Мудрый Юрист

Административная ответственность за нарушение патентных прав, прав на товарный знак и в области обращения фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств и медицинских изделий

Кулаков Николай Андреевич, преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России.

Шевырев Дмитрий Николаевич, адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России.

Статья посвящена административной ответственности в области обращения фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий и ее сравнительно-правовому анализу с административной ответственностью за нарушение патентных прав и прав на товарный знак.

Ключевые слова: право на охрану здоровья, интеллектуальная собственность, патентные права, право на товарный знак, административная ответственность.

Administrative Responsibility for Violation of Patent Rights, Rights to Trademark and in the Field of Circulation of Fake and Counterfeit Medicines and Medical Products

N.A. Kulakov, D.N. Shevyrev

Kulakov Nikolay A., Lecturer of the Department of the Administrative Law and Administrative Service Activity of the Department of Internal Affairs of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Shevyrev Dmitriy N., Junior Scientific Assistant of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

The article is devoted to administrative responsibility in the field of counterfeit medicines and medical products and its comparative legal analysis of the administrative responsibility for the violation of patent rights and trademark rights.

Key words: health protection, intellectual property, patent law, trademark right, administrative responsibility.

Одной из приоритетных целей международно-правового регулирования в настоящее время является создание эффективных правовых инструментов, способствующих реализации естественного права каждого на охрану здоровья. Достижение обозначенной цели подразумевает решение двух ключевых задач: во-первых, обеспечение доступности качественных лекарственных препаратов и, во-вторых, соблюдение интеллектуальных прав разработчиков данных лекарственных препаратов.

Общеизвестно, что широкое внедрение в экономический оборот контрафактных фармацевтических продуктов обусловлено высокой стоимостью оригинальных, т.е. имеющих патентную охрану, лекарственных препаратов. Значительная стоимость запатентованных лекарственных препаратов обусловливает рост объемов оборота фальсифицированных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Имеет место ситуация, при которой потребители нередко осознанно оказываются по одну сторону с фальсификаторами и приобретают заведомо контрафактные, но доступные по стоимости фармацевтические продукты. В связи с этим одним из препятствий на пути обеспечения доступности лекарственных препаратов следует признать правовую охрану интеллектуальной собственности <1>.

<1> Шугуров М.В. ВТО: права интеллектуальной собственности и право человека на доступ к лекарственным средствам // Право ВТО. 2014. N 2. С. 5 - 12.

Вместе с тем практически для каждого современного государства одной из приоритетных функций является охрана интеллектуальных прав как обязательный критерий экономического роста и, как следствие, решение социальных проблем, в т.ч. проблем в сфере здравоохранения. Неэффективная правовая охрана интеллектуальной собственности способствует развитию дисбаланса экономических интересов правообладателей и интересов потребителей в доступе к лекарственным препаратам, т.к. снижает стимул инновационных фирм к разработке новых продуктов.

Как следствие, законодатель большинства государств находится в поиске эффективных правовых механизмов, направленных на охрану интеллектуальных прав, с одной стороны, и на охрану здоровья граждан - с другой. Российская Федерация в этом смысле не является исключением.

Российское гражданское законодательство предусматривает, что лекарственный препарат подлежит патентной охране, как изобретение. В частности, патентная охрана лекарственных препаратов осуществляется посредством оформления патентов на такие объекты, как химическое соединение (формула, субстанция), способ получения химического соединения, фармацевтическая композиция на основе химического соединения, способ применения химического соединения или фармацевтической композиции, способ лечения с использованием химического соединения или фармацевтической композиции <2>.

<2> Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 321 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 22.

Патент является охранным документом, который выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 1358 ГК РФ патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения любыми не запрещенными законом способами.

Отметим также, что для введения в гражданский оборот лекарственного препарата в соответствии с требованиями ФЗ "Об обращении лекарственных средств" необходима также его государственная регистрация уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <3>. В настоящее время данная процедура осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) <4>. Процедура регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим Административным регламентом Минздрава России <5>.

