Мудрый Юрист

Законодательство о персональных данных в германии и России. Сравнительно-правовое исследование

Вуколова Т., к.ю.н., старший юрист компании ООО "Редль и партнеры" (г. Москва).

С развитием информационных технологий, появлением новых, электронных сервисов, несомненно, положительно влияющих на повседневную жизнь человека, возникает необходимость сохранения и поддержания тонкого баланса публичных и частных интересов. В этой связи законодательство о персональных данных в современном информационном обществе является необходимым инструментом в соблюдении основополагающих прав граждан, заложенных еще во Всеобщей декларации прав человека. Целью настоящей статьи является попытка сравнения двух систем законодательства (российской и германской) в сфере персональных данных и выявление преимущественных механизмов защиты прав граждан в сфере информатизации.

Ключевые слова: персональные данные, принципы законодательства о персональных данных, адекватная защита, трансграничная передача персональных данных.

New information technologies and electronic services certainly improve people's life but also call for balancing private and public interests. Legislation on personal data is therefore an essential tool that ensures the protection of basic rights specified in the Universal Declaration of Human Rights. The publication attempts to compare Russian and German legislation on personal data to find out what methods of protecting civil rights in the IT environment prevail in the respective countries.

Key words: personal data, principles of legislation on personal data, adequate protection, cross-border transmission of personal data.

Общая характеристика законодательства о персональных данных в России и ФРГ

В Германии законодательство о персональных данных регулируется как федеральным законодательством, так и законодательством земель, другими нормативными актами и представляет собой целый комплекс норм и правил.

Земельное законодательство о персональных данных применяется более часто, потому как в основном вопросы защиты персональных данных решаются на уровне земель исполнительной и судебной власти. Потому неудивительно, что самый первый в мире закон о персональных данных появился в 1970 году в Федеральной земле Гессен [1]. Несмотря на запрет сообщать о полученных персональных данных третьим лицам, закон, однако, не содержал требований получать согласие субъекта персональных данных на обработку таких данных <1>. Федеральный закон о персональных данных появился на 7 лет позднее, в 1977 году. Но и он не содержал всех необходимых положений для защиты субъекта персональных данных в ФРГ.

<1> http://www.datenschutz.rlp.de/downloads/hist/ldsg_hessen_1970.pdf

Следующей вехой в развитии законодательства о персональных данных в ФРГ в 1983 году стало историческое решение Конституционного суда ФРГ, получившее впоследствии название "Решение о переписи населения". Основанием к обращению в Конституционный суд ФРГ явился метод переписи путем "поголовного" посещения жителей ФРГ и их опрос с учетом сбора дополнительных данных, урегулированный в действующем на тот период времени Законе о переписи населения. Конституционный суд ФРГ посчитал, что положения данного Закона противоречат принципам информационного самоопределения, корреспондирующего с п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 1 Основного Закона ФРГ, согласно которым "каждый имеет право на свободное развитие своей личности в той мере, в какой он не нарушает прав других и не посягает на конституционный строй или нравственный закон. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти" <2>.

<2> http://www.gesetze-im-internet.de/gg/

В частности, Конституционный суд ФРГ указал в своем решении следующее: "Действующий общественный порядок и совокупность правовых норм не будут совместимы с правом на информационное самоопределение, а гражданин не будет знать, кто, какой информацией, в какой момент времени о нем обладает и в какой ситуации сможет воспользоваться такой информацией. Тот, кто не уверен в том, что в тот или иной промежуток времени информация о нем будет правомерно записываться и храниться, будет использована или раскрыта, постарается не участвовать в данных мероприятиях. <...> Это не только влияет на отдельные возможности для развития личности, но и на общественное благополучие, потому как самоопределение является основополагающей функцией дееспособности и способности вовлечения граждан в свободную, демократическую форму сосуществования. Отсюда следует, что свободное развитие личности является в современных условиях приоритетным для обработки данных защиты личности от неограниченного сбора, хранения, использования и раскрытия их личных данных. Потому данный приоритет корреспондирует с защитой основных прав, указанных в п. 1 ст. 2 в сочетании с п. 1 ст. 1 Основного Закона. В этом отношении гарантируется основное право человека решать в принципе о предоставлении и использовании своих персональных данных" <3>.

