Мудрый Юрист

Прямые налоги и сборы Российской Федерации: роль, проблемы и перспективы развития

Агузарова Ф.С., кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Предметом исследования является оценка современного состояния прямых налогов и сборов в Российской Федерации, уточнение некоторых особенностей по ним, а также определение возможных путей решения выявленных проблем. Автор справедливо отмечает, что прямые налоги и сборы в большей степени соизмеряются с платежеспособностью населения, имеющимися доходами и имуществом, что отличает их от косвенного налогообложения. Цель работы заключается в исследовании отдельно каждого прямого налога и сбора, а также разработке предложений, направленных на повышение роли рассматриваемых налогов.

Ключевые слова: НДПИ, НДФЛ, налогообложение прибыли, водный налог, государственная пошлина, налоги на имущество, прямые налоги, сборы.

Direct taxes and fees of the Russian Federation: role, problems and prospects of development

F.S. Aguzarova

Aguzarova F.S., candidate of law, associate professor of department of taxes and taxation of the K.L. Khetagurov North-Ossetian state university.

The subject of the study is to assess the current state of direct taxes and fees in the Russian Federation, clarifying certain features on them, as well as to identify possible solutions to the problems identified. The authors rightly point out that direct taxes and fees are more commensurate with ability to pay people whose income and assets, which distinguishes them from indirect taxation. The purpose of the work is to study separately each direct taxes and duties, as well as the development of proposals aimed at increasing the role of the considered taxes.

Key words: tax on mineral extraction, tax on personal income, profit tax, water tax, state duties, property taxes, direct taxes, fees.

В российской налоговой теории и практике налоговые платежи классифицируются по различным признакам. Самой известной классификационной группой является деление налогов и сборов на прямые и косвенные <1>. Прямые налоги и сборы взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, доходов, имущества с конкретного налогоплательщика. Наличие доходов и имущества у организаций и физических лиц означает совершение ими определенных действий, предполагающих налоговые обязательства. Отметим, что в отличие от прямых налогов и сборов косвенные налоги взимаются в процессе передачи и реализации товаров, работ, услуг и, в конечном счете, входят в цену, уплачиваемую за товар, работы, услуги покупателем. Тем самым их уплата возложена на конечного потребителя при приобретении товаров, работ, услуг. Поэтому лицо, перечисляющее косвенные налоги в бюджетную систему государства, и лицо, с которого эти налоги удерживаются, различны.

<1> Токаева С.К. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации: современная проблематика // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2015. С. 63 - 69.

Важно учесть, что прямые налоги и сборы более предсказуемы и быстрее поступают в бюджетную систему. В свою очередь, косвенные налоги взимаются постепенно и не способствуют быстрому наполнению бюджета. Вместе с тем косвенные налоги являются наиболее надежным источником доходов бюджета при любом состоянии экономики государства. В отличие от косвенных, прямые налоги и сборы проще в администрировании и легче контролируются, так как они конкретно увязываются с доходами и имуществом плательщиков <2>. При взимании прямых налогов и сборов точно установлены плательщики, размер, источники уплаты налога и сбора. Что касается косвенных налогов, то последствия взимания трудно прогнозировать.

<2> Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. N 10. С. 910 - 918.

В числе прямых налогов и сборов превалируют поступления по таким видам налогов, как: налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (таблица 1).

За 2014 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило прямых и косвенных налогов и сборов в сумме 14096,3 млрд. руб., что на 1360,4 млрд. руб. больше аналогичного показателя 2013 года. В числе прямых налогов и сборов незначительное снижение поступлений наблюдается по водному налогу (0,3 млрд. руб.). По остальным прямым налогам и сборам динамика положительная. Наиболее значительный удельный вес имеется по налогу на доходы физических лиц: 19,6% и 19,2% соответственно. Также велика доля поступлений по налогу на прибыль организаций: 16,3% и 16,9% соответственно. Оба налога объединены в группу "Налоги на прибыль, доходы" и, как следствие, в сумме налоговых поступлений составляют: 35,9% и 36,1% соответственно. Налоги в системе природопользования включены в группу "Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами". Удельный вес этих налогов и сборов значителен в сумме налоговых поступлений: 20,244% и 20,64% соответственно, где налог на добычу полезных ископаемых занимает основную часть: 20,2% и 20,6% соответственно. Водный налог и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов незначительны в сумме налоговых доходов и составляют 0,02%. Среди налогов на имущество наиболее значителен по объему поступлений налог на имущество организаций: 4,8% и 4,5% из 7,004% и 6,804% соответственно. Также незначителен удельный вес по государственной пошлине: 0,9% и 0,8% соответственно.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что следует повышать в первую очередь роль имущественных налогов. Эти налоги формируют налоговую составляющую бюджетов субъектов РФ и считаются наиболее сложными в администрировании. Отметим, что большинство субъектов РФ нуждаются регулярно в федеральной помощи. Ежегодно регионам выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, на 2016 год сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ составила около 515 млрд. руб. <3>. В 2014 году федеральные дотации на выравнивание бюджетов субъектов РФ составляли 439 млрд. руб. <4>. Очевидно, что размер федеральной помощи меньше не становится, а, наоборот, растет. Безусловно, повышение роли налогов на имущество сократит объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

<3> Интернет-ресурс: http://www.regnum.ru/news/economy/1987353.html.
<4> Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // minfin.ru.

