Мудрый Юрист

Жилищно-коммунальные проблемы в контексте конституционных основ и антикоррупционных мер *

<*> Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект N 14-18-00168).

Тимофеев Николай Семенович, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

В статье поднимаются проблемы, связанные с признанием и пониманием жилищно-коммунального комплекса как социальной сферы жизнедеятельности, базовым конституционно-правовым условием реализации прав человека и гражданина.

Ключевые слова: государство, местное самоуправление, жилищно-коммунальные проблемы.

Housing and Utility Problems in the Context of Constitutional Bases and Anti-Corruption Measures

N.S. Timofeev

Timofeev Nikolay S., Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University, Doctor of Legal Sciences.

The article raises the problems associated with the recognition and understanding of housing and communal complex as the social spheres of life, the basic constitutional and legal condition of realization of human and citizen rights.

Key words: state, local government, housing and communal problems.

Конституционные основы, характеризующие Российское государство как правовое и социальное, сосредоточены на обязанности государства предоставить человеку все условия и возможности для достойного уровня его жизни.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Раскрывая это понятие, С.А. Авакьян связывает его с охраной труда и здоровья людей, гарантированным минимальным размером оплаты труда, государственной поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, системы социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты <1>. Категория социального государства рассматривается с позиции права как институциональная характеристика конституционно-правового статуса государства и реальные его признаки, раскрывающие реализацию социальных прав человека и гражданина с помощью законодательно закрепленных и соблюдаемых государством базовых гарантий жизнедеятельности населения <2>.

<1> Авакьян С.А. Конституционный лексикон. М., 2015. С. 590.
<2> См. об этом: Калманова А.С. Конституционные принципы социального государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012. С. 15 - 16.

Нельзя не обратить внимания на два положения, носящие конституционно неопределенный характер: "иные гарантии" и "реальные его признаки". Их связь очевидна и позволяет делать предположения о том, что условия - признаки признания государства социальным носят развивающийся характер.

В широком плане признаками - условиями признания государства социальным являются:

Автор исходит из признания того факта, что конституционные принципы социального государства могут вступать в противоречие с экономической организацией общества, замкнутой на рыночную экономику, которая в современном российском варианте не обеспечивает реализации социальной сущности государства, провозглашенной в Конституции Российской Федерации, к тому же содержит слабые механизмы предотвращения коррупционных факторов. Особенно мощно это обстоятельство проявляется на базовом уровне народовластия - в местном самоуправлении, на котором сосредоточен весь комплекс жилищно-коммунальных проблем <3>. Традиционно жилищно-коммунальная сфера считалась важнейшей характеристикой местного хозяйства, отражающейся в направлениях деятельности и полномочиях местных властей.

<3> По объемам реализации продукции ЖКХ занимает третье место после газовой и нефтяной, в ЖКХ задействованы свыше 52 тысяч предприятий разных форм собственности. В них заняты 4,2 миллиона человек. Среднегодовой объем производства составляет 8% от ВВП России. См.: Шишкина Е.В. Жилищно-коммунальное хозяйство как предмет ведения органов местного самоуправления (муниципально-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2011. С. 3.

По мнению представителей экономической науки, степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияет на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда <4>.

<4> Кондратьева М.Н. Методологические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях реформы местного самоуправления: Дис. ... д-ра. экон. наук. Н. Новгород, 2009.

Чрезвычайно важной представляется позиция Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, который, признавая, что частный сектор может внести вклад в эффективное предоставление на местном уровне коммунальных услуг, в то же время подчеркнул, что частный сектор не предназначен для обеспечения социального и территориального равновесия в сфере предоставления услуг, что он заинтересован в максимальной, а не оптимальной прибыли и не обязательно подвержен демократическому контролю.

