Мудрый Юрист

Начало работ по кодификации трудового права германии в конце XIX - первой трети XX в. "комитет по трудовому праву" *

<*> Данная статья является продолжением цикла статей автора, посвященных истории трудового права Германии.

Лысенко Ольга Леоновна, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

В статье показана специфика формирования, а также основные направления деятельности созданного в 1919 г. при Имперском министерстве труда Комитета по трудовому праву (Arbeitsrechtsausschuss), главной задачей которого была разработка Единого закона о трудовом праве, по существу Трудового кодекса, Германии.

Ключевые слова: трудовое право Германии, история трудового права, Трудовой кодекс.

Commencement of Works on Codification of the Labor Law of Germany at the End of the XIX and first third of the XX Century. The Labor Law Committee

O.L. Lysenko

Lysenko Olga L., Assistant Professor of the State and Law History Department at the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University, Candidate of Legal Sciences.

The article describes specificity of formation and main lines of activities of the Labor Law Committee (Arbeitsrechtsausschuss) created in 1919 under the Imperial Ministry of Labor, the main task of which was development of the Uniform Labor Law Act (actually Labor Code) of Germany.

Key words: labor law of Germany, history of the labor law, Labor Code.

Федеративная Республика Германия является страной с одной из наиболее развитых систем трудового права. Однако и в настоящее время здесь по-прежнему отсутствует единый трудовой кодекс.

Идея создания единообразного трудового права в Германии восходит к концу XIX в. В ходе обсуждения проектов Германского гражданского уложения (ГГУ) в рейхстаге депутатами-социал-демократами и прежде всего Штадтгагеном (Stadthagen), автором известной книги "Право рабочих" ("Das Arbeiterrecht"), было предложено заменить название раздела 6 книги II ГГУ "Договор найма услуг" ("Dienstvertrag") на "Трудовой договор" ("Arbeitsvertrag"). Предлагалось изменить и названия сторон: вместо "нанимателя" ("Dienstberechtigter") и "нанявшегося" ("Dienstverpflichteter") поставить "работодателя" ("Arbeitgeber") и "наемного работника" ("Arbeitnehmer"). Предложенное Штадтгагеном определение трудового договора, которое должно было быть закреплено в тексте ГГУ, было следующим: "Трудовым договором (Arbeitsvertrag) является договор, коим работник (Arbeitnehmer) обязуется за условленное вознаграждение употреблять часть своей рабочей силы в домашнем хозяйстве или на промышленном предприятии работодателя (Arbeitgeber). Работником признается также лицо, занятое изготовлением промышленных продуктов для определенного предпринимателя вне его заведения, даже когда он сам поставляет сырье и вспомогательный материал" <1>.

<1> См.: Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ярославль, 1913 (М., 2006). С. 336 - 337.

В ходе дальнейшего обсуждения проекта ГГУ в рейхстаге предложенное Штадтгагеном определение было отклонено. В качестве причины указывалось, что "данное определение является слишком узким, что оно не отражает всего многообразия правовых отношений в данной области" <2>. Таким образом, в своей окончательной редакции ГГУ 1896 г. закрепило единое гражданско-правовое понятие договора найма услуг (Dienstvertrag), по которому "лицо, обещающее услуги, обязуется оказывать условленные услуги, а противная сторона - уплатить условленное вознаграждение" (§ 611) <3>.

<2> См.: Таль Л.С. Указ. соч. С. 337.
<3> Под влиянием социал-демократов в ГГУ были включены лишь отдельные нормы, содержащие усиленную защиту наемного работника, которые знаменитый германский юрист Отто фон Гирке назвал "каплями социального масла" ("Tropfen des sozialen "). К ним относятся § 612 (обязательность выплаты вознаграждения), § 616 (оплата временной нетрудоспособности), § 618 (соблюдение техники безопасности), § 624 (запрещение бессрочных и долгосрочных договоров найма услуг), § 630 (обязательность выдачи трудового свидетельства).

