Мудрый Юрист

Позитивные новеллы

Арик Шабанов, управляющий партнер, Prime legal LLC, кандидат юридических наук, г. Москва.

Одним из последних приобретений Налогового кодекса РФ можно назвать главу 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица". Она была введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ. Появление этой главы в НК РФ, а также принятие Федерального закона от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" говорят о смене фискального тренда в РФ. Теперь налоговый контроль направлен в том числе на выявление реального получателя дохода или налоговой выгоды, что характерно в настоящее время для мировой налоговой практики. Федеральный закон от 15.02.2016 N 32-ФЗ внес существенные поправки в правила налоговой деофшоризации и репатриации.

Принятие Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ "О внесении изменений..." обусловлено применением новых правил налогообложения прибыли контролируемых организаций, введенных в действие с 1 января 2015 года. Кроме того, с 1 января 2015 года в НК РФ внесен ряд поправок, касающийся международного налогообложения. Такие изменения привели к внедрению новых значений таких понятий, как "получатель дохода", "структура без образования юридического лица", "налоговый резидент". Таким образом, при принятии Закона N 150-ФЗ законодатель руководствовался необходимостью устранения коллизий в правоприменительной практике, связанной с толкованием положений НК РФ.

В целом Закон N 150-ФЗ направлен на разрешение следующих вопросов.

  1. Уточнение понятия "контролируемая иностранная компания" (внесены изменения в ст. 25.13 НК РФ).
  2. Конкретизация порядка расчета и учета прибыли контролируемой иностранной компании (изменения в ст. 25.15 НК РФ).
  3. Принятие положений, позволяющих избежать двойного налогообложения иностранных контролируемых компаний (изменения в ст. 25.13-1 НК РФ).

Особое значение имеют положения, направленные на недопущение повторного налогообложения дивидендов, полученных из прибыли контролируемой иностранной компании, которая уже подлежала налогообложению в рамках режима о контролируемых иностранных компаниях. Дело в том, что ранее нормы НК РФ позволяли повторно обложить налогом дивиденды, выплачиваемые из прибыли контролируемой иностранной компании, в том случае, когда с этой прибыли уже был уплачен налог.

  1. Разрешение вопроса об освобождении налогообложения в связи с ликвидацией иностранной организации.

Ранее ст. 217 НК РФ устанавливались льготы для контролирующих лиц, получающих имущество от контролируемой иностранной компании при условии ликвидации контролируемой иностранной компании до 1 января 2017 года. Вместе с тем положения НК РФ не учитывали обстоятельства, которые могли увеличить срок такой ликвидации. Положениями НК РФ в новой редакции предусмотрено, что, если решение о ликвидации принято до 1 января 2016 года, однако процедура ликвидации не завершена по объективным причинам, право на получение льготы не считается утраченным, даже если ликвидация фактически завершена позднее 1 января 2017 года.

Кроме того, новыми положениями НК РФ предоставлено освобождение от налогообложения не только контролирующим лицам ликвидируемых иностранных компаний, но и иным акционерам, участникам, пайщикам, учредителям, не признаваемым контролируемыми лицами, при условии соблюдения требований к процедуре ликвидации.

  1. Уточнение процедуры признания налогоплательщика контролируемым лицом в случаях, когда налогоплательщик владеет долей более 10% и при этом доля всех налоговых резидентов РФ в иностранной организации превышает 50%, если налогоплательщик самостоятельно не направил уведомление о контролируемой иностранной компании (ст. 25.13 НК РФ).
  2. Внесение отдельных изменений, которые устраняют неточности, выявленные в ходе применения новых правил налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Кроме того, Законом N 150-ФЗ предусмотрено значительное количество менее существенных изменений, направленных на конкретизацию положений НК РФ, устранение разногласий в толковании, устранение и минимизацию налоговых препятствий, связанных с применением положений НК РФ.

В соответствии со ст. 5 большая часть положений Федерального закона вступила в силу со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.06.2015).

Системный анализ положений Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ позволяет сделать вывод, что содержание Федерального закона имеет существенное значение и носит безусловный позитивный характер для контролируемых иностранных компаний.