Мудрый Юрист

Философско-правовое понимание процесса дискредитации государства

Воробьев Сергей Михайлович, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права, кандидат юридических наук, доцент.

В статье, посвященной проблеме философско-правового осмысления процесса дискредитации государства, основываясь на положениях одного из основных всеобщих законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, автор предпринял попытку понятия процессов, проистекающих на микроуровне и макроуровне, которые способствуют дискредитированию государства. Кроме этого, в работе рассматриваются вопросы о причинах, способствующих распространению на территории Российской Федерации дискредитации государственной власти со стороны общества, а также анализируются концептуальные государственные документы, направленные на предотвращение этого антигосударственного проявления. В статье использовались современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, историко-правовой, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный и метод сравнительного правоведения. Научная новизна работы заключается в проведении философско-правового исследования процедуры дискредитации государства и его институтов. В статье отражается новое видение процесса дискредитации с учетом современных данных, документов и мнений. Автор проводит подробный анализ функционирования дискредитации, направленной на дестабилизацию политической и общественной обстановки в стране и мире. При этом настоящая статья отражает субъективную позицию автора по данной проблематике. В данной научной работе не преследуется цель осуществления критики государственного строя Российской Федерации, органов власти и каких-либо политических процессов, происходящих как в нашей стране, так и за рубежом.

Ключевые слова: государство, власть, война, дискредитация, справедливость.

Philosophic Legal Understanding of the State Discrediting Process

S.M. Vorobiev

Vorobiev Sergey M., Professor of the Department of Theory of State and Law, International and European Law, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The article is devoted to the problem of philosophical and legal understanding of the process of discrediting the state, based on the provisions of one of the basic universal laws of dialectics - the unity and struggle of opposites, the author of the concept of processes occurring at the micro level and the macro level that promote ventures to discredit the state. In addition the work considers questions about the causes conducive to the spread on the territory of the Russian Federation discrediting of the state power by society, and also analyzes government documents aimed at the prevention of this anti-state manifestations. In this paper we use modern General scientific and special methods of cognition: analysis, synthesis, historic-legal, structural-functional, normative-logical, comprehensive and comparative law. Scientific novelty of the work consists in carrying out a philosophical-legal study of the procedure of discrediting the state and its institutions. In the work reflected a new vision of the process of discrediting based on recent data, documents, and opinions. The author makes a detailed analysis of the functioning of discredit aimed at destabilization of the political and social situation in the country and the world. While this article reflects the subjective position of the author on the subject. In this scientific article we do not aim to exercise criticism of the state system of the Russian Federation, government authorities and any other political processes occurring both in our country and abroad.

Key words: government, authority, war, discredit, justice.

Исходя из положений известного диалектического закона единства и борьбы противоположностей, раскрывающего источник самодвижения и развития объективного мира и познания, мы попытались осмыслить процесс возможного дискредитирования государства (от фр. discrediter - подрывать доверие) в результате совершения участниками общественных отношений действий, обусловливающих понижение уровня доверия граждан к органам власти.

Обратимся к рассмотрению действия философского закона единства и борьбы противоположностей в преломлении к существующей в стране проблеме обозначенной формы дискредитации.

Постановка проблемы, связанной с функционированием данного закона, оказывающего воздействие на процесс дискредитации государства, вызывается влиянием условий развития общества, внутренних угроз для деятельности органов власти, внешних угроз для осуществления государственной политики, определяющей стабильную работу органов власти и обеспечение жизнедеятельности населения.

В доказательство действия данного закона с позиции философского осмысления мира на макроуровне или микроуровне приведем следующие доводы. Во-первых, жизнедеятельность людей весьма разнообразна, поскольку протекает на фоне различных ситуаций, сопряженных с добром и злом. Во-вторых, существует вечное противоборство мира добра и мира зла, которое пребывает вокруг нас и в самих нас, т.е. эта борьба осуществляется и на микроуровне, и на макроуровне, а может быть, и вообще существует за пределами человеческого бытия.

