Мудрый Юрист

Уголовная ответственность за осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности (ст. 284.1 УК РФ)

Власенко Владислав Владимирович, преподаватель Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В статье исследуется новелла уголовного законодательства, предусматривающая ответственность за осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности.

Ключевые слова: иностранная или международная неправительственная организация, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности; административная преюдиция; добровольное прекращение участия в деятельности организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ.

Criminal liability for activities performed in the territory of the Russian Federation by a foreign or international NGO which activities were decided to be un desirable in the territory of the Russian Federation (Article 284.1 of the Criminal Code of the Russian Federation)

V.V. Vlasenko

Vlasenko Vladislav Vladimirovich, PhD (Law), Lecturer, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (Stavropol Branch).

This article explores the story of the criminal law provides for liability for activities in the territory of the Russian Federation a foreign or international non-governmental organization, in respect of which a decision on the recognition of junk in the Russian Federation of its activities.

Key words: foreign or international non-governmental organization, in respect of which a decision on the recognition of junk in the Russian Federation of its activities; administrative prejudice; voluntary termination of participation in the activities of the organization, whose activities are considered undesirable in the territory of the Russian Federation.

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, Уголовный кодекс дополнен ст. 284.1, которой предусматривается уголовная ответственность за руководство деятельностью и участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации (далее по тексту - организации), в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности.

<1> См.: СЗ РФ. 2015. N 21. Ст. 298.1.

Этим же Федеральным законом внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" <2> (известный как "Закон Димы Яковлева", далее по тексту - Закон), которые регламентируют вопросы, связанные с признанием деятельности организации нежелательной на территории РФ (ст. ст. 3.1, 3.2 Закона).

<2> См.: СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7597.

По мнению разработчиков законопроекта, появление института нежелательных организаций "позволит повысить эффективность препятствования деятельности иностранных структур, представляющих угрозу безопасности государства, формирующих угрозы "цветных революций" или способствующих возникновению очагов напряженности на межэтнической и межконфессиональной основе" <3>. Уголовная ответственность за организацию деятельности нежелательной организации представляет собой крайнюю меру, направленную на полное прекращение деятельности организации, попавшей в список нежелательных, но не изменившей принципы работы и продолжающей осуществление своей деятельности.

<3> См.: Сайт газеты "Известия". URL: http://izvestia.ru/news/579968 (дата обращения: 24.11.2015).

Решение о признании нежелательной деятельности на территории РФ иностранной <4> или международной неправительственной организации <5> принимается на основании того, что ее деятельность представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства (ч. 1 ст. 3.1 Закона). Субъектом, уполномоченным на принятие соответствующего решения, является Генеральный прокурор РФ или его заместитель, которые должны согласовать свое решение с Министерством иностранных дел РФ (ч. 4 ст. 3.1 Закона). О принятом решении Генеральная прокуратура РФ информирует Министерство юстиции РФ в целях включения им этой организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ (ч. 6 ст. 3.1 Закона). Указанный перечень организаций размещен на официальном интернет-сайте Министерства юстиции РФ (ч. 7 ст. 3.1 Закона). На 20 ноября 2015 г. в названном перечне указана всего одна организация "Национальный фонд в поддержку демократии" (The National Endowment for Democracy) <6>.

<4> В тексте УК РФ отсутствует понятие иностранной организации, однако оно содержится в иных законодательных актах, например, в п. 2 ст. 11 НК РФ и Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", с учетом чего под иностранной организацией следует понимать иностранных юридических лиц, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории РФ.
<5> В соответствии с Резолюцией Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН от 23 мая 1968 г. N 1296 международная неправительственная организация - это любая международная организация, не имеющая основной целью своей деятельности получение прибыли, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, признанная либо одним государством, либо получившая консультативный статус при международной правительственной организации, которая осуществляет деятельность в двух и более государствах.
<6> См.: распоряжение Минюста РФ от 29 июля 2015 г. N 1076-р // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/ru/activity/nko/unwanted (дата обращения: 20.11.2015).

Деятельность организации признается нежелательной на территории РФ со дня обнародования информации об этом (ч. 2 ст. 3.1 Закона). Обнародование соответствующей информации осуществляется путем опубликования ее в общероссийском периодическом издании, определенном Правительством РФ ("Российская газета") <7>, либо путем размещения перечня организаций на сайте Минюста РФ (ч. 7 ст. 3.1 Закона).

<7> См.: распоряжение Правительства РФ от 18 августа 2015 г. N 1592-р "О периодическом издании, осуществляющем официальную публикацию перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 35. Ст. 5006.

Достаточно интересен тот факт, что именно Генеральный прокурор РФ или его заместитель наделены полномочиями по признанию деятельности организации нежелательной, а не суд, как в случае с экстремистской или террористической организацией. Представляется, однако, что исходя из политико-правового значения факта признания деятельности организации нежелательной решение о признании ее таковой должно приниматься именно судом.

Вместе с тем, несмотря на неотражение в рассматриваемом Законе процессуального механизма обжалования решений Генерального прокурора РФ или его заместителя о признании деятельности организации нежелательной, это не исключает возможность обжалования соответствующего решения. Так, в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о признании деятельности организации нежелательной может быть обжаловано в суде.

