Мудрый Юрист

Франчайзинг в авиации РФ

Енина Дарья Сергеевна, студентка 3 курса Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Мохначева Дарья Валерьевна, студентка 3 курса Московского государственного технического университета гражданской авиации.

В данной статье рассматриваются вопросы создания франчайзинговой системы на российском рынке авиации, а также преимущества данной схемы, которые способствуют развитию гражданской авиации не только в Российской Федерации, но и на международной арене.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, авиабизнес, коммерческая концессия, развитие авиации в РФ.

Franchising in the Aviation of the Russian Federation

D.S. Enina, D.V. Mokhnacheva

Enina Daria S., 3rd Year Student of the Moscow State Technical University of Civil Aviation.

Mokhnacheva Daria V., 3rd Year Student of the Moscow State Technical University of Civil Aviation.

In this article are reviewed the building of franchise system questions on the Russian market of aviation and also the scheme advantages, that contribute to the development of aviation not only in Russia, but in the world.

Key words: franchising, franchiser, franchisee, franchise, aviabusiness, the commercial concession, the development of Russian aviation.

Франчайзинг - это форма лицензирования, при которой франчайзер (корпорация - владелец) предоставляет франчайзи (предпринимателю) возмездное право на ведение бизнеса от своего имени, используя разработанную бизнес-модель, товарные знаки и/или бренды франчайзера.

По определению и классификации Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), франчайзинг - это предоставление авиаперевозчикам привилегий или права использовать различные элементы обозначения его корпорации (например, форму, кодовое обозначение рейса, символы авиакомпании) другой компании, т.е. юридическому лицу, которое получает привилегию предлагать и предоставлять услуги воздушных перевозок, как правило, при условии соблюдения действующих стандартов.

Каковы же преимущества франчайзинга?

Приоритетная выгода для франчайзера заключается в том, что он получает гарантированно стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать определенные договором партии товара, расходные материалы или иную продукцию (услуги) у франчайзера. Если объем продаж и доход стабильный, то можно с успехом планировать на будущее и развивать новые направления. Развитие франчайзинговой сети является отличной рекламой бренда, которая не требует специальных финансовых вложений.

Для франчайзи выгода заключается в том, что:

Однако можно говорить и об определенных недостатках, а именно:

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются в Гражданском кодексе РФ (гл. 54 "Коммерческая концессия").

Экономический анализ показывает, что франчайзинг, а также совместное обслуживание полета являются достаточно эффективными формами экспансии в отрасль авиационных перевозок РФ. Франчайзинг как форму выхода на рынок используют иностранные авиакомпании, причем за рубежом это очень популярно.

В последние годы франчайзинг в России в различных сферах становится все более популярным, но в авиационной сфере эта тенденция только начинает развиваться и находится на низком уровне. Специалисты в сфере франчайзинга рассматривают это явление как нечто экзотическое, но сами авиакомпании охотно обсуждают работу по франчайзинговым схемам. Все дело в том, что в авиации очень распространены так называемые альянсы и различные формы партнерства. Франчайзинг в авиации берет свое начало в США. Продажу франшиз американские авиакомпании практикуют более двадцати лет. Франчайзерами являются наиболее крупные авиакомпании, работающие на международных направлениях, а франчайзи - региональные авиакомпании на территории США. Американскую эстафету в Европе первой приняла авиакомпания British Airways, чьим франчайзи стала CityFlyer. В последние годы примеру британской авиакомпании последовали перевозчики многих европейских стран.

Перевозчики-франчайзи, как правило, обязаны соблюдать все атрибуты франчайзера, т.е. соответствующую символику на самолетах, форму для бортпроводников и пилотов, а также прочих представителей компании, бланки билетов, оформление стоек регистрации и т.д. Франчайзеры платят оговоренную в договоре сумму за пользование торговой маркой и, в зависимости от соглашения, процент с оборота по деятельности под маркой франчайзера. Помимо прямых денежных поступлений, большим международным авиакомпаниям франчайзинг дает возможность развивать сеть маршрутов, в частности региональных, без необходимости существенных инвестиций для создания специального парка региональных самолетов малой вместимости, получения лицензий на полеты, организации инфраструктуры в местном аэропорту.

Есть ли перспективы для франчайзинга в России?

Во времена СССР фактически существовала "франшизная система" у компании "Аэрофлот", которая состояла из нескольких крупных центральных и множества небольших местных авиаотрядов. Но в результате "приватизации" (на сегодняшний день государству принадлежит 50% + 1 акция по Указу Президента РФ от 1 сентября 2014 года N 599 гражданской авиации) национальная авиакомпания разделилась на несколько вполне ликвидных компаний и множество региональных перевозчиков.

У франчайзинга в авиации определенно имеются свои недостатки (например, споры по поводу собственности; вопрос о том, не выгоднее ли было бы все-таки самому франчайзеру работать на направлениях, обслуживаемых франчайзером; поддержание уровня сервиса респектабельного франчайзера). Но и преимуществами франчайзинг в авиационной сфере тоже обладает. Мы считаем, что работа по франчайзинговой схеме поднимет гражданскую авиацию не только в России, но и на международной арене. Для крупных компаний появится возможность расширить рынок, а также развить сеть региональных маршрутов без вложения существенных инвестиций для формирования специального парка региональных самолетов, организации инфраструктуры в аэропортах, а также для получения лицензий на полеты. Безусловно, работой по схеме франчайзинга можно улучшить имидж своей авиакомпании, тем самым повысить спрос на рынке. Франчайзинговая схема - это один из способов провести реорганизацию структуры компании, если необходимо вывести из основной структуры определенные подразделения. Также необходимо повысить конкурентоспособность за счет молодых авиакомпаний, которым не хватает средств для развития, причем франшиза - это отнюдь не ярмо на всю жизнь, взаимоотношения могут быть прекращены, т.е. франшиза - это хороший старт для молодых авиакомпаний.

Примеров уже существующих соглашений на использование бренда на российском авиарынке почти нет, за исключением лишь аэропортовых франшиз на различный фуд-корт (Макдоналдс, Бургер Кинг) и предоставления всевозможных экспресс-услуг (парикмахерские услуги, химчистки).

Пока что более часто в практике российских авиакомпаний используется явление слияния или подавления малых, нерентабельных компаний более крупными, а также покупка таких производственных мощностей, как воздушные судна, либо их лизинг (Boeing, Airbus). Стоит отметить, что участие компаний в международных альянсах, таких как SkyTeam, Star Alliance, Oneworld (Аэрофлот, S7, Трансаэро), не дает никаких преимуществ относительно франчайзинга.

Именно для российского авиарынка работа по схеме франчайзинга кажется наиболее перспективной, так как авиабизнес в РФ нужно расширять, развивать региональные и международные перевозки.

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ в действующей редакции // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Франчайзинг. 128 успешных франшиз от известных фирм. М.: Радар, 2011.
  3. Официальный сайт компании British Airways. URL: www.britishairways.com.
  4. Официальный сайт СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.