Мудрый Юрист

О дифференциации гарантийных обязательств в рамках новых разновидностей правоотношений 1

<1> При подготовке данной статьи использованы электронные тексты документов из СПС "КонсультантПлюс".

Гринев Валерий Павлович, кандидат военных наук, член Ассоциации юристов России, заместитель Председателя Комитета по закупкам отечественных товаров, работ, услуг Общероссийской общественной организации "Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам".

Родился 22.02.1947 в городе Рассказово. В 1970 г. закончил военную инженерную радиотехническую академию ПВО им. Маршала Советского Союза Говорова Л.А. по специальности "радиотехническая". В 2000 г. окончил Российскую академию правосудия по специальности "Юриспруденция".

С 1979 по 1991 г. занимался научно-исследовательской работой в НИИ МО СССР.

Преподавательской деятельностью занимается с 2008 г.

С 2008 по 2012 г. осуществлял научно-педагогическую деятельность в ИДПО ГАСИС.

И с 2012 г. по нынешнее время осуществляет научно-педагогическую деятельность в НИУ ВШЭ.

Автор имеет более 20 публикаций в различных печатных изданиях:

Жилищное и град. зак-во. Словарь-справочник. М., 2006;

Безопасность и саморегулирование в стр-ве. М., 2012;

Новое в правовом регулировании инвестиционно-строительной деятельности: Учебное пособие. М.: ГАСИС, 2011;

Новое в порядке градостроит. проектирования. М., 2009;

Новый порядок допуска к работам в строительной отрасли. Основные положения о саморегулируемых организациях по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС. М., 2009;

Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20;

Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31;

Гринев В.П. Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2014. N 3. С. 39 - 55.

Рассмотрение вопроса о дифференциации гарантийных обязательств в рамках контрактов жизненного цикла как разновидности концессионных соглашений, а также государственно-частного и муниципального партнерств обусловлено необходимостью снижения рисков невыполнения соответствующими поставщиками ТРУ контрактных и послеконтрактных обязательств, что может существенно сказаться на повышении эффективности бюджетных расходов и инвестиционных вложений.

Ключевые слова: гарантийные обязательства, гарантийный срок, контракты жизненного цикла, государственно-частное (муниципально-частное) партнерство, концессионное соглашение.

On warranty differentiation through new kinds of relationships

V.P. Grinev

Consideration of question about differentiation of guarantee obligations within the framework of contracts of life cycle as a variety of concession agreements, and also state-private and municipal partnerships is contingent on the necessity of decline of risks of non-fulfillment by the proper suppliers of commodities, works, services in contract and post-contract obligations, that can substantially increase budgetary charges and investments.

Key words: guarantee obligations, guarantee term, contracts of life cycle, state-private (municipal-private) partnership, concession agreement.

"Уточните значение слов, и вы избавите

человечество от половины заблуждений" <2>

<2> Рене Декарт (31.03.1596, Лаэ (Турень) - 11.02.1650) - французский философ, математик.

Появление новых разновидностей правоотношений обусловлено принятием в течение последних трех лет ряда нормативных правовых актов (далее - НПА), регламентирующих случаи заключения контрактов жизненного цикла (далее - КЖЦ), концессионных соглашений (далее - КС), а также НПА, направленных на создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику РФ и повышение качества товаров, работ, услуг (далее - ТРУ), закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Среди этих НПА можно выделить три Постановления Правительства РФ:

<3> Касается 13 Постановлений Правительства РФ в связи с заменой в них слов "типовое концессионное соглашение" на слова "примерное концессионное соглашение".

а также два Федеральных закона:

Следует отметить, что определение жизненного цикла как нормы права применительно к строительной отрасли было дано в ГОСТ Р 54257-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" <4>, в соответствии с которым жизненный цикл представляет собой общий период существования здания или сооружения от начала строительства и до его сноса и утилизации.

<4> Утвержден Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст.

Что касается контрактов жизненного цикла, то в Основных направлениях бюджетной политики на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. они рассматривались как новая форма концессионных соглашений в рамках совершенствования механизмов и условий государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

Концессионное соглашение в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. По данному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Под КЖЦ как новой формой КС в соответствии с ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 13.07.2015) (далее - Закон о контрактной системе) понимается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

ГЧП в соответствии с ранее упомянутым Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ представляет собой юридически оформленное на определенный срок соглашение, основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера - с другой.

