Мудрый Юрист

Некоторые особенности становления и развития института муниципальной собственности в России

Тхабисимов Хусен Абдулович - адвокат, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правоприменительной техники и юридического консультирования Юридического института Пятигорского государственного лингвистического университета.

В статье анализируются особенности развития и становления института муниципальной собственности, в связи с тем что при организации управления в муниципальных системах возникает проблема формирования эффективного механизма учета и использования муниципальной собственности, создаваемого для ее должного функционирования. С принятием новой Конституции РФ впервые местное самоуправление стало самостоятельной формой осуществления власти народом, а муниципальная собственность играет важную роль в организации местного самоуправления, в решении вопросов местного значения.

Ключевые слова: федеральный закон; институт муниципальной собственности; местное самоуправление; реформа; муниципальное образование; Конституция; органы управления; гарантии деятельности; имущественный фонд; правовой статус; муниципальное управление; городские учреждения; вопросы местного значения; финансовые вопросы; бюджет.

Some features of formation and development of the institution of municipal property in Russia

H.A. Tkhabusimov

Tkhabusimov Husen Abdulovich - advocate, PhD, Associate Professor, and Head of the Department of Law Enforcement Technique and Legal Consulting of the Law Institute of the Pyatigorsk State Linguistic University.

The Article analyzes distinctive features of the foundation and development of the institution of municipal property connected with the fact that, while organizing administration in the municipal systems, there appears to be the problem of setting up an effective mechanism of accounting and using municipal property that is used for the system's effective functioning. After the adoption of the new Constitution of the RF, the local government has become an independent form of the rule of the people, and municipal property plays an important role in organizing local government and in deciding local issues.

Keywords: federal law, institution of municipal property, local government, reform, municipal institution, constitution, regulatory body, guaranties of activity, property fund, legal status, municipal government, municipal institution, local issues, financial issues, budget.

История муниципальной собственности неотделима от истории местного самоуправления и от истории российского государства. Ее изучение имеет большое значение для раскрытия общих закономерностей совершенствования различных звеньев государственного механизма как в центре, так и на местах. Обращение к историческому опыту особенно актуально в настоящее время, когда реформа местного самоуправления еще не завершена и вновь предпринимаются попытки централизации органов власти России. Безусловно, история не даст полноценного алгоритма осуществления современной реформы местного самоуправления, но позволит определить те краеугольные камни, которые затягивают этот процесс сегодня <1>.

<1> Абидова Ю.М. Правовое регулирование формирования муниципальной собственности в России: историко-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 6.

При организации управления в муниципальных системах зачастую возникает проблема формирования эффективного механизма учета и использования муниципальной собственности, создаваемого для ее должного функционирования. В связи с чем видится необходимым провести исследование исторического развития и становления института муниципальной собственности, а также рассмотреть особенности управления муниципальной собственностью на различных этапах истории российской государственности. Но прежде всего, на наш взгляд, необходимо уяснить, что представляет собой муниципальная собственность.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью <2>. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 (п. 1) Конституции РФ гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью <3>. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования <4>. То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям, придает ей публичный характер, т.к. муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.

<2> Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. С. 234.
<3> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
<4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

Вернемся к сути вопроса. Муниципальное управление в России имеет долгую историю. С V - VI вв. единицей административно-территориального деления на низшем уровне иерархии признавались общины, представлявшие собой основной институт патриархального и сословного управления в нашей стране <5>. Отношения между членами общин, строившиеся на основании коллективной собственности на средства производства, на жилище, а также на добываемую пищу, предопределяли уклад их жизни, формировали нормы муниципального управления, в соответствии с которыми субъектом управления являлись племя либо род <6>.

<5> Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000. С. 20.
<6> Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: Федоров, 1995. С. 18.

В период раннего Средневековья развитие торговых связей привело к образованию первых городов, а вместе с ними и к возникновению новых институтов городского управления. Право на управление представляло собой вольность, которая предоставлялась в основном купеческим и ремесленным организациям. Постепенно главенствующая роль в управлении переходит к объединенной торгово-промышленной аристократии при одновременном сохранении таких традиционных субъектов управления, как вече и договоры князей с волостными городами <7>.

<7> Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб.: Тип. Г. Мюллера, 1869. С. 28 - 29.

Период феодальной раздробленности характеризуется трансформацией институтов городского управления в государственные органы аристократической боярской республики. Тем не менее в данный период городская община не выступала в качестве субъекта муниципального управления, в связи с тем что город не имел полномочий на владение, распоряжение собственностью, а получил лишь права по использованию движимого и недвижимого имущества, которое было территориально закреплено за ним. На данном этапе в России в наибольшей степени была развита такая форма городского управления, как сословное или корпоративное управление.

