Мудрый Юрист

Принцип баланса интересов предпринимателей и публичных интересов государства

Рябова Елена Владимировна, доцент кафедры теории и истории права и государства Волжского гуманитарного института (филиал) Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается возможность нахождения баланса интересов предпринимательства и публичных интересов государства в современных условиях развития экономики. Автор исследует эту проблему, учитывая природу публичных интересов, являющихся единственным основанием присутствия государства в сфере, противной по своей природе публично-правовому вмешательству. Автором определены принципы социальной деятельности бизнеса. Это соблюдение правопорядка, добровольные инициативы для улучшения социального положения членов общества, помощь в решении актуальных проблем конкретного региона и государства.

Ключевые слова: социальная деятельность бизнеса; принцип предпринимательского права; баланс интересов предпринимателей и публичных интересов государства; функции государства.

Principle of Balancing Entrepreneurs' and Public Interests of the State

E.V. Ryabova

Ryabova Elena V., Assistant Professor of the State and Law Theory and History Department at the Volga Humanitarian Institute (Branch) of the Volgograd State University, Candidate of Legal Sciences.

The article deals with the issue of the possibility of searching the balance between the interests of business and the public interest of the state in modern conditions of an economic development. The author examines this problem taking into consideration the nature of the public interest, as it is the only basis of state presence in the field, which is the opposing nature of a public legal intervention. The author defines the principles of social business activities, such as observance of law enforcement, voluntary initiatives to improve the social situation of members of the society, help in solving urgent problems of a particular region and the state.

Key words: social business activities; the principle of a business law; a balance between the interests of entrepreneurs and public interests of the state; state functions.

Российская Федерация как социальное государство стремится к постоянному социально-экономическому развитию, созданию эффективной рыночной экономики, которая обеспечит высокий уровень жизни людей. Однако сегодня сложилась непростая экономическая ситуация как в стране, так и во всем мире. Потому особую актуальность приобретает способность государства находить оптимальное соотношение частных интересов предпринимательства и публичных интересов государства в социальной сфере.

Проблема проявления публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности корнями уходит в римское право и является частью еще более масштабной проблемы соотношения права публичного и частного.

Поскольку правоотношения в предпринимательской сфере очень динамичны и существует их сильная зависимость от экономической ситуации, то граница между публичными интересами государства и частными интересами предпринимателей постоянно изменяется.

Представляется актуальным исследование данной проблемы, учитывая природу публичных интересов, являющихся единственным основанием присутствия государства в сфере, противной по своей природе публично-правовому вмешательству.

Кризисная ситуация в экономике порождает рост социальных потребностей, государство объективно не способно удовлетворять эти потребности и финансировать социальную сферу в полном объеме. Увеличение социальных расходов современных государств обуславливается также закономерностями развития постиндустриального общества, связанными с возрастанием роли человеческого капитала как фактора производства инновационной экономики, научно-техническим прогрессом.

Учитывая огромный финансово-социальный потенциал коммерческих организаций, существует объективная потребность привлечения бизнеса к софинансированию решения социальных вопросов. Однако в возможности изъятия части прибыли коммерческих организаций в целях финансового обеспечения деятельности публичных образований современные государства ограничены приматом института частной собственности и объективными экономическими законами относительно допустимости налогового бремени. В связи с этим необходимо определить возможную сферу социальной деятельности бизнеса, содержание этой деятельности и ее правовые формы.

Следует отметить, что социальное предназначение бизнеса в научной литературе рассматривается в узком, среднем и широком значении (уровни ответственности) <1>.

<1> См.: Харючи С.Н. О необходимости законодательного стимулирования социальной ответственности бизнеса // Юридический мир. 2008. N 11. С. 61 - 65; Нуртдинова А.Ф. Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 30 - 46 и др.

Первый уровень: социальная деятельность бизнеса сводится к его основной цели - удовлетворению потребностей потребителя и извлечению прибыли.

Второй уровень включает создание рабочих мест и выплату справедливой заработной платы работникам, уплату предусмотренных законодательством налогов, включая осуществляемое в силу требований закона социальное страхование. В Российской Федерации это пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, медицинское страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Третий уровень включает, кроме названных компонентов, еще и деятельность, не имеющую непосредственной связи с его интересами и необязательную для субъекта предпринимательской деятельности, - установление льготных по сравнению с требованиями законодательства условий труда, осуществление дополнительного социального страхования и социальной поддержки работников и пенсионеров из их числа, а также членов семей работников, участие в социальных программах государственных и муниципальных органов власти, благотворительность.

