Мудрый Юрист

Актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий в рамках СНГ

Мороз Наталия Олеговна, заместитель заведующего кафедрой международного права Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси Международного университета "МИТСО".

Настоящая статья посвящена институционным и договорно-правовым аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий в рамках СНГ. Предлагается расширить компетенцию Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. Обосновывается мнение о необходимости заключения международного соглашения о противодействии преступности в сфере высоких технологий в рамках СНГ.

Ключевые слова: борьба с преступностью в сфере высоких технологий, международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий, борьба с киберпреступностью, Содружество Независимых Государств, договорно-правовое сотрудничество, институционное сотрудничество.

Topical Issues of International Cooperation in Crime Prevention in the Field of High Technologies within the Framework of the Commonwealth of Independent States (CIS)

N.O. Moroz

Moroz Natalia O., Deputy Director of the International Law Department of the Educational Institution of the Federation of Trade Unions of Belarus International University "MITSO".

This article is dedicated to the institutional and contractual legal aspects of international cooperation in the fight against high-tech crime within the CIS. The broadening of the competence of the Bureau on coordination of the fight against organized crime and other forms of dangerous crime on the CIS countries territory is proposed. The opinion on necessity to conclude an international agreement on action against high-tech crime within the CIS is substantiated.

Keywords: combating high-tech crime, international cooperation in combating high-tech crime, fight against cybercrime, Commonwealth of Independent States, contractual legal cooperation, institutional cooperation.

В рамках СНГ предприняты определенные меры в целях усиления международного сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Тем не менее средства и способы совершения таких преступлений постоянно совершенствуются. В актах многих международных организаций рост транснациональной преступности в сфере высоких технологий рассматривается в качестве угрозы информационной безопасности. В связи с этим анализ существующих правовых и институционных инструментов, которыми располагает СНГ в рассматриваемой области, является актуальным.

Договорно-правовое сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий в рамках СНГ базируется на Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г. (далее - СПКИ).

СПКИ состоит из 17 статей. В нем определены четыре состава преступления, которые государства - участники Соглашения обязуются закрепить в своем уголовном законодательстве, если они совершены умышленно: 1) неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации; 2) создание, использование или распространение вредоносных программ; 3) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; 4) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права.

Наиболее детальную регламентацию в СПКИ получила процедура направления и исполнения запроса об оказании содействия (ст. 6 - 8). В Соглашении также закреплены нормы, касающиеся использования конфиденциальной информации, полученной от компетентного органа другого государства - участника СПКИ (ст. 9).

На наш взгляд, СПКИ имеет ряд неточностей.

  1. Название договора представляется не вполне удачным. Понятие "преступление в сфере компьютерной информации" не включает в себя ряд противоправных деяний, предметом которых не является компьютерная информация, однако которые совершаются с помощью компьютерных технологий.

Если оценить статистические данные Министерства внутренних дел Республики Беларусь, то доля хищений путем использования компьютерной техники среди всех совершенных преступлений в сфере высоких технологий составила: в 2011 г. - 95,6%, в 2012 г. - 94,5%, в 2013 г. - 89%, в 2014 г. - 88,8%. Это свидетельствует о том, что объектом подавляющего количества преступлений в сфере высоких технологий является не информационная безопасность (раздел XII Уголовного кодекса Республики Беларусь), а иные охраняемые законом общественные отношения. Таким образом, в случае совершения подобного противоправного деяния с иностранным элементом сотрудничество по его расследованию не будет подпадать под сферу регулирования СПКИ.

  1. СПКИ основано на традиционном представлении о правовой помощи. В.П. Талимончик, справедливо критикуя Соглашение, говорит следующее: "Вызывает удивление, что система электронных запросов на оказание правовой помощи не нашла своего применения в рамках СНГ. Поразительным является тот факт, что СПКИ... основано также на традиционном представлении о правовой помощи. Оно вкратце упоминает о новых технологиях при направлении запроса о правовой помощи, не упоминая о них при ответе" <1>.
<1> Талимончик В.П. Конвенции о киберпреступности и унификация законодательства // Информационное право. 2008. N 2. С. 29.

Действительно, в договоре, координирующем международное сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, должна как минимум учитываться природа данного вида преступлений. В связи с этим такой международный договор должен содержать нормы, закрепляющие специальные процессуальные формы сотрудничества <2>.

