Мудрый Юрист

Объективная сторона преднамеренного банкротства № 2

Анастасия Вячеславовна Рагулина, доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

При совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), могут быть использованы различные схемы, смысл которых в основном сводится к провоцированию процедуры банкротства, созданию возможности для приобретения активов банка за бесценок.

Объективную сторону преднамеренного банкротства образует совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих их неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.

Существуют отдельные, сложившиеся признаки того, когда можно говорить о банкротстве кредитной организации: например, если она неспособна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей либо если стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей.

Преступления, ответственность за которые установлена в ст. 196 УК РФ, отличаются достаточно сложным механизмом. Конечной целью преднамеренного банкротства является не столько сам факт признания лица банкротом, сколько распределение отторгаемых от юридического лица материальных ценностей с применением установленной процедуры и последствий банкротства.

Как определить наличие для банка факторов риска банкротства, в том числе преднамеренного банкротства? Существуют два признака, позволяющие сделать вывод о наличии такого риска.

Прежде всего это недостаточность стоимости имущества. В расчет принимаются балансовая стоимость активов и обязательств. При этом из балансовой стоимости активов вычитается величина недосозданного резерва на возможные потери. Так определяется справедливая стоимость имущества. Полученная разница между данной стоимостью и размером обязательств дает реальное представление о финансовом положении банка на момент рассмотрения заявления о признании его банкротом. Превышение размера обязательств над справедливой стоимостью имущества банка может свидетельствовать о наличии признаков преднамеренного банкротства.

Вторым признаком, указывающим на банкротство банка, является картотека неисполненных платежей. Следует заметить, что рассматриваемый признак не всегда свидетельствует о неисполнимости банком обязательств в полном объеме, а может лишь подтверждать невозможность либо нежелание своевременного исполнения таких обязательств. И, как правило, рассматриваемый признак банкротства является вторичным по отношению к недостаточности стоимости имущества.

В ряде случаев недостаточность стоимости имущества может образоваться задолго до отзыва у банка лицензии и признания его банкротом. Лицами, виновными в возникновении подобной ситуации, могут быть руководители и (или) собственники банка, которые в течение длительного периода времени практически уже не осуществляли свои полномочия или исполняли их ненадлежащим образом, а реальное финансовое положение банка скрывалось путем искажения финансовой отчетности. Поэтому для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 196 УК РФ не обязательно возбуждение в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) такого банка.

В пользу приведенного положения можно привести два аргумента. Во-первых, в диспозиции нормы о преднамеренном банкротстве отсутствует указание на возникновение признаков несостоятельности (банкротства) в качестве последствий совершенного деяния. Во-вторых, не предусмотрено условие о возбуждении в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) или принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Данный подход подтверждается сложившейся судебной практикой.

Так, отклоняя доводы надзорной жалобы осужденной Ш. о том, что решением арбитражного суда о признании банка "И" несостоятельным (банкротом) не установлены признаки фиктивного и преднамеренного банкротства этого банка, суд надзорной инстанции исходил из того обстоятельства, что для привлечения к уголовной ответственности по ст. 196 УК РФ не требуется решение арбитражного суда о признании должника банкротом <1>.

<1> Постановление Московского городского суда от 19 октября 2010 г. N 4у/6-7416/10 // http://mosgorsud.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id=9914733013208735b86ebaf586605fe.

Выявление признаков преднамеренного банкротства производится путем проведения соответствующей экспертизы или иной финансовой (бухгалтерской) аудиторской проверки. Неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может быть установлена без решения арбитражного суда о банкротстве.

Для понимания сущности преднамеренного банкротства необходимо выяснить, в пределах какого временного периода осуществляются действия, его образующие. Такие действия могут производиться как на этапе, предшествующем возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе самих процедур банкротства (за исключением конкурсного производства). Также необходимо определить временной период, в течение которого банк утратил возможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов.

При выявлении признаков преднамеренного банкротства финансовое положение банка должно изучаться в динамике за предшествующий двухлетний период. Этот вывод следует из Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 855 <2>, согласно которым срок проведения проверки обстоятельств банкротства банка конкурсным управляющим составляет два года.

<2> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5519.

Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", которая в силу закона является конкурсным управляющим подавляющего большинства кредитных организаций, по результатам таких проверок составляет заключение о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного банкротства. Следует отметить, что такое заключение необходимо для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 196 УК РФ.

Исследование динамики финансового положения банка позволяет выявить момент причинения ему ущерба, приведшего к возникновению признака банкротства, установить, кем и в результате каких операций он был нанесен. Динамика финансового положения банка выстраивается путем определения на протяжении всего проверяемого периода доли "безнадежной" задолженности в составе активов банка. В расчет берутся обязательства всех так называемых технических заемщиков (т.е. обладающих соответствующими признаками). Периодическое гашение ссуд таких должников не является основанием для их отнесения к иной категории в случае, когда в динамике общий размер безнадежной задолженности не уменьшался вплоть до отзыва у банка лицензии. Затем размер этой задолженности вычитается из стоимости имущества (активов) банка. Выявленная величина и является реальной стоимостью активов банка, которых либо достаточно для удовлетворения его обязательств, либо нет.

Действия, результатом которых может стать недостаточность стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов банка, условно можно разделить на два вида:

  1. Направленные на искусственное создание обязательств перед третьими лицами: например, выдача третьему лицу собственного векселя без получения оплаты за него либо путем его оплаты за счет средств, выданных в качестве заведомо невозвратного кредита. В результате такой операции обязательства кредитной организации возрастают, а соответствующего увеличения активов не происходит либо оно происходит за счет не имеющих реальной стоимости "технических" активов.
  2. Вследствие которых имевшиеся на балансе ликвидные активы заменяются активами, не имеющими стоимости (именно такие активы называют техническими). В качестве примера можно привести оформление заведомо невозвратного кредита неплатежеспособному заемщику (в том числе приобретение векселя такого лица) и последующее получение выданных в качестве кредита денежных средств из кассы или перечисление их в пользу клиента другой кредитной организации либо погашение этими средствами ссудной задолженности платежеспособных должников. Результатом указанных действий становится замена ликвидных активов на "технические" активы. В качестве таковых могут выступать:

"Приобретение" технических активов может происходить двумя способами: как через "потребительский" вывод активов, так и через финансирование какого-либо собственного проекта (например, строительство завода).

Состав преступления, ответственность за которое установлена в ст. 196 УК РФ, по конструкции объективной стороны является материальным. Исходя из примечания к исследуемой статье ущерб, причиненный преднамеренным банкротством, влекущий уголовную ответственность, заключается в уменьшении стоимости и размера имущества юридического лица или собственника имущества государственного (муниципального) унитарного предприятия на сумму, превышающую 1 млн 500 тыс. рублей. Ущерб признается крупным, если после завершения конкурсного производства сумма неудовлетворенных имущественных требований кредиторов превышает 1 млн 500 тыс. рублей.

Если ущерб причиняется нескольким кредиторам, то при определении его размера следует учитывать сумму ущерба, причиненного каждому потерпевшему. Для этого необходимо установить круг потерпевших, время причинения ущерба, конкретные события и действия, которые привели к возникновению банкротства банка.