Таким образом, только последнее значение роли бизнеса в общественном развитии можно понимать как социальную деятельность предпринимательства. Первый уровень - это реализация интересов самого бизнеса (это лишь основная функция предпринимательской деятельности). Тогда как второй - это условия его легитимного существования в государстве. Несоблюдение требований законодательства недопустимо и наказуемо, т.е. альтернативы правомерному поведению в нормальном обществе не должно существовать. "Отношения собственности, складывающиеся в процессе реализации правовых норм, регулирующих экономическую основу жизни индивида, государства и общества в целом, являются одним из основных элементов правового порядка" <2>.

<2> Рябова Е.В. Функция обеспечения правового порядка в период формирования правового Российского государства: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. С. 55.

Только третий говорит о приверженности идее добровольной инициативной деятельности в социальной сфере <3>.

<3> См.: Савичева Е.Ю. К вопросу о дефиниции категории "социальная ответственность бизнеса" // Российское предпринимательство. 2011. N 8. Вып. 1. С. 18 - 19.

Российская действительность показывает, что бизнес осознанно или подсознательно стремится к уклонению от исполнения требований законодательства. Не прекращаются попытки изменить правовое регулирование, с тем чтобы в максимальной степени учесть интересы бизнеса, даже если это не согласуется с целями социальной политики государства и интересами работников. Стремление свести содержание правового регулирования трудовых отношений до необременительного минимума неоднократно демонстрировалось представителями бизнеса и в ходе подготовки и принятия Трудового кодекса РФ <4>.

<4> См., например: Прохоров М. НЭП 2.0: об обороне и наступлении // Газета "Коммерсант". 2014. 17 апреля; 22 мая; 7 июля; Латухина К. Бизнес меняет прописку // Российская газета. 2014. 21 марта.

Экономика не может существовать ради экономики. Экономический рост не может быть единственной целью экономической деятельности. Экономическая деятельность, создавая те или иные материальные и нематериальные блага, не должна пренебрегать или абсолютизировать какие-либо из этих целей либо абстрагироваться от отдельных из них. В этих случаях происходит вырождение сущности экономической деятельности, которая перестает удовлетворять потребности человека, не обеспечивает его жизнедеятельность <5>.

<5> Олейник О.М. Понятие предпринимательской деятельности: теоретические проблемы формирования // Предпринимательское право. 2015. N 1. С. 3 - 17.

Государство должно само определять цели национального экономического развития. Главной целью экономической деятельности выступает сам человек. Не отвергая присущее предпринимательской деятельности стремление к экономической эффективности, надо признать бесперспективность ограничения развития экономики этой задачей. Экономический рост, повышение эффективности общественного производства не только выступают средством для решения социальных задач, но и обречены на неудачу, если социальные цели оказываются нереализованными <6>.

<6> См.: Московцев В.В. Социальное рыночное хозяйство в России: вектор развития: монография. Тамбов, 2006. С. 245 - 246.

Наличие нравственной (гуманитарной) составляющей ведения бизнеса было признано Международной организацией труда еще при принятии ею своего Устава в 1919 г. <7>. Впоследствии идеи социальной справедливости как основы общего и прочного мира были уточнены в Филадельфийской декларации 1944 г. и сохраняют свою актуальность в качестве идеологического фундамента МОТ.

<7> См.: Устав Международной организации труда: принят в 1919 г. Преамбула // Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции труда. Женева, 1996. С. 5 - 23.

В феврале 2008 года съездом РСПП была принята обновленная редакция Социальной хартии российского бизнеса.

Бизнес-сообщество сформулировало в этом документе три основных направления социальной деятельности: создание безопасных и благоприятных условий труда; сохранение окружающей среды; помощь развитию местного сообщества <8>.

<8> Социальная хартия российского бизнеса. URL: http://www.rspp.ru/simplepage/474.

Исследования, описывающие практику социально ответственного поведения предпринимателей, позволяют сделать некоторые обобщения и выделить принципы, которые должны лежать в основе их социальной активности. Это прежде всего уважение к правопорядку, которое включает в себя не только и не столько соблюдение требований законов, но и воздержание от злоупотребления своими правами и использования пробелов и недостатков закона исключительно в собственных интересах <9>.

<9> Нуртдинова А.Ф. Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 30 - 46.

Осознанная ориентация на более высокие стандарты, чем те, что предусмотрены законодательством, - то, к чему необходимо стремиться.

Учет реально существующих в том или ином регионе проблем должен быть положен в основу социальной деятельности бизнеса.

Активное участие в жизни общества представляет собой способность и желание бизнеса по собственной воле заниматься вопросами, прямо связанными не только с производством и реализацией товаров и услуг, но и с благополучием общества той страны, в которой компания работает <10>.

<10> Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М., 2006. С. 8.

Следует выделить способы включения бизнеса в деятельность, имеющую социальную направленность. Прежде всего это механизм социального партнерства во всех допускаемых законодательством формах. Это различные формы сотрудничества с государственными органами и органами местного самоуправления.