Таблица 1

Анализ поступления прямых налогов и сборов в РФ за 2013 - 2014 гг.

Наименование налогов и сборов

2013 г.

2014 г.

Прирост

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

млрд. руб.

Налоги на прибыль, доходы из них:

4570,9

35,9

5078,0

36,1

507,1

налог на прибыль организаций

2071,9

16,3

2375, 3

16,9

303,4

налог на доходы физических лиц

2499,1

19,6

2702,6

19,2

203,5

Налоги на имущество из них:

900,7

7,004

957,5

6,804

56,8

налог на имущество физических лиц

22,3

0,2

27,1

0,2

4,8

налог на имущество организаций

615,3

4,8

634,7

4,5

19,4

земельный налог

156,6

1,2

177,6

1,3

21,0

транспортный налог

106,1

0,8

117,5

0,8

11,4

налог на игорный бизнес

0,5

0,004

0,5

0,004

0,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами из них:

2598,0

20,244

2934,7

20,64

336,7

налог на добычу полезных ископаемых

2575,8

20,2

2904,9

20,6

329,1

водный налог

2,5

0,02

2,2

0,02

- 0,3

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2,2

0,02

2,2

0,02

0,0

Государственная пошлина

111,0

0,9

113,7

0,8

2,7

Налоговые доходы всего

12735,9

100,0

14096,3

100,0

1360,4

Источник: Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации // http://www.roskazna.ru.

Таблица 2

Анализ роли прямых налогов и сборов в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ за 2013 - 2014 гг.

Наименование налогов и сборов

2013 г.

2014 г.

Прирост

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

млрд. руб.

Прямые налоги

8180,6

64,2

9083,9

64,4

903,3

Косвенные налоги

4555,3

35,8

5012,41

35,6

457,1

Налоговые доходы всего

12735,9

100,0

14096,31

100,0

1360,4

Источник: Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации // http://www.roskazna.ru.

Полагается, что страны, где прямые налоги и сборы доминируют над косвенными налогами, считаются развитыми. Важно отметить, что объемы поступления прямых налогов и сборов превосходят над косвенными налогами, собранными в Российской Федерации за 2013 - 2014 гг. (таблица 2).

В общем объеме мобилизации налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации удельный вес прямых налогов и сборов составляет: 64,2% и 64,4% соответственно. Поступления по прямым налогам увеличились на 903,3 млрд. руб. в 2014 году и составили 9083,9 млрд. руб. против 8180,6 млрд. руб. показателя 2013 года. По косвенным налогам также имеется повышение поступлений. Прирост составил 457,1 млрд. руб. Удельный вес косвенных налогов составляет более трети поступлений в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы РФ: 35,8% и 35,6% соответственно. Важно отметить, что если косвенные налоги увеличились на 457,1 млрд. руб., то темпы роста прямых налогов и сборов примерно вдвое больше (903,3 млрд. руб.).

Проведенный анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2013 - 2014 гг. показал, что в их числе на первом месте по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте - налог на доходы физических лиц и на третьем месте - налог на прибыль организаций. По всем прямым налогам и сборам поступления повышаются, исключение составляет лишь водный налог. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ <5>. За анализируемый период удельный вес по ним увеличился на 2 десятые единицы (с 64,2% до 64,4%). По состоянию и удельному весу прямых налогов и сборов можно судить об экономике страны.

<5> Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2013. С. 49 - 59.

Независимо от того, что отмечается положительная тенденция поступлений наиболее значимых прямых налогов и сборов в российскую бюджетную систему, на сегодняшний день имеются проблемы, решение которых необходимо и будет содействовать повышению налоговой составляющей. Так, существуют проблемы по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в частности: сокрытие доходов, прибыли; ведение двойной бухгалтерии с целью выдачи заработной платы в "желтых" конвертах; умышленное уклонение от уплаты налогов (причем законным путем); сложность исчисления налогов и другие. В этой связи, в первую очередь, предлагаем:

<6> Бажина О.С., Темирканова О.Н., Цалоева М.К. Совершенствование налогового регулирования и администрирования как инструмент повышения качества системы управления региональным налогообложением // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008. N 5. С. 1 - 11.

