Мудрый Юрист

Права на средства индивидуализации

Статья Э.П. Гаврилова - докт. юрид. наук, проф. кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (Москва), посвящена охране средств индивидуализации. В ее основе - лекция автора для студентов юридического факультета вуза. Статья также будет полезна начинающим патентоведам и патентным поверенным, а также лицам, познающим основы права интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, средства индивидуализации, фирменное наименование, товарный знак.

The rights to the means of individualization

E.P. Gavrilov

Article of E.P. Gavrilov, Doctor of Law, Professor of the Chair of civil and entrepreneurial law, National Research University "Higher School of Economics" (Moscow), devoted to protection of the means of individualization. It is based on the author's lecture for students of the law faculty of the University. The article will be also useful to beginners - patent specialists and patent attorneys-as well as persons knowing the basics of intellectual property law.

Key words: Intellectual property rights, means of Individualization, brand name, trademark.

Введение

Курс лекций "Право интеллектуальной собственности" для студентов вузов читается в нашей стране довольно широко. Это либо самостоятельный курс, либо составная часть курса "Гражданское право". Обычно его объем 30 - 40 учебных часов. Я читаю этот курс на протяжении многих лет для студентов юридических факультетов вузов как на отделениях бакалавриата, так и в магистратуре. При чтении курса перед преподавателем встает вопрос: что именно надо рассказать студенту? При этом надо учитывать, что студент обладает лишь основами правовых знаний, терминологией права интеллектуальной собственности он не владеет, основных принципов этого права не знает, а с практикой не знаком.

Каково должно быть содержание этого курса? О чем надо в первую очередь рассказать будущим юристам, лицам, которые не обязательно будут специализироваться (практически работать) в сфере права интеллектуальной собственности? Эти вопросы чрезвычайно актуальны и важны.

К сожалению, существующие учебники и учебные пособия как по гражданскому праву, так и по праву интеллектуальной собственности (а их довольно много) мало помогают в ответах на эти вопросы. Более того, прямо скажу, существующие учебники и учебные пособия меня не устраивают. Все они очень многословны, объемны, в них нет отбора (селекции) нужных данных, они перегружены излишними подробностями, деталями. Часто они написаны языком, который не понятен студентам.

Кроме учебников и учебных пособий, существует и другая литература по праву интеллектуальной собственности - широко издаваемые типографским методом шпаргалки. Они прямо именуются: "Ответы на обычно задаваемые на экзаменах вопросы". Иногда им придумываются красивые названия типа "Полный курс гражданского права за три дня", сопровождаемые эпиграфом: "Хочу все сдать". Эти издания очень опасны, причем не только из-за наличия в них ошибок. Основной их порок - отсутствие логических связей в излагаемом материале. Они направлены на зазубривание, натаскивание: студент часто правильно отвечает, но смысла своих слов не понимает.

В этой связи у меня постепенно сложились собственные представления о том, какой материал и в какой именно форме следует читать студентам на лекциях по праву интеллектуальной собственности.

Общие положения

Гражданское право России предусматривает правовую охрану четырех средств индивидуализации: фирменных наименований, товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и коммерческих обозначений. Эти объекты индивидуализируют как самих участников рыночных отношений, так и обращающиеся на рынках товары, работы, услуги.

Индивидуализировать - значит выделить, отделить от подобных, сходных предметов (лиц, объектов, явлений). Индивидуализация - основная функция любого средства индивидуализации. Конечно, индивидуализация того или иного лица или предмета может осуществляться самыми разнообразными методами. Можно обратиться к человеку со словами: "Эй, ты!" - или назвать его по имени, можно взять в руки товар и сказать: "Сколько стоит этот банан?". Таким образом, существует множество самых разнообразных способов/средств/методов индивидуализации. В частности, можно назвать следующие средства: имя гражданина, наименование юридического лица, адрес, название товара, отпечатки пальцев человека, доменное имя, индивидуальный налоговый номер и т.п.

Однако действующее российское законодательство предусматривает, что только на четыре указанных выше вида средств индивидуализации (на фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения) возникают и действуют исключительные права. На иные средства индивидуализации исключительные права не возникают <1>.

<1> Вопрос, возникают ли фактически в настоящее время исключительные права на иные средства индивидуализации, является очень спорным и широко дискутируемым. В частности, речь идет о следующих средствах индивидуализации: названия некоммерческих организаций, имя гражданина, доменное имя, название селекционных достижений. Хотя действующее законодательство России прямо не предусматривает исключительных прав на эти объекты, этот вопрос "стучится в дверь".

