Мудрый Юрист

Тенденции развития российской правовой среды в условиях глобализации

Гафуров Ярослав Маратович, аспирант кафедры теории и истории государства и права Международного юридического института.

В статье говорится о воздействии процессов глобализации на правовую среду современной России. В этой связи раскрываются тенденции влияния международного права на отдельные институты правовой среды. Показана роль Конституционного Суда в защите интересов российского государства. Отмечается пагубное влияние политики двойных стандартов, которая сложилась в мировой практике. Высказываются суждения о доминировании глобального права над национальным правом. Раскрывается специфика правоотношений, складывающихся у государства с неправительственными организациями и фондами, особенно с НКО и так называемым третьим сектором и бизнес-структурами.

Ключевые слова: глобализация, правовая среда, тенденции современного развития России, влияние международного права, мировой правопорядок, неправительственные организации в России, НКО, бизнес-структуры.

Trends of Development of the Russian Legal Environment under Globalization Conditions

Ya.M. Gafurov

Gafurov Yaroslav M., Postgraduate Student of the State and Law Theory and History Department at the International Law Institute.

The article talks about the impact of globalization on legal Wednesday of modern Russia. In this regard, reveals trends influence of international law on individual legal institutions Wednesday. The role of the Constitutional Court to protect the interests of the Russian State. Notes the harmful role of the policy of double standards that prevailed in the world. There are judgments about the dominance of global law over national law. Disclosed the specifics of the legal relationship emerging from States with non-governmental organizations and foundations, particularly with the NCB and the so-called third sector and business structures.

Key words: globalization, legal trends, Wednesday of the modern development of Russia, the influence of international law, the world legal order, non-governmental organizations in Russia, NGO, business structure.

После распада СССР российская правовая среда претерпела существенную трансформацию, практически все ее элементы подверглись кардинальным изменениям. Значительную роль в этом сыграл процесс глобализации. Сторонники глобализации оценивают ее результаты позитивно, считают, что она способствовала объединению различных правовых систем, нивелировав особенности внутреннего права отдельных государств. "Глобализация проявляется в интернационализации, представляя одну из главных тенденций развития права в XXI веке. Единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости государств диктуют необходимость того, чтобы их социально-экономические и политико-правовые системы были совместимы и способны взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой в целом в качестве ее составных частей" <1>.

<1> Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 24.

Глобализация постепенно захватывает все аспекты жизни российского социума, включая и правовую среду, в которой перестали функционировать старые правовые регуляторы, сформированные на базе советского права. Процессы правовой глобализации способствовали появлению новой иерархии правовых норм и правовых ценностей, отличных от предшествующих. Данные ценности не всегда коррелируются со сложившимся типом правосознания.

Существенное влияние глобализация оказала на правовую идеологию, которая утратила значение общественной стратегии, задающей цель, смысл и горизонт развития общества и государства. В соответствии со ст. 13 Конституции РФ в государстве утвердился идеологический плюрализм, определивший идеологическое многообразие. Это значит, что государство лишило себя права на приоритетную идеологическую доктрину как некую модель развития.

Еще древнегреческий философ Платон в трактате "Государство" указывал на необходимость формирования идейных убеждений для сплочения государства. Э. Дюркгейм представлял идеологию как способ социальной самоорганизации, как "социальный клей". Он констатировал, что общество способно выживать в ситуациях, когда между его членами существует значительная степень социальной однородности.

Таким образом, можно предположить, что глобализация как явление, будучи универсальным по своей природе и характеру феноменом, охватывает различные аспекты государственной и общественной жизни, включая правовую среду. Но, как и большинство явлений современного мира, глобализация имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Накопленный исторический опыт показывает, что провозглашаемые в качестве универсальных детерминант общечеловеческие ценности, выступающие как базовые принципы правового регулирования, не исчерпывают всего разнообразия особенностей национальных правовых систем. Увлечение переносом принятых в отдельных странах шаблонов правовой организации, не учитывающих особенностей менталитета и правовой культуры конкретного общества, губительно для него. Тенденции упрощенного понимания правового заимствования, проявляющиеся в правотворчестве, связанные с механическим переносом некоторых элементов иностранного законодательства в российскую правовую среду, заслуживают критического отношения.

