Мудрый Юрист

К вопросу классификации мер административного принуждения, применяемых таможенными органами

Сафоненков Павел Николаевич - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра таможенного права, Российская таможенная академия.

Предметом проведенного исследования является система мер административного принуждения, применяемых должностными лицами таможенных органов, правовые нормы административного принуждения в сфере таможенных правоотношений. В статье описаны различные виды мер административного принуждения и их классификации, предлагаемые разными исследователями, изложены критерии классификаций. Учитывая специфику деятельности таможенных органов, автором предложен свой вариант, по мнению автора, наиболее полной, структурированной, логически выверенной и научно обоснованной классификации мер административного принуждения, применяемых таможенными органами. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания (формально-правовой, аналитический, нормативно-логический, системный и др.). Автор выделяет подход А.В. Сургутсковой к основаниям классификации мер административного принуждения, соглашаясь с ним и с выводом о том, что уяснение сущности административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил и отграничение его от других видов государственно-правового принуждения придает практическую ценность классификации мер административного принуждения в сфере таможенных правоотношений.

Ключевые слова: административное принуждение, критерии, основания, классификация, таможенные органы, меры, обеспечение производства, пресечение, наказание, ответственность.

On the issue of classification of administrative enforcement measures applied by customs authorities

P.N. Safonenkov

Safonenkov Pavel Nikolaevich - PhD in Law, Senior Lecturer at the Russian Customs Academy, Department of Customs Law.

The research subject is the system of administrative enforcement measures applied by the officials of customs authorities, and the legal provisions of administrative enforcement in the sphere of customs legal relations. The author describes various types of administrative enforcement, and their classifications, proposed by the researchers, and explains the criteria of classification. Taking into account the specificity of customs authorities, the author proposes his own variant of, in his opinion, a more comprehensive, structured, logically verified and scientifically grounded classification of administrative coercive measures applied by customs authorities. The research methodology is based on the set of general scientific and specific methods of cognition (technical, analytical, logical, system, etc.). The author marks out the approach of A.V. Surgutkovskaya to the grounds of classification of administrative coercive measures, agrees with them and with the conclusion that the understanding of the essence of administrative enforcement in the cases of violation of customs rules, and its differentiation from other forms of administrative enforcement attaches practical value to the classification of administrative enforcement measures in the sphere of customs legal relations.

Key words: administrative enforcement, criteria, grounds, classification, customs authorities, measures, procedure, suppression, punishment, liability, administrative enforcement, criteria, justification, classification, customs authorities, measures, ensuring the production, suppression, punishment, responsibility.

Ввиду разнообразия мер административного принуждения, которые вправе применять уполномоченные государственные органы, вопрос их классификации имеет большое значение как для теории административного права, так и для правоприменительной практики.

Обратим внимание, что в научной и учебной литературе, как правило, выделяют следующие виды мер административного принуждения:

Меры административного пресечения и обеспечения производства, в свою очередь, также могут быть сгруппированы в несколько видов:

  1. имущественные (изъятие оружия, снос незаконно возведенных зданий и др.);
  2. технические (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, запрещение ремонтно-строительных работ на улицах или дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
  3. финансовые (отзыв лицензии на право осуществления финансовых операций, взимание финансовых средств в доход бюджета и др.);
  4. медико-санитарного характера (запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния, отстранение от работы инфекционных больных и др.);
  5. связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, приостановление действия лицензии);
  6. специального (исключительного) назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, резиновых палок, наручников и др.);
  7. применяемые непосредственно к личности правонарушителя (непосредственное физическое воздействие, административное задержание и др.).

Заметим, что меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности, зачастую предшествуя им и обеспечивая возможность фактической реализации административной ответственности.

Административная ответственность, в свою очередь, является видом юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, выражающаяся в применении уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

С административной ответственностью тесным образом связано административное взыскание, являющееся ее мерой, применяемой в связи с совершением административного правонарушения [1].

Характеризуя административную ответственность, как правило, выделяют следующие ее основные черты:

Очевидно, что административная ответственность обладает рядом особенностей, отличающих ее от других видов ответственности, однако основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

Основными видами административных наказаний являются: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выделены законодателем в отдельную 27 главу КоАП РФ и используются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ). Их основное назначение - создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

Наряду с анализом общих классификаций мер административного принуждения, обратим внимание на относительно недавние исследования ученых, предлагавших научные классификации мер административного принуждения при нарушении таможенных правил.

Е.И. Сидоров, учитывая предложенный Д.Н. Бахрахом критерий деления мер административного принуждения (трехзвенная классификация; основания - способ охраны правопорядка), выделяет:

Ч.В. Тедтоев, также следуя примеру Д.Н. Бахраха, применившего в качестве основания дифференциации способ охраны правопорядка, предлагает четырехзвенную классификацию мер административного принуждения при нарушении таможенных правил:

Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В., Калашникова И.А. и ряд других исследователей подразделяют меры административного принуждения при нарушении таможенных правил на пять групп:

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает исследование А.В. Сургутсковой, предложившей научную классификацию правового принуждения при нарушении таможенных правил [6].

