Мудрый Юрист

Некоторые проблемы наследования выморочного имущества

Качур Н.Ф., к.ю.н., зав. кафедрой гражданского права Юридического института Красноярского государственного университета.

Баукина Е.А., ст. преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Красноярского государственного университета.

Богданова И.С., ассистент кафедры гражданского права Юридического института Красноярского государственного университета.

В практике Нотариальной палаты Красноярского края возник вопрос о порядке наследования выморочного имущества в связи с тем, что различные государственные органы - территориальные органы Министерства имущественных отношений РФ и Министерства по налогам и сборам РФ - заявили о своем праве от имени Российской Федерации на получение свидетельства о праве на выморочное имущество (в частности, на недвижимость).

Проблема обусловлена отсутствием четкой и ясной нормативно-правовой регламентации порядка наследования выморочного имущества, в частности, по вопросам:

  1. Какой нормативно-правовой базой необходимо руководствоваться при определении механизма наследования выморочного имущества?
  2. В лице каких органов и в каком порядке Российская Федерация может получить свидетельство о праве на выморочное имущество?
  3. Каков порядок возмещения долгов наследодателя и расходов, вызванных смертью наследодателя, а также расходов на охрану наследства и управление им из выморочного имущества?

Согласно ст. 1151 ГК РФ <*> имущество умершего считается выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследство, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ). Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

<*> Часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации вступила в силу с 1 марта 2002 года.

Прежде всего представляется необходимым определить правовую природу права Российской Федерации на выморочное имущество.

Как известно, к решению этого вопроса существуют два подхода, получившие нормативное закрепление в наследственном законодательстве зарубежных государств. Так, по законодательству Германии (§ 1936 ГГУ), Швейцарии (ст. 466 ШГК), Италии, Испании приобретение государством выморочного имущества рассматривается как наследование, то есть производный способ приобретения права собственности в порядке универсального правопреемства. Во Франции (ст. 539, 768 ФГК), Англии, США (титул 78 Единообразного закона о распоряжении невостребованным имуществом США) государство приобретает выморочное имущество как бесхозяйное без каких-либо обременений, что является первоначальным способом приобретения права собственности <*>.

<*> См. подробнее: Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 1993. С. 544 - 545; Комментарий к части третьей Гражданского кодекса РФ / Под ред. Е.А. Суханова, А.Л. Маковского. М., 2002. С. 197 - 198.

В российском дореволюционном законодательстве (ст. 1162, 1163, 1263 т. Х, ч. 1 Свода законов гражданских) вопрос о природе выморочного имущества однозначно не был решен. С одной стороны, имущество приобреталось государством (а в исключительных случаях, обозначенных, в частности, в ст. 1168, 1169, 1172, 1172.1 - 1172.2 - определенными учреждениями) только по истечении 10 лет со времени последнего опубликования в ведомостях вызова о явке наследников, в течение которых кредиторы наследодателя имели возможность удовлетворить свои требования за счет этого имущества. С другой стороны, даже после приобретения такого имущества государство не освобождалось от оплаты долгов, на нем лежащих (т. Х, ч. 1, ст. 1263). Вместе с тем в литературе преобладал подход, согласно которому государство приобретало выморочное имущество не по праву наследования, а получало его как бесхозяйное и, в отличие от права наследования, при котором принявшие наследство наследники отвечали по долгам наследодателя в полном объеме, несло такую ответственность в пределах стоимости приобретенного имущества <*>.

<*> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х ч. Часть 2. М.: Статут, 1997. С. 442 - 443; Никольский В.Н. Об основных моментах наследования. Сравнительное изложение. М., 1871. С. 359 - 363; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года) М.: Фирма "СПАРК", 1995. С. 510 - 511.