Отклонив предложение Штадтгагена, комиссия рейхстага тем не менее выразила свое пожелание, чтобы Правительство по возможности безотлагательно приступило к выработке единообразного правового регулирования в области найма труда <4>.

<4> См.: Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ярославль, 1913 (М., 2006). С. 337.

Это нашло свое закрепление в изданной 11 сентября 1896 г. (т.е. всего лишь несколько месяцев после принятия ГГУ) резолюции рейхстага, в которой говорилось о том, что "договоры, согласно которым кто-либо обязан употреблять часть своей духовной или физической рабочей силы (Arbeitskraft) в домашнем хозяйстве, на промышленном или ремесленном предприятии другого лица за условленное вознаграждение... в ближайшее время на всей территории Германской империи будут регулироваться единообразно" <5>. То есть резолюция почти дословно воспроизводила определение трудового договора Штадтгагена. Однако, поскольку ни резолюция, ни определение Штадтгагена не проводили четкого различия между трудовым договором, договором личного найма и договором подряда, а также не содержали понятия вознаграждения (Lohn, Gehalt, Honorar u.a.m.), дискуссия среди германских юристов по этому поводу затянулась на долгие годы, и создания единообразного правового регулирования трудовых отношений в Германии в тот период так и не произошло <6>.

<5> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. Von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 11.
<6> Подробнее о дискуссиях среди германских юристов о содержании понятия "трудовой договор" и возможных путях его законодательного закрепления см.: Лысенко О.Л. Становление института индивидуального трудового договора в германском праве в конце XIX - начале XX в. // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право". 2010. N 6. С. 32 - 55.

Новая эпоха в истории кодификации трудового права Германии началась с победой в 1918 г. Ноябрьской революции и установлением Веймарской республики, позволившей реализовать большое количество требований трудящихся и социал-демократов. Так, уже 15.11.1918 был заключен первый коллективный трудовой договор (Stinnes-Legien-Abkommen), названный впоследствии Magna Charta германских профсоюзов и ставший образцом для всех последующих коллективных договоров (Tarifvertraege) в Германии. Вскоре после этого, 23.12.1918, было принято первое в истории Германии Постановление о коллективных трудовых договорах (Tarifvertragsverordnung). 23.11.1918 был введен 8-часовой рабочий день (Arbeitszeitverordnung) <7>.

<7> Kaskel W. (neubearbeitet von H. Dersch). Arbeitsrecht. 4. Auflage. Berlin, 1932. S. 10.

В своем правительственном заявлении от 13.02.1919 первый канцлер Веймарской республики Филипп Шейдеманн (Philipp Scheidemann) выступил за пересмотр норм трудового права в условиях кардинальных изменений социально-экономической и политической обстановки в стране, последовавших после победы Ноябрьской революции. Однако уже вскоре вектор преобразований был направлен главным образом на кодификацию трудового права. 21.02.1919 председатель христианских профсоюзов Адам Штегервальд (Adam Stegerwald) потребовал создания единообразного трудового права (einheitliches Arbeitsrecht), Имперское правительство поддержало данную инициативу. На заседании Правительства 01.03.1919 Министр юстиции Ландсберг (Landsberg) заявил, что должны быть реализованы те пожелания, за которые выступают все трудящиеся и их профсоюзы - от христианских до социал-демократических <8>.

<8> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. Von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 34 - 35.

На следующий день ввиду готовящейся по инициативе коммунистов новой мощной забастовки рабочих один из членов кабинета озвучил позицию Правительства: "Мы выступаем за разработку "Кодекса экономической демократии" (Gesetzbuch der wirtschaftlichen Demokratie): мы создадим "органы экономической демократии" - рабочие советы, о чем мы уже говорили на переговорах с представителями шахтеров из Рурской области и из Халле, которые будут формироваться путем свободных выборов... Мы достигнем нашей основной цели - "экономической демократии"... В ближайшее время должен быть разработан Закон о единообразном, демократическом и социально ориентированном трудовом праве с целью достижения на предприятиях демократически организованных отношений; с тем чтобы договоры, в силу которых одно лицо обязано употреблять часть своей физической или умственной рабочей силы в пользу другого лица в домашнем хозяйстве, в промышленном или ремесленном производстве за оговоренную плату, в самое ближайшее время на всей территории Германии регулировались единообразно" <9>. Таким образом, Правительство почти дословно воспроизвело содержание резолюции рейхстага 1896 г. и определение трудового договора депутата-социал-демократа Штадтгагена.

