьма индивидуальную и оригинальную систему управления, однако обобщить данную практику все-таки возможно.

Приняв за основополагающий признак субъект управления и степень его независимости от государственной власти, действующие системы управления можно поделить на три типа (схема 3).

Схема 3

Классификация систем управления суверенными фондами

                 --------------------------------------------------¬
--------+ Управление суверенными фондами осуществляют ¦
¦ L---------------T---------------------------T------
¦ ¦ ¦
v v v
------------------¬ -----------------------¬ ------------------------¬
¦ Государство ¦ ¦ Государство через ¦ ¦ Профессиональные ¦
¦(непосредственно)¦ ¦ специально созданные ¦ ¦инвестиционные компании¦
L------------------ ¦органы (опосредованно)¦ L------------------------
L-----------------------
------------------¬ -----------------------¬ ------------------------¬
¦ ...через ¦ ¦ ...куда входят ¦ ¦ ...где в органах ¦
¦ государственные¦ ¦ независимые эксперты ¦ ¦ управления независимые¦
¦ органы, допуская¦ ¦ (Австралия, ¦ ¦ эксперты ¦
¦экспертное мнение¦ ¦ Новая Зеландия) ¦ ¦ (Норвегия, США) ¦
¦ (Чили) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------ L----------------------- L------------------------
------------------¬ -----------------------¬ ------------------------¬
¦ ...через ¦ ¦ ...куда входят ¦ ¦ ...где в органах ¦
¦ государственные ¦ ¦независимые эксперты и¦ ¦управления присутствуют¦
¦органы, делегируя¦ ¦ государственные ¦ ¦ государственные ¦
¦ технические ¦ ¦ должностные лица ¦ ¦ должностные лица ¦
¦ функции (Канада,¦ ¦ (Кувейт, Ливия, ¦ ¦(Сингапур, Южная Корея)¦
¦ Ирландия) ¦ ¦ Катар, ОАЭ) ¦ ¦ ¦
L------------------ L----------------------- L------------------------
------------------¬
¦ ...через ¦
¦ государственные ¦
¦органы (Ботсвана,¦
¦ Азербайджан, ¦
¦ Армения) ¦
L------------------

Для системы первого типа характерно непосредственное участие государства. В данную группу вошли страны, где система управления суверенными фондами полностью находится в руках государства (сюда относится и Российская Федерация). Ярким примером является Республика Ботсвана, где государственные полномочия в отношении управления суверенным фондом "The Pula Fund" распределены между двумя государственными органами: Государственным банком и Министерством финансов и планового развития <1>.

<1> Botswana's Management of the Pula Fund Observance of the Santiago Principles. URL: http://www.bankofbotswana.bw/assets/uploaded/botswana-pula-fund-santiago-principles-2.pdf (дата обращения: 01.02.2016).

Управление суверенным фондом "SOFAZ" Республики Азербайджан находится в руках Президента государства. Он назначает на должность и освобождает от должности исполнительного директора "SOFAZ" и его заместителя <1>. Исполнительный директор выполняет роль исполнителя воли Президента и сам занимает государственную должность, являясь председателем Государственной комиссии прозрачности добывающей промышленности <2>.

<1> State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan. Management. URL: http://www.oilfund.az/en_US/about_found/idareetme/uemumi-melumat-2.asp (дата обращения: 01.02.2016).
<2> State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan. Executive Director. URL: http://www.oilfund.az/en_US/about_found/idareetme/icraci-direktor.asp (дата обращения: 01.02.2016).

В Королевстве Норвегия существуют два суверенных фонда, одним из которых ("The Government Pension Fund Global") управляет Государственный банк. Он осуществляет права собственника и принимает инвестиционные решения независимо от Министерства финансов <1>.

<1> Government Pension Fund Global. Management Mandate. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/fin/statens-pensjonsfond/formelt-grunnlag/gpfg_mandate_30.nov.2015_published.pdf (дата обращения: 03.02.2016).