Несмотря на то что тема глобализации получила достаточно широкую трактовку в разных гуманитарных науках, актуальность исследования не умаляется. Кроме прочего, она обусловлена противоречивостью суждений и неоднозначной оценкой в современной правовой науке российской правовой среды, которая трансформируется под воздействием процессов глобализации.

Одна из тенденций современного развития России непосредственно связана с глобальными процессами, интегрирующими в себя социально-экономическую, политическую и правовую жизнь. Если на социально-экономическую и политическую сферы активно влияет глобальная энергетическая политика, связанная с добычей и продажей нефти и газа, то в отношении права ситуация складывается иначе.

Можно констатировать, что влияние международного права на правовую среду России по сравнению с девяностыми годами прошлого века уменьшилось. Этому способствовали шаги, предпринятые нашим Конституционным Судом, который 7 декабря 2013 г. постановил, что "только он может разрешить вопрос о применимости законодательных норм, препятствующих исполнению постановления Европейского суда" <2>.

<2> Косов Ю. Этот вопрос получит международный резонанс. Русская народная линия, информационно-аналитическая служба. 2013. 13 декабря. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/13/etot_vopros_poluchit_mezhdunarodnyj_rezonans.

В.В. Путин на встрече с судьями Конституционного Суда по случаю 20-летия Конституции России подчеркнул: "Еще несколько лет назад невыполнение постановлений Конституционного Суда другими судебными органами было серьезной проблемой. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Считаю символичным, что буквально накануне юбилея Конституции вы приняли постановление, которым фактически защитили высочайший статус нашего Основного Закона и предложили алгоритм действий в случаях, когда решение Европейского суда по правам человека противоречит нормам нашей Конституции. Причем, на мой взгляд, вы сделали это в исключительно корректной, с юридической точки зрения, форме" <3>.

<3> Там же.

В соответствии с действующей ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г., утверждающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в качестве составной части правовой системы Российской Федерации, реализуется принцип, подчеркивающий общеобязательный характер императивных норм, - jus cogens. Императивная норма общего международного права "принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права, носящей такой же характер" <4>.

<4> Венская конвенция о праве международных договоров, ст. 53. Вена, 23 мая 1969 г. URL: http://base.garant.ru/2540820/#ixzz3tzjYr4MC.

Последние события, связанные с реализацией западными странами политики двойных стандартов против России, показали целесообразность усиления защиты интересов государства от воздействия международного права, выступающего в сложившейся ситуации в качестве рычага, дестабилизирующего развитие отечественной правовой системы.

Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге подтвердил тезис о приоритете Конституции России над международными правовыми нормами "в том случае, если они лучше защищают баланс прав и интересов" <5>. По его мнению, участие России в различных международных конвенциях и соглашениях никак не означает делегирования на этот уровень той или иной части национального суверенитета. "Россия добровольно возлагает на себя обязательства, перечисленные в этих международных документах, и оставляет за собой суверенное право окончательных решений в соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае спорных моментов" <6>.

<5> Корня А. Валерий Зорькин признал приоритет Конституции над международным правом // Ведомости. Безопасность и право. 2015. 28 мая. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/05/28/594165-valerii-zorkm-priznal-prioritet-konstitutsii.
<6> Там же.

Исходя из сложившейся политической обстановки, в начале декабря 2015 г. был подписан Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <7>, в котором предусмотрен специальный правовой механизм разрешения вопроса о возможности исполнения вынесенного по жалобе против России решения межгосударственного органа по защите прав человека. Специалисты считают, что данный документ позволит Конституционному Суду признавать невозможным исполнение решений международных инстанций, если они нарушают верховенство Основного Закона России.

<7> Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190427/ (дата обращения 16.02.2016).

Отмечая позитивную роль сделанного шага для развития российского государственного суверенитета, можно подчеркнуть, что институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы способствует созданию благоприятных правовых условий для реализации взятых международных обязательств. В то же время государство имеет суверенное право выбирать способы и процедуры реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве.