<9> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. Von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 36.

Впоследствии это нашло свое закрепление в тексте Веймарской конституции 1919 г. Статья 157 гласит: "Рабочая сила стоит под особым покровительством империи. Империя вырабатывает единообразное трудовое право". Таким образом, кодификация в области трудового права была обозначена в качестве одного из приоритетных направлений для германского законодателя. Хотя само по себе понятие "единообразное право" является довольно размытым.

В условиях непрекращающихся стачек единый правовой документ прежде всего должен был охватить публично-правовую материю, связанную с регулированием деятельности профсоюзов и рабочих советов предприятий, проведением забастовок (так называемое "право объединений" - Koalitionsrecht), заключением коллективных трудовых договоров (Tarifvertragsrecht). По словам германского правоведа Тило Рамма, обещание создать единое трудовое право было своеобразным "оружием" имперского Правительства в политической борьбе против коммунизма, поскольку оно подходило как для социалистической, так и для либерально организованной буржуазной экономики <10>.

<10> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. Von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 36.

Еще до того как Национальное собрание закончило свою работу в 1919 г., глава Имперского министерства труда Густав Бауер (Gustav Bauer) выступил с идеей создания Комитета по кодификации действующего в Германии трудового права или буквально по разработке единообразного трудового права (einheitliches Arbeitsrecht). В своем письме, адресованном одному из будущих членов, Густав Бауер обосновал свое решение следующим образом: "Имперское правительство четко обозначило свою позицию по поводу необходимости скорого принятия закона о едином, демократическом трудовом праве. Этот закон должен охватить все сферы трудовых отношений. Это должно быть не только создание по возможности единого регулирования трудовых договоров для различных категорий наемных работников с учетом их специфики, но и регулирование различных коалиций и объединений (Koalitionsrecht), а также профессиональных союзов (Berufsvereine) и коллективных трудовых договоров (Tarifvertragsrecht). Поскольку до настоящего времени данная материя регулировалась исключительно специальным законодательством, будучи "распыленной" в большом количестве различных законов и постановлений, то по многим причинам она требует дополнения и совершенствования". Для этой цели, пишет он далее, "я планирую создать комитет, состоящий из наиболее компетентных в данной области специалистов. Этот комитет должен состоять из 18 человек, не считая референта Имперского министерства труда и представителей других органов Империи и земель, впоследствии, при необходимости, это число может быть увеличено". Комитет должен был постоянно заседать в Берлине в здании Имперского министерства труда, чтобы в случае надобности можно было быстро и результативно совместно решать различные вопросы <11>.

<11> Bohle T. Einheitliches Arbeitsrecht in der Weimarer Republik. , 1990. S. 7. Fussnote 1.

Созданный таким образом комитет получил официальное название "Комитет по трудовому праву" (Arbeitsrechtsausschuss). Формально-юридически данный Комитет обладал лишь консультативными полномочиями, вырабатывая для Имперского министерства труда "экспертные заключения" (Gutachten). Непосредственно ответственным за данную работу перед рейхстагом в соответствии со ст. ст. 54, 56, 59 Веймарской конституции был Министр труда. Данный Комитет не был полностью независимым: он был создан и заседал при Имперском министерстве труда. Председателями Комитета были сотрудники данного Министерства: до конца 1920 г. - Хейнц Зиефарт (Heinz Siefart), затем - Иоганн Фейг (Johannes Feig). В то же время влияние Министерства труда не было довлеющим, поскольку сотрудники Министерства не могли влиять на решения, принятые большинством членов Комитета <12>.