Указанные четыре вида средств индивидуализации считаются, как и результаты интеллектуальной деятельности, нематериальными объектами. Из четырех видов средств индивидуализации, на которые признаются исключительные права, самое большое значение имеют фирменные наименования и товарные знаки. О них и пойдет речь.

Средства индивидуализации, на которые возникают исключительные права, существенно отличаются от результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых на основе четвертой части ГК РФ. Это отличие, прежде всего, заключается в том, что у результатов интеллектуальной деятельности имеются авторы - создатели, творцы. Именно они создают нечто новое или оригинальное, то есть то, чем и являются результаты интеллектуальной деятельности. А рассматриваемые нами средства индивидуализации не являются результатами творческой деятельности, требование новизны или оригинальности к ним не применяется, у них нет авторов. Поэтому владельцем исключительных прав на эти средства индивидуализации может быть любой субъект, любое лицо, а не только лицо, которое либо является автором, либо получило исключительное право от автора. Это обстоятельство имеет существенное значение для тех средств индивидуализации, которые в тот или иной промежуток времени не охраняются исключительным правом: они могут быть захвачены любым лицом, которое первым зарегистрирует такое средство индивидуализации или начнет его использование. Это правило относится и к тем средствам индивидуализации, которые ранее охранялись исключительным правом, принадлежащим любым лицам.

В отличие от этого, произведения науки, литературы или искусства, а также изобретение, которые уже не пользуются исключительным правом, попадают в сферу общественного достояния (public domain), и у других лиц исключительные права на них никогда не могут возникнуть. А для фирменных наименований, товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и коммерческих обозначений нет такого понятия, как "общественное достояние", они могут лишь временно находиться в общественном достоянии.

Право на фирменное наименование <2>

<2> См. также: Гаврилов Э. О праве на фирменное наименование // Хозяйство и право. 2008. N 10; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2016, С. 707 - 721 (автор - О.В. Мазур); Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 791 - 817 (автор - В.И. Еременко).

Фирменное наименование (кратко просто "фирма") - это наименование коммерческого юридического лица, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное унитарное предприятие и др.) и собственно наименование юридического лица ("Парикмахерская "Натали", "Издательство "Экзамен", "Кондитерская фабрика "Красный Октябрь" и т.п.). Наименование юридического лица обязательно должно быть словесным. Обычно оно обозначает род деятельности юридического лица. Следует, однако, иметь в виду, что коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК РФ).

Наименование коммерческого юридического лица считается его фирменным наименованием (фирмой). Сведения об организационно-правовой форме юридического лица (то есть указания "ООО", "АО", "ГУП" и т.п.) в понятие "фирменное наименование" (как объект исключительного права юридического лица) не входят и при рассмотрении случаев о тождестве и сходстве фирменных наименований разных юридических лиц не учитываются.

С момента государственной регистрации коммерческого юридического лица у него возникает исключительное право на фирменное наименование (ст. 1229, 1474 ГК РФ). Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования <3>.

<3> Никакой особой государственной регистрации фирменного наименования как такового не требуется и не производится.

Действующее российское законодательство не содержит норм, касающихся прав на фирменные наименования иностранных юридических лиц. Следует считать, что в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности фирменные наименования иностранных юридических лиц стран - участниц Конвенции пользуются на территории России исключительным правом с момента, когда юридическое лицо стало участвовать в гражданском обороте России.

Содержание исключительного права на фирменное наименование состоит в следующем: юридическое лицо вправе использовать свое фирменное наименование при индивидуализации себя и производимых или сбываемых им товаров, производстве работ и оказании услуг. В частности, фирменное наименование может указываться на вывесках, бланках, счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.

Фирменное наименование или отдельные его элементы, в частности сокращенное фирменное наименование, могут быть использованы правообладателем в составе коммерческого обозначения или в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение или в товарный знак, охраняется независимо от охраны самого коммерческого обозначения или товарного знака.