Гонка за максимальной рентабельностью, беспредельное извлечение прибыли из коммунальных предприятий могут в среднесрочном и долгосрочном плане привести к значительным убыткам для предприятий и органов местного самоуправления <5>. Этот вывод полностью отражает причины критического состояния жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целом, а не просто по отдельным муниципальным образованиям.

<5> Резолюция 140 (2002) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы "Об органах местного самоуправления и коммунальных предприятий": принята Постоянной комиссией Конгресса 6 июня 2002 г., Страсбург. URL: htts://wcd.coe.int/viemDoc.isp?id=9432098Site=Coe.

Этот вывод созвучен оценке на всех уровнях публичной власти Российской Федерации. Отрицательная оценка многолетнему процессу реформирования ЖКХ прозвучала и в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина 31.05.2013 на заседании Государственного совета Российской Федерации с повесткой дня "О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг". Особо были выделены следующие проблемы: низкое качество услуг, недобросовестное управление, рост тарифов <6>.

<6> См. подробнее: URL: http://kremlin.ru/news/18232.

Этому выводу созвучны программные позиции партийных фракций Государственной Думы Российской Федерации, в центре внимания которых проблемы ЖКХ во многом носят объединительный характер. Солидарной представляется позиция, что конституционное закрепление прав личности направлено на обеспечение и уважение ее достоинства. Конституция не является и не должна рассматриваться как декларация, как некий неопределенно значимый документ. Обращаясь к современному законодательству, регулирующему общественные отношения в сфере ЖКХ, мы должны четко представлять ответы на три вопроса.

Во-первых, на решение каких конституционных целей направлено законодательство. Во-вторых, чем может быть объяснено именно такое решение социальной потребности в сфере ЖКХ. В-третьих, почему именно в данных сферах обнаруживается масса несправедливости и коррупционных злоупотреблений, от которых страдают реально миллионы граждан, можно сказать без преувеличения - поголовно все население страны.

Представляется, что Конституция обязывает государство защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные в ней, но и связанные с ними меры по их реализации. В соответствии со статьей 34 Конституции РФ "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". Не вызывает сомнения, что это обстоятельство в значительной степени проявляется в сфере ЖКХ. Нельзя не согласиться с мнением, что из общего смысла Закона РФ от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (последняя ред. от 16.10.2012), а также положений Гражданского кодекса РФ государство при передаче жилого помещения по акту приватизации обязано привести его в надлежащее состояние, то есть отремонтировать. Если жилье было передано без ремонта, то государство, не исполнив своих обязательств, не может требовать оплаты ремонта от нового собственника жилья.

Современные поборы на капремонт - афера государственного масштаба. "Эксперты называют поборы на капремонт крупнейшей аферой со времен чубайсовской "прихватизации". То, что было не позволено Мавроди, оказалось позволено Медведеву: в стране заработала колоссальная по размеру финансовая "пирамида".

По умолчанию миллиарды рублей, собранных с граждан, аккумулируются на общих счетах так называемых региональных операторов. С этого момента люди уже ими никак не распоряжаются. Дальше включается лотерея: спустя год, два или десять лет кому-то в ней повезет (если можно назвать везением бесконтрольно или некачественно и дорого сделанный ремонт). Но большинство, как в любой пирамиде, остаются у разбитого корыта. Уже сейчас ясно: собираемых средств не хватает на ремонт даже половины жилого фонда. Цифры тарифов взяты с потолка и утверждены как средние для всего региона, для сотен тысяч домов. Без смет, расчетов и экспертиз.

Следует обратить внимание на часть 3 статьи 35 Конституции РФ, устанавливающую: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".

Очевиден вывод, что в нашем случае использование средств собственников на ремонт чужого имущества без их согласия несправедливо и противоречит Конституции.

Следует также признать конституционной обязанностью возмещение вреда, возникшего в результате действия или бездействия органов государственной власти или должностного лица пострадавшим гражданам. К таким пострадавшим могут быть отнесены принявшие в собственность жилье без соответствующего оформления состояния, "обманутые дольщики", "добросовестные приобретатели". Перечень может быть продолжен.