<3> https://web.archive.org/web/20101116085553/http://zensus2011.de/fileadmin/material/pdf/gesetze/volkszaehlungsurtel_1983.pdf

Что касается европейского законодательства, то в 1995 году была принята Директива о защите физических лиц при обработке персональных данных (Директива 95/46/EG). Данная Директива в 2015 году была имплементирована в немецкое законодательство. Также в ближайшее время обсуждается принятие Европейского регламента "О защите персональных данных", который призван защитить персональные данные на уровне всего ЕС и который для Германии должен иметь прямое действие <4>.

<4> http://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/?uri=CELEX:52012PC0011

Отметим также, что Германия является подписантом Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года (ратифицирована ФРГ в 1985 году) [2].

В отличие от немецкого законодательства развитие законодательства о персональных данных в России имеет более короткую историю. В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию "О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных", заключенную в Страсбурге в 1981 году. Отметим, что данный документ вступил в силу лишь 1 сентября 2013 года.

Федеральный закон N 152-ФЗ "О персональных данных" [3] (далее - Федеральный закон "О персональных данных") вступил в силу 27 июля 2006 года и с тех пор подвергался изменениям 14 раз. Однако наибольшее количество споров возникло в связи с редакциями Федерального закона, принятыми в 2014 году. Именно в этих редакциях были прописаны механизмы защиты субъектов персональных данных, в первую очередь граждан Российской Федерации, которые, по мнению разработчиков, позволят оперативно прекратить незаконную обработку личной информации.

Закон о персональных данных распространяется на государственные и муниципальные органы, физических и юридических лиц (в том числе представительства и филиалы), которые осуществляют обработку персональных данных. Однако следует отметить, что Закон не распространяется на обработку персональных данных, если она осуществляется для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных.

Что касается действия Закона по кругу лиц, то он действует в отношении всех лиц, которые находятся на территории Российской Федерации и являются субъектами отношений, на которые распространяется акт. Однако, что касается отношений в сфере услуг в сети Интернет, то тут необходимо учитывать критерий направленности сайта; в данной ситуации важную роль играет критерий ориентированности на российского потребителя (например, размещенная на сайте компании оферта на русском языке). Другими словами, с точки зрения Федерального закона "О персональных данных", неважно, расположена иностранная компания в России или нет, важным является то, распространяет ли компания деятельность на российский сегмент и на российского потребителя.

В настоящее время на территории ФРГ действует Закон "О персональных данных" от 20 декабря 1990 года <5>. Немецкий закон, так же как и его российский аналог, не распространяется на лиц, осуществляющих обработку в личных или семейных целях <6>. Закон распространяется как на государственные органы ФРГ, государственные органы Земель, если в законодательстве Земель нет собственного регулирования персональных данных, а также непубличные образования (физические и юридические лица), занимающиеся обработкой, хранением, использованием персональных данных. Необходимо отметить, что иными источниками законодательства о персональных данных являются не только профильный Закон "О персональных данных", но и ряд отраслевых законов, в том числе Закон о телекоммуникациях <7>, Уголовно-процессуальный кодекс <8> и т.п.

<5> http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/bdsg_1990/gesamt.pdf
<6> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/html
<7> http://www.gesetze-im-internet.de/tkg_2004/
<8> http://www.gesetze-im-internet.de/stpo/inhalts_bersicht.html

Термин "персональные данные" и его критерии

Определение термина "персональные данные" сходно как в немецкой, так и в российской юрисдикции. Согласно российскому и немецкому законодательству персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Отметим, что так же как и Закон ФРГ "О персональных данных", Федеральный закон "О персональных данных" устанавливает специальную категорию персональных данных, касающуюся расовой, национальной принадлежности граждан, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни <9>.