В отечественном правоведении время от времени появляются работы, в которых высказываются суждения о доминировании глобального права над национальным правом за счет интеграции основных элементов международного права в национальные правовые системы. При этом подчеркивается, что данный процесс является объективной необходимостью и закономерностью <8>.

<8> Богатырев В.В. Глобализация права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012. С. 3.

Мы отчасти разделяем данную точку зрения, однако считаем, что интеграционные процессы во многом зависят от складывающейся политической конъюнктуры и геополитических реалий.

Применительно к российской ситуации можно констатировать растущее несогласие некоторых представителей законодательной власти с имплементацией отдельных норм международного права в отечественную правовую среду, которая воспринимается ими как способ враждебного воздействия на отечественную правовую систему, разрушающую его правовые институты.

Полагаем, что крайние меры, связанные с ограничением действий международных норм в российском праве, не дадут позитивных результатов. Наиболее приемлемым соотношением международного и внутреннего права может быть синтез теорий дуализма и примата международного права, основанного на концепции единства права как социокультурного явления, порождающего правопорядок.

Международный и внутренний правопорядки тесно взаимодействуют. Вследствие этого возникает необходимость установления баланса отношений, способствующих формированию условий гармоничного сочетания в отечественном праве международных правовых регуляторов.

В то же время сохраняются области исключительного международно-правового и национально-правового регулирования, которые должны основываться на соответствующих приоритетах. Остается потребность в расширении областей совместного правового регулирования за счет рецепции международного права.

Другая тенденция связана с влиянием на российскую правовую среду мирового правопорядка. Диапазон этого влияния достаточно широк, начиная от создания и поддержки международных и региональных организаций, представляющих интересы гражданского общества, деятельности, связанной с охраной окружающей среды, заканчивая решением вопросов геополитического характера.

Формирование мирового правопорядка сочетается с решением ряда проблем национального и регионального уровней. Так как названный процесс подразумевает интеграцию различных по сферам деятельности участников, то существуют разнообразные подходы к пониманию актуальных проблем современного правопорядка. Это определено рядом причин: во-первых, неодинаковым уровнем культуры и качеством жизни; во-вторых, идеологической и военной конфронтацией; в-третьих, экономическим превосходством одних держав над другими, в-четвертых, религиозным и расовым фанатизмом, в-пятых, различным доступом к сырьевым рынкам и средствам коммуникации и т.д.

Среди государств - участников мирового правопорядка сложились две категории политических игроков. Первая категория заинтересована в укреплении и развитии миролюбивых и дружественных отношений между государствами и в установлении стабильного правопорядка. Вторая категория, наоборот, предпочитает расшатывать сложившийся правопорядок за счет распространения "цветных революций", санкций, внедрения двойных стандартов в международном праве, ведения информационных войн и т.д.

А.П. Мовчан считает, что "мировой правопорядок установлен и осуществляется на основе принципов и норм действующего международного права и направлен на обеспечение нормальных и миролюбивых отношений и сотрудничества между всеми государствами, независимо от их политических, экономических, социальных систем и от уровня их развития" <9>.

<9> Мовчан А.П. Международный правопорядок. М., 1996. С. 17.

По нашему мнению, это суждение ошибочно и в сложившихся политических условиях не выдерживает критики. Во-первых, потому, что "нормы действующего международного права" воспринимаются участниками международных отношений неоднозначно, во многих случаях они применяются в соответствии с политической конъюнктурой. Во-вторых, далеко не все страны стремятся к "обеспечению нормальных и миролюбивых отношений и сотрудничеству между всеми государствами". События последних лет показали, что существует много сил, поддерживающих дестабилизацию мировой системы. В-третьих, мировой правопорядок в современных условиях установлен не на базе международных норм, а на "праве сильного".

Полагаем, что современный мировой правопорядок - это система правоотношений, складывающихся на основе норм императивного характера общеобязательного права, имеющих выражение в принципах международного права, реализуемого в соответствии с политической конъюнктурой.