Как отмечает А.В. Сургутскова, практическая ценность ее классификации заключается в уяснении сущности административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил как единого обобщающего понятия и отграничении его от других видов государственно-правового принуждения.

Придерживаясь практики использования учеными нескольких оснований для классификации, первоначально А.В. Сургутскова использует дихотомическое деление административно-принудительных мер на две группы по критерию использования в производстве по делам об административном правонарушении в области таможенного дела, обращая внимание при этом, что каждое конкретное дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 16 КоАП РФ, представляет собой диалектический сплав как минимум трех составляющих: 1) юридического производства; 2) жизненного случая; 3) совокупности документов [7].

В результате операции первоначального деления А.В. Сургутскова получает следующие самостоятельные ярусы мер:

  1. административно-правовые меры принуждения, осуществляемые за рамками производства по делам об административных правонарушениях при нарушении таможенных правил;
  2. административно-правовые принудительные меры, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях при нарушении таможенных правил.

А.В. Сургутскова замечает, что ни один из полученных таксонов не является концевым, т.е. далее неделимым, в связи с чем продолжает операцию деления, используя в качестве традиционного основания способ охраны правопорядка, и получает следующую классификацию мер административного принуждения при нарушении таможенных правил:

I. Административно-правовые меры пресечения презюмируемой и непосредственной опасности нарушения таможенных правил:

  1. ординарные:
  1. экстраординарные: применение физической силы; применение специальных средств; использование служебных собак; применение огнестрельного оружия.

II. Административно-правовые принудительные меры, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях при нарушении таможенных правил:

  1. административно-процессуальные меры принуждения:
  1. меры административного наказания:

Опираясь на работу А.В. Сургутсковой и ее логичный принципиальный подход к классификационному делению мер административного принуждения, применяемых таможенными органами, в качестве обособленной группы мер административно-правового принуждения, содержащихся в таможенном законодательстве, выделим:

В итоге, делая ряд поправок классификации, предложенной А.В. Сургутсковой, в связи с изменившимся таможенным законодательством и устраняя некоторые технические неточности данной классификации и в то же время соглашаясь с принципиальным подходом названного автора к классификации мер административного принуждения, предлагаем следующий авторский вариант классификации мер административного принуждения, применяемых таможенными органами:

I. Административно-правовые меры пресечения опасности нарушения законодательства и недопущения (устранения) вредных последствий:

1) общие:

2) специальные:

II. Административно-правовые принудительные меры, применяемые при производстве по делам об административных правонарушениях таможенными органами:

1) административно-процессуальные меры принуждения (меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях):

2) меры административного наказания:

Данная классификация мер административного принуждения, применяемых таможенными органами, на наш взгляд, является наиболее полной, структурированной, логически выверенной и научно обоснованной среди различных вариантов предлагаемых исследователями классификаций.

Библиография:

  1. Основы права / Под редакцией профессора З.Г. Крыловой. ГУП Издательство "Высшая школа" 2000 // http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-2/32.htm.
  2. Сидоров Е.И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела: Автореф. дис. .. канд. юрид. наук. М., 2008.
  3. Тедтоев Ч.В. Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
  4. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 290 - 302.
  5. Калашникова И.А. Административное производство по применению мер принуждения таможенными органами Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 2.
  6. Сургутскова А.В. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Юж.-Ур. гос. ун-т. Омск, 2011. 201 с.
  7. Кальницкий В.В., Марфицин П.Г. К вопросу о понятии "уголовное дело" // Научный вестник Омской академии МВД России. 2001. N 1(13). С. 32.

References (transliterated):

  1. Osnovy prava / Pod redaktsiei professora Z.G. Krylovoi. GUP Izdatel'stvo "Vysshaya shkola" 2000 // http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-2/32.htm.
  2. Sidorov E.I. Mery obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh v oblasti tamozhennogo dela: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008.
  3. Tedtoev Ch.V. Mery administrativnogo prinuzhdeniya, primenyaemye tamozhennymi organami: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2001.
  4. Bakaeva O.Yu., Matvienko G.V. Tamozhennoe pravo Rossii: Uchebnik / Otv. red. N.I. Khimicheva. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2007. S. 290 - 302.
  5. Kalashnikova I.A. Administrativnoe proizvodstvo po primeneniyu mer prinuzhdeniya tamozhennymi organami Rossiiskoi Federatsii: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. S. 2.
  6. Surgutskova A.V. Administrativno-pravovoe prinuzhdenie, primenyaemoe pri narushenii tamozhennykh pravil: Avtoref. ... dis. kand. yurid. nauk. Yuzh.-Ur. gos. un-t. Omsk, 2011. 201 s.
  7. Kal'nitskii V.V., Marfitsin P.G. K voprosu o ponyatii "ugolovnoe delo" // Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii. 2001. N 1(13). S. 32.