Программный характер носят такие положения, как:

В настоящее время уже предлагаются идеи единой государственной управляющей компании <7>.

<7> См. подробнее: Справедливая Россия. "Открытое обращение депутатов фракции Справедливая Россия к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву". Подборка материалов. Ростов н/Д, 2016. URL: Ldpr-ural.ru>section/group/program; www.ldpr.ru; http://kprf-saratov.ru/category/partia/er.ru/news/133324. Заседание президиума Генерального совета партии на тему "Новые решения в сфере ЖКХ: реализация партийных проектов".

Можно констатировать, что все вышеперечисленное связано с устранением проблем, возникших в связи с поспешным характером реформ, внедрением идей рыночной экономики в условиях перманентного переходного периода. Исследователями признается, что одной из причин создавшегося положения является то, что в процессе реформирования исходили из представления о ЖКХ не как о социальной сфере жизнедеятельности, а как об обычной предпринимательской деятельности, которая должна быть рентабельной и регулироваться рыночными отношениями <8>.

<8> См.: Хусяйнова С.Г. Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российская юстиция. 2014. N 11; Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве / А.Н. Ряховская и др. М.: Магистр; Инфра-М, 2013. С. 9.

Нельзя не согласиться с мнением: "Сегодня стало очевидным, например, что цели проводимых в России реформ (стратегических, среднесрочных, тактических) оказались ущербными, а потому и способы их осуществления - отрицательными. Принятый курс реформ, как считает большинство добросовестных исследователей, требует существенных корректив" <9>.

<9> См.: Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. М., 2004. С. 82.

Преимущественно сферу ЖКХ связывают с упрощенным подходом - как нечто техническое, бытовое, повседневное и т.д. Именно такой подход обесценивает социальную значимость ЖКХ, определяющую достойную жизнь человека, связанную с высоким уровнем и качеством жизни. Таким образом, можно считать, что "прозаичный мир ЖКХ" формирует в существующем общественном и индивидуальном сознании представление о человеческом достоинстве. ЖКХ из чисто функционального понимания должно трансформироваться в юридической конституционной и муниципальной науке в базовое конституционно-правовое условие реализации не только социально-экономических, но и иных прав человека и гражданина.

Понятие "достойный уровень жизни" носит комплексный характер, включающий в себя как правовые, так и экономические, экологические, социологические аспекты. Иногда его понимают "как индикатор уровня жизни, некоторый ориентир, к которому следует стремиться" <10>. При этом выделяют экономическую трактовку, как необходимость обеспечения воспроизводства рабочей силы, и социологическую трактовку, предполагающую полноценную реализацию личности и человека в рамках общества, его позитивную самоидентификацию, возможность человека вести достойную жизнь, развиваясь и приобретая новые знания.

<10> Павлова И.Д. Достойный уровень жизни как научное понятие // Экономика труда. (76) УЭкС. 2015. 6 апреля; URL: http://uecs.ru/uecs-76-762015/item/3444-2015-04-16-08-43-23.

Такое раскрытие понятия "достойный уровень жизни" без связи с правовым аспектом является неполным. Следует помнить, что в Конституции Российской Федерации (ст. 7) речь идет о достойной жизни и свободном развитии человека и признании конституционной обязанности государства создать условия, обеспечивающие эти категории <11>.

<11> Велиева Д.С. Проблемы конституционной концептуализации понятия "достойная жизнь" // Ленинградский юридический журнал. 2014. N 2 (36). С. 78 - 84. URL: http://elibraru.ru/query_results.asp.