Известно, что глобальные проблемы могут являться весьма опасными для мирового сообщества, а их разрушение может привести к уничтожению всего живого на Земле. К числу таких проблем можно отнести, в частности, наличие угрозы - ядерной, природно-климатической и техногенной катастроф, вооруженные конфликты, ксенофобию, транснациональную преступность, терроризм, рост инфекционных заболеваний. Соотношение этих явлений с названным философским законом можно показать с помощью следующего примера. Так, угроза ядерной катастрофы может происходить в едином пространстве, т.е. на Земле, а сами ядерные взрывы могут быть проявлением ядерной или военной политики государств, обеспечивающих свой суверенитет и безопасность посредством имеющегося ядерного щита. Государства, обладающие ядерным оружием, различны, и политика, которую они проводят, также неоднозначна. Нельзя также сбрасывать со счетов и возможность ядерного терроризма. В результате создается противостояние как друг с другом, так и с нашей планетой в целом. Только благодаря ядерному сдерживанию и возможности взаимного уничтожения мир удается удерживать от новой мировой войны. Поэтому в противостоянии ядерных держав или их союзов с другими странами предпочтение отдается экономическим и политическим методам, как, например, намеренная западная дезинформация общества о роли, которую играет Россия в событиях на Украине, вплоть до ведения ею войны с последней, и в связи с этим применение противороссийских экономических санкций.

Именно вследствие действия рассматриваемого закона диалектики, согласно которому основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении, в ходе противоборства добра и зла последнее получило некоторый временный перевес, что привело к заметной деформации ценностной системы общества, релятивизации его основных духовных и нравственных интересов. Иначе говоря, в сознании людей в определенной мере стерлась грань между добром и злом. Последствия этого известны. В частности, XX век показал, на что способен человек, вооруженный научно-техническими достижениями, но лишенный нравственного стержня. ГУЛАГ, Освенцим, Хиросима и Нагасаки - вот одни из "главных" вех этого столетия <1>. Ценность человека в таких условиях теряет смысл существования. Человек становится инструментом для реализации политических антигуманных идей, направленных на уничтожение неугодных политической элите людей.

<1> См.: Киселев Г.С. Стать человечеством (сознание Постмодерна). М., 2004. С. 25.

Весь мир устроен таким образом, что названный закон функционирует постоянно, в том числе вокруг нас. В природе, например, одна особь противостоит другой, где сильный одолевает слабого, потому как всем живым движет борьба за выживание, что являет собой закон естественного отбора. При нахождении этого закона в диалектической взаимосвязи с законом единства и борьбы противоположностей они определяют развитие как биологической, так и социологической составляющей индивидов.

Следует отметить, что действие закона единства и борьбы противоположностей обусловливается деятельностью людей либо явлениями, создаваемыми ими в процессе развития общественных отношений (например, конкуренция человека с человеком, пола, возраста, религий, организаций, бизнеса, армий, силовых структур, партий, министерств, регионов, административных образований, властей, государств и пр.). Перечисленное образует микросистемы и макросистемы, объединенные в одну взаимосвязанную единую систему - государство. Можно представить, что будет с такой системой, испытывающей надломы, трещины вследствие находящихся в постоянной борьбе составляющих ее частей. При этом не исключено, что такие социальные потрясения могут вызвать возникновение иных негативных для общества явлений, например дискриминацию по половому признаку.

Одной из важных государственных задач Российской Федерации является завершение создания такой политической системы, структуры социальных гарантий и защиты граждан, модели экономики, которые вместе составят единый, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный государственный организм, способный безусловно гарантировать суверенитет России и благосостояние граждан, "отстаивать справедливость и достоинство каждого человека, правду и доверие в отношениях государства и общества" <2>. Адекватное восприятие гражданами политической стратегии государства, программных содержания и целей деятельности органов власти способствует политической активности общества, его благополучию и стабильности. Государственная власть должна видеть опору в своих гражданах, доверять им, и наоборот. Именно на взаимном доверии и на благих делах должна строиться борьба с противоположностями. Соответственно, граждане и власть должны быть едины в преодолении препятствий на пути дальнейшего развития личности, общества и государства.

<2> Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. URL: http://www.putin2012.ru/#article-1 (дата обращения: 17.04.2015).

Российская Федерация, в силу своего географического положения, территориальных масштабов, наличия больших объемов природных ресурсов, обеспечивающих не только ее высокий промышленный, военный и ядерный потенциал, но и поставку их на договорных началах в другие страны, всегда весьма притягательна для мировых партнеров, конкурентов и политических соперников. В длительном всемирном противостоянии с последними (западный блок во главе с США) Россия твердо следует своим политическим убеждениям; в частности, выражает неприемлемость появившейся после распада Советского Союза так называемой концепции гуманитарной интервенции, реализуемой на практике, как правило, США; необходимость и непрерывность международного сотрудничества, в том числе с Востоком и Западом; уважение государственного суверенитета; неукоснительное проявление политической справедливости в международных отношениях.

