Мудрый Юрист

Надзор за исполнением законодательства на особо охраняемых природных территориях

Бердинских Светлана Владимировна, прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области.

В статье обосновывается актуальность осуществления и повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства на особо охраняемых природных территориях.

Ключевые слова: прокурорский надзор, особо охраняемые природные территории, нарушения законодательства, земельные участки.

Supervision over implementation of legislation on natural areas of special protection

S.V. Berdinskikh

Berdinskikh Svetlana Vladimirovna, Public Prosecutor of the Division, Public Prosecutor's Office of the Leningrad Region.

The article substantiates the relevance of the dissertation study the organization, implementation and increasing the effectiveness of supervision over the legislation on specially protected natural territories.

Key words: supervision over, specially protected natural territories, offense against the law, lands.

Закрепленные законодателем способы сохранения благоприятной окружающей среды на территории РФ - создание, развитие и защита особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния <1> (далее - ООПТ).

<1> Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Вместе с тем анализ состояния законности на ООПТ РФ свидетельствует о наличии многочисленных нарушений федерального законодательства, допускаемых как уполномоченными органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, так и физическими, и юридическими лицами <2>.

<2> См.: Татаринов А.Е. Надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях // Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: Пособие / Под общ. ред. А.В. Паламарчука. М., 2014. С. 210 - 213.

К наиболее существенным нарушениям в рассматриваемой сфере, которые могут привести к уничтожению природных комплексов и, соответственно, утрате средообразующей и рекреационной ценности территорий, относятся, на наш взгляд, незаконные формирование земельных участков, распоряжение ими и застройка в границах ООПТ.

Например, в ходе проверки исполнения земельного и природоохранного законодательства, проведенной в 2014 г. Волховской городской прокуратурой совместно с комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и другими уполномоченными органами, установлено, что на ООПТ памятник природы "Староладожский" органы местного самоуправления сформировали 11 земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".

Более того, 8 из 11 земельных участков предоставлены по договорам аренды физическим лицам, некоторые из которых возвели на них строения.

Вместе с тем п. 13 Паспорта особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Староладожский", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 г. N 494, определен режим охраны этой территории, в соответствии с которым в ее границах запрещаются строительство и инженерные работы, отвод земель под строительство.

Таким образом, земельные участки были сформированы с нарушением подп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции), следовательно, право на заключение договоров аренды спорных участков не могло быть предметом торгов.

Решениями Волховского городского суда по искам Волховского городского прокурора формирование всех указанных земельных участков было признано незаконным, договоры их передачи в аренду - недействительными, а также применены последствия недействительности ничтожной сделки - земельные участки возвращены в собственность Волховского муниципального района. Решения суда вступили в законную силу.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере использования ООПТ свидетельствует о наличии коллизий, требующих разрешения.

Представляется обоснованной точка зрения Н. Хлуденевой о том, что отсутствие в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" прямого запрета на упразднение ООПТ, равно как и четкой регламентации процедуры снятия правового статуса ООПТ, изменения границ таких территорий, влечет возникновение в правоприменительной практике случаев уменьшения площади и даже полной ликвидации ООПТ на основании решения государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принятого без проведения соответствующего экологического обследования природной территории и государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ <3>.

<3> См.: Хлуденева Н.И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды: Монография / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М, 2014.

В сложившихся условиях только эффективная надзорная деятельность органов прокуратуры, обладающих широкими полномочиями, сможет обеспечить законность на особо охраняемых природных территориях РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости комплексного исследования теоретических и практических проблем, возникающих при осуществлении прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, обобщения практики прокурорского надзора с целью установления наиболее эффективных в том или ином случае мер прокурорского реагирования, способствующих фактическому устранению выявленных нарушений.

Пристатейный библиографический список

  1. Татаринов А.Е. Надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях // Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: Пособие / Под общ. ред. А.В. Паламарчука. М., 2014.
  2. Хлуденева Н.И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды: Монография / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М, 2014.