В том случае, если поданный административный иск об отмене соответствующего решения Генерального прокурора РФ или его заместителя судом еще не рассмотрен, лицо подлежит уголовной ответственности по ст. 284.1 УК РФ, так как факт подачи административного иска не приостанавливает действие решения о признании деятельности организации нежелательной. Если же решение Генерального прокурора РФ или его заместителя отменено судом, то в действиях лица, осуществлявшего руководство деятельностью, либо участвовавшего в деятельности организации в период действия решения о признании ее нежелательной, отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 284.1 УК РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражена в виде двух альтернативных действий: руководство деятельностью организации и участие в деятельности организации. В ч. 3 ст. 3.1 Закона содержится перечень деяний, совершение которых запрещено после признания деятельности организации нежелательной, а именно:

Однако необходимо отметить, что объективная сторона исследуемого преступления не исчерпывается исключительно действиями, совершение которых находится под запретом после признания деятельности организации нежелательной, и она может состоять в совершении иных действий, связанных с руководством деятельностью или участием в деятельности организации.

Соответственно, под руководством деятельностью организации следует понимать организацию подготовки и осуществления действий, совершение которых подпадает под запрет после признания деятельности организации нежелательной на территории РФ (ч. 3 ст. 3.1 Закона). Кроме того, руководство также может быть выражено в осуществлении текущего управления деятельностью организации, планировании целей и задач дальнейшей деятельности организации, распределении функциональных обязанностей между членами организации, разработке мер конспирации и организации налаживания коррупционных связей с представителями органов государственной власти и т.д.

Участие в деятельности организации заключается в выполнении действий, запрещенных к осуществлению после признания деятельности организации нежелательной на территории РФ (ч. 3 ст. 3.1 Закона). Также в качестве участия в деятельности организации надлежит расценивать действия по выполнению отдельных поручений руководителя организации, предоставлению организации материально-финансовых средств (денежных средств, автотранспорта, жилых и иных помещений), прохождению специального обучения в целях участия в деятельности организации, осуществлению "инструкторской деятельности внутри организации" <8> и иные подобные действия.

<8> См.: Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012. С. 296.

Состав преступления - формальный, преступление признается оконченным с момента совершения лицом хотя бы одного из альтернативных деяний, образующих руководство осуществлением деятельности организации или участие в осуществлении деятельности организации, если ранее оно привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение года.

Субъект преступления является специальным - это лицо, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года. Подобное условие наступления уголовной ответственности в теории уголовного права получило название административная преюдиция, сущность которой состоит "в признании неоднократно совершенных виновным лицом в течение определенного периода времени административных правонарушений после наложения за первое (первые) из них административной ответственности юридическим фактом, порождающим уголовно-правовые последствия. Эти последствия состоят в оценке последнего из уголовно ненаказуемых правонарушений как преступления и, соответственно, возложения на правонарушителя уголовной ответственности" <9>.

<9> См.: Безверхов А.Г. Возвращение "административной преюдиции" в уголовное законодательство России // Российская юстиция. 2012. N 1. С. 48.

Под аналогичным деянием, за совершение которого лицо дважды в течение года привлекалось к административной ответственности, следует понимать деяние, предусмотренное ст. 20.33 КоАП РФ, имеющей со ст. 284.1 УК РФ абсолютно одинаковое название. Представляется, что установление годичного срока, в течение которого лицо дважды привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного деяния, связано с тем, что именно в течение одного года со дня окончания исполнения административного наказания лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ). Течение указанного срока начинается с момента вступления в силу постановления суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 КоАП РФ, и оканчивается соответственно по истечении года.

Одним из главных условий наступления уголовной ответственности является наличие двух фактов привлечения к административной ответственности за совершение деяния, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ (два постановления суда по делу об административном правонарушении по ст. ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ). Санкция ст. 20.33 КоАП РФ предусматривает административное наказание исключительно в виде наложения штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности по ст. 284.1 УК РФ лица, осуществляющего руководство деятельностью организации или принимающего участие в ее деятельности, необходимо установить факт привлечения этого лица два раза в течение года к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ как физического или должностного лица.

Факты привлечения к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ юридического лица (т.е. соответствующей организации) не образуют правовых последствий для лиц, осуществляющих руководство деятельностью организации или принимающих участие в ее деятельности.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ, выражена исключительно в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает, что руководит деятельностью (участвует в деятельности) организации и желает этого. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют, однако могут учитываться судом при назначении наказания. При этом факт привлечения лица дважды к административной ответственности за аналогичное нарушение презюмирует осознание виновным включения организации в соответствующий список Минюста.

В примечании к ст. 284.1 УК РФ содержится поощрительная норма, представляющая собой специальный вид освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Лицо подлежит обязательному освобождению от уголовной ответственности, если оно добровольно прекратило участие в деятельности организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, а также если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Рассматриваемое примечание относится только к участникам соответствующей организации и не распространяется на лиц, виновных в организации деятельности такой организации. В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" <10> лицо подлежит освобождению от ответственности на основании соответствующего примечания и в случае совершения им совокупности преступлений (наличие в действиях лица иного состава преступления), однако это не означает, что лицо также будет освобождено от ответственности и за совершение иного преступления, входящего в совокупность.

<10> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 8.

Под добровольным прекращением участия в деятельности организации следует понимать прекращение лицом преступной деятельности по собственной воле при осознании им возможности ее продолжения. При этом прекращение деятельности должно быть окончательным, т.е. не должно носить временного характера. В частности, добровольное прекращение может выражаться, например, в выходе из состава организации, невыполнении распоряжений ее руководителей, отказе от нарушения запретов, предусмотренных законодательством, отказе от совершения иных действий, поддерживающих существование организации <11>.

<11> См.: абзац 2 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 8.

Пристатейный библиографический список

  1. Безверхов А.Г. Возвращение "административной преюдиции" в уголовное законодательство России // Российская юстиция. 2012. N 1.
  2. Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012.