<9> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_3.html

Согласно разъяснениям Роскомнадзора (уполномоченного контролирующего органа в Российской Федерации), если совокупность данных необходима и достаточна для идентификации лица, такие данные следует считать персональными данными, даже если они не включают в себя данные документов, удостоверяющих личность. При этом данные нельзя считать персональными в том случае, если без использования дополнительной информации они не позволяют идентифицировать физическое лицо. К числу данных, которые не могут рассматриваться по крайней мере по отдельности друг от друга в качестве персональных, могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, адрес проживания, электронный адрес, номер телефона, дата рождения. Такие данные должны быть отнесены к персональным данным только в случае, если они хранятся и обрабатываются совместно с идентификаторами, которые сами по себе определяют физическое лицо <10>.

<10> http://rkn.gov.ru/docs/Otchet_ZPD_rus.pdf с. 22.

Анализ судебных решений, вынесенных в Российской Федерации за последние годы, также позволяет установить, что персональными данными в том числе являются: паспортные данные <11>, данные технического паспорта на дом <12>, адреса места жительства индивидуальных предпринимателей <13>, сведения о пересечении государственной границы <14>, адрес регистрации должностного лица, сведения о его доходах и собственности, распространяемые в не предусмотренных для официальной процедуры форме <15>, данные работника, указанные в трудовом договоре <16>.

<11> Напр., Апелляционное определение Московского городского суда от 22.05.2014 по делу N 33-14709.
<12> Определение Приморского краевого суда от 28.04.2014 по делу N 33-3718.
<13> Напр., Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 24.04.2014 по делу N 33-4427/2014.
<14> Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу N 33-11688.
<15> Напр., Определение Санкт-Петербургского городского суда от 31.03.2014 N 33-4198/14.
<16> Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23.10.2013 по делу N 33-4172/13.

Что касается немецкого законодательства в сфере персональных данных, то помимо специальной категории данных, указанных выше, к персональным данным также относятся данные, полученные в результате профессиональной деятельности <17> (врачебной, страховой и т.п.), персональные данные, связанные с действиями, преследуемыми в уголовном или административном порядке <18>, персональные данные к банковским счетам или кредитным картам <19>.

<17> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__42a.html
<18> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__32.html
<19> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__42a.html

Отдельно стоит упомянуть о лицах, осуществляющих обработку персональных данных.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Исходя из определения, статус оператора должен удовлетворять следующим двум обязательным критериям:

Закон ФРГ "О персональных данных" не содержит такого понятия, как оператор персональных данных. Вместо этого в параграфе 2 Закона ФРГ "О персональных данных" используются такие термины, как публичное и непубличное учреждение. Причем в части публичных учреждений Закон ФРГ разделяет федеральные учреждения и учреждения земель. Объединения и ассоциации, образованные на условиях частного права, независимо от участия государственных органов также признаются публичными учреждениями, если они действуют за пределами одной земли, или государство имеет мажоритарную долю участия в данном объединении или абсолютное большинство голосов. Непубличными учреждениями являются физические и юридические лица и другие частноправовые ассоциации, не подпадающие под вышеуказанные критерии государственного участия. Все указанные выше публичные и непубличные учреждения вправе заниматься обработкой и использованием персональных данных.

Принципы законодательства о персональных данных

Закон ФРГ "О персональных данных" устанавливает следующие базовые принципы работы с персональными данными:

<20> http://www.gesetze-im-intemet.de/bdsg_1990/_4a.html
<21> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_3a.html
<22> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_19.html
<23> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__4b.html

Отметим, что указанные выше принципы следуют из разных статей и глав Закона ФРГ "О персональных данных" и не имеют такого четкого, исчерпывающего перечня, как в российском законодательстве.