Государство может допускать постороннее экспертное мнение, оставляя тем не менее за собой право решающего голоса. Такая система управления сформирована в Республике Чили. Управление суверенными фондами в данной стране ("The Pension Reserve Fund", "The Economic and Social Stabilization Fund") осуществляет Государственный банк Республики, которому данные полномочия делегированы Министром финансов, при участии Финансового комитета, созданного Министром финансов в целях внесения предложений по конструкции инвестиционной политики <1>. Финансовый комитет состоит из шести известных и опытных специалистов в сфере экономики и финансов. Несмотря на то что комитет не является центром принятия решений, его рекомендации учитываются, если не ложатся в основу инвестиционной стратегии. Вероятно, целью создания данного органа является квалифицированная помощь государству по вопросам эффективного управления его активами.

<1> Ministry of Finance. Sovereign Wealth Funds. URL: http://www.hacienda.cl/english/sovereign-wealth-funds/about-the-funds.html (дата обращения: 01.02.2016).

Оставляя за собой управленческие полномочия, государство может передать исполнение механических функций отдельной структуре. Например, в Канаде - это профессиональная инвестиционная компания. Она выступает в роли эксперта и исполнителя, в то время как основной управленческий процесс сконцентрирован в руках государственных органов (должностных лиц). Суверенный фонд канадской провинции Альберта, "The Alberta Heritage Savings Trust Fund", находится в управлении и под непосредственным руководством Министра финансов провинции <1>. Министерству финансов делегированы разработка инвестиционной политики в сотрудничестве с инвестиционной компанией, подготовка финансовой отчетности фонда и годового бизнес-плана для утверждения Министром финансов, мониторинг показателей работы фонда и так далее <2>.

<1> Treasury Board and Finance. A History of the Heritage Fund. URL: http://www.finance.alberta.ca/business/ahstf/history.html (дата обращения: 02.02.2016).
<2> Statement of Investment Policy and Goals. Alberta Heritage Savings Trust Fund. 2011. P. 6. URL: http://www._finance.alberta.ca/business/ahstf/heritage-fund-statement-investment-policy-and-goals.pdf. (дата обращения: 02.02.2016).

В свою очередь, инвестиционная компания реализует утвержденную инвестиционную политику: заключает и выполняет инвестиционные сделки, осуществляет прогнозы, вносит рекомендации в отношении выбранного курса инвестиционной политики <1>. Во главе компании находятся Совет директоров, состоящий из 11 членов, каждый из которых имеет опыт в сфере управления инвестициями <2>.

<1> Statement of Investment Policy and Goals. Alberta Heritage Savings Trust Fund. 2011. P. 6. URL: http://www.finance.alberta.ca/business/ahstf/heritage-fund-statement-investment-policy-and-goals.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
<2> Alberta Investment Management Corporation. Board of directors. URL: http://www.aimco.alberta.ca/Who-We-Are/Board-of-Directors (дата обращения: 16.03.2016).

Не отстраняясь от процесса управления, государство может прибегнуть к помощи специалистов иным способом. Так, суверенный фонд Республики Ирландия ("The Ireland Strategic Investment Fund") частично находится в управлении Министра финансов, частично - в управлении агентства "The National Treasury Management Agency" <1>. Данное агентство является государственным органом, который осуществляет управление государственными активами, обязательствами и другими национальными агентствами <2>. Оно состоит из 9 членов, шесть из которых независимые эксперты. Их, включая председателя, назначает Министр финансов. Оставшиеся трое - государственные служащие <3>.

<1> National Pensions Reserve Fund. URL: http://www.nprf.ie/home.html (дата обращения: 02.02.2016).
<2> National Treasury Management Agency. URL: http://www.ntma.ie/about-the-ntma/ (дата обращения: 02.02.2016).
<3> National Treasury Management Agency. Agency members. URL: http://www.ntma.ie/about-the-ntma/governance/agency-members/ (дата обращения: 02.02.2016).

Второй тип системы управления отличается от первого опосредованным влиянием государства, которое заключается в наличии специально созданных органов.