В советский период наследственное законодательство также нечетко решало данный вопрос. Согласно ст. 418, 433, 434 ГК РСФСР 1922 г. выморочное имущество поступало в распоряжение государства, хотя государство к лицам, призываемым к наследованию, не относилось, но все-таки отвечало по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости наследственного имущества. Большинство советских авторов тех времен (Л.А. Лунц, И.С. Перетерский, В.И. Серебровский) данное право рассматривали как особое право наследования со стороны государства, поскольку: а) переход происходил после смерти лица; б) распространялся на все имущество умершего как единое целое; в) связывался с ответственностью по долгам, обременяющим наследство; г) считался совершившимся в момент открытия наследства <*>. Такой подход являлся общепризнанным и впоследствии был законодательно закреплен в ст. 117 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик 1961 г. и ст. 552 ГК РСФСР 1964 года. Сам же термин "выморочное имущество" был заменен термином "имущество, переходящее по праву наследования к государству".

<*> Цит. по: Серебровский В.И. Избранные труды. М., 1997. С. 246 - 247.

В настоящее время вступившая в силу часть 3 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что произошла "социальная реабилитация" термина "выморочное имущество". Статьи 1116, п. 2; 1151, п. 2 ГК РФ свидетельствуют о том, что Российская Федерация не только является единственным получателем выморочного имущества, но и о том, что такое имущество переходит к ней в порядке наследования по закону. Используемое законодателем словосочетание "в порядке наследования по закону" имеет принципиальное значение для определения механизма передачи выморочного имущества в собственность государства, поскольку означает использование законодательной конструкции наследственного права по отношению к выморочному имуществу.

Вместе с тем специфика приобретения выморочного имущества Российской Федерацией отражена в следующих статьях Гражданского кодекса РФ:

Особое положение Российской Федерации в гражданском обороте предопределяет и особый порядок получения им выморочного имущества. Статья 1151 п. 3 ГК РФ устанавливает, что порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. В настоящее время такой закон еще не принят, поэтому имеет принципиальное значение вопрос о том, какими нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться при переходе выморочного имущества.

Как известно, до последнего времени выморочное имущество приобреталось в соответствии с Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение о порядке учета) <*>, а также Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов 19.12.1984 N 185 (далее - Инструкция Министерства финансов СССР).

<*> СП СССР. 1984. N 24. Ст. 127.

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.11.2001 N 147-ФЗ закрепил положение, согласно которому впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. Данное положение является общей нормой и устанавливает безусловный приоритет части третьей ГК РФ по отношению к другим федеральным законам и иным правовым актам.

Пункт 2 ст. 4 Вводного закона предусматривает, что по вопросам, которые, согласно части третьей ГК РФ, могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения соответствующих законов изданные до введения в действие части третьей ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ и Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР.

Из анализа положений данной статьи следует, что пункт второй ст. 4 Вводного закона является частной нормой по отношению к пункту 1 ст. 4 данного Закона; соответственно названные в п. 2 ст. 4 Вводного закона нормативные акты, не являющиеся законами, могут применяться на территории РФ впредь до принятия федеральных законов, если они не противоречат части третьей ГК РФ.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Поскольку Инструкция Министерства финансов СССР не относится к числу нормативных актов, перечисленных в ст. 4 (п. 2) Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.11.2001 N 147-ФЗ, она не подлежит применению на территории Российской Федерации с 1 марта 2002 года.
  2. Положение о порядке учета может применяться в части, не противоречащей части 3 ГК РФ.

В связи с тем что анализируемое Положение регулирует не только порядок перехода выморочного имущества к государству, предусмотренный частью 3 ГК РФ, но и главным образом правомочия государственных органов по распоряжению имуществом, переходящим к государству по различным основаниям, при оценке его юридической силы необходимо руководствоваться и частью первой ГК РФ. При этом следует подчеркнуть, что, в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.11.2001 N 147-ФЗ и ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" от 21.10.1994, данное Положение может применяться постольку, поскольку не противоречит части первой ГК РФ. В свете изложенного применение многих норм названного Положения (п. 4, 5 - о порядке оценки имущества комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой передается имущество; п. 6 - о безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность и др.) весьма сомнительно.

