Мудрый Юрист

Прокурорский надзор за соблюдением права детей-инвалидов на образование

Огурцова Марина Леонидовна, научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье М.Л. Огурцовой дана характеристика состояния законности в сфере соблюдения права детей-инвалидов на образование, выявлены наиболее распространенные нарушения в данной сфере. Отмечается, что при таких обстоятельствах деятельность органов прокуратуры по защите права на образование приобретает особую актуальность и значимость. Сформулированы выводы о необходимости дальнейшего повышения эффективности прокурорского надзора.

Ключевые слова: образование, инклюзия, дети-инвалиды, прокурорский надзор.

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению инклюзивного образования для детей-инвалидов (ч. 1 ст. 24 Конвенции о правах инвалидов).

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под инклюзивным образованием следует понимать обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В настоящее время в России в общеобразовательных организациях обучается 481587 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них: 212167 детей - в 1660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, 110295 детей - в 13443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях; 159125 детей - в инклюзивных классах общеобразовательных организаций <1>.

<1> http://минобрнауки.рф/с/новости/5840 (дата обращения: 17.10.2015)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, главные задачи которой - создание условий для социализации детей-инвалидов, их интеграции в среду здоровых сверстников, преодоление общественной изолированности семей с детьми-инвалидами, создание универсальной безбарьерной среды, оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием и приспособлениями для коррекционной работы и обучения детей-инвалидов. По поручению Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято решение о продлении данной Программы до 2020 г. <2>.

<2> URL: http://www.government.ru/docs/15446/ (дата обращения: 17.10.2015).

Однако, несмотря на принимаемые государством меры, состояние законности в сфере соблюдения права детей-инвалидов на образование вызывает обоснованное беспокойство.

Так, до настоящего времени специальные требования для включения в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования, направленные на обеспечение реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, не разработаны. Длительное непринятие мер по разработке соответствующих документов препятствует созданию для детей специальных условий обучения, организации образовательного процесса и процесса психолого-педагогического сопровождения с учетом их индивидуальных особенностей.

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что условия для полноценного инклюзивного образования не созданы во многих образовательных организациях. Даже в Москве лишь в 34% районов есть школы, доступные для детей с инвалидностью, использующих инвалидные коляски, и лишь в 5% районов - для инвалидов по зрению <3>. Именно физическая недоступность школ зачастую становится главной причиной выбора родителями домашнего обучения или школы-интерната, а не инклюзивной школы.

<3> http://kidz2kidz.ru/dostupnost-shkol-moskvy/ (дата обращения: 17.10.2015).

Прокуроры повсеместно отмечают острую нехватку квалифицированных педагогов, прошедших подготовку для работы с детьми-инвалидами, ассистентов (помощников), оказывающих обучающимся необходимую техническую помощь, отсутствие в школах пандусов, тактильных указателей и иных приспособлений, необходимых для обеспечения детям-инвалидам беспрепятственного доступа в образовательные организации, литературы для инвалидов, в том числе издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Все это свидетельствует о неготовности образовательных организаций осуществлять полноценное обучение детей-инвалидов. К началу 2016 г. планировалось обеспечить необходимые условия лишь в 20% от общего количества общеобразовательных организаций, 10% организаций среднего и высшего профессионального образования, 7% дошкольных образовательных организаций, 2% организаций дополнительного образования детей <4>.

<4> Коростелев Б.А., Котова Г.Л., Тер-Григорьянц Р.Г. Формирование механизма внедрения современной модели школы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 49 - 50.

Более того, в последние годы наблюдается тенденция сокращения числа образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам: за 3 года на 3,9% - с 1728 организаций в 2012/2013 учебном году до 1660 организаций в 2014/2015 учебном году <5>. Президент Российской Федерации на заседании Форума Общероссийского народного фронта "Качественное образование во имя страны", проходившем 15 октября 2014 г. отметил, что закрытие коррекционных школ, если оно происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования, а этого, к сожалению, нет <6>.

<5> http://минобрнауки.рф/с/новости/5840 (дата обращения: 17.10.2015)
<6> http://www.kremlin.ru/events/president/news/46805

С учетом имеющихся сложностей в сфере обеспечения доступности инклюзивного и коррекционного образования <7>, дети-инвалиды, в особенности дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, зачастую вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников. При этом результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что надомное обучение не всегда организовано должным образом.