<12> Bohle T. Einheitliches Arbeitsrecht in der Weimarer Republik. , 1990. S. 8.

В состав Комитета вошли 19 членов, многие из которых были известными политиками, а также знаменитыми правоведами - авторами научных работ по трудовому праву. Среди них:

Впоследствии (после 1921 г.) состав комитета был расширен до 25 человек. В его состав, в частности, вошел известный германский правовед Юстус Вильгельм Гедеманн (Justus Wilhelm Hedemann) (1878 - 1963), профессор Университета г. Йены <13>.

<13> Bohle T. Einheitliches Arbeitsrecht in der Weimarer Republik. , 1990. S. 9 - 11.

Комитет по трудовому праву начал свою работу 2 мая 1919 г. в большом зале Имперского министерства внутренних дел (по адресу Берлин, Вильгельм-штрассе, 74). На первом заседании был составлен план работы. В его основу были положены предложения (Richtlinien die Besprechung), сформулированные сотрудником Имперского министерства труда и председателем Комитета Хейнцем Зиефартом. Были обозначены и основные стратегические направления деятельности.

Первое направление "Общие принципы создания единого трудового права" ("Allgemeine die Schaffung eines einheitliches Arbeitsrechts") включало в себя разработку единого кодекса в области трудового права, несмотря на то что эта идея была раскритикована как неосуществимая в работе Гуго Зинцхеймера "Об основных идеях и возможности создания единого трудового права для Германии" еще до начала I Мировой войны <14>. Кодификацию трудового права предлагалось отнести к исключительным полномочиям федерации, тем самым устранив действующие в данной области законы отдельных земель. В наибольшей мере это касалось регулирования труда шахтеров, сельскохозяйственных рабочих и домашней прислуги. Необходимо было также создать единообразное трудовое право для рабочих и служащих частных предприятий с учетом специфики работы различных категорий трудящихся. Следовало устранить все пробелы, неточности, привести все в соответствие с едиными требованиями. С самого начала работы Комитет отказался от жесткого деления материи на публично-правовую и частноправовую. Особое внимание необходимо было обратить на практику заключения коллективных трудовых договоров, предписания которых имели силу закона. Язык закона должен был быть простым и понятным основной массе населения <15>.

<14> Sinzheimer H. den Grundgedanken und die eines einheitlichen Arbeitsrechts Deutschland". Berlin, 1914. Об этом подробнее см.: Лысенко О.Л. Становление института трудового договора в германском праве в конце XIX - начале XX в. // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право". 2010. N 6. С. 46 - 47.
<15> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. Von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 39 - 40.

Второе направление "Предметы регулирования" (" der Regelung") или "Содержание Трудового кодекса" охватывало следующие вопросы:

Наконец, третье направление "Содержание и структура трудового права" ("Inhalt und Aufbau des Arbeitsrechts") предусматривало определение круга субъектов трудового права. К ним должны были относиться все наемные работники (рабочие и служащие частных предприятий), работодатели, а также лица, самостоятельно осуществляющие трудовую деятельность (например, лица, занимающиеся уходом за больными, выполнением определенной работы на дому и др.). Сами формулировки направлений показывают, что у комитета было много свободы действия <16>.

<16> Bohle T. Einheitliches Arbeitsrecht in der Weimarer Republik. , 1990. S. 12 - 13.

Структура трудового права должна была включать следующие элементы:

Таким образом, в состав Трудового кодекса предполагалось включить как частноправовые, так и публично-правовые нормы, в частности положения о советах на предприятиях , окружных рабочих советах , рабочих советах для отдельных хозяйственных отраслей и, наконец, имперском рабочем совете (Reichswirtschaftsrat), провозглашенные в ст. 165 Веймарской конституции.

Особое место в рабочем плане, предложенном Х. Зиефартом, должен был занять вопрос о создании самостоятельной трудовой юстиции. При этом изначально многие ратовали за то, чтобы данные вопросы ввиду своей особой актуальности и значимости решались не в рамках Трудового кодекса, а путем принятия специальных законов <17>.

