Мудрый Юрист

Все идет по плану практику применения федерального закона № 223-ФЗ обсуждали на всероссийской конференции "корпоративные закупки - 2016"

Одной из тем, которая, как правило, вызывает много вопросов у заказчиков, стало планирование закупок. Александр Евсташенков, заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок, в своем докладе подробно рассказал участникам выставки об изменениях, коснувшихся плана закупок.

Отнесение продукции к инновационной или высокотехнологичной осуществляется заказчиком по критериям, определенным органами власти и ГК "Росатом". Если планируется купить продукцию, подпадающую под вышеуказанные критерии, или лекарственные средства, информация о таких закупках должна быть включена одновременно в два плана закупки.

В планы должны включаться все планируемые заказчиком закупки, за исключением тех, которые составляют государственную тайну (при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации или в проекте договора), а также закупки, по которым принято отдельное решение Правительством РФ согласно ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

"МАЛЫЕ" ЗАКУПКИ

Эксперт отметил, что в отношении "малых" закупок, сумма которых составляет 100 тыс. руб. или меньше (а в случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб. - 500 тыс. руб. или меньше), заказчик самостоятельно принимает решение о включении или невключении сведений о них в планы закупки.

Александр Евсташенков подчеркнул, что существует необходимость включения в планы сведений о закупках, сумма которых превышает 100 (500) тыс. руб., но которые осуществляются заказчиком в соответствии с положением о закупке способом "у единственного поставщика". Если сведения о них не составляют государственную тайну, то в обязательном порядке подлежат включению в планы закупки, так как Закон N 223-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 не устанавливают каких-либо изъятий для данного случая.

НОВЫЕ НОРМЫ

С 9 января 2016 года Закон N 223-ФЗ был дополнен новой нормой, согласно которой если сведения о закупке в обязательном порядке подлежат включению в план, то только в соответствии с ним заказчик и заключает договоры (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Исключение могут составлять закупки, потребность в которых возникла вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения данных ситуаций.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 размещение планов закупки в ЕИС должно осуществляться заказчиком в течение 10 календарных дней с даты утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года. Для организаций, применяющих Закон N 223-ФЗ с 1 января текущего года (если это бюджетные учреждения, принявшие до 1 января 2016 года положение о закупке, либо унитарные предприятия, созданные в 2016 году и утвердившие положение о закупке), срок не установлен. Им рекомендуется разместить план закупки в течение 10 календарных дней с даты его утверждения, но не позднее первой процедуры закупки.

Александр Евсташенков также отметил, что к форме плана закупки, размещаемого в ЕИС, с начала года добавилось немало вопросов, так как Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 претерпело значительные изменения и предусматривает отражение в планах закупки специального раздела, посвященного закупкам у субъектов МСП, а в ежегодном плане закупки - дополнительного перечня инновационной, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов МСП в годовом объеме, определяемом Правительством РФ.

Теперь ежегодный план закупки и план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств должны иметь ежемесячную или поквартальную разбивку.

В заключение Александр Евсташенков отметил, что, если закупку продукции заказчик планирует осуществить путем конкурса или аукциона, внесение изменений в план должно быть осуществлено в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации или вносимых изменениях. В случае несоблюдения указанного положения действия заказчика могут быть классифицированы антимонопольным органом как административное правонарушение.