В статье 25 Всеобщей декларации прав человека говорится о жизненном уровне как условии жизнеобеспечения. Очевидно, что заслуживает поддержки вывод о том, что достойный уровень жизни должен рассматриваться как важнейшая конституционная цель развития государства, а также как один из "основных принципов конституционного государства" <12>. Такой подход особенно важен, когда в современных условиях человек не имеет достаточных возможностей реализовать свои созидательные способности, что во многом предопределено поспешностью и неподготовленностью перехода к рыночным отношениям и приданию ЖКХ исключительно предпринимательского характера.

<12> Филипова Э.Н. Принцип ориентации на достойный уровень жизни в социальном обеспечении Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Право. 2014. N 1. С. 59 - 63. URL: http://elibraru.ru//query_results.asp.

Научные и обыденные оценки государства как социального, становления его правовых качеств могут не совпадать, зависеть от сравнения с предыдущими этапами развития государства, а также с зарубежным опытом. Современная российская модель социального государства формируется под воздействием разнонаправленных факторов. Именно в этой сфере наиболее сильны народные представления о ценностях, возведенных в ранг государственной политики в советский период развития.

Т.Я. Хабриева отмечает: "В советский период, хотя научная мысль была скована официальной идеологией, российские государствоведы исследовали явления, которые могли быть использованы при создании современной концепции правового государства. В частности, в российской науке впервые обосновывались концепции основных социально-экономических прав, статуса общественных объединений, организации Советов как универсальной формы представительства народа, коллегиального главы государства, коллективных прав этнических сообществ" <13>.

<13> Хабриева Т.Я. На путях создания российской модели правового государства // Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире. М., 2013. С. 101.

Понятие права граждан на социальное качественное жилищно-коммунальное хозяйство отсутствует в современной Конституции РФ. Что можно считать пробелом. Эти права связаны с целью вменить в обязанность государству обеспечение достойных условий жизни своим гражданам. За приземленным пониманием ЖКХ скрыт громадный потенциал государственно-частного партнерства, реализация которого обеспечивается на территориях муниципальных образований в большей степени как принудительные делегированные полномочия. В связи с этим актуальным является рассмотрение возможности и допустимости в современном конституционном прочтении ЖКХ как исторической традиции и конституционного признания непосредственной связи права на достойную жизнь, предопределяющего реализацию всех гражданских прав.

Стратегической целью развития современного российского общества является социальная идея, связанная с многоплановым совершенствованием личности и достойным уровнем жизнеобеспечения. При этом очевидно, что местное самоуправление характеризуется (а это следует отнести к его сущности) не управлением людьми, а созданием условий для свободного развития умственных и физических сил человека; повышением уровня организации социальной системы, качества жизни. Отсутствие единого целостного целеполагания между уровнями публичной власти - федеральной, региональной и муниципальной, связанного с наличием у каждого уровня собственной цели, но в то же время носящей подчиненный характер, превращает местное самоуправление в зависимого рядового исполнителя.

В связи с этим основной причиной критического положения в сфере ЖКХ следует признать рассеивание целей уровней публичной власти в данной сфере. Средством согласования и понимания коллективных целей, превращения их в объединительную основу, позволяющим достичь максимальной конкретизации властно-управленческой деятельности и зоны ответственности каждого уровня публичной власти, должен стать инновационный подход к проблеме собственных делегированных и инициативных полномочий (по усмотрению муниципальных властей).

Необходимо признать, что в данном случае "вопросы местного значения" приобретают непостоянный и "неустойчивый" характер. С одной стороны, речь может идти о взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти, а с другой стороны, допустим вывод о том, что сфера ЖКХ носит комплексный характер и заключает в себе как государственные, так и местные начала. Комплексный характер предполагает признание того, что сфера ЖКХ как зона ответственности должна быть связана с особенностями решения муниципальных проблем, и речь должна идти о возможности добровольной передачи муниципальных полномочий в сфере ЖКХ органам государственной власти с возможной их трансформацией в делегированные. Автор признает, что такой подход дискуссионен. Включение полномочий органов местного самоуправления в области ЖКХ в группу обеспечения конституционных социально-экономических прав должно быть обосновано. В Конституции Российской Федерации нет норм, непосредственно касающихся сферы ЖКХ. Нельзя не согласиться с позицией Е.И. Колюшина - из закрепленного в Конституции РФ принципа социального государства формируется право каждого на достойный жизненный уровень <14>.