<17> Что и было сделано: 04.02.1920 был принят Закон о советах предприятий , а 23.12.1926 - Закон о судах по трудовым спорам (Arbeitsgerichtsgesetz). См.: Bohle T. Einheitliches Arbeitsrecht in der Weimarer Republik. , 1990. S. 14 - 15.

Для реализации поставленных задач внутри Комитета по трудовому праву были организованы следующие подкомитеты .

I. Подкомитет, занимающийся разработкой "Общих положений" о трудовом договоре (Allgemeines Arbeitsvertragsrecht). Руководитель - знаменитый германский правовед, один из отцов-основателей науки трудового права Германии Гуго Зинцхеймер.

II. Подкомитет по трудовому договору для служащих частных предприятий (Angestelltenvertragsrecht). Руководитель - Георг Баум.

III. Подкомитет, разрабатывающий публично-правовые предписания о защите наемных работников ( Vorschrieften des Arbeiterschutzes). Руководитель - Ромер.

IV. Подкомитет по рабочим организациям и судам по трудовым спорам ( und Arbeitsgerichte). Руководитель - Мартин Ландесбергер.

V. Подкомитет по трудоустройству (Arbeitsvermittlung). Руководитель - Вальтер Каскель.

VI. Подкомитет по разработке правовых норм о коллективных трудовых договорах (Arbeitstarifrecht). Руководитель - Гуго Зинцхеймер.

VII. Подкомитет по объединениям в трудовом праве и забастовкам (Koalitionsrecht, ). Руководитель - Эрнст Франке.

VIII. Подкомитет, связанный с разработкой норм трудового права отдельных германских земель (Landarbeitsrecht). Руководитель - Пауль Оертманн.

IX. Подкомитет по нормам трудового права, применяемым исключительно на горно-рудных предприятиях (Bergarbeitsrecht). До 1921 г. этот подкомитет не имел руководителя. Впоследствии руководителем стал Имбуш (Imbusch) <18>.

<18> Bohle T. Einheitliches Arbeitsrecht in der Weimarer Republik. , 1990. S. 15 - 17. См. также: zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 41.

Кроме того, отдельные члены подкомитетов I и II входили в особый подкомитет, разрабатывающий нормы трудового права для так называемых торговых учеников или учеников на торговых предприятиях (Lehrlinge) <19>.

<19> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 42.

Важным условием членства в любом из подкомитетов было неучастие в каком-либо объединении или политической партии.

Вся деятельность по разработке проекта Трудового кодекса Германии должна была осуществляться в соответствии с разработанной процедурой. (Правда, впоследствии она была несколько дополнена и изменена.) Согласно процедуре руководитель каждого подкомитета (Unterausschuss) должен был поручить одному или нескольким его членам составление определенных разделов Трудового кодекса с обоснованием (комментариями). Далее весь подкомитет должен был ознакомиться с этими разделами и заслушать по этому поводу представителей объединений наемных работников и работодателей. Результатом этого должен был стать проект соответствующего раздела в будущем Трудовом кодексе.

Каждый подобный проект рассылался в письменном виде всем членам Комитета по трудовому праву (Arbeitsrechtsausschuss). Результаты голосования по проекту должны были определяться простым большинством. При этом председатель Комитета не мог участвовать в голосовании, дабы не оказать какого-либо давления на членов Комитета. Далее проект ложился на стол Имперского министра труда, который информировал об этом Имперское правительство в целом. Специальный Редакционный комитет должен был внести последние редакционные изменения. Он также должен был соединить все предложенные таким образом проекты отдельных разделов в единый проект Трудового кодекса и проверить, чтобы они согласовывались друг с другом.

Составленный таким образом проект Трудового кодекса в будущем должен был быть направлен в рейхстаг для принятия соответствующего закона <20>.

<20> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 42 - 43.