<3> Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3526.
<5> Приказ Минздрава России от 22 октября 2012 г. N 428н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения" // Российская газета. 2013. 19 июля. N 157.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации созданы предпосылки, во-первых, для охраны интеллектуальных прав разработчиков лекарственных препаратов и, во-вторых, для охраны здоровья потребителей этих препаратов. В случае нарушения каких-либо из перечисленных прав применяются различные способы их правовой защиты, предусмотренные российским законодательством (гражданским, административным, уголовным).

Одним из способов защиты как интеллектуальных прав, так и права на охрану здоровья граждан является административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок обращения лекарственных препаратов, предусмотренная ст. 6.33 "Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок" КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой анализируемой статьи, составляет одно из следующих деяний:

На наш взгляд, часть первая ст. 6.33 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части второй ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ, которые, в свою очередь, предусматривают административную ответственность за незаконное использование изобретения и средств индивидуализации товаров соответственно. С учетом того, что лекарственный препарат подлежит правовой охране в качестве изобретения и, участвуя в гражданском обороте, естественно, имеет средства индивидуализации, деяния, предусмотренные частью первой ст. 6.33 КоАП РФ, являются частным случаем деяний, описанных в части второй ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ.

При этом общественные отношения, возникающие при реализации интеллектуальных прав, выступают в качестве дополнительного объекта правонарушения. Основным же непосредственным объектом анализируемого правонарушения выступают общественные отношения, связанные с охраной здоровья граждан. Именно в связи с этим, как представляется, часть первая ст. 6.33 КоАП РФ предусматривает значительно более строгую санкцию, нежели санкция части второй ст. 7.12 КоАП РФ или ст. 14.10 КоАП РФ.

В соответствии с действующим законодательством дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.33 КоАП РФ, рассматриваются судьями (равно как и по ст. ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ). В зависимости от состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.33 КоАП РФ, составлять протокол об административном правонарушении могут:

В свою очередь, правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ, наделены сотрудники органов внутренних дел. В соответствии с ведомственными приказами МВД России протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.12, 14.10 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства (далее - ООПАЗ), должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства (далее - ИАЗ) <6>.

<6> Приказ МВД от 5 мая 2012 г. N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 23.

Согласно официальным статистическим данным, в 2010 - 2014 гг. сотрудниками органов внутренних дел было пресечено 19829 административных правонарушений по ст. 7.12 КоАП РФ. В свою очередь, по ст. 14.10 КоАП РФ за указанный период сотрудниками полиции было пресечено 27001 административное правонарушение <7>.

<7> По данным ГИАЦ МВД России. URL: https://mvd.ru/mvd/structure1/Centri/Glavnii_informacionno_analiticheskij_cen.

Помимо подразделений ООПАЗ и ИАЗ, деятельность по пресечению административных правонарушений осуществляют и иные подразделения органов внутренних дел (участковые уполномоченные полиции, подразделения патрульно-постовой службы и др.). Например, в 2014 г. участковыми уполномоченными полиции было пресечено около 25% от числа всех правонарушений по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, пресеченных органами внутренних дел. В связи с этим можно сделать вывод о том, что органы внутренних дел наделены всей необходимой компетенцией и организационными ресурсами для противодействия правонарушениям в области интеллектуальных прав, о чем мы неоднократно говорили ранее <8>.

<8> Кулаков Н.А. Полиция Российской Федерации как субъект административно-правовой защиты интеллектуальных прав // Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 29 - 30 мая 2014 г.).

В качестве вывода еще раз отметим, что деяния, предусмотренные частью первой ст. 6.33 КоАП РФ, являются частным случаем деяний, описанных в части второй ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ. Принимая во внимание, что объективная сторона анализируемых правонарушений во многом схожа, считаем целесообразным наделить органы внутренних дел правом составления протоколов по части первой ст. 6.33 КоАП РФ и внести соответствующие изменения в п. 1 части второй ст. 28.3 КоАП РФ. Данный шаг, по нашему мнению, будет в значительной степени способствовать достижению целей частной и общей превенции правонарушений в области обращения небезопасных лекарственных средств и медицинских изделий.

Литература

  1. Кулаков Н.А. Полиция Российской Федерации как субъект административно-правовой защиты интеллектуальных прав // Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 29 - 30 мая 2014 г.).
  2. Шугуров М.В. ВТО: права интеллектуальной собственности и право человека на доступ к лекарственным средствам // Право ВТО. 2014. N 2. С. 5 - 12.