В рамках новых видов правоотношений возникла проблема дифференциации гарантийных обязательств в интересах соблюдения прав и имущественных интересов заказчиков и кредиторов исходя из специфики объектов, являющихся предметом КЖЦ, концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, в т.ч. и о муниципально-частном партнерстве (далее - МЧП), основанных не на концессионных моделях.

С этой целью было проанализировано содержание НПА, регламентирующих соответствующие правоотношения. Результаты анализа представлены в табл. 1 в виде информационной модели.

Таблица 1

Информационная модель объектов капитального строительства (ОКС) в рамках новых видов правоотношений

ОКС в рамках

контрактов жизненного цикла в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 <5> "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" (выполнение работ по проектированию и строительству) <6>

концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"

государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения

автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств

частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса

инфраструктура морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков

морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур

морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность

инфраструктура гидротехнических сооружений портов

гидротехнические сооружения

гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова

аэродромы

аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи

аэродромы, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения

объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов

аэропорты

объекты системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов

системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения

объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения

объекты инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта

метрополитен и другой транспорт общего пользования

транспорт общего пользования, за исключением метрополитена

объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования

объекты железнодорожного транспорта

объекты железнодорожного транспорта

уникальные ОКС (высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров <7>

выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции ОКС в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов <8>

объекты трубопроводного транспорта

объекты трубопроводного транспорта

объекты, предназначенные для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объекты хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов <9>

объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии

объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии

ОКС в сфере здравоохранения (в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных ОКС <10>

объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения

объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения

выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации ОКС, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально- оздоровительных центров, геронтологических центров, геронтопсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов <11>

объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения

объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения

выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства РФ об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов РФ или нахождения таких объектов в руинированном состоянии <12>

подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации

мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем

Закупки

железнодорожного подвижного состава,

транспортных средств метрополитена

внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта

воздушных судов

воздушные суда

морских и речных судов

морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки

морские суда и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством РФ находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность

<5> В ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480.
<6> Не закупки работ по проектированию и строительству, а выполнения. - Прим. авт.
<7> Часть 2 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
<8> Подпункт "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (ред. от 29.12.2015).
<9> Подпункт "л" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (ред. от 29.12.2015).
<10> Подпункт "к" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (ред. от 29.12.2015).
<11> Подпункт "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (ред. от 29.12.2015).
<12> Подпункт "о" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (ред. от 29.12.2015).

Представленная в табл. 1 информационная модель, в которой выделены соответствующие общие и особенные части рассматриваемых НПА, позволяет выработать предложения по формированию исчерпывающего перечня ОКС, которые могут проектироваться и строиться в рамках как КЖЦ и КС, так и соглашений о ГЧП (МЧП).

Говоря о представленном перечне, следует иметь в виду, что пример его построения из 32 объектов, составленный на основе результатов анализа основных понятий, раскрываемых в различных НПА, был представлен в одном из докладов на Второй всероссийской научно-практической конференции по публичным закупкам 6 июня 2014 г. <13>.

<13> Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.

С учетом того что КЖЦ, КС и соглашения о ГЧП (МЧП) в зависимости от их предмета могут быть представлены на протяжении срока их действия в виде отдельных стадий (этапов), дифференциация гарантийных обязательств может или должна быть обусловлена именно их спецификой, заключающейся в том, что срок их действия может исчисляться не одним десятком лет.

Обсуждая вопрос о дифференциации гарантийных обязательств, следует отметить, что они как один из видов правоотношений в гражданском праве дают кредитору дополнительные юридические возможности для защиты его прав по сравнению с общим положением о надлежащем исполнении обязательств и гражданско-правовой ответственности <14>.

<14> Садиков О.Н. Гарантийные обязательства в гражданском праве // Хозяйство и право. 2004. N 9. С. 39.

Как уже отмечалось в работе О.А. Беляевой <15>, гарантийными могут быть дополнительные обязательства, которые берет на себя поставщик товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) по государственному или муниципальному контракту, заключенному в соответствии с Законом о контрактной системе, а также другими НПА, касающимися КС и соглашений о ГЧП и МЧП.

<15> Беляева О.А. Гарантийные обязательства в государственных и муниципальных контрактах // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. С. 42 - 46.

Возникает вопрос об обеспечении гарантийных обязательств, в т.ч. с использованием банковских гарантий. С целью ответа на него был проведен анализ содержания Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 1005 <16>, в соответствии с которым в Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, должен представляться документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока) <17>.