В содержание исключительного права на фирменное наименование не входит правомочие распоряжения (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает, что исключительное право на фирменное наименование не может быть отчуждено (уступлено) другой организации. Не могут заключаться и другие договоры, касающиеся распоряжения фирменным наименованием, например лицензионные. Вместе с тем возможны внеправовые соглашения о том, что обладатель исключительного права на фирменное наименование вносит в него изменение, а другая сторона соглашения одновременно регистрирует это обозначение в качестве своего фирменного наименования. Такое соглашение должно выполнять роль договора об отчуждении исключительного права на фирменное наименование. Возможны и соглашения между юридическими лицами, имеющими одинаковые или сходные фирменные наименования, о разделении сфер своей деятельности либо об отказе от предъявления взаимных претензий о нарушениях исключительных прав на фирменные наименования. Такие соглашения должны играть роль лицензионных договоров. Отсутствие у обладателя исключительного права правомочия распоряжения не влечет ущербность этого исключительного права, поскольку многие фирменные наименования представляют собой большую имущественную ценность.

Исключительное право на фирменное наименование действует на всей территории Российской Федерации. Высказываемые в доктрине и встречающиеся в судебной практике предложения и судебные решения, клонящиеся к ограничению действия исключительного права на фирменное наименование лишь частью территории Российской Федерации, противоречат действующему законодательству (п. 1 ст. 1475 ГК РФ) и должны быть отвергнуты.

Исключительное право на фирменное наименование действует в довольно узких пределах: оно распространяется только в той сфере, в которой правообладатель осуществляет свою деятельность. Если одно юридическое лицо, имеющее фирменное наименование, не осуществляет определенные виды деятельности (например, парикмахерские услуги, издание книг, добычу нефти), а другое юридическое лицо, имеющее аналогичное или сходное фирменное наименование, осуществляет только эти виды деятельности, то исключительные права на фирменные наименования этих юридических лиц не сталкиваются, не считаются взаимно нарушенными. Они мирно сосуществуют.

Иными словами, исключительные права на фирменные наименования, принадлежащие разным юридическим лицам, считаются нарушенными лишь при осуществлении ими аналогичных видов деятельности. Только тогда имеет место нарушение исключительного права на фирменное наименование. При таком столкновении исключительных прав всегда побеждает старшее право, лицо, фирменное наименование которого было внесено в государственный реестр юридических лиц раньше, чем это сделали другие юридические лица. При этом не имеет значения и не учитывается, какое именно юридическое лицо стало первым осуществлять соответствующий вид деятельности.

Итак, всегда побеждает старшее право. Побежденные, то есть те, которые позже зарегистрировались с аналогичным или сходным фирменным наименованием, должны либо прекратить заниматься соответствующими (аналогичными) видами деятельности, либо изменить свои фирменные наименования. Кроме того, они обязаны возместить убытки, причиненные их деятельностью обладателю старшего права на фирменное наименование. Нормативные положения о фирменных наименованиях содержатся в § 1 главы 76 ГК РФ.

Право на товарный знак

Товарный знак - наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации товаров, работ и услуг. В то же время он является средством индивидуализации самих участников гражданского оборота - юридических лиц и граждан-предпринимателей. Товарный знак действенное оружие в конкурентной борьбе за сбыт товаров и за рынки сбыта товаров.

Ежегодно в России появляется около 50 тыс. новых товарных знаков. Из них около 40 тыс. получают правовую охрану на основе национальной регистрации (в Роспатенте), а около 10 тыс. - на основе международной регистрации (в ВОИС, Женева, Швейцария). Более 1 тыс. споров по товарным знакам ежегодно рассматривается судами Российской Федерации.

Термин "знак" означает предмет, который выступает как представитель другого предмета. Поэтому товарный знак это - "знак товара". Товарный знак представляет собой определенное "обозначение, служащее для индивидуализации товаров" (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Но товарный знак не любое обозначение товара. Товарный знак - это обозначение товара, которое пользуется правовой охраной и признано таковым. Точно так же изобретением именуется такой объект, который охраняется патентом.

Обозначение признается товарным знаком, если оно служит для индивидуализации товара. Индивидуализация - основная функция товарного знака. Для выполнения этой функции само обозначение должно обладать различительной способностью, т.е. способностью индивидуализировать товар. Различительная способность не является постоянным признаком того или иного обозначения, с течением времени она может быть утрачена или, наоборот, приобретена.

На охраняемое правом обозначение товара (а это и есть товарный знак) возникает и действует исключительное право. Если это право возникло на основе национальной (российской) регистрации, то исключительное право на товарный знак подтверждается свидетельством на товарный знак. Исключительное право на товарный знак, возникшее в России на основе международной регистрации, свидетельством не удостоверяется: оно подтверждается документом о международной регистрации.

