Мудрый Юрист

Правовая охрана безопасности дорожного движения

Акопджанова Марианна Олеговна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права, Краснодарский государственный университет культуры и искусств.

Предметом настоящего исследования является рассмотрение особенностей применения действующего российского законодательства, обеспечивающего правовую охрану безопасности дорожного движения посредством закрепления прав и обязанностей участников дорожного движения, а также ответственности за их несоблюдение. В рамках статьи уделяется внимание особенностям регулирования рассматриваемой системы общественных отношений подзаконными нормативно-правовыми актами; судебной практике применения норм действующего российского законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, судебному толкованию, разъяснениям высших судебных органов, позволяющим унифицировать практику разрешения соответствующих категорий дел, обеспечить максимально эффективную защиту прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены особенности применения действующего гражданского, административного и уголовного законодательства, содержащего правовые нормы об обеспечении соблюдения правил безопасности дорожного движения, об установлении ответственности (соответственно гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой) за их нарушение. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.

Ключевые слова: закон, судебная практика, Правила дорожного движения, правоприменительная деятельность, права человека, государство, общество, законные интересы, защита прав, борьба с преступностью.

Legal protection of road traffic safety

M.O. Akopdzhanova

Akopdzhanova Marianna Olegovna - PhD in Law, Senior Educator, the department of Criminal and Penal law, Krasnodar State University of Culture and Art.

The research subject is the study of the peculiarities of application of the current Russian legislation, which ensures legal protection of road traffic safety by means of legal consolidation of rights and responsibilities of road users, and the responsibilities for their violation. The author pays attention to the peculiarities of regulation of this system of social relations by subordinate regulatory acts; to the judicial practice of application of the current Russian legislation about road traffic safety ensuring, judicial interpretation, explanations of the highest judicial bodies, allowing unifying the practice of solution of cases, providing the most effective protection of rights and freedoms of citizens and legal interests of the society and the state. The research methodology comprises the set of general scientific and specific methods, including the methods of analysis, synthesis, systematization and generalization, and the formal logical method. The author defines the peculiarities of application of the current civil, administrative and criminal legislation, containing legal provisions about ensuring the observance of rules of road traffic safety, imposition of liability for their violation. The results of the research can be used by law enforcement authorities, students, postgraduates, and all interested in the problems of jurisprudence.

Key words: law, judicial practice, rules of the road, law enforcement activity, human rights, state, society, legal interests, protection of rights, crime prevention, law, court practice, the rules of the road, enforcement, human rights, state, society, legitimate interests, rights protection, fighting crime.

Правовая охрана безопасности дорожного движения осуществляется действующим российским законодательством посредством установления в зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения.

Гражданская ответственность предполагает все виды возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного в результате правонарушения. В качестве ответчиков по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, привлекаются владельцы транспортных средств, на которых в соответствии с п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. К числу владельцев источника повышенной опасности относятся организация или гражданин, осуществляющие его эксплуатацию в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на иных законных основаниях (например, в силу договора аренды, проката, безвозмездного пользования, доверенности на право управления транспортным средством, распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Административная ответственность устанавливается за следующие виды нарушения Правил дорожного движения: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического осмотра; с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых, звуковых сигналов; незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси, незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид"; управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак "Инвалид"; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством; водителем, находящимся в состоянии опьянения; передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; превышение установленной скорости движения; нарушение правил движения через железнодорожные пути; нарушение правил движения по автомагистрали; проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение правил маневрирования; нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона; несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги; непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами; непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения; нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств; нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией, знаком аварийной остановки; правил перевозки грузов, буксировки; правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов; опасных грузов; нарушение правил учебной езды; перевозки людей; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего; невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства; невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием; нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах; нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения; нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего; выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов, с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб; нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, не имеющего российского национального водительского удостоверения; повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию; нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства; несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (глава 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [6].

За наиболее тяжкие по характеру и степени общественной опасности нарушения Правил дорожного движения в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность [1, 2, 4]. В частности, к числу преступлений, нарушающих Правила дорожного движения, законом отнесены:

  1. нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК РФ).

Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением безопасности дорожного движения. Объективная сторона состава включает совершение действий (бездействия), нарушающих Правила дорожного движения; общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

Предметом преступления выступают автомобиль, трамваи либо другое механическое транспортное средство. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") механическое транспортное средство определяется как любое транспортное средство, приводимое в движение двигателем. К механическому транспортному средству могут также относиться трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (примечание 1 к ст. 264 УК РФ).

Диспозиция уголовно-правовой нормы (ст. 264 УК РФ) является бланкетной, поскольку в каждом случае квалификации деяния по данной статье правоприменитель должен обращаться к нормам законодательства России, устанавливающим обязанность по соблюдению Правил дорожного движения (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")). При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, суды указывают в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или Правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось данное нарушение. В случае наступления указанных в ст. 264 УК РФ последствий не в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а, в частности, при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264 УК РФ, а по иным статьям УК РФ (в зависимости от наступивших последствий и формы вины), предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения") [3, 5].