Имеются недостатки и по налогам на имущество, а именно: не всегда точно определена налоговая база, т.е. не установлена инвентаризационная или кадастровая стоимость объектов имущества. Отметим, что инвентаризационная стоимость заметно разнится с кадастровой (рыночной) стоимостью, она гораздо ниже; отсутствует четкое разграничение стоимости недвижимого имущества, то есть одни объекты определяются по инвентаризационной стоимости, другие - по кадастровой стоимости; несовершенна информационная база, то есть не имеется полных сведений, а также не совпадают данные по объектам имущества; имеются пробелы в администрировании имущественных налогов.

Налоги на имущество остаются незначительными и сложно администрируемыми. Для улучшения имущественного налогообложения предлагаем:

<7> Балаева Д.А., Дзарасова А.К. Анализ результативности применения налоговых льгот как элемента налогового механизма // Налоги и налогообложение. 2015. N 9. С. 649 - 654.

Поступления налогов в системе природопользования должны быть весомыми по объему поступлений, так как Россия является ресурсодобывающей страной. В настоящее время в регулировании платежей за использование природных ресурсов существуют недостатки, которые нужно искоренять. Чаще всего проблемы касаются действующего российского законодательства в области налогообложения природопользования. Так, до сих пор не устранены явные противоречия между отдельными нормами Водного кодекса РФ и ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Нуждается в корректировке Закона "О недрах" в связи с принятием главы 26 Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых <8>, в которой устранено даже упоминание о надобности выделения средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В этой связи предлагаем:

<8> Агузарова Л.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 6. С. 9 - 11.<9> Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. N 11. С. 1024 - 1030.

Следует отметить, что основой для установления платежей и применения других экономических инструментов в сфере природопользования должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства <10>.

<10> Агузарова Л.А., Элбакиева З.Б. Налоговое регулирование в системе межбюджетных отношений Российской Федерации // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития / Международная научно-практическая конференция / Под редакцией Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. 2014. С. 6 - 10.

Что касается государственной пошлины, то здесь следует обратить внимание на отдельные завышенные тарифы, уплачиваемые организациями и физическими лицами за оказание юридически значимых действий. Такая ситуация обусловлена высококачественным предоставлением услуг и отлаженным сервисным обслуживанием. Созданы специализированные центры для удобства клиентов, которые предоставляют оперативно услуги в одном месте и эта работа требует вложения значительных денежных средств. Поэтому тарифы на такие услуги завышены.

В заключение отметим, что прямые налоги и сборы являются серьезным источником доходов государства. Они имеют ряд достоинств: напрямую платят лица, имеющие доход или имущество, а не конечный потребитель, как в косвенном налогообложении; быстрее поступают в бюджетную систему РФ в отличие от косвенных налогов; наиболее просто администрируются. Кроме того, следует наблюдать за соотношением между косвенными налогами и прямыми налогами в сторону увеличения доли последних до 64% в общем объеме налоговых доходов, что свидетельствует о здоровом экономическом климате и развитии государства.

В целом для стабильного и динамичного развития прямых налогов и сборов предлагаем: ужесточить меры налогового администрирования и контроля; упростить порядок исчисления и взимания по некоторым прямым налогам и сборам; выявить неучтенные объекты и в принудительном порядке поставить на учет; выявить скрытые доходы и прибыль организаций и физических лиц; наполнить и уточнить информационную базу по прямым налогам и сборам; определить налоговую базу по имущественным налогам.

Список использованной литературы

  1. Агузарова Л.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 6. С. 9 - 11.
  2. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. N 10. С. 910 - 918.
  3. Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. N 11. С. 1024 - 1030.
  4. Бажина О.С., Темирканова О.Н., Цалоева М.К. Совершенствование налогового регулирования и администрирования как инструмент повышения качества системы управления региональным налогообложением // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008. N 5. С. 1 - 11.
  5. Балаева Д.А., Дзарасова А.К. Анализ результативности применения налоговых льгот как элемента налогового механизма // Налоги и налогообложение. 2015. N 9. С. 649 - 654.
  6. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В., Магометова М.Ю. Мероприятия по социально-экономической модернизации региона // Фундаментальные исследования. 2015. N 8 - 2. С. 356 - 360.
  7. Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2013. С. 49 - 59.
  8. Тадтаева В.В., Туаева Л.А. Пути развития доходной базы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия - Алания // Экономика и предпринимательство. 2015. N 9 - 2. С. 460 - 465.
  9. Токаева С.К. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации: современная проблематика // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации / Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2015. С. 63 - 69.