Мудрый Юрист

О предмете незаконной охоты

Эдуард Николаевич Жевлаков, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук.

С социальных позиций потребительское, нерегулируемое, рваческое отношение к окружающей среде в современных условиях - это одна из форм социального каннибализма, преступление против настоящего и будущих поколений людей, а неудержимое стремление некоторых лиц, в частности, к убийству животных, не обусловленное потребностями в пище, есть не что иное, как атавизм зверя в человеке, не подавленный многовековой культурой. Сегодня надо не гордиться участием в убийстве животных, а стыдиться этого. К сожалению, в Российской Федерации до осознания населением истинной опасности экологических преступлений в целом и незаконной охоты в частности очень далеко.

Между тем численность популяции диких животных за последние 40 лет на планете снизилась на 52% <1>. Свыше 30% исчезнувших с лица планеты животных - на совести всякого рода охотников.

<1> См.: Доклад Всемирного фонда дикой природы (WWF) "Живая планета 2014". URL: http://www.wwf.resours/publ/book/934.

Незаконная охота по степени распространенности в структуре регистрируемой экологической преступности в Российской Федерации традиционно занимает третье место после незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации <2>, далее - УК РФ) и незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ). Так, в 2010 году в России зарегистрировано всего 39 155 преступлений экологического характера. Из них по ст. 260 УК РФ - 20 826 (10 072 лица), по ст. 256 - 13 644 (12 048 лиц), а по ст. 258 УК РФ - 1540 (697 лиц). Не вдаваясь в анализ динамики преступности данного вида, отметим, что с учетом латентности ее показатели намного выше.

<2> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Статья 258 УК РФ в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) <3> предусматривает ответственность за перечисленные в ней наиболее опасные формы незаконной охоты. Диспозиция ст. 258 УК РФ бланкетная, поэтому для установления содержания признаков состава преступления, в том числе и его предмета, необходимо обратиться к ряду специальных нормативных актов, которыми регулируется охота. К таковым прежде всего относятся: Закон N 209-ФЗ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <4>, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. "О любительской и спортивной охоте" <5> (в нем, в частности, дается понятие этих видов охоты), нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).

<3> Российская газета. 28 июля 2009 г.
<4> Российская газета. 4 мая 1995 г.
<5> Документ опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".

Предмет преступления ныне составляют охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с Законом N 209-ФЗ и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Их исчерпывающий перечень изложен в ст. 11 данного Закона: млекопитающие (кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось и др.); медведи; пушные животные (волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куница, соболь, норка и др.); птицы (гуси, утки, казарки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, фазаны, улары, бекасы и др.). В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые. Законами субъектов Российской Федерации допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных частями 1 и 2 ст. 11 Закона N 209-ФЗ.

Ежи, змеи, крысы, мыши, вороны, сороки, воробьи, ласточки, стрижи, певчие птицы (зяблики, соловьи и др.), а также масса иных животных не упомянуты в Законе N 209-ФЗ в качестве охотничьих ресурсов. Охота на тех из них, которые считаются вредными и достаточно распространены (крысы, мыши, вороны серые), не требует специального разрешения и нормативными актами никак не регулируется. Другие, полезные, животные, не указанные в качестве охотничьих ресурсов, охраняются нормами природоохранного законодательства на общих основаниях как природные ресурсы. Представляется, что исходя из перечня видов охоты, имеющегося в ст. 12 Закона N 209-ФЗ, такие животные также могут выступать в качестве охотничьих ресурсов, например при охоте в научно-исследовательских, образовательных целях, целях акклиматизации и переселения, гибридизации. Косвенно это подтверждает и ст. 11 Закона N 209-ФЗ, устанавливающая, что объектом охоты могут быть животные, которые "используются или могут быть использованы в целях охоты". Например, лягушки, которые в массовом количестве используются в образовательных и научных целях, однако их отлов никак не контролируется, хотя с позиций Закона N 209-ФЗ он представляет собой один из видов охоты. Следовательно, ст. 11 названного Закона нуждается в расширении. Позволительно, как указывалось, регламентировать использование таких видов животных и в законах субъектов Российской Федерации.