Представляются противоречащими современному гражданскому законодательству и п. 3, 6 Положения о порядке учета, предусматривающие, что учет, принятие мер по охране и оценке, а также реализации имущества, указанного в п. 1 Положения (в том числе перешедшего к государству по праву наследования), возлагается на налоговые органы <*>.

<*> Иной точки зрения, согласно которой в период до принятия закона о порядке наследования и учета выморочного имущества следует все-таки руководствоваться Положением о порядке учета от 20.06.84, придерживаются Ю.К. Толстой - автор комментария к ст. 1151 ГК РФ и А.П. Сергеев - автор комментария к ст. 4 Закона "О введении в действие части третьей ГК РФ". (Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный). Часть третья. М., 2002. 304 с.)

Статья 1151 ГК РФ в качестве получателя выморочного имущества называет непосредственно саму Российскую Федерацию, не устанавливая конкретных органов, полномочных представлять ее интересы при получении свидетельства о праве на наследство.

В связи с этим важным является вопрос о том, в лице каких органов Российская Федерация может получить свидетельство о праве на выморочное имущество.

Для ответа на него следует обратиться к положениям ст. 125 ГК РФ, согласно которым от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, квалифицирующим признаком, позволяющим решить вопрос о том, какой орган должен представлять Российскую Федерацию при получении выморочного имущества, является наличие таких полномочий у государственного органа и закрепление их актами, определяющими его статус.

Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 783 <*>, в настоящее время не наделяет налоговые органы подобными полномочиями, а это означает, что нормы Положения о порядке учета не соответствуют ст. 125 ГК РФ и, как следствие, не подлежат применению.

<*> Собрание законодательства РФ. 2000. N 43. Ст. 4242.

В действующем законодательстве более-менее четко решен вопрос об органе, уполномоченном приобретать от имени Российской Федерации недвижимое имущество. Таким органом является Министерство имущественных отношений РФ и его территориальные органы <*>. Министерство имущественных отношений РФ, в соответствии с пп. 7, 16 п. 6 Положения о нем, наделено полномочиями по приобретению в федеральную собственность, учету, оформлению прав, управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, в том числе земельными участками.

<*> Положение о Министерстве имущественных отношений РФ: Постановление Правительства РФ от 03.06.2002 N 377 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2178.

Что же касается иного имущества (имущественных прав, ценных бумаг, денежных средств, валютных и культурных ценностей, огнестрельного оружия и т.д.), то исходя из положений ст. 125 ГК РФ необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим компетенцию соответствующих государственных органов. Например, совершенно очевидно, что если речь идет о приобретении выморочных денежных средств (в том числе по банковским вкладам), валютных ценностей, то уполномоченным органом будет Федеральное казначейство в лице его территориальных органов по месту открытия наследства.

Постановлением Правительства РФ "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" от 19.04.2002 N 260 (п. 1) установлено, что исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, Российский фонд федерального имущества является уполномоченным органом, который осуществляет учет, оценку и распоряжение федеральным движимым имуществом, перешедшим в собственность Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законом, в том числе в порядке наследования, при этом указанное имущество передается ему другими федеральными органами исполнительной власти РФ.

Следующим вопросом, требующим выяснения, является вопрос о порядке выдачи свидетельства о праве на выморочное имущество.

Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. Исходя из данной нормы каждый наследник может получить свидетельство: 1) выданное на всех и на все имущество в целом (идентичного содержания); 2) выданное на всех и на часть имущества; 3) выданное на него одного и на все имущество; 4) выданное на него одного и на часть имущества. То есть по желанию наследников каждый из них может получить отдельное свидетельство, выданное на часть имущества, при этом часть имущества и доля в праве на наследственное имущество не являются тождественными понятиями <*>.

<*> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный). Часть 3 (раздел V комментирует Ю.К. Толстой). М., 2002. С. 137.

Согласно п. 1 ст. 1162 ГК РФ в таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (ст. 1151 ГК РФ). Таким образом, положения, содержащиеся в пункте 1 ст. 1162 ГК РФ, распространяются и на наследственные отношения с участием Российской Федерации.

