Мудрый Юрист

Правовое обеспечение эффективного государственного управления в сфере энергетики

Романова Виктория Валерьевна, заведующий кафедрой энергетического права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующий сектором энергетического права Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук.

Настоящая статья посвящена правовому обеспечению эффективного государственного управления в сфере энергетики, особое внимание уделено вопросам антимонопольного регулирования в сфере энергетики, в том числе правилам недискриминационного доступа к энергетическим сетям и государственному регулированию цен (тарифов) в данной сфере.

Ключевые слова: энергетическое право, энергетическое законодательство, государственное управление, антимонопольное регулирование, государственное регулирование цен (тарифов), правила недискриминационного доступа к энергетическим сетям, технологическое присоединение.

Legal Support of Effective Public Administration in the Sphere of Energy

V.V. Romanova

Romanova Victoria V., Head of the Energy Law Department at Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Head of the Energy Law Sector at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Science, Doctor of Law.

This article is devoted to the legal groundwork of the effective state management in the energy sector; special attention is given to issues of the antimonopoly regulation in the energy sector, including rules of non-discriminatory access to power grids and state regulation of prices (tariffs) in this sector.

Keywords: energy law, energy legislation, state management, antimonopoly regulation, state regulation of prices (tariffs), rules of non-discriminatory access to power grids, technological connection.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом является необходимым условием обеспечения энергетической безопасности <1>.

<1> Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

Государственное управление в сфере энергетики осуществляется значительным количеством государственных органов, которые действуют в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями и согласно принципам государственного регулирования, закрепленным в энергетическом законодательстве <2>. Соответствующими полномочиями наделены: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Полномочиями в области государственного управления наделена также Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" <3>.

<2> См. подробнее: Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М.: Издательство "Юрист", 2015. С. 187 - 234.
<3> Там же. С. 648 - 649.

Сферы государственного управления в энергетике можно подразделить на следующие условные группы: (1) энергетика в целом как отрасль экономики; (2) в зависимости от отрасли энергетики; (3) в зависимости от направления регулирования (антимонопольное, налоговое, в области промышленной безопасности).

Учитывая, что практически для всех ключевых отраслей энергетики характерно наличие сфер деятельности, которые отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий, существенное значение имеют такие направления государственного регулирования, как антимонопольное регулирование и государственное регулирование цен (тарифов) в сфере энергетики.

Существенными полномочиями по принятию нормативных правовых актов по антимонопольному регулированию и регулированию цен (тарифов) в сфере энергетики в соответствии с энергетическим законодательством наделено Правительство Российской Федерации.

Значительными полномочиями наделена также Федеральная антимонопольная служба. До 21 июля 2015 г. действовала структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <4>. Данная структура предусматривала функционирование как федерального антимонопольного органа (Федеральная антимонопольная служба), так и федерального органа, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением (Федеральная служба по тарифам).

<4> Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2012. 22 мая.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" <5> в целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти упразднена Федеральная служба по тарифам. Функции упраздняемой Федеральной службы по тарифам переданы Федеральной антимонопольной службе. В соответствии с п. 3 принятого Указа Президента Российской Федерации установлено, что Федеральная антимонопольная служба является правопреемником упраздняемой Федеральной службы по тарифам.

<5> Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" // СЗ РФ. 2015. N 30. Ст. 4571.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации внесены соответствующие изменения в энергетическое законодательство, в Положение о Федеральной антимонопольной службе.

Основные положения об антимонопольном регулировании, государственном регулировании цен (тарифов) закреплены в таких Федеральных законах, как Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <6>, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <7>, Федеральный закон 27.07.2010 от N 190-ФЗ "О теплоснабжении" <8>.