Следующим этапом в развитии муниципального управления стал период становления русского централизованного государства в XV - XVI вв., что было обусловлено реформами Ивана IV Грозного. Губная реформа (во время правления матери Ивана IV, Елены Глинской, дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было введено губное управление, из своей среды губных старост <8>), проведенная в 30-е гг. XVI в., а впоследствии и Земская реформа 1555 - 1556 гг. предопределили экономико-социальную основу муниципального управления. Следствием указанных реформ явилось постепенное включение городского населения в процесс формирования губных и земских выборных органов муниципального управления. Город как экономическая система оформляется именно в данный период, в частности:

<8> Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь Рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. М.: Познавательная книга Плюс, 2000. С. 200.

Выделение данных признаков указывало на развитие городов, наличие муниципальной собственности и на объективную необходимость организации управления образовавшейся системой муниципальных образований. Так, одна из сохранившихся ранних губных грамот гласит, что "городское население вольно избирать из своей среды совет и старост для распоряжения имуществом города с соблюдением интересов горожан" <9>. Позднее эти нормы были закреплены в Соборном уложении 1649 г. Уже к середине XVI в. органы губного и земского управления исправно функционировали как минимум в 160 городах средней и в 226 городах центральной России <10>.

<9> Богуславский В.В., Бурминов В.В. Указ. соч. С. 201.
<10> Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М.: Тип. А.А. Карцева, 1888. С. 243.

Эпоха реформ Петра I была отмечена существенным развитием сословных органов муниципального управления, основанием для чего стали реформирование и образование торгово-ремесленного и промышленного населения страны в рамках муниципального управления. Следствием реформы городского управления 1718 - 1724 гг. явилось создание магистратов в качестве территориальной единицы, как органов управления городом <11>. В 1734 г. с предоставлением городам прав юридических лиц муниципальные образования получили реальные возможности для приобретения финансово-экономической самостоятельности и отграничения их полномочий от полномочий органов государственной власти.

<11> Геллер М.Я. История Российской империи: в 3 т. М.: МИК, 1997. Т. 1. С. 201.

Во второй половине XVIII в. текущие социально-экономические вопросы и вопросы пользования муниципальной собственностью решали выборные органы муниципального образования. Они были наделены следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: обеспечение сохранности муниципальной собственности, поддержание в надлежащем виде публичных городских зданий, постройка необходимых горожанам объектов, таких как торговые площади, пристани, амбары, магазины и т.п.

Жалованная грамота Екатерины II определила некоторые гарантии деятельности органов местного самоуправления, закрепила определенные права городов Российской империи, тем самым подготовив основу для дальнейшего развития системы муниципального управления второй половины XIX в.

Вступление на престол Александра I было ознаменовано проведением ряда реформ в различных отраслях государственного управления, в том числе и в сфере государственного хозяйства России. В 1802 году на смену приказам приходят министерства. Полномочия по надзору за государственными имуществами были распределены между подразделениями Министерства внутренних дел и Министерства финансов.

8 декабря 1811 при Министерстве финансов был создан Департамент государственных имуществ с целью упорядочения управления государственными имуществами, государственными крестьянами (землями, им принадлежавшими).

26 декабря 1837 года указом Александра I было учреждено Министерство государственных имуществ, которому вверялись дела по управлению государственными имуществами (казенными землями, казенными оброчными статьями, лесами казенного ведомства); общий надзор за исполнением велений о сбережении лесов и поощрение лесоразведения и устройства лесов на землях частных владельцев; заведование "предметами сельского хозяйства"; заведование кустарными промыслами; попечение над некоторыми категориями населения, организация управления государственными крестьянами <12>.

<12> Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. ун-та, 1998. С. 59.

В апреле 1838 г. была проведена реорганизация управления государственными имущественными фондами, вследствие которой основными субъектами крестьянского управления стали волостной сход, волостное правление и волостная управа, а также сельская община <13>.

<13> Буров А.Н. Указ. соч. С. 46.

Александр II начал свою реформаторскую деятельность в системе муниципального управления подписанием Манифеста от 19 февраля 1861 г. Положения указанного Манифеста позднее конкретизировались и уточнялись в различных Указах: "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" (1861 г.); "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" (1864 г.); "Городовое положение" (1870 г.) <14>.

<14> Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 1999. С. 300 - 301.

В январе 1864 г. Александром II было подписано пересмотренное и дополненное Положение "О земских губернских и уездных учреждениях" <15>. Таким образом, Положение приобрело силу закона. В соответствии с данным Положением земство получило правовой статус системы, которая не включалась в систему государственных органов. На государственном уровне были определены самостоятельные источники финансирования деятельности земских учреждений. Доходы земского учреждения формировались из местного государственного налога, ранее поступавшего в распоряжение губернской администрации, губернского земского сбора, а также из платежей от пользования объектами муниципальной собственности. Земскими учреждениями для покрытия дефицита средств могли быть установлены местные налоги для своего населения путем введения дополнительных сборов с предметов, облагавшихся прямым налогом <15>.