Международный правопорядок в последние десятилетия основывается на определенных моделях, прописанных ведущими странами. Самой распространенной моделью являлась модель демократического государства. Степень развития демократии западные специалисты связывают со степенью развития гражданского общества, которое раскрывается в деятельности общественных, неправительственных, негосударственных организаций. Помимо позитивной деятельности названные организации во многих странах осуществляли также и разрушительную работу, являясь проводниками цветных революций и переворотов.

Неправительственные организации в России создавались как социальные институты, составляющие основу гражданского общества. Через неправительственные организации и фонды, участвующие в социально-экономической деятельности, выстраивалась система правоотношений с государством. Особенно в этом направлении активизировали свою работу НКО, и в частности так называемый третий сектор.

В конце девяностых годов XX в. появился Федеральный закон "О некоммерческих организациях", способствовавший формированию правовых условий для становления экономики третьего сектора. Задача данного Закона состояла в создании условий для появления реальных участников гражданских правоотношений в некоммерческой сфере. В Законе определялись: правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, имущественные отношения, права и обязанности учредителей и участников, основы управления НКО и возможные формы их поддержки органами государственной власти и местного самоуправления.

Изначально законодатель рассматривал третий сектор как двигатель гражданских инициатив, посредством которого определенные социальные слои могли выражать свои позиции. Через третий сектор законодатель хотел реализовать социальную политику, возложив на членов организаций третьего сектора ответственность за социальное развитие и благополучие граждан. Подобный подход был скомпилирован из правовой системы США, где роль государства сводилась к минимуму ответственности за социальное благополучие своих граждан.

В российском обществе организации третьего сектора делятся на две группы. В первую входят структуры, защищающие интересы отдельных слоев населения (решающие сугубо социальные задачи). Вторую группу составляют организации, деятельность которых связана с решением глобальных общественных проблем.

Характерными отличительными признаками организаций третьего сектора можно считать: а) добровольный характер объединения; б) самостоятельный выбор направления деятельности и способов достижения поставленных целей; в) отсутствие юридической зависимости от государственных структур; г) функционирование, не связанное с коммерческой выгодой; д) общественную значимость их деятельности.

Название "третий сектор" - это условное название, отражающее сложившееся в мировой практике обозначение места негосударственных структур в экономическом и социальном пространствах определенной страны. В понимании специалистов важнейшим элементом экономико-правовой системы является первый сектор в лице государства и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Второй сектор - бизнес и частные организации, основной деятельностью которых является извлечение прибыли. Третий сектор - некоммерческие организации, занимающиеся общественно полезной деятельностью, не имеющие иерархии, не финансируемые из государственного бюджета и не ставящие цель, связанную с получением коммерческой прибыли.

По состоянию на 28 июля 2015 г. Минюстом РФ зарегистрировано 227 445 некоммерческих организаций. Из них в Москве - 34,5 тыс. (15,2% от общего числа), Московской области - 14,6 тыс. (6,4%), Санкт-Петербурге - 12 тыс. (5,3%), Краснодарском крае - 6,8 тыс. (3%). Среди зарегистрированных НКО 27,8 тыс. профсоюзов, 27,7 тыс. религиозных организаций, 22,3 тыс. некоммерческих и общественных фондов, 20,3 тыс. автономных некоммерческих организаций, 17,4 тыс. учреждений <10>.

<10> Некоммерческие организации в России. URL: http://tass.ru/info/671635 (дата обращения: 21.02.2016).

Лидеры известных в Российской Федерации неправительственных организаций высказываются за особый статус так называемого третьего сектора <11>, который в последнее время заинтересованные лица пытаются выставить на лидирующие позиции среди общественных организаций <12>.

<11> Зачем нужен третий сектор? URL: http://rus.ngo.pl/x/302383.
<12> Третий - не лишний. URL: http://www.ug.ru/old/ug_pril/ol/98/10/t4_1.htm.

Некоторые исследователи считают, что "третий сектор" должен быть независимым сектором, так как он осуществляет деятельность, направленную на утверждение общечеловеческих ценностей. Эту работу делают правозащитные, антивоенные организации, общества защиты животных и т.д. К данной категории можно отнести и религиозные организации.