<6> В главе VI Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" закреплены принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения, положения о регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа, положения о регулировании тарифов на услуги газораспределительных организаций; в главе VII Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" закреплены антимонопольные правила для организаций - собственников систем газоснабжения" и положения о недискриминационном доступе организаций к газотранспортным и газораспределительным системам.
<7> В главе 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, положения об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, положения о разграничении полномочий государственных органов в области государственного регулирования цен (тарифов), положения об антимонопольном регулировании и контроле на оптовом и розничных рынках.
<8> В главе 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" закреплены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, сущность и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), способы установления тарифов в сфере теплоснабжения, основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, положения о государственном контроле (надзоре) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В данном Законе нет отдельной главы об антимонопольном регулировании, но в ч. 5 ст. 4 предусмотрены полномочия федерального антимонопольного органа, к которым относятся: (1) антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения; (2) согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены, выдача предписаний об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Во исполнение предоставленных указанными Федеральными законами полномочий Правительством Российской Федерации утверждены Правила доступа к энергетическим сетям (газотранспортным, газораспределительным, электрическим, тепловым) <9> и основы ценообразования в указанных отраслях энергетики <10>. В 2013 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1164 "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике" <11>. Вопросы антимонопольного регулирования и государственного регулирования цен (тарифов) в нефтяной отрасли в отдельном федеральном законе не закреплены, но соответствующие Правила установлены Правительством Российской Федерации <12>. Для такой сферы деятельности субъектов естественной монополии, как захоронение радиоактивных отходов, в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13> Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов, в т.ч. основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля <14>, и определять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление таких тарифов <15>.

<9> См. подробнее: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" // Российская газета. 1997. 31 июля; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" // Российская газета. 2005. 19 января.
<10> См. подробнее: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 175; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" // СЗ РФ. 2012. N 4. Ст. 504; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" // СЗ РФ. 2012. N 44. Ст. 6022.
<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1164 "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике" // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6874.
<12> См. подробнее: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1943; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов" // Российская газета. 2008. 16 января.
<13> Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 15 июля.
<14> См. подробнее: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2012 N 1249 "О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов" // СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. VI). Ст. 7067.
<15> См.: Приказ Минприроды России от 16.09.2014 N 406 "Об установлении тарифов на захоронение радиоактивных отходов класса 5 на 2015 год" // Российская газета. 2014. 15 октября.

Таким образом, полномочия федеральных органов государственной власти в области антимонопольного регулирования и государственного регулирования цен (тарифов) в указанных отраслях энергетики закреплены в вышеуказанных Федеральных законах и детализированы на уровне соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации.

Одним из ключевых направлений антимонопольного регулирования уполномоченными государственными органами является обеспечение недискриминационного доступа к энергетическим сетям.

На сегодняшний день сформировалась определенная система правового регулирования по обеспечению недискриминационного доступа к энергетическим сетям.

Положения, регулирующие (прямо или косвенно) общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью осуществления доступа к энергетическим сетям, о полномочиях государственных органов содержатся во всех источниках энергетического права - Конституции Российской Федерации, кодификационных актах (Гражданском кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации), в федеральных законах, в т.ч. в Федеральном законе "О защите конкуренции" <16>, Федеральном законе "О естественных монополиях" <17>.

<16> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Российская газета. 2006. 27 июля.
<17> Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

Основные правила, касающиеся обеспечения доступа к энергетическим сетям, закреплены в энергетическом законодательстве, регулирующем общественные отношения в газовой, нефтяной отраслях, в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения.

Для таких отраслей энергетики, как газовая, электроэнергетика, теплоснабжение, основы правового регулирования в области недискриминационного доступа к энергетическим сетям закреплены на уровне Федеральных законов <18> и имеют детализацию на уровне подзаконных актов <19>. Для нефтяной отрасли соответствующие нормы закреплены на уровне подзаконных нормативных правовых актов <20>.

<18> Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Российская газета. 2003. 1 апреля; Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Российская газета. 1999. 8 апреля; Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // Российская газета. 2010. 30 июля.
<19> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" // Российская газета. 2005. 19 января; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" // Российская газета. 1997. 31 июля; Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 2 (ч. I). Ст. 137; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5937; Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 47.
<20> Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 90 "О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти" // Российская газета. 2011. 24 февраля; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1943; Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039 "О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6569; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов" // Российская газета. 2008. 16 января.

Принятые нормативные правовые акты могут быть условно подразделены на три группы: правила недискриминационного доступа к энергетическим сетям; положения о ценообразовании при технологическом присоединении; стандарты раскрытия информации энергетическими компаниями - субъектами естественных монополий <21>.

<21> Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" // СЗ РФ. 2013. N 28. Ст. 3835; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" // СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5855; Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 N 844 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам" // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5514; Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" // Российская газета. 2004. 30 января.

Правовой анализ правил недискриминационного доступа к энергетическим сетям (газотранспортной системе ПАО "Газпром", сетям газораспределения, местным газотранспортным сетям, магистральным нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, электрическим, тепловым сетям) позволяет сделать следующие выводы. Правилами предусматривается в том числе определенный порядок подключения к энергетическим сетям, включая требования к заявкам заявителей, сроки рассмотрения заявок, основания для отказа в удовлетворении заявок, требования к техническим условиям, сроки заключения договора на подключение (технологическое присоединение) к энергетическим сетям, его существенные условия.