<15> Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.: Изд-во РАГС, 1990. С. 57.

Вопросы совершенствования земского и муниципального управления явились одним из ключевых звеньев реформаторской программы П.А. Столыпина. Указанные вопросы входили в программные требования практически всех ведущих политических партий. С 1906 г. проблемы в области муниципального управления и муниципальной собственности оказались в поле зрения депутатов Государственной думы <16>.

<16> Российское законодательство X - XX вв.: в 9 т. М.: Юридическая литература, 1987. Т. 5. С. 300.

После Февральской революции 1917 г. одним из первых решений, принятых Временным правительством, стало издание "Особого совещания по реформе местного управления", в соответствии с которым с октября 1917 г. земские и городские учреждения стали использоваться для исполнения первых декретов новой власти. 27 октября 1917 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров "О расширении прав городских управлений в продовольственном деле" <17> было определено, что все продовольствие подлежит распределению только через городские органы управления, которым, помимо этого, предоставлялось право контроля деятельности торговых и торгово-промышленных продовольственных предприятий, право осуществления руководства их работой и установления трудовой повинности учащихся для работы на этих предприятиях. В дальнейшем с опубликованием Декрета НКВД "О передаче жилищ в ведение городов" органам местного управления было предоставлено право формирования муниципальной собственности и перераспределения пустующих помещений, предоставления их нуждающимся, а вместе с тем и полномочия по учреждению жилищных инспекций. Однако такое положение дел существовало недолго, Декретом СНК 27 декабря 1917 г. был распущен Земский союз, а весной 1918 г. полностью были ликвидированы земские и городские органы местного управления <18>.

<17> Буров А.Н. Указ. соч. С. 68.
<18> Постановление от 27 октября 1917 года "О расширении прав городских управлений в продовольственном деле" Совета Народных Комиссаров // Информационно-справочная онлайн-система "Технорма.RU", 2010 - 2015.

Рассматривая советский период, необходимо отметить, что территориальное управление в основном осуществлялось такими органами местного самоуправления, как Советы, которые были выстроены по принципу строгой иерархичности <19>. Система государственного управления строилась на основе жесткой экономико-политической централизации.

<19> Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 30.

В период социалистического развития страны экономическая основа функционирования муниципальных образований была полностью утрачена. Исходной категорией экономических отношений стала сформировавшаяся социалистическая собственность, в экономическом содержании представлявшая собой всю совокупность системы исторически сложившихся производственных отношений, т.е. общественно-экономических отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Муниципальные образования были лишены экономической основы функционирования, т.к. институт муниципальной собственности на время прекратил свое существование.

В 30-е годы произошло практически полное огосударствление промышленности и торговли, административно-командные методы стали основным рычагом управления народным хозяйством. Единственным субъектом общенародной собственности стало государство. Что же касается предприятий, то их основной функцией было лишь исполнение государственной воли в крайне ограниченных пределах <20>.

<20> Барабашев Г В., Шеремет К.В. Советское строительство. М.: Юрист, 1988. С. 17.

Конкретные формы отношений собственности, сложившиеся в СССР, стали одним из основных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию общества.

В современной России институт муниципальной собственности впервые получил свое закрепление в Законе 1990 г. "О собственности в РСФСР" <21>, Законе 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" <22>, в Конституции РФ, принятой в 1993 г.

<21> Барабашев Г.В., Шеремет К.В. Указ. соч. С. 20.
<22> Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.

Закон "О местном самоуправлении в РСФСР" устанавливал, что муниципальная собственность является достоянием населения соответствующей территории; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью должно осуществляться в интересах населения.

<23> Закон "О местном самоуправлении в РСФСР" (утратил силу) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. N 46. Ст. 2618.

В 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Постановление от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <24>. В приложении 3 этого Постановления содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов.

<24> Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изм. и доп.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

В 1992 г. Президент РФ распоряжением от 18 марта 1992 г. N 114-рп утвердил Положение "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности" <25>.

<25> Шугрина Е.С. Указ. соч.

В соответствии с положениями новой Конституции РФ местное самоуправление стало самостоятельной формой осуществления власти народом. Органы местного самоуправления были выделены из системы органов государственной власти, была признана экономическая основа местного самоуправления. Согласно статье 8 Конституции РФ в России признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность, а статья 132 Конституции РФ устанавливает право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

Новым этапом в реформировании местного самоуправления стало принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <26>, который устанавливал экономические и финансовые основы местного самоуправления. В дальнейшем для решения задач, связанных с созданием финансово-экономической базы местного самоуправления, а также с формированием муниципальной собственности был принят Федеральный закон N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" <27>. Указанный Закон стал основным правовым актом, в котором были описаны основополагающие принципы организации местных финансов, перечислены источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, определены основные начала бюджетного процесса в муниципальных образованиях и гарантии принадлежащих органам местного самоуправления финансовых прав <28>.