<2> См.: Мороз Н.О. Принципы международно-правового сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий // Российская юстиция. 2012. N 3. С. 29 - 30.
  1. В документе не называются компетентные органы для работы с запросами. В части 1 ст. 4 СПКИ говорится, что сотрудничество между сторонами в рамках настоящего Соглашения осуществляется между компетентными органами непосредственно.

Представляется, что установление четкого списка уполномоченных для сотрудничества органов поможет упростить применение Соглашения. Подобная практика получила распространение в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 г., Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г.

  1. В статье 7 СПКИ, которая посвящена процедуре исполнения запросов, во-первых, не содержится четко определенных случаев, когда исполнение запроса может быть приостановлено. Во-вторых, несмотря на специфику преступлений в сфере высоких технологий, ст. 6 требует обязательного письменного подтверждения запроса.
  2. Соглашением не рассматривается такая перспективная процессуальная форма сотрудничества, как создание совместных следственных групп.
  3. СПКИ не предусматривает таких важных положений, как решение вопросов, затрагивающих суверенитет государства (вопросы конкурирующей юрисдикции, передачи уголовного производства).
  4. СПКИ не обеспечивает должной защиты персональных данных.

Таким образом, договорно-правовое сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий в рамках СНГ нуждается в совершенствовании. Это обусловлено узким объектом правового регулирования СПКИ 2001 г., а также рядом неточностей, которые в нем содержатся. Необходим полный пересмотр СПКИ 2001 г., а не внесение в него поправок, поскольку предполагается изменение объекта данного международного Соглашения.

В договоре, пересматривающем СПКИ, - Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии преступности в сфере высоких технологий необходимо предусмотреть: цель Соглашения; определения всех значимых терминов; направления и процессуальные формы сотрудничества; компетентные органы для работы с запросами; порядок установления юрисдикции, а также разрешения конкуренции юрисдикций; нормы, направленные на согласование норм материального и процессуального права государств - участников СНГ в рассматриваемой сфере; положения об информационном взаимодействии, исполнении запросов, поручений, совместных расследованиях, передаче уголовного производства и защите информации, включая персональные данные; заключительные положения, касающиеся вступления в силу данного Соглашения, присоединения к нему, отношения к другим международным договорам.

В целях выявления особенностей институционной формы сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий в рамках СНГ считаем необходимым рассмотреть две основные области деятельности органов СНГ в данной сфере: 1) принятие актов и 2) практическая деятельность специальных органов.

Документы, касающиеся регулирования противодействия преступности в сфере высоких технологий, утверждаемые органами СНГ, можно разделить на следующие категории: модельные акты (Модельный уголовный кодекс СНГ от 17 февраля 1996 г., Модельный уголовно-процессуальный кодекс СНГ от 17 февраля 1996 г.), концепции (Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий), рекомендации (например, Постановление Межпарламентской ассамблеи СНГ от 28 сентября 2010 г. N 35-8 "О Рекомендациях по гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") и межгосударственные программы. Кроме того, в рамках СНГ планируется принять стратегию обеспечения информационной безопасности. Проект документа был одобрен Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ 28 ноября 2014 г.

Межгосударственные программы совместных мер борьбы с преступностью являются действенным правовым инструментом координации сотрудничества в борьбе с преступностью в рамках СНГ. Решение о действующей в настоящее время Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2014 - 2018 гг. было утверждено Советом глав государств СНГ 25 октября 2013 г. (далее - Программа).

Среди организационно-правовых мероприятий, закрепленных Программой, - подготовка и внесение на рассмотрение Совета глав государств проекта Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии преступности в сфере информационных технологий.

Полагаем не вполне обоснованным использование термина "преступность в сфере информационных технологий" для целей международного Соглашения. Это обусловлено тем, что понятие "информационные технологии": 1) является очень широким и многозначным; 2) включает в строгом смысле технические средства работы только с информацией, но не с данными; 3) не получило достаточного распространения в международной договорной практике государств, а также в актах органов ООН.

Полагаем, что понятие "преступление в СВТ" наиболее точно охватывает и отражает специфику средств осуществления преступных посягательств в рассматриваемой области.

В целях совершенствования и сближения национального законодательства в Программе предусмотрено разработать изменения и дополнения в Модельный уголовный кодекс по вопросам борьбы с преступлениями в информационной сфере.