<14> Колюшин Е.И. Конституционное право России. М., 2015. С. 218.

Достойный жизненный уровень не может быть не связан с качеством жизни как обязательным условием и стандартами жизнеобеспечения. Несмотря на то что в Конституции РФ отсутствуют нормы, непосредственно связанные с определением принципов конституционного регулирования в сфере ЖКХ, автор полагает, что допустимо расширительное толкование социально-экономических прав граждан. Обращаясь к понятию "социальное государство", которое в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ раскрывается через политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, следует признать, что эти условия лишены конкретного нормативного содержания.

В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты <15>.

<15> Авакьян С.А. Конституционный лексикон. М., 2015. С. 490.

Следует отметить, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится о достойном жизненном уровне, в то время как в Конституции применен термин "достойная жизнь", что надо признать более содержательным.

И.Н. Штанько отмечает, что "достоинство личности - это центр, основа всей системы прав человека. От уровня достоинства зависит, с одной стороны, осознание личностью своих прав и обязанностей, с другой стороны, от показателей достоинства зависит охраняемый перечень прав человека... Право на достоинство раскрывается через набор тех личных прав и свобод, которые в конкретном обществе гарантируются каждому человеку. В современных условиях в понятие "достоинство личности" включается обладание не только правовой свободой, но и минимальным набором социальных благ, необходимых для достойной жизни" <16>.

<16> Штанько И.Н. Достоинство личности как правовое явление: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 8.

В рамках теории социального государства, когда высшей ценностью признается человек и его достоинство, а основополагающей целью - достойное существование человека, с точки зрения способности обеспечить реализацию прав на достойное существование рассматривается практика юридического закрепления и реализации не только социально-экономических прав, но и вообще любых прав, свобод, обязанностей, составляющих правовой статус человека. Фактически степень реализации всей системы прав человека становится показателем того, в какой степени с юридической точки зрения обеспечена реализация достойного существования как цели социального государства <17>.

<17> Бакланова Е.В. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 47.

Можно отметить разницу двух вышеназванных подходов: в контексте гуманистического подхода к пониманию прав человека на достойное существование как средства и в контексте теории социального государства как основополагающей цели. При необеспечении социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, далеко не всегда становятся доступны юридические гарантии прав и свобод. Социальная незащищенность нередко порождается отсутствием основного личного права - права на жизнь. То есть право на жизнь - это право на биологическое существование индивида, право на достойный уровень жизни как члена общества и право на свободное духовное развитие как личности <18>.

<18> Зайцева А.М. Право на жизнь: структура и природа // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12. С. 9 - 14.

Общим выводом следует признать, что все права человека и основные свободы не могут существовать в отрыве друг от друга. Так, в частности, право на жизнь порождает право на достойное существование и достойную жизнь, которые являются обобщением всех социальных прав.

Обращаясь к понятиям "жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)" или "жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК)", приходишь к выводу об определенной незавершенности, содержащейся в энциклопедической и справочной литературе. Раскрытие этих категорий через сферу экономики как совокупность объектов и организаций, предоставляющих коммунальные услуги населению, собственникам жилых помещений и жильцам, включая техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение ремонтных и профилактических работ, поставки в здания воды, газа, электрической и тепловой энергии, удаление бытовых отходов <19>, представляется ограниченным.

<19> См.: Современный социо-экономический словарь. М., 2009. С. 149.

Очевидно, что ЖКХ представляет собой жизненно важную конституционно-правовую многофункциональную составляющую, имеющую особое значение для всего населения России, которая заключается не только в создании достойных условий жизнеобеспечения, но и развитии и сохранении как индивидов, так и всего общества в целом.