<26> Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу) // СЗ РФ. 28.08.1995. N 35. Ст. 3506.
<27> Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ (ред. от 28.12.2004) "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
<28> Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: пособие к электронному учебно-методическому комплексу "Стратегия развития муниципальных образований". Часть I / под ред. В.В. Бакушева. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 32.

Завершающим этапом в развитии института муниципальной собственности стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <29>, который определил понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования, а также полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

<29> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

Таким образом, следует отметить, что институт муниципальной собственности имеет давнюю историю в России. Его становление шло постепенно, получая все большее развитие на каждом этапе становления российской государственности. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что муниципальная собственность как ранее, так и сейчас играет важную роль в организации местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, а также в обеспечении всех потребностей местного населения, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Исследование некоторых особенностей становления и развития института муниципальной собственности в России позволило сформулировать отдельные выводы. Формирование муниципальной собственности в России происходило в условиях общей экономической и политической нестабильности в стране, которые и предопределили особенности развития данного института, выразившиеся в следующем:

Библиография

  1. Абидова Ю.М. Правовое регулирование формирования муниципальной собственности в России: историко-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006.
  2. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. ун-та, 1998.
  3. Барабашев Г.В., Шеремет К.В. Советское строительство. М.: Юрист, 1988.
  4. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М.: Тип. А.А. Карцева, 1888.
  5. Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь Рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. М.: Познавательная книга Плюс, 2000.
  6. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000.
  7. Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб.: Тип. Г. Мюллера, 1869.
  8. Геллер М.Я. История Российской империи: в 3 т. М.: МИК, 1997. Т. 1.
  9. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.: Изд-во РАГС, 1990.
  10. Российское законодательство X - XX вв.: в 9 т. М.: Юридическая литература, 1987. Т. 5.
  11. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: Федоров, 1995.
  12. Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: пособие к электронному УМК "Стратегия развития муниципальных образований". Часть I / под ред. В.В. Бакушева. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  13. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994.
  14. Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 1999.
  15. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2009.

References (transliteration)

  1. Abidova Yu.M. Pravovoe regulirovanie formirovaniya municipal'noj sobstvennosti v Rossii: istoriko-pravovoj analiz: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Vladimir, 2006.
  2. Animica E.G., Tertyshnyj A.T. Mestnoe samoupravlenie: istoriya i sovremennost'. Ekaterinburg: Izd-vo Ural'sk. gos. un-ta, 1998.
  3. Barabashev G.V., Sheremet K.V. Sovetskoe stroitel'stvo. M.: Yurist, 1988.
  4. Belyaev I.D. Lekcii po istorii russkogo zakonodatel'stva. M.: Tip. A. A. Karceva, 1888.
  5. Boguslavskij V.V., Burminov V.V. Rus' Ryurikovichej. Illyustrirovannyj istoricheskij slovar'. M.: Poznavatel'naya kniga Plyus, 2000.
  6. Burov A.N. Mestnoe samoupravlenie v Rossii: istoricheskie tradicii i sovremennaya praktika. Rostov n/D: Izd-vo SKAGS, 2000.
  7. Vasil'chikov A.I. O samoupravlenii: sravnitel'nyj obzor russkih i inostrannyh zemskih i obshchestvennyh uchrezhdenij. SPb.: Tip. G. Myullera, 1869.
  8. Geller M.Ya. Istoriya Rossijskoj imperii: v 3 t. M.: MIK, 1997. T. 1.
  9. Gerasimenko G.A. Zemskoe samoupravlenie v Rossii. M.: Izd-vo RAGS, 1990.
  10. Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vv.: v 9 t. M.: Yuridicheskaya literatura, 1987. T. 5.
  11. Postovoj N. V. Mestnoe samoupravlenie: istoriya, teoriya, praktika. M.: Fedorov, 1995.
  12. Pravovoe regulirovanie mestnogo samoupravleniya v Rossii, sub"ekte Rossijskoj Federacii: posobie k ehlektronnomu UMK "Strategiya razvitiya municipal'nyh obrazovanij". Chast' I / pod red. V. V. Bakusheva. M.: Izd-vo RAGS, 2007.
  13. Fadeev V. I. Municipal'noe pravo Rossii. M., 1994.
  14. Hrestomatiya po istorii Rossii. S drevnejshih vremen do nashih dnej / A. S. Orlov, V. A. Georgiev, N. G. Georgieva, T. A. Sivohina. M., 1999.
  15. Shugrina E.S. Municipal'noe pravo Rossijskoj Federacii. M., 2009.