Имперское министерство труда могло следить за работой по составлению проекта Трудового кодекса и влиять на нее напрямую через председателя Комитета по трудовому праву (Arbeitsrechtsausschuss). Именно он координировал работу всех подкомитетов и мог привлечь к их работе также непосредственно членов Имперского министерства труда в качестве независимых референтов. Председатель Комитета по трудовому праву мог присутствовать на заседании всех подкомитетов, а также проводить заседания наряду с председателем подкомитета. Кроме того, Имперское министерство труда могло направлять Комитету по трудовому праву и непосредственные директивы, затрагивающие отдельные политические вопросы, а также определять наиболее приоритетное направление работ в рамках разработки проекта Трудового кодекса. Правда, как отмечал один из председателей Комитета Иоганн Фейг, этим своим правом Имперское министерство труда пользовалось крайне редко <21>.

<21> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 43.

В ходе составления проекта Трудового кодекса Германии наиболее активными оказались представители I и II подкомитетов.

I подкомитет под руководством легендарного Гуго Зинцхеймера представил проекты Законов "О просрочке принятия результатов выполненных работ" (Annahmeverzug), "Об обязанности работодателя выплаты жалованья" (Lohnzahlungspflicht), "Об аккорде" (Akkordrecht). Первые два проекта были разработаны П. Оертманном, последний - Вельблингом.

II подкомитет, состоящий всего из 4 членов и одного помощника, сумел представить три проекта: два проекта Закона "О трудовом договоре для служащих частных предприятий" (Angestelltengesetz) и один "Об Общих положениях трудового договора" (Allgemeines Arbeitsvertragsrecht) <22>.

<22> zu einem Deutschen Arbeitsvertragsgesetz. Hrsg. von Th. Ramm. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 43.

Указанные разработки свидетельствуют о том, что в это время начал постепенно исчезать характерный для правовой науки Германии конца XIX - начала XX в. "раздробленный" подход к рассмотрению трудового договора (разное регулирование трудовых отношений для различных видов трудовой деятельности) и начало формироваться единое понимание сущности трудового договора, независимо от вида работ. Результатом деятельности Комитета по трудовому праву стало создание проекта Единого закона о трудовом договоре (Entwurf eines Allgemeinen Arbeitsvertragsgesetzes) 1923 г. <23>, в основу которого был положен проект Закона о трудовом договоре 1919 г., разработанный известным германским правоведом Хейнцем Поттхоффом.

<23> Entwurf eines Allgemeinen Arbeitsvertragsgesetzes nebst Denkschrift. 28 S.-H. zum Reichsarbeitsblatt (RarbBl.) / Hrsg.v.der Reichsarbeitsverwaltung. Berlin. 1923. Подробнее о содержании проекта см.: Лысенко О.Л. Первые попытки кодификации трудового права в Германии: проект Единого закона о трудовом договоре (Entwurf eines Allgemeinen Arbeitsvertragsgesetzes) 1923 г. // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право". 2011. N 5. С. 93 - 109.

Литература

  1. Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ярославль, 1913. М., 2006. С. 336 - 337.
  2. Лысенко О.Л. Становление института индивидуального трудового договора в германском праве в конце XIX - начале XX в. // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право". 2010. N 6. С. 32 - 55, 46 - 47.
  3. Лысенко О.Л. Первые попытки кодификации трудового права в Германии: проект Единого закона о трудовом договоре (Entwurf eines Allgemeinen Arbeitsvertragsgesetzes) 1923 г. // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право". 2011. N 5. С. 93 - 109.

References

  1. Bohle T. Einheitliches Arbeitsrecht in der Weimarer Republik. , 1990. S. 7 - 17. Fussnote 1.
  2. Kaskel W. (neubearbeitet von H. Dersch). Arbeitsrecht. 4. Auflage. Berlin, 1932. S. 10.
  3. Sinzheimer H. den Grundgedanken und die eines einheitlichen Arbeitsrechts Deutschland. Berlin, 1914.