<16> Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий) (ред. от 02.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
<17> Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2881.

Есть еще и такой вопрос: можно ли рассматривать КЖЦ, КС или соглашение о ГЧП (МЧП) как юридический факт, предопределяющий возникновение гарантийных обязательств?

С учетом содержания одного из докладов О.А. Беляевой <18> можно интерпретировать, что гарантия - это принятие на себя поставщиком ТРУ ответственности за качество, характер и пригодность поставляемого товара, результат выполненных работ или оказанной услуги.

<18> Беляева О.А. Гарантийные обязательства в государственных и муниципальных контрактах // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. С. 42.

Однако анализ содержания 13 форм примерных КС, являющихся правопреемниками форм типовых КС <19>, свидетельствует об отсутствии в них разделов, касающихся гарантийных обязательств концессионеров. Отсутствует такого рода раздел и в типовой форме специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708.

<19> Перечень актов Правительства РФ, которыми эти формы утверждены и в которые вносятся изменения, представлен в Постановлении Правительства РФ от 20 января 2015 г. N 27.

Что же касается ГЧП или МЧП, то условия таких соглашений в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ включают в себя в качестве существенных условий способы обеспечения исполнения частным партнером обязательств по соглашению (предоставление банком или иной кредитной организацией независимой гарантии (банковской гарантии)), передачу публичному партнеру в залог прав частного партнера по договору банковского счета, страхование риска ответственности частного партнера за нарушение обязательств по соглашению, размеры предоставляемого финансового обеспечения и срок, на который оно предоставляется. Данная норма права дает основание полагать, что независимая гарантия (банковская гарантия) фактически может рассматриваться как один из видов результата дифференциации гарантийных обязательств.

В заключение можно отметить, что если в отношении КС и ГЧП (МЧП) с позицией законодателя применительно к вопросу дифференциации гарантийных обязательств относительно ясно, то применительно к КЖЦ налицо пробел в праве, поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает деление обязательств на обязательные (основные) и дополнительные, т.е. гарантийные.

В качестве предложения применительно к КЖЦ было бы целесообразно определять, помимо действий сторон, факты, которые при определенных обстоятельствах могут порождать дополнительные обязанности поставщика для достижения его юридической цели.

Говоря о сроках гарантийных обязательств, важно отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку ТРУ и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара устанавливаются заказчиком при необходимости.

При этом в зависимости от специфики товара заказчик при его описании как объекта закупки устанавливает ряд требований, в частности, к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к его гарантийному обслуживанию, к расходам на его обслуживание в течение гарантийного срока и др.

Вместе с тем в соответствии с позицией Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изложенной в Письме от 8 июля 2015 г. N Д28и-1989, гарантийный срок товара не может относиться к его конкретным показателям.

Однако актуальным в данной ситуации является вопрос о включении гарантийных сроков в период действия обеспечения исполнения контракта, в т.ч. и в течение жизненного цикла, поскольку Закон о контрактной системе не содержит ограничений по поводу максимального срока, на который выдается обеспечение его исполнения.

Особого внимания заслуживает вопрос наличия гарантийных обязательств соответствующих поставщиков ТРУ в рамках ГЧП (МЧП), и в этой ситуации уместно отметить, что Минэкономразвития России 30 ноября 2015 г. издало Приказ N 894 "Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества", вступивший в силу с 1 января 2016 г.

При этом важно отметить Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1461, которым установлены полномочия Минэкономразвития России в области регулирования отношений, связанных с этими партнерствами, а также еще два Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.: N N 1490 и 1514, которыми утверждены Правила осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашений об этих партнерствах, а также Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта ГЧП, проекта МЧП и определения их сравнительного преимущества.

Таким образом, имплементация <20> гарантийных обязательств с учетом их дифференциации в новые виды правоотношений и сроков их действия позволит снизить риски невыполнения соответствующими поставщиками ТРУ контрактных и послеконтрактных обязательств, что может существенно сказаться на повышении эффективности бюджетных расходов и инвестиционных вложений.

<20> Беляева О.А. Гарантийные обязательства в государственных и муниципальных контрактах // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. С. 46.

Список литературы

  1. Приказ Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст.
  2. Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.
  3. Садиков О.Н. Гарантийные обязательства в гражданском праве // Хозяйство и право. 2004. N 9. С. 39.
  4. Беляева О.А. Гарантийные обязательства в государственных и муниципальных контрактах // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. С. 42 - 46.
  5. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий) (ред. от 02.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
  6. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла".
  7. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
  8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.