Так, суверенный фонд Австралии, "The Future Fund", находится в управлении двух сформированных органов, в которые входят независимые специалисты: Попечительского Совета ("The Future Fund Board of Guardians") и Агентства ("The Future Fund Management Agency"). Первый - занимается управлением <1>, а второй - реализует исполнительные функции, не принимая никаких ответственных решений и предоставляя только рекомендации <2>.

<1> Australia's Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. The Future Fund Board of Guardians. URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/board_member_profiles (дата обращения: 01.02.2016).
<2> Australia's Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. The Future Fund Management Agency. URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/future_fund_management_agency2 (дата обращения: 01.02.2016).

В Попечительский совет входят председатель и 6 членов, которые назначаются уполномоченными министрами - Министром финансов и главой Казначейства на 5 лет в соответствии с опытом в инвестировании финансовых активов и корпоративном управлении <1>. Попечительский совет независим от Правительства, и его члены в Правительство не входят, тем не менее решения принимаются в соответствии с направлениями, определенными Правительством <2>. Штат сотрудников Агентства включает председателя, который является подотчетным лицом, и других должностных лиц <3>.

<1> Australia's Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. The Future Fund Board of Guardians URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/board_member_profiles (дата обращения: 01.02.2016).
<2> Australia's Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. Governance. URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/governance (дата обращения: 01.02.2016).
<3> The Future Fond Act 2006. Part 5. URL: https://www.comlaw.gov.au/Details/C2015C00560/Htm1/Text#_Toc_434411506 (дата обращения: 01.02.2016).

Суверенный фонд Новой Зеландии ("The New Zealand Superannuation Fund") является примером соединения материальной и организационно-правовой категории. Для его управления не создано специальной инвестиционной компании. Фонд и есть организация, имеющая свои органы управления, которые независимы от Правительства страны, в том числе в принятии инвестиционных решений, но подотчетны ему <1>. Возглавляет фонд Совет директоров (5 - 7 человек), во главе управленческого персонала стоит исполнительный директор <2>. Ключевым лицом является Министр финансов, по рекомендации которого назначаются члены Совета директоров (так называемые попечители) <3>, <4>.

<1> The New Zealand Superannuation Fund. Governance. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/nz-super-fund-explained/governance (дата обращения: 02.02.2016).
<2> Guardians of New Zealand Superannuation: Governance and management of the New Zealand Superannuation Fund. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/sites/default/files/documents-sys/OAG%20report%20on%20Guardians%20of%20New%20Zealand%20Superannuation%20Fund%2029%20May%202008.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
<3> The New Zealand Superannuation Fund. Board. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/nz-super-fund-explained-governance/board (дата обращения: 02.02.2016).
<4> Guardians of New Zealand Superannuation Board Charter. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/sites/default/files/documents-sys/Board%20Charter.pdf (дата обращения: 02.02.2016).

Для арабских стран характерно создание специального инвестиционного управления. Так, суверенными фондами Кувейта руководит Инвестиционное управление Кувейта "The Kuwait Investment Authority", во главе которого находится Совет директоров. В него входят Министр финансов, Министр нефтяной промышленности, Управляющий Государственного банка Кувейта, заместитель секретаря Министерства финансов и пять специалистов из частных сфер, три человека из которых не должны занимать государственную должность <1>. По своей организационной структуре управление напоминает инвестиционную компанию, только в данном случае это государственное учреждение <2>.

<1> Kuwait Investment Authority. Governance structure. URL: http://www.kia.gov.kw/en/Pages/orgStruct.aspx (дата обращения: 02.02.2016).
<2> Kuwait Investment Authority. Principles. URL: http://www.kia.gov.kw/en/ABOUTKIA/Pages/Principles.aspx (дата обращения: 02.02.2016).

Похожий формат управления был в свое время выстроен в Ливии, где при создании суверенного фонда было учреждено Инвестиционное управление "The Libyan Investment Authority" <1>. Аналогичная система в Катаре и в Объединенных Арабских Эмиратах, где Инвестиционное управление ("The Qatar Investment Authority", "The Abu Dhabi Investment Authority") возглавляет Совет директоров. В него входят помимо лиц, занимающих государственные должности, и крупных бизнесменов, члены королевской семьи. В Катаре Председателем Совета директоров выступает заместитель и преемник главы государства <2>, в Арабских Эмиратах - непосредственно сам глава государства (Эмир) <3>.

