Мудрый Юрист

Применение попечительных и обеспечительных мер в отношении иждивенцев и имущества подозреваемого, обвиняемого *

<*> Подготовлено при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".

Власова Наталья Анатольевна, профессор кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Института непрерывного образования Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), доктор юридических наук.

Рассматриваются проблемные вопросы применения следователем, дознавателем мер попечения о детях и других иждивенцах задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого, а также мер по обеспечению сохранности их имущества. Анализируются нормы гражданского, семейного законодательства, другие федеральные законы, регламентирующие порядок применения таких мер.

Ключевые слова: задержанный, заключенный под стражу подозреваемый, обвиняемый, меры попечения о детях, иждивенцах, престарелых родителях, меры по обеспечению сохранности имущества.

Application of trusteeship and provisional measures in respect of dependants and property of suspect, accused person

N.A. Vlasova

Vlasova Natalia A., Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines of the Institute of Continuing Education of the Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI), Doctor of Law.

The article deals with such issues as: application by the investigator of measures ensuring the care of children and other dependants of the detainee or suspect/accused person in custody, as well as measures ensuring the security of his property. Norms of civil, family law, as well as other Federal laws regulating the use of such measures are analyzed.

Key words: detainee, suspect/accused person in custody; guardian measures ensuring care of children, dependants, elderly parents; measures ensuring the safety of the property.

Применение мер процессуального принуждения, связанных с лишением свободы, затрагивает не только конституционное право на свободу, но и другие конституционные права подозреваемого, обвиняемого, а также нередко конституционные права и интересы третьих лиц, в частности его родственников и других близких. Поэтому уголовно-процессуальный закон предусматривает процессуальные гарантии, уменьшающие отрицательные последствия применения таких мер принуждения как для самого обвиняемого, так и для его родных и близких.

При решении вопроса о задержании подозреваемого или о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь, дознаватель обязаны выяснить семейное положение подозреваемого или обвиняемого, а также наличие у него имущества и жилища, остающегося без присмотра.

При наличии несовершеннолетних детей, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, следователь, дознаватель в соответствии с ч. 1 ст. 160 УПК РФ обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. На это обращает внимание и Пленум Верховного Суда РФ: "В случае удовлетворения ходатайства следователя или дознавателя об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого, который имеет несовершеннолетних детей, других иждивенцев либо престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, суду следует обратить внимание следователя или дознавателя на необходимость разрешения вопроса о передаче перечисленных лиц на период применения данной меры пресечения на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо о помещении их в соответствующие детские или социальные учреждения, если они остались без присмотра и помощи" <1>.

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога". URL: http://www.consultant.ru/.

Однако УПК РФ не содержит каких-либо норм, раскрывающих порядок выполнения этих требований. Поэтому необходимо обратиться к положениям других законов и нормативных актов.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств, избирают исключительно органы опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с гл. 18 Семейного кодекса РФ является усыновление или удочерение. Другими формами устройства несовершеннолетних детей, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, в соответствии со ст. ст. 31 - 36 Гражданского кодекса РФ и ст. 123 Семейного кодекса РФ являются опекунство или попечительство.

Усыновлению подлежат несовершеннолетние дети. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте до 14 лет и над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о том, что ребенок остался без попечения взрослых, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Эти же органы осуществляют последующий контроль за условиями содержания детей, воспитания и образования.

Таким образом, следователь, дознаватель непосредственно не участвуют в установлении опеки или попечительства над несовершеннолетним.

Однако следует признать, что по смыслу ч. 1 ст. 160 УПК РФ в данном случае речь идет лишь о временном попечительстве, поскольку подозреваемый, обвиняемый могут быть освобождены из-под стражи либо оправданы.

Поэтому деятельность следователя, дознавателя по устройству детей должна сводиться к следующему. При установлении, что у задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого имеются несовершеннолетние дети, следователь, дознаватель обязаны незамедлительно сообщить о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей и нуждающихся в помощи, в органы опеки и попечительства. В материалах уголовного дела должна быть сделана отметка о таком сообщении.

Следователь, дознаватель могут предоставить органам опеки и попечительства важную информацию, которой они располагают в связи с расследованием уголовного дела. Например, они могут выяснить у подозреваемого, обвиняемого их мнение о том, кому из родственников или других лиц следует передать несовершеннолетних или нуждающихся в постороннем уходе престарелых родителей.