Следует с сожалением отметить, что Программой не запланировано внесение изменений и дополнений в модельные уголовно-процессуальные нормы (например, урегулирование обыска и выемки в компьютерных сетях).

Обеспечение взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью является полномочием ряда органов СНГ: Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ, Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ; Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (в отношении организованной преступности международного характера). В рамках СНГ также действует специальный орган по борьбе с организованной преступностью - Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, действующее с 1993 г. (далее - Бюро СНГ) <3>. Тем не менее в СНГ не было создано специальных структурных единиц для координации сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий.

<3> Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств [принято в г. Москве 25.11.2005]: в ред. решения Совета глав правительств СНГ от 18.10.2011 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь".

Полагаем, что в целях повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий в рамках СНГ необходимо расширение компетенции Бюро СНГ.

В частности, считаем целесообразным наделить Бюро СНГ функцией содействия государствам - участникам СНГ в проведении судебных компьютерных экспертиз, поскольку: а) в рамках СНГ не существует органа, компетентного осуществлять такое содействие; б) осуществление данной функции будет обеспечено коллективными экспертно-криминалистическими ресурсами, что позволит более эффективно противодействовать преступности в сфере высоких технологий; в) государства - участники СНГ с различным потенциалом в области проведения судебных компьютерных экспертиз смогут обеспечить надлежащее уголовное преследование лиц, совершивших преступления в сфере высоких технологий.

Считаем целесообразным также ограничить сферу деятельности Бюро СНГ в рассматриваемой области наиболее серьезными преступлениями: а) совершенными организованными группами; б) связанными с детской порнографией в Интернете; в) наносящими ущерб критическим объектам и государственным информационным системам.

При этом для определения "серьезности" преступления может использоваться критерий, применяемый в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Так, в п. b ст. 2 данной Конвенции под серьезным понимается преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания.

Указанные выше предложения по расширению компетенции Бюро СНГ основаны на изучении опыта правового регулирования Европейского центра киберпреступности (Европол, Европейский союз) и Межамериканского комитета против терроризма (Организация американских государств). Полагаем, что этот опыт может быть использован применительно к СНГ по следующим причинам: а) Межамериканский комитет против терроризма, так же как и Бюро СНГ, не является специально созданным органом для координации сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. Такие полномочия были возложены на Межамериканский комитет против терроризма дополнительно и успешно им реализуются <4>; б) Европейский центр является подразделением Европола, созданным для противодействия новейшим вызовам информационной безопасности, которое не имеет аналогов в региональных международных организациях, в связи с чем его опыт уникален; в) компетенция Европейского центра киберпреступности, так же как и Бюро СНГ, ограничена наиболее серьезными преступлениями и носит координационно-операционный характер <5>.

<4> Work Plan of the Inter-American Committee against terrorism: approved at the Fourth Plenary Session, 7 March 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.cicte.oas.org/rev/en/meetings/sessions/12/2012%20WORK%20PLAN/DOC%205%20rev%201%202012%20WORK%20PLAN%20CICTE00752E04.pdf.
<5> Tackling crime in our digital age: establishing a European Cybercrime Centre: communication from the Commiss. to the Council a. the Europ. Parliament, COM/2012/0140 [Electronic resource]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2012:0140:FIN:EN:HTML.

Подводя краткие итоги, можем сделать два основных вывода:

  1. СПКИ имеет узкий объект правового регулирования, а также ряд неточностей. Необходим полный пересмотр СПКИ 2001 г., а не внесение в него поправок, поскольку предполагается изменение объекта данного международного Соглашения.
  2. Необходимо наделить Бюро СНГ полномочиями по содействию государствам - участникам СНГ в проведении судебных компьютерных экспертиз. Сферу деятельности Бюро СНГ в рассматриваемой области следует ограничить наиболее опасными преступлениями в СВТ.

Литература

  1. Будаковский Д.С. Способы совершения преступлений в сфере компьютерной информации // Российский следователь. 2011. N 4. С. 2 - 4.
  2. Мороз Н.О. Принципы международно-правового сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий // Российская юстиция. 2012. N 3. С. 29 - 30.
  3. Талимончик В.П. Конвенции о киберпреступности и унификация законодательства // Информационное право. 2008. N 2. С. 27 - 30.