Спектр интересов и область деятельности современных некоммерческих организаций очень широки. Одни организации пытаются способствовать решению глобальных проблем, другие обеспокоены положением небольших групп населения. Деятельность некоторых некоммерческих организаций связана с социально-экономическими задачами, иные специализируются на духовных, моральных, психологических проблемах.

Деятельность "третьего сектора" можно объединить по кластерам, определяющим их цели и задачи. Первое и наиболее значимое направление связано с утверждением общечеловеческих ценностей. Второе - направлено на коррекцию социально-экономических условий жизни людей. Главный постулат - борьба с бедностью и бездомностью, с преступностью и безработицей, забота о качестве здравоохранения и экологии, защита прав потребителей, лиц наемного труда. Третье направление связано с деятельностью по развитию интеллектуального и физического потенциала человека. Оно включает сферу образования, культуры и спорта. К этой категории причисляют деятельность, ориентированную на самореализацию человека вне области его профессиональной деятельности. Ее осуществляют разнообразные объединения по интересам.

"Третий сектор" пытается решать свои проблемы несколькими методами: воздействием на власть, апеллированием к общественности, экономическими способами.

Воздействие на власть направлено на стимулирование различного уровня правящих структур к решению определенных неправительственными организациями задач.

Апеллирование к общественности связано с политической поддержкой неправительственных организаций в процессе выборов в органы власти определенного кандидата, готового лоббировать интересы неправительственной организации.

Экономические способы напрямую связаны с производственной сферой, посредством которой организации "третьего сектора" получают средства к существованию. В ряде случаев некоммерческие организации создают собственные производственные подразделения - предприятия "третьего сектора".

Рассуждая о месте НКО в российском обществе и перспективах его развития, В.В. Путин отметил: "...когда мы говорим об НКО, работающих в политической сфере, то я считаю, что это должна быть такая деятельность, которая направлена на решение общенациональных задач, например на совершенствование политической системы, судебной, правоохранительной системы, а также правозащитной деятельности". По его словам, НКО недопустимо использовать в решении узкопартийных вопросов. "Иначе сама по себе суть некоммерческой организации пропадает. Политическая борьба, в том числе оппозиции с властью, должна переноситься в чисто политическую платформу, в сферу межпартийных отношений" <13>.

<13> Неправительственным организациям передадут часть социальных функций государства. 2015. 16 января. URL: http://pravdoryb.info/nepravitelstvennym-organizatsiyam-peredadut-chast-sotsialnykh-funlttsiy-gosudarstva.html.

Перспектив у социально ориентированных НКО намного больше, нежели у политически ангажированных организаций. По мнению главы государства, в сферу деятельности неправительственных организаций могут передать даже часть социальных функций региональных властей. "Я вообще думаю, что часть работы в социальной сфере, конечно, может быть передана в сферу деятельности некоммерческих организаций. Они более чутко относятся к проблемам общества и к тем проблемам, которые возникают по ходу решения тех или иных задач" <14>.

<14> Там же.

Таким образом, можно констатировать, что неправительственные организации вписались в современную российскую правовую среду, в большей массе их деятельность нацелена на укрепление потенциала гражданского общества, однако имеются и такие неправительственные структуры, чьи интересы не соответствуют задачам созидательного развития российского государства. Они определены в рамках действующего законодательства как иностранные агенты <15>. Им запрещается участвовать в выборах Президента РФ и депутатов Госдумы, в том числе проводить мониторинг выборов, участвовать в выборах в качестве независимых наблюдателей.

<15> Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента"; Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ"; Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"; Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления" // Система "Гарант". URL: http://base.garant.ru/70670078/#ixzz3WdW9Hl.

Литература

  1. Богатырев В.В. Глобализация права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012. 45 с.
  2. Корня А. Валерий Зорькин признал приоритет Конституции над международным правом // Ведомости. Безопасность и право. 2015. 28 мая.
  3. Косов Ю. Этот вопрос получит международный резонанс // Русская народная линия, информационно-аналитическая служба. 2013. 13 декабря.
  4. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000. 279 с.
  5. Мовчан А.П. Международный правопорядок. М.: РАН, Ин-т государства и права, 1996. 102 с.