Согласно Федеральному закону "О персональных данных", статья 5, к принципам обработки персональных данных относятся следующие:

Примечательным является то, что в отличие от немецкого законодательства российское законодательство о персональных данных, в части базовых принципов, не придает значения роли субъекта персональных данных в информировании самого субъекта персональных данных о способах, целях обработки таких данных. Также в немецком законодательстве отдельно выделен принцип адекватной защиты, который не отмечается в российском законодательстве.

Необходимо также отметить, что часть 8 статьи 14 Федерального закона "О персональных данных" все-таки содержит перечень прав субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным. Вместе с тем часть 8 статьи 14 ограничивает права субъекта персональных данных. В частности, право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

  1. обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
  2. обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
  3. обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  4. доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  5. обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Данные положения об ограничении доступа субъекта персональных данных представляются чрезмерными с учетом фактического дублирования в пунктах 1, 2, 3, 5 ч. 8 ст. 14 Федерального закона "О персональных данных" норм специальных законов, регулирующих вопросы безопасности государства. Кроме того, положение пункта 4 ч. 8 ст. 14 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с которым доступ к персональным данным может быть ограничен, если доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц, по нашему мнению, создает правовую неопределенность, поскольку не указано, в каких именно случаях может применяться данное положение закона, каков механизм реализации данного ограничения. Отсутствие подробного регулирования в этой части потенциально может вести к злоупотреблению данным правом.

Что касается действий, производимых с персональными данными, то российский и немецкий законы оперируют таким понятием, как "обработка персональных данных".

Обработка персональных данных согласно определению, данному в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Законодатель также вводит понятие "автоматизированная обработка персональных данных", под которой понимается обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники. Таким образом, автоматизированная обработка персональных данных является частным случаем обработки персональных данных по отношению к действиям по обработке персональных данных как таковых. Федеральный закон не содержит специальных требований, применяемых к неавтоматизированной обработке информации, следовательно, к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных применяются одни и те же требования.

Этот вывод также следует из разъяснений представителей надзорного органа (Роскомнадзора) термина "база данных", в соответствии с которым база данных - любой упорядоченный массив информации вне зависимости от материального носителя. Таким образом, вне зависимости от материального носителя баз персональных данных (электронной или бумажной, в том числе написанной от руки) к обработке информации предъявляются одинаковые требования.

Немецкий законодатель руководствуется иным подходом. Согласно определению, автоматизированная обработка персональных данных - это сбор, обработка и использование персональных данных с использованием электронных вычислительных средств <24>. Обработка персональных данных - это действия по сохранению, изменению, передаче, блокировке, удалению данных. Таким образом, законодательство устанавливает ключевой критерий - воздействие на данные каким-либо образом. Такое понятие, как использование, является вспомогательным понятием согласно параграфу 3 пункту 5 Закона ФРГ "О персональных данных", т.е. применение данных без непосредственного воздействия на них.

<24> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_3.html

Для автоматизированной обработки персональных данных обязательно уведомление об обработке персональных данных в адрес уполномоченного органа, наличие назначенного ответственного за обработку персональных данных в государственном органе, муниципальном органе, у юридического или физического лица. Для автоматизированной обработки персональных данных действует презумпция вины. В то время как для неавтоматизированной обработки персональных данных таких требований в Законе ФРГ "О персональных данных" не установлено. Однако из этого не следует, что неавтоматизированная обработка данных законодателем не регулируется. При неавтоматизированной обработке персональных данных ответственность наступает в общем порядке по нормам Германского гражданского уложения и может быть как договорной, так и деликтной - при наличии вины. Например, в отношении неавтоматизированного сбора персональных данных в медицинских целях в параграфе 28 Закона ФРГ "О персональных данных" устанавливаются специальные требования в части соблюдения врачебной тайны. Ответственность за несоблюдение таких требований предусмотрена в Уголовном кодексе ФРГ параграф 203, абз. 1 и 3 <25>.