Следует отметить, что к Правилам технологического присоединения к электрическим сетям утверждены также типовые формы документов, в т.ч. форма заявки на присоединение энергопринимающих устройств, форма акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, форма технических условий для присоединения к электрическим сетям, форма типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Правовой анализ положений о государственном регулировании цен (тарифов) за технологическое присоединение к газораспределительным сетям, к электрическим, тепловым сетям показывает, что данными положениями установлены порядок определения размера платы за технологическое присоединение, полномочия регулирующего органа по утверждению платы, методические указания по определению платы за технологическое присоединение, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, Федеральная антимонопольная служба утверждает в том числе плату за технологическое присоединение к единой (общероссийской) электрической сети, в т.ч. посредством применения стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, перечень стандартизированных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, тарифы на транспортировку газа по трубопроводам.

Необходимо обратить внимание, что Федеральная антимонопольная служба: (1) наделена правом отменить решения об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении; (2) рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; (3) осуществляет урегулирование споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споров, связанных с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы <22>.

<22> См. подробнее: Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331; Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14 "Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок)" // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 414; Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669 "О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)" // СЗ РФ. 2007. N 43. Ст. 5197.

Правовой анализ положений о стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, по передаче электрической, тепловой энергии, показывает следующее.

В состав информации, подлежащей обязательному опубликованию на официальных сайтах соответствующих компаний, включена информация о подключении (технологическом присоединении) к энергетическим сетям.

Подлежит раскрытию в том числе информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к энергетическим сетям, об основных технических показателях энергетических сетей, о количестве заявок на подключение (технологическое присоединение), в т.ч. отклоненных и находящихся на рассмотрении, порядке выполнения технологических мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением), об утвержденной плате за подключение (технологическое присоединение), порядке выполнения технологических мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением).

Несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов, в которые вносятся изменения, дополнения, уполномоченные органы отмечают необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной области.

Так, правовой анализ практики рассмотрения антимонопольными органами заявлений об отказе в подключении к сетям газоснабжения <23> позволил выявить следующие задачи:

<23> См. подробнее: Информация Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2014 "О рассмотрении антимонопольными органами заявлений об отказе в подключении к сетям газоснабжения" // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. URL: www.fas.gov.ru; см. также материалы Семинара ФАС России с представителями территориальных органов ФАС России и руководителями органов исполнительной власти в сфере тарифообразования // URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=44891http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=44891.

План дальнейшего совершенствования правового регулирования по обеспечению доступа к энергетическим сетям в сфере электроэнергетики утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р <24>. Данным распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена "дорожная карта" "Повышение доступности энергетической инфраструктуры". В указанное распоряжение неоднократно вносились изменения, в т.ч. в 2015 г. <25>. "Дорожная карта" включает в том числе следующие разделы: (1) совершенствование правил технологического присоединения к энергосетям и создание условий сокращения сроков и этапов технологического присоединения; (2) совершенствование механизма перераспределения свободной мощности; (3) снижение тарифов на технологическое присоединение; (4) совершенствование деятельности сетевых организаций; (6) повышение эффективности использования существующих ресурсов сетевых организаций. Правовой анализ изменений, внесенных в действующее законодательство, позволяет сделать вывод, что многие задачи, предусмотренные "дорожной картой", выполнены. Насколько эффективны принятые изменения, можно будет сказать по результатам правоприменительной практики.

<24> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1144-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры" // СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3940.
<25> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 N 2192-р "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 45. Ст. 6286.

В завершение представляется возможным сделать вывод о том, что уровень эффективности государственного управления в такой сфере, как обеспечение доступа к энергетическим сетям, может быть определен исходя в том числе из следующих признаков:

Для повышения эффективности государственного управления, в т.ч. в рассматриваемой сфере, необходимо дальнейшее совершенствование правовых основ обеспечения доступа к энергетическим сетям в целях соблюдения: (1) баланса интересов субъектов соответствующих частноправовых отношений; (2) баланса интересов вышеуказанных субъектов и интересов государства; (3) баланса интересов национальных и зарубежных участников соответствующих правоотношений.

Литература

  1. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. Издание второе, перераб. и доп. М.: Издательство "Юрист", 2015. С. 187 - 234.