В некоторых случаях следователь, дознаватель обязаны лично принять неотложные меры по устройству несовершеннолетнего.

Так, если задержана или заключена под стражу женщина, у которой имеются малолетние дети, то необходимо решить вопрос о возможности помещения ее под стражу вместе с ребенком, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет. Для этого в местах содержания под стражей созданы специальные материально-бытовые условия.

Если помещение ребенка вместе с матерью в место содержания под стражей по каким-то причинам невозможно или без попечения остается ребенок в возрасте старше трех лет, необходимо выяснить, кому из родственников можно передать его на то время, пока к устройству ребенка не подключатся органы опеки и попечительства.

Передать ребенка можно второму родителю, совершеннолетним братьям и сестрам, бабушке, дедушке или другим родственникам. Несовершеннолетний может быть передан и иным лицам (знакомым, соседям, учителям и т.п.), которые желают и в состоянии обеспечить за ним краткосрочный уход и присмотр. В том случае, если родственников или иных лиц, которые могут временно приютить ребенка, не имеется, следователь, дознаватель должны обратиться в местные органы управления здравоохранением, которые в соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" организуют круглосуточный прием, содержание и выхаживание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

Кроме того, любого несовершеннолетнего, оставшегося без попечения, обязаны принимать инфекционные отделения детских больниц, где осуществляются их медицинское обследование и уход. Органы управления здравоохранением в дальнейшем оказывают содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних с учетом состояния их здоровья.

К выполнению обязанностей по временному устройству ребенка следователь, дознаватель могут привлечь начальника подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по месту жительства задержанного (заключенного под стражу).

О том, кому временно переданы лица, нуждающиеся в уходе, необходимо сообщить в органы опеки и попечительства.

Аналогичные меры должны быть приняты в отношении других иждивенцев задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе.

Если эти лица были признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства, органами опеки и попечительства над ними может быть установлена опека. Если же совершеннолетний дееспособный иждивенец или родители подозреваемого, обвиняемого по состоянию здоровья нуждаются в постороннем уходе, то по их просьбе над ними может быть установлен патронаж (ст. 41 ГК РФ) и назначен помощник. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях социального обслуживания.

До установления опеки, патронажа или помещения инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания следователь, дознаватель должны выяснить, кто из родственников или знакомых может осуществлять постоянный или временный уход за такими лицами. Если передать больного некому, необходимо сообщить о нем в органы опеки и попечительства, орган управления здравоохранением и в орган социальной защиты населения при местной администрации, с тем чтобы они приняли меры по устройству такого лица.

Таким образом, формулировка ч. 1 ст. 160 УПК РФ о том, что следователь, дознаватель принимают меры по передаче несовершеннолетних детей, других иждивенцев, а также нуждающихся в постороннем уходе престарелых родителей заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, является не совсем корректной.

Отмечая этот недостаток, А.В. Федулов и Д.Р. Нерсесян предлагают следующую формулировку ч. 1 ст. 160 УПК РФ: "Установив наличие у подозреваемого (обвиняемого) лиц, нуждающихся в постороннем уходе, следователь (дознаватель) должен немедленно поставить в известность органы социальной защиты, учреждения социального обслуживания и органы опеки и попечительства и обязать их принять неотложные меры по организации присмотра, ухода и помощи лицам, нуждающимся в постороннем уходе" <2>.

<2> Федулов А.В., Нерсесян Д.Р. Преемственность юридической техники формирования порядка принятия следователем (дознавателем) мер попечения о детях и иждивенцах подозреваемого или обвиняемого // Юридическая техника. 2011. N 5. С. 505.

Однако в таком случае роль следователя, дознавателя сводится лишь к оповещению органов опеки и попечительства, а также даче им указаний по выполнению их прямых обязанностей, которые регламентируются Семейным кодексом РФ и лежат за пределами уголовно-процессуальной сферы.

Кроме того, органы опеки и попечительства не могут действовать экстренно, например ночью, когда без присмотра остается малолетний ребенок или инвалид. Поэтому необходимо найти компромиссную формулировку, в соответствии с которой следователь, дознаватель, с одной стороны, были бы обязаны сообщить в органы опеки и попечительства о таком случае, а с другой - самостоятельно принять неотложные меры по временному устройству лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

В соответствии с ч. 2 ст. 160 УПК РФ следователь, дознаватель обязаны также принять меры по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого.