По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, является материальным: для наступления уголовной ответственности требуется устанавливать наличие общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 августа 2007 года N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека", тяжкий вред здоровью человека предполагает вред, опасный для жизни человека: потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функции; прерывание беременности; психическое расстройство; заболевание наркоманией или токсикоманией; неизгладимое обезображивание лица; значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полную утрату профессиональной трудоспособности.

Для установления тяжкого вреда здоровью человека достаточно наличия хотя бы одного из данных признаков. Степень тяжести вреда определяется экспертом по результатам судебно-медицинской экспертизы.

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. Производство судебно-медицинской экспертизы в данном случае ограничивается только установлением неизгладимости указанного повреждения.

Субъективная сторона преступления, указанного в ст. 264 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины (в виде легкомыслия или небрежности): виновный предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть данные последствия.

Устанавливая вину водителя в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, вследствие превышения скорости движения транспортного средства, правоприменитель руководствуется п. 10.1 Правил дорожного движения, закрепляющего обязанность водителя вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывать при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. В случае возникновения опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает в случае наличия у водителя технической возможности избежать дорожно-транспортного происшествия и если между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

В случае если материалы дела позволяют констатировать умышленное использование виновным транспортного средства с целью причинения вреда здоровью потерпевшего, действия виновного подлежат квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за преступления против личности.

В качестве субъекта преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, выступает физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации). При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", субъектом преступления может быть признан как водитель, сдавший экзамены на право управления транспортным средством и получивший соответствующее удостоверение, так и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В качестве квалифицирующих признаков, влекущих более строгую ответственность, в ч. 2 - 6 ст. 264 УК РФ указаны: нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека; повлекшее по неосторожности смерть человека; повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;

  1. следующим преступлением, посягающим на общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, является нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ).

Отграничение данного состава преступления от предусмотренного ст. 264 УК РФ проводится по признакам объективной стороны, субъективной стороны и субъекта преступления.

Объективная сторона преступления, указанного в ст. 264.1 УК РФ, заключается в управлении автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ либо ст. 264.1 УК РФ.

Диспозиция данной уголовно-правовой нормы также является бланкетной, поскольку обязанность соблюдения Правил дорожного движения, за нарушение которых предусматривается уголовная ответственность в ст. 264.1 УК РФ, изначально установлена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"), к которому правоприменитель должен обращаться в каждом случае рассмотрения уголовного дела по признакам нарушения Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ).

Состав данного преступления по конструкции объективной стороны является формальным: для наступления уголовной ответственности достаточно установления факта перемещения виновного лица с помощью механического транспортного средства в пределах дороги; наступление последствий юридического значения для квалификации по ст. 264.1 УК РФ не имеет.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины: лицо осознавало общественную опасность управления транспортным средством в состоянии опьянения, желало осуществления данных действий в указанном состоянии либо относилось к нему безразлично.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 264 УК РФ состояние опьянения как конструктивный признак состава преступлений, предусмотренных ст. 264 и 264.1 УК РФ, предполагает наличие алкогольного или наркотического опьянения, наличие в организме лица психотропных веществ; факт установления опьянения также констатируется в случае отказа лица, управляющего механическим транспортным средством, выполнить законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Субъект преступления - специальный: лицо, находящееся в состоянии опьянения, ранее подвергнутое административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ либо ст. 264.1 УК РФ. Факт привлечения к административной или уголовной ответственности (наличия судимости) должен быть подтвержден документально. В качестве свидетельства о наличии специальных признаков субъекта преступления по ст. 264.1 УК РФ могут выступать постановление уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности за указанные выше административные правонарушения либо приговор суда по уголовному делу о признании лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ либо ст. 264.1 УК РФ. Согласно ст. 86 УК РФ, судимостью признается период со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость считается погашенной: по истечении испытательного срока (в отношении лиц, условно осужденных); по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания (в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы); по истечении трех лет после отбытия наказания (в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести); по истечении восьми лет после отбытия наказания (в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления); по истечении десяти лет после отбытия наказания (в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления). В качестве основания досрочного погашения (снятия) судом судимости с обратившегося с соответствующим ходатайством осужденного является безупречное поведение данного осужденного после отбытия наказания и возмещение им вреда, причиненного преступлением. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью. Таким образом, в случае установления факта управления механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим погашенную или снятую судимость, данное лицо не привлекается к уголовной ответственности по указанному в диспозиции ст. 264.1 УК РФ основанию, связанному с судимостью, а в случае отсутствия и иных признаков состава данного преступления оно подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения.