В качестве товарного знака может охраняться любое обозначение товара. Товарными знаками могут быть словесные и изобразительные обозначения, причем как плоскостные, так и объемные, а также обозначения, сочетающие в себе их различные виды - комбинированные обозначения. Встречаются движущиеся, музыкальные обозначения и т.п. Самая распространенная разновидность товарных знаков - словесные обозначения: это отдельные слова, сочетания букв, цифр, краткие лозунги (призывы, слоганы). Второй по численности категорией являются изобразительные товарные знаки: рисунки, эмблемы. Довольно широко распространены и товарные знаки, состоящие из сочетания слов и рисунков.

Из общего правила о том, что в качестве товарного знака могут охраняться самые разные обозначения, имеются существенные исключения: в ст. 1231.1 и 1483 ГК РФ указано большое число обозначений, которые не должны получать правовую охрану в качестве товарных знаков. Перечни этих исключений насчитывают свыше 20 категорий обозначений. Эти перечни учитываются как в случаях, когда надо решить, можно ли охранять то или иное обозначение в качестве товарного знака (то есть можно ли предоставить правовую охрану этому обозначению), так и в случаях, когда надо решить, правильно ли предоставлена правовая охрана этому обозначению.

Наибольшее практическое значение имеют следующие исключения.

  1. Обычное название товара не может быть товарным знаком для этого товара (подпункт 1 п. 1 ст. 1483 ГК РФ). Например, слова "ботинки", "обувь", "самовар" не могут быть товарными знаками для товаров "ботинки", "обувь", "самовары". Однако для других товаров эти слова могут быть товарными знаками. Обувная фабрика может зарегистрировать на свое имя товарный знак "Самовар" для мужской и женской обуви, а банк может назвать новую форму кредитного договора, заключаемого им с гражданами, "Обувь" (или даже "Мы вас обуем!") и получить на эти названия правовую охрану как на товарные знаки для кредитных услуг <4>.
<4> На услуги и работы существуют знаки обслуживания, которые полностью приравниваются к товарным знакам.
  1. В качестве товарного знака не могут охраняться обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителей относительно товара или его производителя (п. 3 ст. 1483 ГК РФ). Эти нормы очень часто применяются как основание для отклонения заявок на регистрацию товарных знаков или для оспаривания уже произведенной регистрации. Казалось бы, эти нормы довольно ясны: ложные обозначения содержат в себе ложь - прямое противоречие действительности, а вводящие в заблуждение способны ввести потребителя в заблуждение. Однако на практике при их применении возникает масса вопросов. Например, являются ли ложными товарные знаки, содержащие изображения Эйфелевой башни или Московского Кремля, проставленные на товарах, произведенных не в Париже и не в Москве? Не следует ли рассматривать Эйфелеву башню как символ Франции вообще или как символ французских (или качественных) духов, а изображение Московского Кремля как абстрактный символ красоты? Найти ответы на эти вопросы довольно трудно.

А вот конкретный случай из практики. Российский предприниматель хотел зарегистрировать в России для чая и кофе товарный знак "Итон". Вначале заявка была отклонена потому, что такой товарный знак может ввести потребителя в заблуждение, поскольку в энциклопедических словарях под этим термином указывается "город в Великобритании (Англия), на реке Темза. Колледж (основан в 1440 году)".

В решении об отклонении поданной заявки на регистрацию этого товарного знака указывалось, что такой знак может ввести потребителя в заблуждение относительно места изготовления товара - он якобы указывает, что товар (чай и кофе) произведен в этом местечке под Лондоном. Однако, когда заявитель представил данные, что в этом местечке ни чай, ни кофе не изготавливаются, а свыше 90% населения России (как показали данные социологического опроса) не знают этого географического наименования, товарный знак был зарегистрирован.

  1. Товарный знак не может охраняться при наличии принадлежащего другому лицу товарного знака на аналогичные товары (подпункт 2 п. 6 ст. 1483 ГК РФ). Например, если товарный знак (слово "Золото") уже охраняется в России для наручных часов, то не может получить охрану такой же товарный знак ("Золото") для наручных часов.
  2. Товарный знак не может получить правовую охрану, если ранее другое лицо подало заявку на регистрацию аналогичного товарного знака для тех же товаров (подпункт 1 п. 6 ст. 1483 ГК РФ). Здесь имеются в виду случаи, когда два лица одновременно пытаются получить охрану на одинаковые товарные знаки для одинаковых товаров, то есть притязания двух лиц сталкиваются. При этом действует правило: получает правовую охрану лишь товарный знак первого заявителя, который имеет более ранний приоритет и был заявлен первым.