<1> The Libyan Investment Authority. Lia Governance. URL: http://www.lia.com.mt/en/lia-governance/ (дата обращения: 02.02.2016).
<2> The Qatar Investment Authority. Board of directors. URL: http://www.qia.qa/AboutUs/Pages/Our-Governance._aspx (дата обращения: 03.02.2016).
<3> The Abu Dhabi Investment Authority. Governance. URL: http://www.adia.ae/En/Governance/Board_Of_Directors.aspx (дата обращения: 04.02.2016).

Для третьего типа систем управления характерно полное делегирование управленческой функции профессиональному менеджеру.

Так, второй суверенный фонд Королевства Норвегия, "The Government Pension Fund Norway", находится в оперативном управлении профессиональной инвестиционной организации "Folketrygdfondet" <1>. Она находится в собственности Министерства финансов, ее основной задачей является управление активами соответствующего фонда <2>. Тем не менее инвестиционные решения принимаются независимо от Министерства, а совет директоров включает специалистов, которые не являются государственными служащими и имеют значительный профессиональный опыт <3>, <4>.

<1> Folketrygdfondet. About us. URL: http://www.folketrygdfondet.no/about-us/category390.html (дата обращения: 03.02.2016).
<2> Folketrygdfondet. Formal framework. URL: http://www.folketrygdfondet.no/formal-framework/category396.html (дата обращения: 03.02.2016).
<3> Management Mandate for the Government Pension Fund Norway. URL: http://www.folketrygdfondet.no/getfile.php/Dokumenter/Engelske%20dokumenter/Management%20mandate%20for%20the%20Government%20Pension%20Fund%20Norwav%202011.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
<4> Folketrygdfondet. Board. URL: http://www.folketrygdfondet.no/board/category392.html (дата обращения: 03.02.2016).

Управление суверенным фондом штата Аляска, "The Alaska Permanent Fund", осуществляет государственная корпорация "The Alaska Permanent Fund Corporation". В Совет директоров входят 6 членов, назначаемых губернатором, один из которых является Комиссаром по доходам (the Commissioner of Revenue) <1>.

<1> The Alaska Permanent Fund Corporation. Board of trustees. URL: http://www.apfc.org/home/Content/aboutAPFC/board.cfm (дата обращения: 04.02.2016).

В Сингапуре управление государственными фондами денежных средств вообще, включая суверенные, осуществляют две компании, владельцем которых выступает государство в лице министра финансов: "Temasek" и "The Government of Singapore Investment Corporation" <1>. "Temasek" - это не государственное учреждение, а инвестиционная компания, которая владеет и управляет активами на коммерческой основе, следуя коммерческим принципам <2>. Управляющая компания "Government of Singapore Investment Corporation" осуществляет управление большим объемом государственных активов, принимая инвестиционные решения самостоятельно без государственного вмешательства <3>.

<1> Temasek. URL: http://www.temasek.com.sg/abouttemasek/faqs (дата обращения: 03.02.2016).
<2> Temasek charter. URL: http://www.temasek.com.sg/abouttemasek/corporateprofile/charter_context (дата обращения: 03.02.2016).
<3> The Government of Singapore Investment Corporation. Corporate Governance URL: http://www.gic.com.sg/about-gic/corporate-governance (дата обращения: 03.02.2016).

Суверенный фонд Южной Кореи находится в управлении инвестиционной компании "The Korea Investment Corporation" по соглашению с Государственным банком и Министерством финансов <1>. Основными целями деятельности компании является эффективное управление государственными активами по поручению Министерства финансов и Государственного банка и содействие развитию внутреннего финансового сектора <2>. Во главе компании находится Руководящий комитет (the Steering Committee), в который входят 9 человек, включая председателя комитета, 6 профессиональных специалистов из частного сектора экономики, генеральный директор инвестиционной компании, Министр финансов и Управляющий Государственного банка Южной Кореи <3>.