Невозможно представить обеспечение устойчивого развития без этой сферы общественных отношений, которые в настоящее время преимущественно носят экономико-административный характер, предопределяемый использованием цивилистическо-правового арсенала. Особая социальная значимость и многофункциональная роль придает сфере ЖКХ характер "особо значимого интереса народа". Специфика этой сферы и преимущественное отношение ее к вопросам местного значения и, таким образом, превращение в институт местного хозяйства требует существенного пересмотра полномочий и ответственности по всем уровням публичной власти.

Государство должно вернуться в сферу ЖКХ и добиться сбалансированного сотрудничества государственного и муниципальных уровней общественных отношений. Должна быть восстановлена логика и взаимосвязь конституционных принципов местного самоуправления, обеспечен единый подход к правовому регулированию полномочий органов местного самоуправления, ликвидированы пробелы и дефекты права, сведены на нет нефинансируемые мандаты, несовершенство и неопределенность полномочий всех уровней публичной власти, ликвидированы предпосылки коррупционного поведения в этой сфере.

Огосударствление местного самоуправления, носящее системный характер, трансформирование государственного и местного за счет прямого расширения перечня вопросов местного значения и за счет делегированных полномочий придает сфере ЖКХ особый статус государственно-муниципального партнерства. Это становится очевидным при рассмотрении конституционно-правовых основ в сфере ЖКХ, взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, попыток создания, хода реализации и отмены государственных программ реформирования ЖКХ, места Фонда поддержки реформ в сфере ЖКХ и других направлений государственной политики, в той или иной сфере затрагивающих и оказывающих влияние на состояние дел в сфере ЖКХ.

Таким образом, если принять во внимание логико-правовые связи конституционных постулатов, вывод о необходимости придания рыночной экономике социального характера становится очевидным. Государственная дискреция (политика) в сфере ЖКХ должна быть переориентирована. Российское государство, являясь политической и социальной организацией, создано для обслуживания нужд своего населения на основе принципов справедливости и достоинства.

Литература

  1. Авакьян С.А. Конституционный лексикон. М., 2015.
  2. Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. М., 2004.
  3. Бакланова Е.В. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
  4. Велиева Д.С. Проблемы конституционной концептуализации понятия "достойная жизнь" // Ленинградский юридический журнал. 2014. N 2 (36); Режим доступа: http:// elibraru.ru/query_results.asp.
  5. Зайцева А.М. Право на жизнь: структура и природа // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12. С. 9 - 14.
  6. Калманова А.С. Конституционные принципы социального государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012.
  7. Колюшин Е.И. Конституционное право России. М., 2015.
  8. Кондратьева М.Н. Методологические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях реформы местного самоуправления: Дис. ... д-ра. экон. наук. Н. Новгород, 2009.
  9. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве: Монография / А.Н. Ряховская и др. М.: Магистр; Инфра-М, 2013.
  10. Резолюция 140 (2002) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы "Об органах местного самоуправления и коммунальных предприятий": принята Постоянной комиссией Конгресса 6 июня 2002 г., г. Страсбург. URL: htts://wcd.coe.int/viemDoc.isp?id=9432098Site=Coe.
  11. Справедливая Россия. "Открытое обращение депутатов фракции Справедливая Россия к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву". Подборка материалов. Ростов н/Д, 2016.
  12. Современный социо-экономический словарь. М., 2009.
  13. Филипова Э.Н. Принцип ориентации на достойный уровень жизни в социальном обеспечении Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Право. 2014. N 1. С. 59 - 63; http://elibraru.rU//query_results.asp.
  14. Хабриева Т.Я. На путях создания российской модели правового государства // Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире. М., 2013.
  15. Хусяйнова С.Г. Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российская юстиция. 2014. N 11.
  16. Штанько И.Н. Достоинство личности как правовое явление: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006.