<25> http://www.gesetze-im-intemet.de/bdsg_1990/BJNR029550990.html

В отношении типов действий отметим, что если российское законодательство оперирует только одним термином - "обезличивание", которое также включено в понятие обработки персональных данных, то в немецком законодательстве различаются такие действия, как "анонимизация" и "псевдонимизация" данных. При этом указанные действия также обработкой персональных данных не являются. При "анонимизации" действия по идентификации личности связаны со значительными временными и финансовыми затратами, а "псевдонимизация" позволяет существенно усложнить или вовсе исключить возможность идентификации личности.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" оперирует еще одним понятием - "трансграничная передача данных". Согласно статье 3 Федерального закона трансграничная передача персональных данных - это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу. Таким образом, законодатель вводит специальный подтип передачи персональных данных на территорию иностранного государства и устанавливает в статье 12 Федерального закона для такой передачи дополнительные правила. В частности, согласно данной статье трансграничная передача может осуществляться как в страны, обеспечивающие адекватную защиту персональных данных, так и не обеспечивающие ее. К странам с адекватной защитой относятся страны, являющиеся сторонами Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.

Трансграничную передачу также возможно осуществлять в страны, не обеспечивающие адекватной защиты в случаях:

  1. наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
  2. предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  3. предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
  4. исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
  5. защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Закон при этом не устанавливает, какими преимуществами обладает трансграничная передача данных в страны, обеспечивающие адекватную защиту данных, и не предусматривает какой-либо упрощенный механизм передачи данных в этом случае.

В немецком законодательстве понятие трансграничной передачи данных как таковое отсутствует. Порядок передачи персональных данных за рубеж урегулирован в § 4b, § 14, § 15, § 28 - 30a и т.д. Закона ФРГ "О персональных данных". При этом законодатель разделяет процедуры передачи персональных данных органам власти и юридическим и физическим лицам. Также разделяются процедуры сбора персональных данных с целью их последующей передачи:

В соответствии с данными параграфами передача персональных данных допускается в страны - члены ЕС, страны - участники Соглашения о Европейском экономическом пространстве, органы ЕС, а также иные иностранные государства <26>. При этом закон не устанавливает обязательных требований к локализации тех или иных типов персональных данных.

<26> http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_4b.html

Передача персональных данных должна основываться на обеспечении адекватности защиты персональных данных, однако согласно положениям Закона такая адекватность оценивается с учетом всех обстоятельств, которые возникают в связи с необходимостью обработки персональных данных. В частности, характер данных, цель обработки персональных данных, продолжительность предлагаемой обработки, страны происхождения и страны назначения, правила, применимые к получателю персональных данных. Среди прочих критериев адекватной защиты в коммерческих целях передачи персональных данных являются в том числе отсутствие оснований полагать, что субъект персональных данных заинтересован в запрете обработки данных, данные были взяты из открытых источников.

Что касается персональных данных в России, то одно из самых последних изменений Федерального закона "О персональных данных", вступивших в силу 1 сентября 2015 года, оказалось наиболее спорным: законодатель систематизировал перечень действий в отношении персональных данных, которые должны производиться исключительно на территории Российской Федерации, и какие могут быть произведены за рубежом.

Итак, согласно нововведениям на территории Российской Федерации должны осуществляться:

Такие действия, как:

могут осуществляться не на территории Российской Федерации.

Данное нововведение фактически обязывает к переносу баз данных с информацией о российских гражданах, находящихся за рубежом, на территорию Российской Федерации, что в свою очередь связано со значительными временными и финансовыми издержками.

При этом, например, немецкое законодательство не создает необходимости производить определенные действия исключительно на территории ФРГ. Анализ Закона ФРГ "О персональных данных" позволяет установить, что требования закона базируются на принципе адекватной защиты, в соответствии с которым обязательного получения разрешения для сбора, передачи и обработки персональных данных в страны с адекватной защитой не требуется, и наоборот: обработка и передача информации в страны, не обеспечивающие адекватную защиту, требуют наличия такого согласия.