Более подробно эти и иные исключения, касающиеся непредоставления правовой охраны отдельным категориям обозначений, рассматриваются в специальной литературе <5>.

<5> См.: Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 823 - 841; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2016. С. 36 - 37, 729 - 743.

Обозначения тождественные и сходные до степени смешения. В случаях, указанных в законе (они были рассмотрены выше), определенные категории обозначений не могут охраняться как товарные знаки. Это правило касается не только тождественных, аналогичных обозначений, но и обозначений, которые сходны с ними до степени смешения. Так, если одно лицо пользуется правом на товарный знак "Пилот" для наручных часов, то другое лицо не может иметь для наручных часов товарный знак "ПилотЪ" или "Пилотт", поскольку эти обозначения сходны до степени смешения с обозначением "Пилот". Судебной практикой было определено, что обозначение "Невское" сходно до степени смешения с обозначением "Амро-Невское", а обозначение "ЛИВИА" сходно до степени смешения с обозначением "НИВЕА".

Сходными до степени смешения являются такие обозначения, которые, несмотря на отдельные различия, воспринимаются потребителями как одинаковые, идентичные. Для установления сходства до степени смешения применяются различные критерии. Поскольку словесные обозначения озвучиваются, к ним обычно применяется критерий фонетического сходства. Изобразительные обозначения воспринимаются зрительно. При этом важны зрительные впечатления, применяется принцип визуального сходства. Наконец, любые обозначения могут вызывать смысловое сходство, смысловые ассоциации.

Тождественные (аналогичные) товары и однородные товары. В документах, подтверждающих исключительное право на товарный знак, указываются товары, для которых этот знак предназначен, которые он будет идентифицировать. Например, может быть указано, что товарный знак "Победа" применяется для идентификации металлических ножей и вилок. Несмотря на существование этого товарного знака, другое лицо может приобрести право на товарный знак "Победа" для обуви, одежды, меховых изделий: такие товарные знаки на рынке не сталкиваются, поскольку маркируемые ими товары являются разнородными. Но на рынке есть и товары, которые являются однородными с металлическими ножами и вилками, например металлические ложки. Поэтому нельзя допустить, чтобы при наличии товарного знака "Победа" для металлических ножей и вилок, принадлежащего одному лицу, появился товарный знак "Победа" для металлических ложек, принадлежащий другому лицу. Если это допустить, то потребители (покупатели) будут введены в заблуждение относительно производителя товара, а интересы первого владельца товарного знака серьезно пострадают. Поэтому в ГК РФ установлено, что сфера действия исключительного права на товарный знак охватывает не только товары, которые прямо указаны в охранных документах, но и однородные товары. Разумеется, это правило применяется в случаях, если возникает опасность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

Истребовать правовую охрану товарного знака и пользоваться исключительным правом на товарный знак имеют право только юридические лица, а также граждане-предприниматели. Гражданам, не являющимся предпринимателями, исключительное право на товарный знак принадлежать не может. Право на товарный знак возникает в России на основании либо национальной (российской), либо международной регистрации.

Национальная регистрация осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности Роспатентом (г. Москва). Ходатайство о государственной регистрации товарного знака (заявка на товарный знак) обычно оформляется патентным поверенным или патентным подразделением организации. Оформление заявки требует специальных познаний. Заявка оплачивается государственной пошлиной и рассматривается в Роспатенте в течение 12 - 18 мес.

Кроме изображения самого товарного знака, заявка должна обязательно содержать перечень товаров, для индивидуализации которых он будет использоваться. В ходе проведения проверки (экспертизы) заявленного обозначения содержащиеся данные и сведения заявки уточняются и конкретизируются. Все изменения оплачиваются государственной пошлиной. Если экспертиза выносит решение об отказе в государственной регистрации товарного знака, заявитель может подать возражение о его пересмотре. Тогда решение пересматривается в административном порядке (в системе Роспатента). Окончательное решение Роспатента об отказе в государственной регистрации может быть оспорено в суде (ст. 11 ГК РФ).

Решение о государственной регистрации заявленного товарного знака сообщается заявителю, который должен уплатить пошлину за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него. В случае уплаты этой пошлины товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков, сведения об этом публикуются Роспатентом в официальном бюллетене (издается в бумажной и электронной форме), а заявителю выдается свидетельство на товарный знак. Именно оно предоставляет заявителю исключительное право на товарный знак, то право, которое может принудительно осуществляться, быть предметом судебного рассмотрения.