Учитывая, что Российская Федерация является особым субъектом, выступающим в гражданском обороте через различные органы, действующие в рамках их компетенции (ст. 125 ГК РФ), то положения ст. 1162 ГК РФ подлежат применению с учетом этих особенностей. Поэтому свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества должно выдаваться на имя Российской Федерации (без указания конкретных органов), но в нескольких экземплярах - на отдельные части выморочного имущества (в зависимости от вида имущества) по заявлению соответствующих компетентных государственных органов.

Еще более сложным и требующим скорейшего разрешения является вопрос о порядке возмещения необходимых расходов по ст. 1174 ГК РФ и долгов наследодателя.

Статьями 1174 и 1175 ГК РФ предусмотрена возможность заявления таких требований к наследственному имуществу до перехода выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 1175 ГК РФ суд в случае предъявления требований кредиторов к наследственному имуществу приостанавливает рассмотрение дела до перехода выморочного имущества к Российской Федерации в установленном порядке.

После приобретения выморочного имущества Российской Федерацией эти требования, следуя логике ст. 125 ГК РФ, могут быть предъявлены к государственным органам, в лице которых Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам, так как в результате наследственного правопреемства происходит перемена лиц на стороне обязанного лица. Какой из государственных органов должен исполнять эти обязанности, зависит от характера заявленных требований. Если требования являются денежными, то, очевидно, они должны удовлетворяться за счет казны РФ и, по аналогии со ст. 1071 ГК РФ, предъявляться к финансовым органам. Если же заявлены требования с элементами вещных прав (залога, сохранения права аренды вещи (ст. 617 ГК РФ) или найма жилого помещения (ст. 675 ГК РФ), то данные обременения с присущим им свойством следования несут государственные органы, приобретшие обремененную вещь.

Будучи наследником по закону, Российская Федерация возмещает расходы по ст. 1174 и несет ответственность по долгам в пределах стоимости перешедшего к ней выморочного имущества. При этом требования о возмещении расходов по ст. 1174 подлежат удовлетворению до уплаты долгов кредиторам наследодателя. В п. 2 ст. 1174 установлена очередность удовлетворения этих требований: в первую очередь возмещаются расходы, вызванные болезнью или похоронами наследодателя; во вторую - расходы на охрану наследства и управления им; в третью - расходы, связанные с исполнением завещания. Согласно ст. 69 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус по месту открытия наследства до выдачи государству свидетельства о праве на наследство дает распоряжение об оплате за счет наследственного имущества указанных расходов. Таким образом, эти требования должны предъявляться лицами, имеющими право на их возмещение, в пределах 6-месячного срока.

Требования же кредиторов наследодателя могут быть предъявлены в пределах сроков исковой давности, установленных для данных требований, что следует из п. 3 ст. 1175 ГК и соответствует ст. 201 ГК РФ. Вместе с тем, в отличие от общих правил течения сроков исковой давности, срок предъявления требований кредиторами наследодателя не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению (ч. 2 п. 3 ст. 1175), что позволило А.Л. Маковскому сделать вывод о пресекательном характере этого срока <*>.

<*> Комментарий к части третьей Гражданского кодекса РФ / Под ред. Е.А. Суханова, А.Л. Маковского. С. 277.

Гражданским кодексом РФ объем требований кредиторов к государству, приобретшему выморочное имущество, ограничен стоимостью этого имущества. Однако в силу того, что Российская Федерация приобретает наследство в лице различных органов, встает еще одна проблема - выработки механизма оценки выморочного имущества. Как нам представляется, инициировать такую оценку должен нотариус при осуществлении мер по охране и управлению наследственным имуществом. Сама же оценка должна производиться в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <*>.

<*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

В заключение хотелось бы отметить, что поставленные в статье вопросы свидетельствуют об отсутствии их должного законодательного и доктринального разрешения. Такая неопределенность вызывает реальные практические проблемы. Поэтому требуется скорейшее принятие закона в соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ.