Мудрый Юрист

Правовые и социально-политические проблемы трудовых мигрантов в Российской Федерации

Абезгильдин Руслан Ринатович, аспирант кафедры политологии Северо-Западного института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В статье рассматриваются вопросы, которые возникают у трудовых мигрантов при нахождении их в Российской Федерации. Это проблемы в самых различных сферах жизнедеятельности. Рассматриваются причины миграции граждан СНГ, а также некоторые направления совершенствования миграционного законодательства. Автор акцентирует внимание на особенностях психолого-педагогического воздействия в отношении трудовых мигрантов.

Ключевые слова: трудовой мигрант, миграционное законодательство, миграционная политика, незаконная миграция, контроль за миграционными процессами, социально-политические сети.

Legal and Socio-Political Problems of Migrant Workers in the Russian Federation

R.R. Abezgildin

Abezgildin Ruslan R., Postgraduate Student of the Department of Political Science North-West Institute of Management Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

The article discusses the issues that arise among migrant workers when they are in the Russian Federation. This problems in various spheres of life. Examines the causes of migration of citizens of the CIS, as well as some areas for improvement of migration legislation. The author focuses on the peculiarities of psycho-pedagogical interventions in relation to migrant workers.

Key words: migrant worker, migration policy, illegal migration, control of migration processes, socio-political networks.

За последние годы результаты российской внутренней и внешней политики следует признать успешными. Различные социологические исследования позволили выявить высокий уровень доверия населения к высшему должностному лицу страны и некоторым общественно-политическим институтам <1>. Россия смогла адекватно ответить на все вызовы и угрозы, с которыми ей пришлось столкнуться; единственным слабым звеном осталась стагнация экономики. Знаковым событием следует считать произошедший политический и экономический "разворот" к странам Азии с учетом дальнейшего развития Сибири и Дальнего Востока. Путем соглашения о сопряжении экономического Шелкового пути и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) удалось избежать напряженности и соперничества в Центральной Азии. Раскрылись более широкие возможности для интеграции с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, Китаем и другими странами <2>.

<1> Трофимова И.Н. Взаимоотношения власти и общества в России: специфика текущего внешне- и внутриполитического контекста // Социологические исследования. 2015. N 7. С. 72 - 80.
<2> См.: Кузьмин В. Премьерский разговор // Российская газета. 2015. 10 дек. С. 3; Караганов С. Российская внешняя политика: новый этап? // Российская газета. 2016. 26 мая. С. 6; Лукин А.В. Поворот России к Азии: миф или реальность? URL: http://mgimo.ru (дата обращения: 12.06.2016).

Однако в сопредельных с нами государствах ЕС происходят процессы, которые характеризуются зарубежными политиками как миграционный кризис (а для некоторых стран - как миграционная "катастрофа") <3>. Анализ уроков этого кризиса должен помочь скорректировать действия органов власти России с учетом существующих и потенциальных угроз. Необходимо проводить постоянный мониторинг обстановки в ближневосточном и других регионах, откуда могут исходить волны нелегальной миграции, проникать террористы, организованные преступные группы. В.В. Путин, выступая на заседании Совета безопасности РФ 31 марта 2016 г., пояснил, что в первую очередь все вышесказанное касается ситуации вблизи границ России, партнеров по ЕврАзЭС, ОДКБ и СНГ. Нелегальные каналы миграции должны быть однозначно перекрыты в кротчайшее время <4>.

<3> Рокоссовская А. Брюссельский тупик // Российская газета. 2016. 25 мая. С. 11.
<4> Латухина К. Окно для честных // Российская газета. 2016. 1 апр. С. 2.

Необходимо отметить, что, по данным правоохранительных органов, фактически отсутствуют действенные, отлаженные механизмы системы управления миграционными процессами; так, от 3 до 5 млн. иностранных работников трудятся без официального разрешения, составляя весомый резерв для теневой экономики. Не менее 1 млн. человек задействованы в криминальных сферах экономической деятельности <5>.

<5> См.: Кривошапко Ю. Призрак в штате // Российская газета. 2015. 8 дек. N 277. С. 12; Павлик М.Ю., Виноградова А.Д. Преступность мигрантов в Российской Федерации и меры ее предупреждения // Царскосельские чтения. 2014. Вып. XVIII. Т. III. С. 29 - 32; Рашитов Л.Р. Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконной миграции и их предупреждение // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2016. N 1(23). С. 124 - 127.

По словам секретаря Совета безопасности РФ Н. Патрушева, в ближайшие месяцы будут ужесточены меры к нарушителям миграционного законодательства, особенно это актуально в настоящее время, когда ежегодно в Россию приезжают 18 млн. человек, причем не менее 2 млн. остаются в стране незаконно. Говоря о мерах, направленных на успешность адаптации трудовых мигрантов к российским условиям, Н. Патрушев заявил, что в первую очередь необходимо устранить причины, вызывающие межнациональные конфликты; во-вторых, создать условия для полноценной жизни и работы, медицинского обслуживания; в-третьих, дать возможность адаптироваться к русским традициям, языку, культуре; в-четвертых, создать условия для всех желающих получить рабочие профессии (имеются в виду профессии, востребованные в конкретном регионе) <6>.

<6> Латухина К. Окно для честных. С. 2.

Уже длительное время (после распада СССР) Россия уступает лишь США по количеству иностранных граждан, ежегодно пересекающих границу страны и отнесенных к категории мигрантов. К основным причинам, повлиявшим на стремление людей мигрировать в Россию, следует отнести не только поиск работы, но и дестабилизацию социальной и политической обстановки в той или иной стране; ущемление прав отдельных социальных групп населения, этнические конфликты, тяжелейший экономический кризис, нищету, голод, а также важную роль играют либерализация и демократизация жизни в России, проводимая властями политика "открытых дверей", более широкие возможности для открытия малого и среднего бизнеса.

Правительство РФ оказывает самое пристальное внимание проблемам в миграционной сфере, ярким тому подтверждением служат недостатки и меры по их преодолению, указанные в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Так, в п. 11 Концепции подчеркивается, что существующее отечественное миграционное законодательство в определенной мере не соответствует как текущим, так и будущим запросам российского общества, его социально-экономическим и демографическим потребностям; фактически не проводится работа, направленная на привлечение временных иностранных работников к переселению в Россию, их адаптацию и интеграцию. В п. 13 констатируется, что значительные сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство не только затрудняют процесс получения гражданства, но и создают атмосферу напряженности, вызывают негативные эмоции у большинства законопослушных мигрантов. В п. 14 имеются указания на то, что в стране не созданы специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. И наконец, не может не вызывать озабоченности п. 17, в котором говорится, что прямым результатом отсутствия (или неэффективности) государственных программ адаптации и интеграции являются изоляция мигрантов от принимающего их социума и "нарастание негативного отношения к мигрантам" <7>.

<7> Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 12.06.2016).

Россия занимает особое внешнеполитическое и экономическое положение в мире, что предполагает постоянную разработку эффективных способов защиты собственных интересов практически по всем направлениям деятельности государства. Одной из таких форм обеспечения безопасности следует считать государственный контроль за миграционными процессами. Данный контроль зависит от ряда составляющих: 1) качества миграционно-правового регулирования; 2) профессионализма органов власти; 3) полноценного финансирования правоохранительных органов; 4) активности общественных организаций, занимающихся вопросами государственной миграционной политики.

Т.Я. Хабриева указывает, что в современных условиях миграционное право и миграционное законодательство обладают достаточно определенной спецификой предмета правового регулирования, в качестве которого она предлагает рассматривать объективные миграционные процессы. Автор абсолютно правильно считает, что уже давно назрела острая необходимость в систематизации нормативного массива в данной сфере. При этом на первоначальном этапе целесообразно провести всесторонний анализ всего миграционного законодательства, рассмотреть зарубежный опыт, а уже затем "подойти" к подготовке кодифицированного акта - миграционного кодекса <8>.

<8> Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 3 - 16.

По данным Росстата, за 2015 год Россия сохраняет положительное сальдо миграционных потоков практически со всеми постсоветскими государствами. Этот факт свидетельствует о том, что въезжающих в страну больше, чем выезжающих обратно. Максимальный приток трудовых мигрантов наблюдается из Украины, далее в порядке убывания следуют мигранты из Центральной (Средней) Азии, Армении, Молдовы, Азербайджана, Беларуси, последние места занимают граждане Прибалтики <9>.

<9> Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.06.2016).

По данным департамента социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ, мигранты из стран СНГ чаще всего стремятся жить и работать в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Новосибирске. Украинцы и Молдаване в качестве источника заработков чаще всего рассматривают Москву, Белгород, Ростов-на-Дону, жители Беларуси - Москву, Смоленск, Санкт-Петербург. "Трудовые интересы" граждан Центральной Азии, Азербайджана и Армении распространяются практически на всю территорию РФ <10>.

<10> Исследование департамента социологии и политологии Финансового университета, посвященное готовности жителей Украины, Белоруссии и Казахстана к миграции в Россию. URL: http://www.fa.ru (дата обращения: 13.06.2016).

В настоящее время в России уже достаточно квалифицированной рабочей силы из числа приезжих (имеются в виду мигранты, обладающие соответствующим образованием, опытом работы из Беларуси, Донецкой и Луганской областей). Тем не менее президент фонда "Миграция XXI век" В. Поставнин считает, что в России для модернизации экономики и сельского хозяйства достаточно долго будет ощущаться потребность как в квалифицированных, так и в неквалифицированных мигрантах, причем по всей стране. Трудовая миграция уже стала одним из быстро восполняемых и эффективных ресурсов, необходимых для развития экономики; кроме того, трудовая миграция должна восприниматься органами власти в качестве финансово-экономической категории. Миграционные потоки способны принести пользу, если ими умело и грамотно распоряжаться, перераспределять в зависимости от потребностей территорий, обеспечивать людям человеческие условия для работы и проживания, достойно оплачивать их труд. По мнению общественного деятеля, особую озабоченность вызывает ситуация в Москве и Подмосковье: "Эти территории становятся гигантским "пылесосом" по миграции... Через 30 лет при таких темпах заселения здесь могут сосредоточиться до 100 млн. человек" <11>.

<11> Зыкова Т. С видом на Москву // Российская газета. 2016. 25 мая. С. 4.

Комментируя динамику миграционных процессов из трех стран Центральной Азии (бывших союзных республик) - важнейших экспортеров малоквалифицированной рабочей силы, профессор Европейского университета г. Санкт-Петербурга С. Абашин сообщает, что увеличение числа жителей Кыргызстана возникло благодаря вхождению этой страны в ЕврАзЭС, однако рост в настоящее время практически исчерпан. Наблюдается отток граждан Узбекистана. В то же время жители Таджикистана стали вновь возвращаться в Российскую Федерацию, но это, скорее всего, следует считать сезонными всплесками с мая по октябрь. Не вызывает сомнений, что мировой финансовый кризис ощутимо сказался на миграционных процессах в России <12>.

<12> Количество трудовых мигрантов из Центральной Азии в России несколько сократилось. URL: http://migrant.ferghana.ru (дата обращения: 12.06.2016).

Вновь возвращаясь к Концепции, отметим, что, по мнению ее создателей, миграционные процессы обладают чрезвычайно высокой значимостью в социально-экономическом и демографическом аспектах, например, за последние десятилетия прирост населения за счет мигрантов скомпенсировал более половины естественной убыли коренного населения Российской Федерации (п. 6). Миграция специалистов высокой квалификации (а также предпринимателей, инвесторов и т.д.) является источником накопления человеческого капитала, который способствует росту благосостояния принимающей страны <13>.

<13> Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 12.06.2016).

Накопленный зарубежными странами опыт позволяет заключить, что существует четыре основных концептуальных подхода к построению миграционной политики.

  1. Плюралистический подход (иногда его еще называют гуманистическим), являющийся результатом переговоров, лоббирования чьих-то интересов, создания коалиций <14>. До недавнего времени указанная модель широко применялась в США, Канаде, Австралии, Западной Европе. Однако ее существенными недостатками являлись высокий финансово-экономический "прессинг" на население, рост налогов. В то время как коренное население заботилось об увеличении благосостояния страны, значительная часть мигрантов, а также их потомки десятилетиями пользовались различными льготами и пособиями.
<14> Коданьоне К. Миграционная политика как планирование наугад // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. М., 2002. С. 10.
  1. "Классовый" подход, реализация которого позволяет избежать социальной напряженности в "стране-доноре", однако не в состоянии поставить реальный заслон нелегальной миграции в связи с тем, что это может не соответствовать экономическим интересам предпринимателей, представителям политической элиты. Нередко имеет место использование рабского труда мигрантов, находящихся в полной зависимости от работодателя. Наибольшее распространение такая модель получила в России в начале 90-х годов.
  2. Реалистический подход - построение миграционной политики базируется на восприятии государства в качестве социального учреждения, которое имеет свои собственные интересы и жестко их отстаивает (этот подход рассматривается с политической, а не с экономической точки зрения, что неминуемо вызывает острые противоречия между различными интересами государства и общества).
  3. Неокорпоративный подход стремится учитывать политику государства и экономическую заинтересованность предпринимателей.

В период финансово-экономического кризиса, спада производства, безработицы в наиболее уязвимом положении оказываются самые бесправные слои населения. Мигранты, в том числе и трудовые, - одна из тех групп населения, которая в современной России нуждается в защите и всесторонней поддержке. Работы специалистов в этой сфере позволили выявить необходимость в создании адаптационно-реабилитационных психологических методов, программ, рассчитанных на трудовых мигрантов, беженцев и т.д. Проблемы, от решения которых зависит моральное состояние и психическое здоровье трудовых мигрантов, непосредственно связаны с возможностью реализации прав человека, записанных в Конституции Российской Федерации.

С нашей точки зрения, целесообразно указать на комплекс воспитательных (психолого-педагогических) мероприятий, проводимых с учетом трех взаимосвязанных направлений: 1) работа педагогов и психологов с трудовыми мигрантами, которые в силу своих характерологических особенностей уже оказались или могут оказаться потенциальными жертвами; мероприятия направлены на повышение самооценки, выработку навыков безопасного поведения и т.д.; 2) воспитательные мероприятия с агрессивными мигрантами; работа включает в себя выработку навыков саморегуляции, проведение тренингов общения по нейтрализации насилия, снятие агрессивных установок; 3) деятельность по формированию безопасной среды, информированию мигрантов в сфере права, трудовых отношений, проведение общеобразовательных бесед, создание атмосферы взаимного уважения и доверия.

На территории нашей страны за долгие годы мигранты "выстроили" эффективную систему информирования друг друга. Они успешно добиваются своих целей, а объединив усилие с лидерами национальных диаспор, все чаще заявляют о себе как об общественных структурах, просоциальных организациях, исторических и культурных фондах. Большинство трудовых мигрантов - это законопослушные люди; их взаимоотношения с государством выстраиваются на принципах справедливости, ответственности, равноправия, доверия, взаимного уважения, политического и идеологического плюрализма.

Чрезвычайно значимую роль в этом процессе играют социально-политические сети, благодаря которым мигранты оказываются вовлеченными в единое информационное пространство. Постепенно в блогосфере усложняется формирование этнических групп и сообществ, которые "вливаются" в качественно новые социальные, политические и религиозные структуры. Более того, мигранты благодаря Интернету получили возможность не только потреблять информацию, но и формировать собственные контенты, которые пользователи социальных сетей и люди, "приходящие" на сайт из поисковых систем, распространяют среди родственников, друзей, знакомых и т.д. Социальные сети сделали доступным для мигрантов механизм "прямой - обратной" связи с чиновниками различных уровней.