Указывая в диспозиции нормы ст. 264.1 УК РФ в качестве признака данного преступления рецидив преступлений (совершение умышленного преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ), законодатель предписывает при назначении наказания виновному лицу руководствоваться исключительно санкцией ст. 264.1 УК РФ; при этом повторный учет рецидива преступлений - учет в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, не требуется, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 63 УК РФ, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Библиография:

  1. Акопджанова М.О. Критерии эффективности диспозиции уголовно-правовой нормы // Право и политика. 2015. N 1. С. 64 - 68. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.1.10656.
  2. Акопджанова М.О. О роли уголовно-правовой науки в законотворческом процессе // Политика и общество. 2014. N 1. С. 76 - 81. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.1.9217.
  3. Акопджанова М.О. Воплощение принципа верховенства права в законодательстве и правоприменительной деятельности // Административное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 186 - 189. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.2.10825.
  4. Акопджанова М.О. Современная уголовно-правовая политика России // Право и политика. 2013. N 7. С. 903 - 906. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.7.8636.
  5. Акопджанова М.О. Проблемы применения действующего уголовного законодательства России // Российская юстиция. 2013. N 11. С. 44 - 46.
  6. Акопджанова М.О. Особенности применения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцами транспортных средств // Полицейская и следственная деятельность. 2015. N 2. С. 1 - 9. DOI: 10.7256/2409-7810.2015.2.14746. URL: http://e-notabene.ru/pm/article_14746.html.
  7. Антропова Ю.Ю., Калинин И.А. Безопасность дорожного движения в Свердловской области: анализ проблемы и изучение общественного мнения // Национальная безопасность // Nota bene. 2014. N 2. С. 217 - 226. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.10856.
  8. Почтарев А.А. Страхование как непоименованный в Гражданском кодексе РФ способ обеспечения обязательств // Право и политика. 2015. N 3. С. 404 - 410. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.3.14581.
  9. Демаков Р.А. Оптимизация законопроектной деятельности правительства: правовой опыт России и зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения // Journal of foreighn legislation and comparative law. 2013. N 2. С. 328 - 333.
  10. Зиганшин М.М. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатриды) - участников дорожного движения // Полицейская деятельность. 2014. N 6. С. 501 - 511. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.6.13827.
  11. Акопджанова М.О. Теоретические и практические аспекты криминализации общественно опасных посягательств // Полицейская и следственная деятельность. 2014. N 3. С. 1 - 5. DOI: 10.7256/2409-7810.2014.3.13920. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_13920.html.

References (transliterated):

  1. Akopdzhanova M.O. Kriterii effektivnosti dispozitsii ugolovno-pravovoi normy // Pravo i politika. 2015. N 1. S. 64 - 68. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.1.10656.
  2. Akopdzhanova M.O. O roli ugolovno-pravovoi nauki v zakonotvorcheskom protsesse // Politika i obshchestvo. 2014. N 1. S. 76 - 81. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.1.9217.
  3. Akopdzhanova M.O. Voploshchenie printsipa verkhovenstva prava v zakonodatel'stve i pravoprimenitel'noi deyatel'nosti // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2014. N 2. S. 186 - 189. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.2.10825.
  4. Akopdzhanova M.O. Sovremennaya ugolovno-pravovaya politika Rossii // Pravo i politika. 2013. N 7. S. 903 - 906. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.7.8636.
  5. Akopdzhanova M.O. Problemy primeneniya deistvuyushchego ugolovnogo zakonodatel'stva Rossii // Rossiiskaya yustitsiya. 2013. N 11. S. 44 - 46.
  6. Akopdzhanova M.O. Osobennosti primeneniya zakonodatel'stva ob obyazatel'nom strakhovanii grazhdanskoi otvetstvennosti vladel'tsami transportnykh sredstv // Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. 2015. N 2. S.1 - 9. DOI: 10.7256/2409-7810.2015.2.14746. URL: http://e-notabene.ru/pm/article_14746.html.
  7. Antropova Yu.Yu., Kalinin I.A. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya v Sverdlovskoi oblasti: analiz problemy i izuchenie obshchestvennogo mneniya // Natsional'naya bezopasnost' // Nota bene. 2014. N 2. C. 217 - 226. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.10856.
  8. Pochtarev A.A. Strakhovanie kak nepoimenovannyi v grazhdanskom kodekse RF sposob obespecheniya obyazatel'stv // Pravo i politika. 2015. N 3. C. 404 - 410. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.3.14581.
  9. Demakov R.A. Optimizatsiya zakonoproektnoi deyatel'nosti pravitel'stva: pravovoi opyt Rossii i zarubezhnykh stran // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya // Journal of foreighn legislation and comparative law. 2013. N 2. C. 328 - 333.
  10. Ziganshin M.M. Administrativno-pravovoi status inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva (apatridy) - uchastnikov dorozhnogo dvizheniya // Politseiskaya deyatel'nost'. 2014. N 6. C. 501 - 511. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.6.13827.
  11. Akopdzhanova M.O. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty kriminalizatsii obshchestvenno opasnykh posyagatel'stv // Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. 2014. N 3. C. 1 - 5. DOI: 10.7256/2409-7810.2014.3.13920. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_13920.html.