<1> Korea Investment Corporation. Investment philosophy and policy. URL: http://www.kic.go.kr/en/ki/ki010000.jsp (дата обращения: 02.02.2016).
<2> Korea Investment Corporation. Overview. URL: http://www.kic.kr/en/in/in010000.jsp (дата обращения: 02.02.2016).
<3> Korea Investment Corporation. Corporate governance. URL: http://www.kic.go.kr/en/in/in030100.jsp (дата обращения: 02.02.2016).

В Российской Федерации управление суверенными фондами полностью сосредоточено в руках государства. Бюджетный кодекс допускает доверительное управление, но на сегодняшний день данная возможность не реализуется. Так что действующую в нашей стране систему управления можно отнести к первому типу.

Суверенные фонды Российской Федерации

Появление суверенных фондов в Российской Федерации можно отсчитывать от Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 году: "...часть бюджета должна строиться на источниках доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Она может формировать резерв для обеспечения стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач. По этой части возможны и должны обсуждаться и поправки, и замечания. Полагаю, что такого рода разделение бюджета позволит предотвратить "проедание" дополнительных доходов" <1>.

<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30989/.

В 2004 году в Бюджетный кодекс РФ была введена новая глава 13.1 "Стабилизационный фонд Российской Федерации", которая раскрывала понятие Стабилизационного фонда РФ, порядок его формирования и использования средств, порядок управления, учет и отчетность по операциям со средствами фонда <1>. Стабилизационный фонд РФ являлся частью федерального бюджета и подлежал обособленному учету. В 2005 году часть средств фонда была направлена на погашение внешних долгов Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда <2>.

<1> Федеральный закон от 23 декабря 2004 года N 184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации".
<2> Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. N 2. С. 13.

В 2008 году Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (в первой редакции - Фонд будущих поколений) <1>. Резервный фонд был создан с целью минимизации рисков российской экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а Фонд национального благосостояния - с целью обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ <2>.

<1> Глава 13.2 БК РФ "Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета".
<2> Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если его накопленный объем средств не достигает его нормативной величины (7% от ВВП).

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины. Можно сказать, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния представляют собой сообщающиеся сосуды - при избытке доходов Резервного фонда его часть переходит в Фонд национального благосостояния.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут размещаться в определенные виды финансовых активов, номинированных в разрешенной иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов, австралийских долларах, канадских долларах, швейцарских франках и иенах) <1> (схема 4).

<1> Ст. 96.11 БК РФ, Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 года N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния", Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N 955 "О порядке управления средствами Резервного фонда".

Схема 4

Источники формирования суверенных фондов РФ

Направления инвестирования

Резервный фонд

Фонд национального благосостояния

Согласно Бюджетному кодексу РФ

п. 3 ст. 96.11 БК РФ

п. 4 ст. 96.11 БК РФ

Долговые обязательства (в иностранной валюте)

иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков

международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

Депозиты и остатки на банковских счетах (в иностранной валюте)

в Центральном банке Российской Федерации

в иностранных банках и кредитных организациях

в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности"

Долговые обязательства, акции, паи

-

юридических лиц, в т.ч. российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ

-

паи (доли участия) инвестиционных фондов

Согласно Постановлению Правительства РФ

от 29 декабря 2007 года N 955 "О порядке управления средствами Резервного фонда"

от 19 января 2008 года N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния"

Приобретение иностранной валюты и ее размещение на счетах Фондов

в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета

Размещение средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы

номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ

номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте

Субординированные депозиты и облигации

-

российских кредитных организаций

Сферы вложения средств Фонда национального благосостояния несколько шире установленных возможностей для Резервного фонда. По факту на средства Резервного фонда приобретается иностранная валюта (доллар США, евро, фунт стерлингов), которая размещается Министерством финансов Российской Федерации на валютных счетах в Центральном банке <1>. Средства Фонда национального благосостояния кроме валюты вложены в акции российских банков (АО "Газпромбанк", АО "Россельхозбанк"), транспортных и энергетических компаний (ОАО "РЖД", АО "АЭК"), облигации компаний добывающей и нефтехимической промышленности (ОАО "Ямал СПГ", ООО "ЗапСибНефтехим"), облигации инвестиционных компаний (ООО "Инфраструктурные инвестиции-3", ООО "Инфраструктурные инвестиции-4"), а также размещены на депозитах ПАО "Банк ВТБ", АО "Газпромбанк", государственной корпорации "Внешэкономбанк" <2> (схемы 5, 6).