В статьях 17 и 18 Закона N 209-ФЗ нашло свое дальнейшее законодательное закрепление ранее сформулированное нами и устоявшееся в литературе мнение, что предметом рассматриваемого преступления могут быть звери и птицы, как обитающие в природной среде в естественном состоянии, так и выращенные трудом человека и выпущенные на волю в целях размножения <6>.

<6> См.: Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты). М., 2002.

Вместе с тем в литературе появились и иные определения предмета незаконной охоты. Так, Л.А. Зуева считает таковым "охотничьи ресурсы, а именно находящиеся в состоянии естественной свободы млекопитающие и птицы, которые в соответствии с федеральным и (или) региональным законодательством используются или могут быть использованы в целях охоты, за исключением животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации" <7>. Следуя логике автора, из предмета незаконной охоты следовало бы исключить и животных, охраняемых международными договорами Российской Федерации. Однако в действительности животные, занесенные в указанные Красные книги и охраняемые международными актами, тоже относятся действующим законодательством к предмету незаконной охоты. В соответствии со ст. 15 и 17 Закона N 209-ФЗ в отношении "краснокнижных" животных на основе специальных разрешений может осуществляться охота в целях:

<7> Зуева Л.А. Уголовная ответственность за незаконную охоту: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 8.

Ответственность за незаконную добычу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена и ст. 258.1 УК РФ. Опасность этого преступления состоит не только в том, что оно, как и незаконная охота, ведет к исчезновению животных и растений с лица Земли, но и в том, что утрачивается бесценный генофонд, идет вырождение видов. Так, на сегодня в Красной книге Российской Федерации значатся около 300 видов животных. Однако нормы указанной статьи УК РФ направлены на охрану не всех видов организмов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 примечаний к ст. 226.1 УК РФ перечень таких особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации специально для целей ст. 226.1 и 258.1 УК РФ. На сегодня действующим является Перечень от 31 октября 2013 г. N 978 <8>, в котором указаны следующие виды животных:

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Документ опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".
  1. млекопитающие: алтайский горный баран (ovis ammon ammon); амурский тигр (panthera tigris altaica); белый медведь (ursus maritimus); леопард (panthera pardus); зубр (bison bonasus), за исключением гибридов зубра с бизоном, домашним скотом; сайгак (saiga tatarica); снежный барс (uncia uncia);
  2. птицы: балобан (falco cherrug); беркут (aquila chrysaetos); кречет (falco rusticolus); сапсан (falco peregrinus).

Возникает конкуренция между нормами ст. 258 и 258.1 УК РФ. Незаконная добыча и оборот особо охраняемых животных, перечисленных в названном Перечне, влечет ответственность по ст. 258.1 УК РФ. Незаконная добыча таких же животных, не указанных этом Перечне, влечет ответственность по ст. 258 УК РФ, а их незаконный оборот вообще уголовно не наказуем. Кроме того, санкция ст. 258.1 гораздо строже санкции ст. 258. Между тем все "краснокнижные" животные подлежат особой охране и "равны" в биологическом плане, будь то бабочка, тигр или зубр. Одинаково катастрофичны и последствия их исчезновения как биологического вида.

До введения в УК РФ ст. 258.1 мы предлагали формулировку пункта "в" части 1 ст. 258 этого Кодекса заменить на формулировку, употребляющуюся в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире": "...в отношении птиц и зверей, оборотоспособность которых ограничена" <9>. Теперь же считаем необходимым этот пункт из ст. 258 УК РФ убрать вовсе, пункт 3 примечания к ст. 226.1 УК РФ изложить следующим образом: "Особо ценные виды диких животных, включая относящихся к водным биологическим ресурсам, перечислены в Красной книге Российской Федерации, Красных книгах ее субъектов и нормах международных договоров Российской Федерации".

<9> Жевлаков Э.Н. Квалификация незаконной охоты // Уголовное право. 2009. N 6.

В случае реализации этих предложений особо ценные редкие и исчезающие виды животных получат надлежащую уголовно-правовую охрану - не фрагментарную, а полную.