Что касается содержания согласия на обработку персональных данных, то Закон ФРГ "О персональных данных" устанавливает лишь общие требования к такому согласию. Согласие предоставляется на добровольной основе, для определенной цели сбора, обработки или использования, а также в связи с определенными потребностями и обстоятельствами. Также необходимо указать на последствия непредоставления такого согласия. Согласие предоставляется в письменной форме, если обстоятельства не требуют предоставления согласия в иной форме. Предоставление согласия на использование персональных данных в научных целях требует обязательной письменной формы. В отношении специальной категории данных устанавливается обязательность указания типа таких данных в согласии на обработку <27>.

<27> http://www.gesetze-im-intemet.de/bdsg_1990/_4a.html

Положения о содержании согласия об обработке персональных данных в российском законодательстве урегулированы более подробно в статье 9 Федерального закона "О персональных данных". Федеральный закон устанавливает, что согласие предоставляется на основании волеизъявления субъекта персональных данных или его законного представителя. Что касается формы согласия, то оно предоставляется в любой, позволяющей подтвердить факт его получения, форме. Таким образом, российское законодательство не устанавливает обязательных требований к письменной форме, однако обязательство доказывания наличия согласия возлагается на лицо, осуществляющее обработку данных. Таким образом, российское законодательство, так же как и немецкое, устанавливает презумпцию вины оператора персональных данных. Кроме того, статьей 9 Федерального закона "О персональных данных" также устанавливается примерное содержание согласия о персональных данных, которое должно включать:

  1. фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  2. фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
  3. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  4. цель обработки персональных данных;
  5. перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  6. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
  7. перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  8. срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  9. подпись субъекта персональных данных.

Федеральный закон "О персональных данных" в части 8 статьи 9 устанавливает, что персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия определенных оснований. Такими основаниями могут служить: обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом; персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных и т.п. При этом в Федеральном законе, по нашему мнению, допущена некоторая юридико-техническая неточность. В части 1 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" указывается, что персональные данные могут быть предоставлены как субъектом персональных данных, так и его представителем. В части 6 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" установлено, что согласие на обработку персональных данных может быть предоставлено представителем только в случае недееспособности лица. Однако в части 8 устанавливается ограничение получения персональных данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных. В число указанных ограничений не внесена оговорка о том, что недееспособность также является основанием предоставления согласия от представителя недееспособного лица. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой оператор может отказать представителю в обработке персональных данных в связи с отсутствием такого основания в Федеральном законе. Изложение законодательной нормы в такой форме может привести к правовой неопределенности. С точки зрения юридической техники, в начале статьи стоят более общие положения, а потом указываются частные случаи. Законодатель отдельно выделил пункт, посвященный недееспособным лицам. Это может выступить основанием к ограничительному толкованию положений ст. 9 ФЗ и свести получение согласия через представителя до этого единичного случая. Тогда применение ч. 8 данной статьи, в которой также упоминается получение согласия через представителя, становится непонятным. Следовательно, необходимо или исключить часть 6, или дополнить ее положением о представителях по доверенности.

Проведенное выше исследование дает основания полагать, что, несмотря на общность подходов в регулировании персональных данных в России и Германии, некоторые механизмы все-таки различны. В России институт персональных данных возник относительно недавно и находится на этапе становления. Законодательство о персональных данных в Германии имеет более длинную историю, возможно именно этот фактор влияет на процесс правового регулирования и законодательную технику. В частности, в законодательстве ФРГ механизм передачи персональных данных за рубеж является более совершенным ввиду более детальной проработки положений об адекватной защите персональных данных. Что касается принципов, на которых базируется законодательство о персональных данных, то они также допускают больший контроль за использованием информации о персональных данных.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Alexander Genz: Datenschutz in Europa und den USA. Deutscher Universitats-Verlag. Wiesbaden 2004. ISBN 3-8244-2185-2. S. 9.</ref>.
  2. Статус Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (ETS N 108) (Страсбург, 28 января 1981 года) // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон N 152-ФЗ "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. // Российская газета. Федеральный выпуск N 4131(0) от 29.07.2006.