Рассматривая Интернет как способ общественного воздействия на население, институтам власти следует более интенсивно и продуманно использовать социально-политические сети для организации и осуществления правовой пропаганды, борьбы с экстремизмом и терроризмом.

В заключение статьи следует отметить ряд существенных моментов.

Активизация поддержки русского языка, русской культуры, образования, научного сотрудничества и человеческого общения - все эти мероприятия должны проводиться как среди мигрантов, работающих в России, так и среди коренного населения бывших союзных республик. Необходимо налаживание связей с национальными диаспорами по всей Российской Федерации, чтобы исключить их автономность, замкнутость, а в ряде случаев и враждебность. Каждый гражданин Российской Федерации, независимо от национальности, должен чувствовать сопричастность к социальным преобразованиям и политическим процессам, происходящим в стране. О своих правах и обязанностях должны в полной мере обладать пребывающие в Россию мигранты.

МВД России, ФНС России необходимо обеспечить контроль за справедливым распределением доходов трудовых мигрантов в коммерческих организациях, регулярно осуществлять мероприятия, направленные на пресечение правонарушений в сфере экономической деятельности.

Необходимо принятие миграционного кодекса, который бы обобщил практику отечественного миграционного законодательства.

Еще один важный вопрос - это всесторонняя поддержка российских диаспор за рубежом, так как именно они ориентируют коренное население на восстановление, развитие и укрепление добрососедских отношений с Россией.

По нашему мнению, решение многочисленных проблем, связанных с трудовой миграцией, позволит руководству нашей страны эффективно реализовывать свои стратегические задачи в Европе, Закавказье, Центральной Азии. Чрезвычайно актуально в ближайшее время обеспечить технологическое и экономическое развитие (на взаимовыгодных условиях) стран СНГ, которые активно поддерживают Россию на международной арене и выстраивают с ней долговременные, стабильные, добрососедские отношения.

Литература

  1. Зыкова Т. С видом на Москву // Российская газета. 2016. 25 мая. С. 4.
  2. Исследование департамента социологии и политологии Финансового университета, посвященное готовности жителей Украины, Белоруссии и Казахстана к миграции в Россию. URL: http://www.fa.ru (дата обращения: 13.06.2016).
  3. Караганов С. Российская внешняя политика: новый этап? // Российская газета. 2016. 26 мая. С. 6.
  4. Коданьоне К. Миграционная политика как планирование наугад // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. М., 2002. С. 10.
  5. Количество трудовых мигрантов из Центральной Азии в России несколько сократилось. URL: http://migrant.ferghana.ru (дата обращения: 12.06.2016).
  6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 12.06.2016).
  7. Кривошапко Ю. Призрак в штате // Российская газета. 2015. 8 дек. N 277. С. 12.
  8. Кузьмин В. Премьерский разговор // Российская газета. 2015. 10 дек. С. 3.
  9. Латухина К. Окно для честных // Российская газета. 2016. 1 апр. С. 2.
  10. Лукин А.В. Поворот России к Азии: миф или реальность? URL: http://mgimo.ru (дата обращения: 12.06.2016).
  11. Павлик М.Ю., Виноградова А.Д. Преступность мигрантов в Российской Федерации и меры ее предупреждения // Царскосельские чтения. 2014. Вып. XVIII. Т. III. С. 29 - 32.
  12. Рашитов Л.Р. Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконной миграции и их предупреждение // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2016. N 1(23). С. 124 - 127.
  13. Рокоссовская А. Брюссельский тупик // Российская газета. 2016. 25 мая. С. 11.
  14. Трофимова И.Н. Взаимоотношения власти и общества в России: специфика текущего внешне- и внутриполитического контекста // Социологические исследования. 2015. N 7. С. 72 - 80.
  15. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.06.2016).
  16. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 3 - 16.