Возникновение внутренних угроз возможной дискредитации государства может обусловливаться, в частности, следующими проявлениями: конспиративной деятельностью в стране специально создаваемых и спонсируемых западными фондами различных общественно-политических структур для дискредитирования государственной власти; корректировкой направлений деятельности функционирующих в стране каких-либо общественных организаций посредством заграничного стимулирования их сотрудников либо включения в число последних лиц, прошедших в зарубежных учебных центрах соответствующую специальную подготовку к нелегальной работе по дискредитированию органов государственной власти и местного самоуправления; неправомерными действиями субъектов права (уголовными правонарушениями), совершение которых явно подрывает в глазах граждан достоинство и авторитет власти.

Использование общественных, неправительственных организаций и политизированных объединений для дискредитирования власти и дестабилизации внутренней ситуации в России - один из применяемых способов достижения таких целей в непрекращающихся попытках западных спецслужб, которыми уже планируются акции в период предстоящих в стране избирательных кампаний 2016 - 2018 годов, констатировалось Президентом Российской Федерации на коллегии ФСБ в марте текущего года.

Убеждение В.В. Путина в том, что оппозиция может и должна участвовать в политической жизни страны, было озвучено в ходе 13-й прямой линии с ним 16 апреля 2015 года, оно находится в контексте с его предыдущими высказываниями об отношениях власти с оппозицией. "...Хочу повторить еще раз: мы готовы к диалогу с оппозицией, будем продолжать партнерские отношения с гражданским обществом в самом широком смысле этого слова. Всегда прислушиваемся к тем, кто содержательно критикует те или иные действия или бездействие власти, причем на любом уровне. Такой диалог, такое партнерство всегда полезны - они просто необходимы любой стране, в том числе и нашей. Но бессмысленно вступать в дискуссию с теми, кто работает по заказу извне, в интересах не своей, а чужой страны или чужих стран. Поэтому будем и дальше обращать внимание на наличие иностранных источников финансирования неправительственных организаций, сверять их уставные цели с практической работой, а любое нарушение необходимо пресекать" <3>.

<3> См.: Информация о заседании коллегии ФСБ России от 26 марта 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/47963.

На наш взгляд, определяющим вектором деятельности таких противоречащих политике государственной власти организаций является справедливость (псевдосправедливость), поскольку выступает неким ориентиром на реакцию в отношении совершаемых со стороны представителей органов власти правонарушений, ввиду того что последние способствуют формированию и пропаганде в обществе "государственного имморализма" (имморализм - отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Относительный имморализм отрицает законы и предписания морали как имеющие значение доброго и злого в настоящее время, в определенный период и в определенном культурном круге; абсолютный имморализм - это отрицание всех моральных ценностей, он не обращает внимания на различие между добрым и злым) <4>. Использование таких методов и способов для достижения каких-либо целей недопустимо, поскольку они аморальны и бесчеловечны. Самое дорогое, что есть у человека, - его право на жизнь. К сожалению, большая мировая политика нередко игнорирует эту норму международного права. Пример этого, в частности, конфликт на Украине, стороной которого Россия не является, поскольку он был внутренним, однако простимулированным западными странами, поддержавшими боевиков Майдана, вызвал дезорганизацию государства, вооруженное противостояние сегодняшней киевской власти и ополчения самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, влекущее за собой тысячи погибших и раненых, в том числе со стороны мирного населения. Жители Донбасса, не желавшие войны, были вынуждены взять в руки оружие для защиты своей земли, семей, прав и свобод. Кто-то видит в них террористов. Но разве люди, отстаивающие свое человеческое достоинство, могут считаться таковыми? С позиции права и социальной справедливости, безусловно, нет. Население этого региона Украины хочет одного - мирной жизни, в которой не будет места национальному антагонизму, унижению.

<4> Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский. М.: Инфра-М, 1997. С. 174.

По мнению профессора Г.В. Мальцева, как бы конкретно ни оценивались действия государства по нравственной шкале, в любом случае оно не может существовать вне нравственной среды, являясь субъектом морально-политических отношений. Согласно принятым нравственным критериям действия государства оцениваются как моральные или аморальные. Все соответствующие государственным интересам действия, независимо от их нравственной оценки, могут получить и получают правовую форму <5>.

<5> См.: Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977. С. 54.

Государственный переворот в Украине спровоцировал не только гражданскую войну на Донбассе, но и его полную экономическую блокаду. В этой связи Россия прилагает немалые усилия для примирения сторон и нормализации ситуации, приняла сотни тысяч беженцев с юго-востока Украины, пытается не допустить гуманитарной катастрофы на Донбассе <6> (например, с августа 2014 г. до середины апреля 2015 г. Российская Федерация направила жителям Донбасса 24 гуманитарных конвоя, доставивших более 30 тысяч тонн груза - продукты питания, медикаменты и другие средства жизнеобеспечения).

<6> См.: Информация о заседании коллегии ФСБ России от 26 марта 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/47963.