Эти меры состоят в передаче имущества или жилища на хранение родственникам или другим лицам, пользующимся доверием подозреваемого, обвиняемого и имеющим возможность обеспечить сохранность переданного им имущества. Вопрос, кому можно передать имущество, также следует выяснить у обвиняемого, подозреваемого, о чем они могут собственноручно написать в заявлении или ходатайстве. После этого необходимо получить согласие указанного обвиняемым, подозреваемым лица на принятие имущества на хранение.

Механизм передачи имущества в законе также не определен.

В точном соответствии с законом необходимо было бы в данном случае заключать договор хранения в соответствии со ст. ст. 886 - 904 ГК РФ. Однако это довольно проблематично, поскольку обвиняемый, подозреваемый находятся под стражей.

На наш взгляд, следователю, дознавателю необходимо действовать по аналогии с передачей на хранение арестованного имущества. Решение о принятии мер по обеспечению сохранности имущества задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого целесообразно оформлять мотивированным постановлением, в котором должны быть указаны основания решения, принимаемые меры и лица, ответственные за их выполнение. Свое согласие на принятие имущества на хранение лицо может удостоверить подписью на постановлении.

Если имущество невозможно передать на хранение родственнику подозреваемого, обвиняемого или другому физическому лицу, оно передается органам местного управления (жилищно-эксплуатационной организации (ЖЭК, ДЭЗ, РЭУ, местной администрации и т.п.).

О передаче имущества следует составить протокол, к которому приложить опись передаваемого на хранение имущества. Составление описи и протокола лучше производить в присутствии понятых и представителя жилищно-эксплуатационной организации. При необходимости передаваемые предметы пломбируются и опечатываются. В протоколе должно быть указано, какой пломбой или печатью опломбировано или опечатано имущество и где оно будет храниться. С постановлением и протоколом необходимо ознакомить подозреваемого, обвиняемого.

Сложнее обстоят дела, если без присмотра остается недвижимое имущество (дом, дача, другие строения, находящиеся в собственности подозреваемого, обвиняемого).

В литературе сложилось устоявшееся мнение, что в данном случае жилище необходимо опечатать и передать его вместе с оставшимся в нем имуществом на ответственное хранение жилищно-эксплуатационной организации <3>.

<3> См.: Цоколова О.И., Сурыгина Н.Е. Порядок заключения и содержания под стражей на стадии предварительного расследования. М., 2003. С. 38; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 470.

Представляется, что передача квартиры (дома) на хранение должна производиться так же, как и иное имущество подозреваемого, обвиняемого - по постановлению следователя, дознавателя и с составлением соответствующего протокола.

В связи с тем, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, копия постановления о передаче его на хранение и протокол должны быть направлены в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Одновременно необходимо сообщить о недопустимости его отчуждения.

Если жилое помещение не является собственностью подозреваемого, обвиняемого и в нем никто не зарегистрирован и не проживает, то на период временного отсутствия собственника оно опечатывается, о чем ставятся в известность жилищно-эксплуатационная организация и участковый инспектор полиции, которые обязаны обеспечить его сохранность. Этот факт также должен быть отражен в постановлении и протоколе.

О принятых мерах попечения о детях и иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и по обеспечению сохранности его имущества следователь, дознаватель уведомляют подозреваемого или обвиняемого.

Форма уведомления УПК РФ не предусмотрена. Представляется, что о принятых мерах подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей, необходимо уведомить письменно. Копия такого уведомления должна находиться в уголовном деле. В случае принятия мер по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемый, обвиняемый, как уже отмечалось, должны быть ознакомлены с постановлением о принятии этих мер и, кроме того, им необходимо вручить копию протокола передачи имущества на хранение.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 220, ч. 3.1 ст. 225 и ч. 10 ст. 226.7 УПК РФ к обвинительному заключению, обвинительному акту и обвинительному протоколу должна быть приложена справка о принятых мерах по обеспечению прав иждивенцев обвиняемого. Представляется, что подобная справка по обеспечению сохранности их имущества.

Литература

  1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 470.
  2. Федулов А.В., Нерсесян Д.Р. Преемственность юридической техники формирования порядка принятия следователем (дознавателем) мер попечения о детях и иждивенцах подозреваемого или обвиняемого // Юридическая техника. 2011. N 5. С. 505.
  3. Цоколова О.И., Сурыгина Н.Е. Порядок заключения и содержания под стражей на стадии предварительного расследования. М., 2003. С. 38.