Срок действия свидетельства исчисляется с даты подачи заявки на товарный знак и составляет 10 лет. Действие свидетельства может неоднократно возобновляться, каждый раз на последующий 10-летний срок. При возобновлении уплачивается государственная пошлина.

Приобретение правовой охраны путем международной регистрации осуществляется на основе Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 28 июня 1989 г.). Протокол является международным договором. В нем участвуют свыше 60 стран мира, в том числе и Российская Федерация.

В соответствии с договором лицо, желающее обеспечить правовую охрану своего товарного знака в зарубежных странах, участвующих в этом договоре, вместо того, чтобы подавать отдельные заявки на регистрацию в разные страны, может подать единую международную заявку в ВОИС. При этом заявитель должен подать первоначальную заявку на регистрацию товарного знака в своей стране и на основании этой заявки заявить, что он желает получить международную регистрацию во всех или некоторых зарубежных странах, участвующих в этом договоре. Это заявление затем направляется в ВОИС, где после формальной проверки поданной международной заявки осуществляется международная регистрация товарного знака. Документы заявки о международной регистрации товарного знака составляются на английском, испанском или французском языке (по выбору заявителя), а сведения о международной регистрации товарного знака оперативно сообщаются странам - участницам договора.

Ежегодно заявители из зарубежных стран, участвующих в договоре, примерно в 10 тыс. заявок указывают, что их международная регистрация должна действовать и в России. Получив материалы о состоявшихся международных регистрациях товарных знаков, действующих в России, Роспатент в течение 12 мес. определяет, может ли этот знак охраняться на территории России, не противоречит ли он российскому национальному законодательству. При обнаружении таких противоречий Роспатент направляет в ВОИС уведомление об отказе в регистрации, но такие уведомления довольно редки. Подавляющее число международных регистраций товарных знаков, в которых указана Россия как одна из стран, где должна действовать международная регистрация, автоматически начинает действовать в России. Международная регистрация действует в России в течение 10 лет. Срок ее действия может неоднократно продлеваться.

Возникающее на основе национальной или международной регистрации товарного знака исключительное право на товарный знак действует на всей территории России.

Содержание исключительного права на товарный знак (ст. 1484 ГК РФ) состоит в том, что правообладатель получает исключительное право использовать товарный знак на товарах, их этикетках, упаковках товаров, которые им производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации либо ввозятся на ее территорию. Товарный знак может также использоваться при выполнении работ, оказании услуг, на различной документации, в объявлениях, на вывесках, в рекламе, Интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Исключительное право на товарный знак может быть отчуждено по договору другому лицу (ст. 1488 ГК РФ). В отношении этого права может быть выдана лицензия (ст. 1489 ГК РФ). После того как правообладатель ввел в гражданский оборот товар, маркированный товарным знаком, дальнейшее использование этого товара не является нарушением исключительного права на товарный знак: исключительное право на товарный знак считается исчерпанным (ст. 1487 ГК РФ).

Правообладатель обязан использовать товарный знак. Если товарный знак не используется публично в течение трех лет подряд, то действие исключительного права по заявлению заинтересованного лица, поданному в суд, может быть досрочно прекращено (ст. 1486 ГК РФ). Правообладатель может добровольно отказаться от принадлежащего ему исключительного права. Обычно это делается путем непродления действия исключительного права на очередной десятилетний срок (не уплачивается пошлина).

Исключительное право может быть аннулировано или прекращено на будущее против воли правообладателя (ст. 1512 - 1514 ГК РФ). Аннулирование (т.е. прекращение действия исключительного права с обратной силой - ab ovo), как правило, происходит таким образом: заинтересованное лицо подает в Роспатент заявление, в котором указывается, что товарный знак получил правовую охрану противозаконно. Дело рассматривается в Роспатенте, но после этого спор может быть перенесен в суд.

В случае нарушения исключительного права на товарный знак (ст. 1515 ГК РФ) нарушитель обязан прекратить правонарушение и возместить убытки, причиненные им правообладателю. Вместо возмещения убытков правообладатель вправе потребовать взыскания с нарушителя компенсации:

либо в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., (конкретный размер такой компенсации определяется судом исходя из характера нарушения);

либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;

либо в двукратном размере стоимости права использования товарного знака (как если бы стороны заключили лицензионный договор).

Список литературы

  1. Безбах В.В., Белова Д.А., Дмитриева Г.К. и др. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. Т. 3 / Отв. ред. В.П. Мозолин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2012.
  2. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009.
  3. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.М. Коршунова, Ю.С. Харитоновой. 2-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015.
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2016.