<1> Управление Резервным фондом Российской Федерации // Веб-сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/management/.
<2> Сведения о движении средств Фонда национального благосостояния за декабрь 2015 года (по состоянию на 1 января 2016 года) // Веб-сайт Федерального Казначейства. URL: http://www.roskazna.ru/finansovye-operacii/svedeniya-o-dvizhenii-sredstv-po-schetam/fond-nacionalnogo-blagosostoyaniya/.

Схема 5

Движение средств и активы Резервного фонда РФ

Поступление, 2015 г.

Сумма, тыс. рублей

Выбытие, 2015 г.

Сумма, тыс. рублей

Нефтегазовые доходы

402 199 915,80

Финансирование дефицита бюджета

2 622 865 074,80

Продажа иностранной валюты

2 220 665 159,00

Остаток активов на конец 2015 года (в тыс. единиц)

Счет в рублях

0,00

Счет в долларах США

22 706 802,85

Счет в евро

20 256 179,86

Счет в фунтах стерлингов

3 438 279,84

Специальные права заимствования

0,00

Совокупный объем средств Резервного фонда на 01.03.2016 в национальной валюте <1>

3 737 290 000,00

<1> Информационное сообщение. Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния // Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/ (дата обращения: 08.02.2016).

Схема 6

Движение средств и активы Фонда национального благосостояния РФ

Поступление, 2015 г.

Сумма, тыс. рублей

Выбытие, 2015 г.

Сумма, тыс. рублей

Продажа иностранной валюты

457 362 044, 90

Софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан

9 428 149,47

Размещение в финансовые активы

440 529 781,89

Остаток активов на конец 2015 года (в тыс. единиц)

Счет в рублях

0,00

Счет в долларах США

19 666 313,33

Счет в евро

20 758 881,89

Счет в фунтах стерлингов

3 834 781,10

Специальные права заимствования

0,00

Внешэкономбанк (депозиты)

  • в рублях

195 029 972,75

  • в долларах США

6 254 000,00

Облигации внешних государственных займов Украины (долл. США)

3 000 000,00

Привилегированные акции Банка ВТБ (руб.)

214 037 970,25

Привилегированные акции ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (руб.)

25 000 000,00

Облигации ООО "Инфраструктурные инвестиции-3" (руб.)

1 080 000,00

Облигации ООО "Инфраструктурные инвестиции-4" (руб.)

4 050 000,00

Привилегированные акции АО "Газпромбанк" (руб.)

39 954 000,00

Депозиты в Банке ВТБ (руб.)

126 000 000,00

Облигации ОАО "Ямал СПГ" (руб.)

149 999 956,89

Облигации ООО "ЗапСибНефтехим" (руб.)

118 595 925,00

Привилегированные акции ОАО "РЖД" (руб.)

50 000 000,00

Привилегированные акции АО "АЭК" (руб.)

57 500 000,00

Депозит в Банк АО "Газпромбанк" (руб.)

38 433 900,00

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния на 01.03.2016 в национальной валюте <1>

5 356 960 000,00

<1> Информационное сообщение. Совокупный объем средств Резервного фонда // Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/index.php (дата обращения: 08.02.2016).

Основные функции, связанные с принятием управленческих решений по суверенным фондам, выполняет Минфин России в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации (схема 7). Банк России выполняет техническую работу, связанную с обеспечением реализации функций Минфина России <1>. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах, открытых Казначейству России в Банке России на основании договора банковского счета.

<1> Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2007 г. N 892.