С позиции философии справедливость - это категория морально-правового, а также социально-политического сознания, связанная с понятием о должном, соответствующая определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах <7>.

<7> См.: Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 650.

Справедливость означает принятый обществом или господствующим классом в качестве оправданного или правильного масштаб для соизмерения действий субъекта в пользу (или во вред) общества и других лиц с ответственными действиями последних <8>.

<8> См.: Мальцев Г.В. Там же.

Необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права - субъект права, т.е. лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону правосубъектностью. Признавая какое-либо лицо или образование субъектом права, закон определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, государственным органам, другим лицам. Действия субъектов права бывают правомерными и неправомерными (правонарушения). Все последние делятся на преступления (уголовные правонарушения) и проступки.

Дискредитация государства (органов государственной власти) в уголовном праве ряда стран рассматривается как совершение должностным лицом действий, явно подрывающих в глазах граждан доверие к органам власти <9>. В российском уголовном законодательстве дискредитирование органов государственной власти не является самостоятельным составом преступления. Однако такое собирательное понятие, как коррупция, охватывает целый ряд преступлений, предусмотренных в Уголовном кодексе Российской Федерации. Совершение какого-либо из них должностным лицом влечет за собой, по нашему мнению, подрыв авторитета органов власти и доверия к ним у граждан. К таким "коррупционным преступлениям" относятся, например, мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300) и др.

<9> См.: Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 146.

По данным Следственного комитета Российской Федерации (далее - СКР), в общем количестве "коррупционных дел", отправляемых в суд, больше всего дел о даче и получении взятки, мошенничестве, присвоении, растрате и злоупотреблении должностными полномочиями. Со слов официального представителя СКР В. Маркина, в Комитете немало дел о таких преступлениях, совершенных гражданами с так называемым особым статусом, т.е. теми, кого просто так нельзя схватить за руку (например, следователями полиции, наркоконтроля, прокурорами, судьями, членами избирательных комиссий, депутатами органов местного самоуправления, депутатами законодательной власти и пр.). В 2014 году СКР расследовал дела против сотен чиновников разного ранга по всей стране, в том числе весьма высокопоставленных <10>. 2015 год также отмечен коррупционными преступлениями, совершенными лицами, занимавшими, в частности, государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и др.

<10> См.: Отчет о работе Следственного комитета РФ за 9 месяцев 2014 г. URL: http://www.rg.ru/2014/12/10Korrupciya.html.

В нашей стране коррупция - это бизнес, формирующийся за счет избыточных функций и процедур власти, заявил 16 марта текущего года в пресс-центре "Парламентской газеты" председатель Национального антикоррупционного комитета К. Кабанов в ходе работы круглого стола "Природа коррупции. Почему нельзя победить?". По его мнению, при коррупционной составляющей теряется функция управления, а "это фактор общественной дестабилизации". Принятые в этой связи меры и наглядные уголовные процессы по таким делам - шаг к уменьшению коррупции в стране. При этом К. Кабановым было озвучено очередное предложение комитета - персональная ответственность руководителей за коррупцию в их ведомствах <11>.

<11> См.: Материалы круглого стола "Природа коррупции. Почему нельзя победить?" URL: http://www.pnp.ru/news/detail/78688.

Обязательное условие объединения индивидов в человеческое общество - наличие общего интереса, но тем не менее в обществе могут быть не только сходные, но и противоположные друг другу интересы, а также возможно и противоречие между индивидуальными и общими интересами вследствие действия диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Функцию организующего фактора, характерного для общества и необходимого для определения границы человеческого поведения в интересах всего общества, оно выполняет само через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения.

Степень организованности общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов, имеющих постоянный и объективный характер <12>. Поэтому только при взаимопонимании граждан и органов власти, обоюдном сотрудничестве в осуществлении общих интересов возможны нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие, а это, по нашему мнению, залог обеспечения доверия граждан к своему государству.

<12> См.: Барихин А.Б. Указ. соч. С. 381.

Литература

  1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 709 с.
  2. Киселев Г.С. Стать человечеством (сознание Постмодерна). М.: Гном и Д, 2004. 177 с.
  3. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский. М.: Инфра-М, 1997. 567 с.
  4. Информация о заседании коллегии ФСБ России от 26 марта 2015 г. // http://www.kremlin.ru/transcripts/47963.
  5. Материалы круглого стола "Природа коррупции. Почему нельзя победить?" // http://www.pnp.ru/news/detail/78688.
  6. Отчет о работе Следственного комитета РФ за 9 месяцев 2014 г. // http://www.rg.ru/2014/12/10Korrupciya.html.
  7. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // http://www.putin2012.ru/#article-1.