Полагаем, что не следует воспринимать исполнение части социальных обязательств бизнес-сообществом как исполнение социальных функций государства. Потому как очевидно, что в данной ситуации мы можем говорить лишь об участии в реализации функций государства на определенных, взаимовыгодных условиях <11>.

<11> Рябова Е.В. Функция обеспечения правового порядка в период формирования правового Российского государства: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. С. 28.

Следует отметить, что к публичному интересу относится не всякий государственный интерес, находящий свое отражение в праве, а только тот, который выражает потребности общества.

Содержание публичного интереса составляют только общественные потребности. Притязания государства, выходящие за пределы потребностей общества, не совпадающие с ними, перестают быть содержанием публичного интереса и становятся наполнением сугубо государственного интереса, носителями которого чаще всего являются отдельные структуры или представители государственного аппарата <12>.

<12> Мамонтов В.А. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03, 12.00.01 / Моск. ун-т МВД РФ. М., 2012.

Для осуществления положительного влияния на экономику региона эффективным является заключение соглашений между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности по таким вопросам, как: организация отдыха работников и членов их семей, совместное содержание объектов социальной сферы, выплата заработной платы не ниже определенного участниками уровня и т.д. <13>.

<13> См.: Гаврилова И.Н. К вопросу о социальной ответственности бизнеса и государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 10. С. 27 - 31; Николаев О. Исконная черта "ЛУКОЙЛ" // Деньги и благотворительность. 2003. N 2 (47). С. 5.

Стоит ввести налоговые поощрения для тех предпринимателей, которые вкладывают свои средства в благотворительность. Кроме того, полагаем необходимым введение порядка обязательного раскрытия некой стандартизированной информации о социальных аспектах деятельности бизнеса (о сумме выданных ипотечных кредитов своим работникам, количестве местных предприятий малого бизнеса, с которыми налажено сотрудничество, стимулирующих тем самым экономику региона, о количестве летальных случаев на производстве, удельных выбросах вредных веществ и т.д.). Подобная информация дает представление о социальной ответственности той или иной компании. Думаем, что в этой ситуации государство должно взять в свои руки инициативу по определению параметров социальной ответственности национального бизнеса и формированию механизмов продвижения лучшего опыта в этой области. Особенно важным для развития социальной ответственности в стране является моральная поддержка данных процессов - учреждение званий, медалей, премий, грамот, проведение различных конкурсов и фестивалей, научно-практических конференций <14>.

<14> Харючи С.Н. О необходимости законодательного стимулирования социальной ответственности бизнеса // Юридический мир. 2008. N 11. С. 61 - 65.

Таким образом, соблюдение баланса интересов предпринимательства и публичных интересов способствует поддержанию социального мира, предотвращению общественных потрясений, стабильному экономическому развитию.

Литература

  1. Гаврилова И.Н. К вопросу о социальной ответственности бизнеса и государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 10. С. 27 - 31.
  2. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: учебное пособие. Казань, 2008.
  3. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М., 2006.
  4. Латухина К. Бизнес меняет прописку // Российская газета. 2014. 21 марта.
  5. Мамонтов В.А. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03, 12.00.01 / Моск. ун-т МВД РФ. М., 2012.
  6. Московцев В.В. Социальное рыночное хозяйство в России: вектор развития: монография. Тамбов, 2006.
  7. Николаев О. Исконная черта "ЛУКОЙЛ" // Деньги и благотворительность. 2003. N 2(47).
  8. Нуртдинова А.Ф. Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции // Журнал российского права. 2015. N 1.
  9. Олейник О.М. Понятие предпринимательской деятельности: теоретические проблемы формирования // Предпринимательское право. 2015. N 1. С. 3 - 17.
  10. Прохоров М. НЭП 2.0: об обороне и наступлении // Газета "Коммерсант". 2014. 17 апреля; 22 мая; 7 июля.
  11. Рябова Е.В. Функция обеспечения правового порядка в период формирования правового Российского государства: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
  12. Савичева Е.Ю. К вопросу о дефиниции категории "социальная ответственность бизнеса" // Российское предпринимательство. 2011. N 8. Вып. 1. С. 18 - 19.
  13. Социальная хартия российского бизнеса URL: http://www.rspp.ru/simplepage/474.
  14. Устав Международной организации труда: принят в 1919 г. Преамбула // Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции труда. Женева, 1996.
  15. Харючи С.Н. О необходимости законодательного стимулирования социальной ответственности бизнеса // Юридический мир. 2008. N 11. С. 61 - 65.
  16. Черкаев Д. Корпоративная социальная ответственность и этика: проблемы соотношения с российским правом. URL: www.incorpore.ru/ru/materials/our/korp/material32.html.