Схема 7

Правовое регулирование суверенных фондов

Международный уровень

Принципы Сантьяго (24 добровольных принципа)

Национальный уровень

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Федеральные законы:
  • о бюджете;
  • вносящие изменения в Бюджетный кодекс РФ.
  1. Постановления и Распоряжения Правительства РФ:
  • Постановление Правительства РФ от 14 августа 2013 года N 699 "О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации";
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2010 года N 2329-р "О направлении в 2010 году средств Резервного фонда на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета этого Фонда" (утратило силу).
  1. Приказы Министерства финансов РФ:
  • Приказ Минфина России от 26 октября 2010 года N 507 "О долговых обязательствах иностранных государств, в которые могут размещаться средства Резервного фонда";
  • Приказ Минфина России от 24 января 2008 года N 22 "Об утверждении перечня иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния".
  1. Послания Президента Российской Федерации:
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Не будет ни революций, ни контрреволюций";
  • Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах

Одним из инструментов бюджетной политики, связанной с регулированием суверенных фондов в Российской Федерации, является так называемое бюджетное правило. Оно представляет собой закрепленную в Бюджетном кодексе РФ цену отсечения как ориентира для направления доходов на расходы и сбережения в Резервный фонд РФ или, наоборот, из Резервного фонда РФ - на расходы бюджета.

"Бюджетное правило" относится к категории инструментов бюджетной политики, именуемых фискальными правилами (numerical fiscal rules), которые можно определить как долгосрочные ограничения на фискальную политику государства, устанавливающие предельные количественные значения для определенных макроэкономических показателей <1>. В Российской Федерации бюджетные (фискальные) правила существуют не только для целей регулирования суверенных фондов. Они установлены на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях <2>.

<1> C. Cottarelli. Fiscal Rules - Anchoring Expectations for Sustainable Public Finances // IMF Working Paper, Fiscal Affairs Department, 16.12.2009. Pp. 5 - 8. URL: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2009/121609.pdf.
<2> Акберов Д.И. Бюджетные правила как инструмент управления публичными финансами // Весенние дни науки 2015. Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 6 - 16.

Примером федерального бюджетного правила могут служить нормы главы 13.2 БК РФ: дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой цены на нефть либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть (п. 4 ст. 96.9 БК РФ). Бюджетное правило на субфедеральном и муниципальном уровнях представляют собой, например, следующие ограничения:

Таким образом, в бюджетной системе Российской Федерации кроме главного государственного фонда денежных средств - бюджета, существовали и существуют другие фонды, предназначенные для выполнения публичных задач. Сегодня отдельно выделяют суверенные фонды, которые формируются за счет части нефтегазовых доходов в целях обеспечения экономической стабильности. Данные фонды имеют особое правовое регулирование и систему управления. Управление суверенными фондами относится к полномочиям органов государственной власти. Такое положение вещей является общепринятой практикой, так как ни в одной из рассмотренных стран мира не построено абсолютно независимой от государства системы управления суверенными фондами.

Библиографический список

  1. Дораев М.Г. Суверенные фонды как субъекты международного рынка капиталов (правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2012. N 1.
  2. Золотарева А.Б., Дробышевский С.М., Синельников С.Г., Кадочников П.А. Перспективы создания Резервного фонда в Российской Федерации // Институт экономики переходного периода. 2001. N 27.
  3. Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. N 2.
  4. Al-Hassan, M. Papaioannou, M. Skancke, Ch. Chih Sung. Sovereign Wealth Funds: aspects of governance structures and investment management / IMF Working Paper. 2013.
  5. Gould M. Managing Manna from Below: Sovereign Wealth Funds and Extractive Industries in the Pacific // Economic Roundup Issue 1. Australian Government, The Treasury (2010).
  6. Mezzacapo S. The so-called "Sovereign Wealth Funds": regulatory issues, financial stability and prudential supervision // EC Economic and Financial Affairs. Economic Papers 378. (April 2009).
  7. Rozanov A. Who Holds the Wealth of Nations. Central Banking Journal. 2005. Vol. 15. N 4.