<7> См.: Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 30; Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. N 3. С. 58.

Так, прокуратурой района в одной из школ установлены факты отсутствия учебных планов, образовательных программ, расписаний занятий для детей-инвалидов, обучающихся на дому. В связи с выявленными нарушениями прокурором начальнику отдела образования администрации района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры по обеспечению права детей-инвалидов на образование <8>.

<8> URL: http://www.chuvprok.gov.ru/video.php?id=78 (дата обращения: 17.10.2015).

Сохраняются также проблемы, связанные с развитием системы дополнительного образования детей-инвалидов. Существующая сеть общедоступных спортивных и иных секций, кружков, клубов и объединений, работающих по адаптированным программам, не отвечает потребностями детей-инвалидов. Практически во всех субъектах Российской Федерации прокурорами выявлено недостаточное финансирование имеющихся организаций дополнительного образования. Зачастую игнорируются требования закона о создании специальных условий для социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеют место случаи проведения занятий в неприспособленных для этих целей помещениях. Наблюдается острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ <9>.

<9> См.: Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р.

Неудовлетворительная ситуация в сфере соблюдения прав детей-инвалидов на образование усугубляется отсутствием толерантного отношения к таким детям у сверстников, неоднозначным отношением родителей здоровых детей к инклюзивному обучению. Проведенное в России исследование международной организации Хьюман Райтс Вотч показало, что руководство некоторых школ под любыми предлогами отказывается принимать детей с инвалидностью, считая, что их внешний вид или поведение могут испугать одноклассников, что посещение обычной школы может оказаться для них небезопасным или что они не смогут соблюдать дисциплину и нормально учиться <10>.

<10> https://www.hrw.org/sites/default/files/report_pdf/russia0915ru_4up.pdf (дата обращения: 17.10.2015)

Так, прокуратурой района установлено, что ребенку-инвалиду было отказано в приеме в общеобразовательную школу по причине отсутствия в представленном для зачисления пакете документов направления в специальные (коррекционные) классы, выдаваемого управлением образования, хотя такое направление не предусмотрено законодательством. Прокурором в отношении директора образовательной организации вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ (нарушение права на образование), по результатам рассмотрения которого директору назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. <11>.

<11> Следует отметить, что в целях борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой о ее недопустимости (ст. 3.1), которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что многочисленные нарушения конституционного права детей-инвалидов на образование допускаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными организациями.

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации и в органах местного самоуправления прокуроры выявляют следующие наиболее распространенные нарушения: несоответствие федеральному законодательству действующих региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы реализации права детей-инвалидов на образование, неисполнение требований бюджетного законодательства при реализации региональных и муниципальных программ в области реализации права детей-инвалидов на образование (своевременность исполнения запланированных мероприятий, достаточность финансирования данных программ, целевое расходование средств и т.п.). Анализ прокурорской практики позволяет сделать вывод о том, что субъекты Российской Федерации не всегда обладают актуальной информацией о количестве детей-инвалидов, обучающихся по различным образовательным программам, что не позволяет им получить представление о необходимых объемах финансирования мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.

В органах социальной защиты прокуроры выявляют факты ненадлежащей координации мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, необеспечения детей-инвалидов техническими средствами реабилитации.

Наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми органами и организациями образования, являются: незаконный отказ в приеме на обучение в образовательную организацию, ненадлежащая организация образовательного процесса для детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах, ненадлежащая организация обучения ребенка на дому или в медицинской организации (например, отсутствие разработанных учебных планов и образовательных программ, а также расписания занятий), несвоевременная выплата государственной социальной стипендии; несоблюдение права детей-инвалидов, являющихся абитуриентами, на зачисление на бесплатные подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Учитывая изложенное, полагаем, что обеспечение права детей-инвалидов на общедоступное и бесплатное образование по-прежнему остается одной из актуальных проблем в сфере реализации конституционных прав граждан, в связи с чем прокурорский надзор в рассматриваемой сфере должен осуществляться на постоянной основе при своевременном и результативном реагировании на выявленные нарушения.

Библиография

Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3.

Коростелев Б.А., Котова Г.Л., Тер-Григорьянц Р.Г. Формирование механизма внедрения современной модели школы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015.

Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. N 3.