Мудрый Юрист

Завышение тарифов как способ совершения хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве

Коллантай Виталий Александрович, адъюнкт Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, начальник отделения, отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Российской Федерации по г. Томску.

В статье предпринята попытка определить наиболее характерные способы совершения хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного анализа выделены специфические способы совершения преступлений данного вида.

Ключевые слова: хищение, жилищно-коммунальное хозяйство, способ совершения хищения.

Overrating as a way of committing thefts in the housing and utilities sector

V.A. Kollantay

Kollantay Vitaliy A., Postgraduate of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Head of Division of the Economic Safety and Anti-Corruption Department of the Russian Federation for the City of Tomsk.

The article presents an attempt to ascertain the most typical modes of committing misappropriation in the sphere of housing municipal economy. The specific modes of committing the above crimes have been separated on the basis of the analysis.

Key words: misappropriation, housing municipal economy, the mode of committing misappropriation.

Способ совершения преступления является одним из элементов оперативно-розыскной характеристики. Факторы, влияющие на выбор того или иного способа совершения преступления экономической направленности, предопределены сферой деятельности. Способы совершения хищений в ЖКХ в целом находятся во взаимосвязи со спецификой производства и, как и в любой другой экономической сфере, детерминированы присущими этой отрасли особенностями.

Проведенный анализ 56 уголовных дел и 30 материалов доследственной проверки по заявлениям позволяет сделать вывод, что отличительным признаком для группы специфических способов хищений в ЖКХ является то, что они находятся в прямой зависимости от особенностей технологии производства, документооборота, нормативных требований, действующих в этой отрасли экономики, сфере производственной деятельности, на отдельном предприятии, в организации или учреждении. По нашему мнению, к таким способам можно отнести:

<1> См.: Квасникова Т.В. Предупреждение преступности в сфере оборота недвижимости // Закон и право. 2013. N 9. С. 86.<2> См.: Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Н.-Новгород, 2009. С. 21; Титова К.А. Методика расследования хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2009. С. 75.<3> Об этом подробнее см.: Пластинина Н.В. Все о коммунальных услугах. Куда уходят наши деньги? М.: Эксмо, 2009. С. 64; Панагушин О.В. Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы: о налогообложении коммунальных платежей на содержание жилья // Жилищное право. 2011. N 7. С. 51.

Знание оперативными сотрудниками способов хищений, связанных с завышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, способствует успешному предупреждению и выявлению преступлений, совершаемых в ЖКХ, а также установлению лиц, их совершивших.

Изменения, происходящие в области тарифообразования жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), без преувеличения касаются большинства граждан Российской Федерации, так как мы являемся основными потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства. Завышение тарифов на поставку ЖКУ является самым распространенным способом хищения в ЖКХ по ряду причин. Во-первых, разнообразие ЖКУ, предоставление которых потребители оплачивают. Во-вторых, сложность процесса установления тарифов за потребляемые услуги. В-третьих, отсутствие контроля со стороны ревизионных комиссий собственников жилья и контролирующих органов. В-четвертых, нежелание или отсутствие возможности у собственников жилья участвовать в проведении собраний по выбору тарифов. По нашему мнению, такой способ хищения, как завышение тарифов на ЖКУ, можно разделить по внесенным в первичные документы изменениям на следующие:

Еще одним основанием для разделения способов совершения хищений, связанных с завышением тарифов за ЖКУ, являются сами услуги. На основании этого можно выделить следующие способы совершения хищений:

<4> Мы специально выделили завышение тарифа на управление многоквартирным домом в отдельный способ хищений (хотя этот платеж входит в тариф на содержание жилья и текущий ремонт), так как виды работ и услуг в них различны.

Для простоты изложения мы возьмем за основу последнюю классификацию, так как подделка протоколов общих собраний и включение в тариф различных работ, к нему не относящихся, присущи всем из выделенных нами способов.

Тариф по содержанию и текущему ремонту жилья предназначен для оплаты сразу нескольких услуг (текущий ремонт, содержание жилья и управление домом). Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ <5> (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из: платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги. В ч. 7 ст. 156 ЖК РФ указано, "что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год". В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления, который ежегодно своим постановлением устанавливает тариф за содержание и текущий ремонт помещений многоквартирных домов разного типа, расположенных на территории муниципального образования. Собственники жилья результат проведения общего голосования (по очной или заочной форме) по выбору тарифа за содержание и текущий ремонт оформляют протоколом. Эти постановления являются основанием начисления тарифа управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами собственникам жилых помещений многоквартирного дома. С целью искажения данных о тарифе за содержание и текущий ремонт лица, совершающие хищения, могут:

<5> Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 14.

Размер платы за управление многоквартирным домом формируется из тарифа за содержание и текущий ремонт, установленный органом местного самоуправления.

С целью совершения хищения лица, выполняющие в управляющей организации распорядительные функции, издают приказ перед началом работ по текущему ремонту и содержанию жилья или по итогам года отчет о проделанной работе, где в графе "управление многоквартирным домом" указывается определенный органом местного самоуправления тариф. Также отдельно в отчете могут быть указаны аналогичные входящим в этот тариф виды работ, при этом оцененные отдельно. В совокупности сумма тарифа выше, чем предусмотрено постановлением органа местного самоуправления.

Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" <6> к работам по управлению многоквартирным домом относятся руководство управляющей организацией, технический контроль и планирование, финансово-экономическая деятельность, договорно-правовая деятельность и регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ <7>. Другими словами, тариф за управление многоквартирным домом взимается с целью оплаты труда сотрудникам управляющей организации за выполненные работы.

<6> Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Методические рекомендации по определению численности работников управляющей организации в жилищной сфере. М.: Центр муниципальной экономики и права, 2008. С. 6.

Завышение тарифа за выполнение капитального ремонта отличается тем, что источником финансирования самого ремонта являются не только собственники жилья многоквартирного дома, но и бюджет муниципального образования, а также бюджет субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений, в том числе по их восстановлению и замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме <8>.

<8> Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

При совершении хищения этим способом создаются излишки денежных средств, полученных от собственников жилья, которые выводятся под предлогом оплаты работ или услуг, выполненных третьими лицами.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с подп. "д" п. 11 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" <9> являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной, и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов.

<9> Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" // СПС "КонсультантПлюс".

Тарифы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) устанавливаются для населения, бюджетных организаций и прочих потребителей. Разработка тарифа на вывоз ТБО осуществляется органом местного самоуправления. Утверждается тариф решением законодательного органа. Повышение тарифа на эту ЖКУ происходит один раз в год. С целью совершения хищения завышаются объемы вывезенных ТБО. После производства работ образовавшиеся излишки со счета управляющей организации или ТСЖ перечисляются другой организации за выполнение работ, которые выполнены не были или снимаются в подотчет.

Установить фактический объем вывезенных отходов можно путем анализа журналов въезда автотранспорта на полигонах захоронения ТБО и проведения встречных проверок в организациях, оказывающих эту услугу.

Завышение тарифов на водо-, тепло- и электроснабжение является еще одним способом хищения денежных средств в ЖКХ. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) <10>. В соответствии с ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" тарифы на электроэнергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) <11>. Также в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области регулирования тарифов, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса <12>. Все тарифы на коммунальные услуги (теплоснабжение, электроэнергия, водоснабжение и водоотведение и т.д.) для конкретного субъекта Российской Федерации устанавливают органы исполнительной власти этого субъекта.

<10> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159.
<11> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
<12> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 36.

При включении в счет оплаты рассматриваемых коммунальных услуг с целью совершения хищения преднамеренно искажается информация о количестве потребленных услуг или их стоимости. После внесения собственниками помещений денежных средств на счет обслуживающей организации часть денег перечисляется в организации, поставившие услуги, а часть похищается.

Проведенное исследование показало, что совершение хищений, связанное с завышением тарифов на тепло-, водо- и электроснабжение, характеризуется тем, что в соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации <13>. Денежные средства, полученные за жилищно-коммунальные услуги, предприятие или организация ЖКХ получает на свой счет. После чего указанная организация перечисляет полученные денежные средства поставщикам жилищно-коммунальных услуг или оставляет себе в случае, если услугу оказала она. Совершение хищения по рассматриваемому способу заключается в том, что руководитель предприятия или организации ЖКХ (чаще всего ими выступают управляющие организации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы), имея преступный умысел на хищение денежных средств, направляет деньги, полученные от граждан, в счет оплаты услуг не поставщикам данных услуг, что приводит к хищению. Как правило, указанные преступления совершаются путем искусственного завышения тарифов оплаты или завышения показаний приборов учета. Примером может служить уголовное дело, возбужденное в г. Томске по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении председателя ТСЖ "Подгорное" М. Так, она, являясь на основании протокола от 7 апреля 2006 г. N 8 общего собрания членов ТСЖ "Подгорное", расположенного по ул. Б. Подгорная, 56, в г. Томске, председателем данной организации в период с 1 января 2007 г. по 1 марта 2008 г., действуя от имени указанной организации, используя служебное положение, путем обмана, выразившегося во внесении изменений в счета квитанции на оплату коммунальных услуг, и самовольного завышения тарифов, предоставленных ей поставщиками коммунальных услуг, похитила денежные средства, принадлежащие А. В отношении фигурантки было доказано более 20 эпизодов преступной деятельности.

<13> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2501.

Приведенная нами классификация способов хищений, связанных с завышением тарифов за ЖКУ, не претендует на исключительность и может быть дополнена в ходе дальнейших исследований проблем выявления и раскрытия преступлений в ЖКХ.

Литература

  1. Квасникова Т.В. Предупреждение преступности в сфере оборота недвижимости // Закон и право. 2013. N 9.
  2. Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009.
  3. Титова К.А. Методика расследования хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2009.
  4. Пластинина Н.В. Все о коммунальных услугах. Куда уходят наши деньги? М.: Эксмо, 2009.
  5. Панагушин О.В. Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы: о налогообложении коммунальных платежей на содержание жилья // Жилищное право. 2011. N 7.
  6. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1.
  7. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Методические рекомендации по определению численности работников управляющей организации в жилищной сфере. М.: Центр муниципальной экономики и права, 2008.
  9. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" // СПС "КонсультантПлюс".
  11. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СЗ РФ. 2010. N 31.
  12. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13.
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // СЗ РФ. 2005. N 1.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" // СЗ РФ. 2006. N 23.