Мудрый Юрист

Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи в России

Филимонова Ирина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск.

Беденков Владимир Владимирович, ассистент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

Предметом данного исследования являются: основные подходы к пониманию правовой культуры, особенности правовой культуры россиян, факторы, влияющие на ее состояние, а также меры, способствующие повышению уровня правовой культуры одной из крупнейших социально-демографических групп общества - молодежи. Цель статьи состоит в предложении конкретных мер повышения уровня правовой культуры современной молодежи в России. Авторами использовались такие методы исследования, как диалектический, логический, системно-структурный, герменевтический, формально-юридический. Результатом работы стал комплекс предложенных исследователями общих и специальных мер, которые будут способствовать повышению уровня правовой культуры российской молодежи, выработанных с учетом действующего российского законодательства и правоприменительной практики. Делается вывод о том, что только при системном применении указанных мер возможно преодоление правового нигилизма, формирование соответствующего правового менталитета и повышение уровня правовой культуры молодежи.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовой менталитет, деформация правового сознания, правовой нигилизм, правовые ценности, правовая грамотность.

The problem of legal culture level increase of youth in Russia

I.V. Filimonova, V.V. Bedenkov

Irina V. Filimonova, PhD in Law, Associate Professor of the Department of "Theory and history of state and law" of Pyatigorsk branch of North Caucasian Federal University, Pyatigorsk.

Vladimir V. Bedenkov, teaching assistant of the Department of "Theory and history of state and law", Altai State University, Barnaul.

The subject of this research are the basic approaches to understanding of legal culture and the particularities of the legal culture of Russians as well as the factors affecting its' condition and the measures encouraging increase of legal culture level of one of the largest socio-demographic groups in society - the young generation. The main goal of this article is to propose concrete measures to improve the level of legal culture of modern youth in Russia. The authors have employed such research methods as dialectical, logical, systemic-structural, hermeneutical and formal legal methods. As the result, a complex of general and specific measures that will contribute to increase the legal culture level of Russian youth has been proposed by the researchers based on current Russian legislation and law enforcement practice. It is concluded that only the systemic usage of these measures provides the possibility to overcome legal nihilism, to form a legal mentality and increasing the level of legal culture of youth.

Keywords: legal culture, legal awareness, legal mindset, deformation of legal consciousness, legal nihilism, legal values, legal literacy.

Понятие "правовая культура" весьма широкое и многогранное. В юридической науке это понятие в основном рассматривается с философской, антропологической, деятельностной, информационно-семиотической, юридико-социологической и аксиологической позиций. С точки зрения философии правовая культура представляет собой "своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу" [1]. Данное определение понятия страдает некоторыми недостатками. В частности, следует говорить не о юридическом богатстве, а, скорее, о правовых ценностях, накопленных данным сообществом. Очевидно также, что уровень правовой культуры оценивается не только в результате анализа качества права и юридической техники. Это позитивистский подход. Следует учитывать и степень развития правосознания граждан, которая определяется многими факторами. К тому же правовая культура - это область не только духовного, но и вполне материального начала хотя бы потому, что материальные предметы (к примеру, документы) выступают средством обеспечения и сопровождения юридической деятельности.

С точки зрения антропологии под правовой культурой понимается проявление самых разнообразных сфер правовой жизни; это совокупность юридических благ, созданных человечеством за все периоды его существования [2]. Такое понимание не вносит ясности в рассматриваемое понятие. Констатируется тот факт, что правовая культура выступает продуктом деятельности человека и находит свое отражение в совокупности правовых ценностей.

В рамках деятельностного подхода правовая культура рассматривается как вид творческой деятельности, причем это не только сам процесс такой деятельности, но и ее результат. Как отмечает П.А. Шашин, правовая культура в широком смысле слова - это результаты и последствия правовой жизни общества, а в узком смысле слова - результаты юридической деятельности [3]. Действительно, чаще всего, говоря о правовой культуре, мы имеем в виду то итоговое состояние правовых ценностей общества, которое сложилось в нем на данный исторический момент. При использовании понятия в узком смысле рамки оценки состояния правовой культуры существенно суживаются, ограничиваясь обзором тех правовых ценностей, которые сложились в профессиональном сообществе юристов. И.И. Балаклеец пишет, что правовая культура представляет комплекс элементов позитивной реальности, олицетворяющих правовые понятия и явления материальной и духовной жизни, которые находятся в состоянии непрерывного совершенствования и символизируют дальнейший прогресс в развитии правовой системы и цивилизации конкретного общества [4]. Как видим, автор тоже является сторонником деятельностного подхода и рассматривает правовую культуру не в статике, а в динамике, как своего рода непрерывный процесс накопления поколениями людей правовых ценностей.

С информационно-семиотической точки зрения правовая культура - это правовая информация, которая накапливается, сохраняется и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем [5]. Думается, это слишком упрощенное понимание правовой культуры.

В рамках юридико-социологического подхода правовая культура рассматривается в качестве характеристики этапа развития правовых явлений на определенном уровне общественного развития, а также как качественная характеристика правового восприятия и правового поведения отдельно взятой личности [6]. Положительным здесь является указание на то, что о наличии правовой культуры можно говорить, характеризуя только высокоразвитое общество (речь идет о всеобщей правовой культуре). Также подчеркивается необходимость обращения пристального внимания на состояние правовой культуры каждого отдельно взятого индивида.

Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является аксиологический подход. Так, В.А. Медведев определяет правовую культуру как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению [7]. Важно не забывать о том, что правовая культура - разновидность общей культуры, и для того, чтобы в обществе сложился высокий уровень первой, необходимо постоянно работать над первой. Петручак Л.А., обобщая подобные ранее приведенные определения, отмечает, что правовая культура - исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче и сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества [8].

Это определение является наиболее удачным, если опустить указание на факторы, обусловливающие состояние правовой культуры, - они слишком многочисленны и не поддаются исчерпывающему перечислению. Итак, правовая культура - исторически сложившаяся разновидность общей культуры, которая находит выражение в формировании, сохранении и передаче правовых ценностей, служащих критериями юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития общества и отдельной личности. Правовую культуру образуют такие явления, как правосознание, юридическая наука, юридическая деятельность, материальные предметы, служащие средством обеспечения и сопровождения юридической деятельности, правовые акты.

Правовая культура глубоко пронизывает правосознание общества и каждого его члена, правоотношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и любую иную деятельность в сфере права, служит регулятором поведения людей, учитывая социокультурные, исторические и иные особенности, а также выступает одним из способов достижения социальной стабильности, интегрирования общества. При наличии у граждан высокого уровня правовой культуры, социально-правовой активности и инициативы происходит повышение качества правотворчества и эффективности реализации норм права, ограничение произвола со стороны властных структур, установление надлежащей регламентации деятельности органов публичной власти при выполнении ими своих задач и функций.

Российская правовая культура весьма специфична, на что неоднократно указывалось исследователями. Она несет в себе черты преемственности, которая находит выражение в дореволюционных русских правовых ценностях, ценностях, которые сформировались в советский период развития российской государственности, а с 90-х гг. XX в. и западных правовых ценностях (впрочем, далеко не все они прижились на национальной почве, а в последнее время стали осмысляться критически). Российская правовая культура всегда сохраняла свою "особость", т.е. некую обособленность, и в то же время была куда более близка западной правовой культуре, нежели восточной. Это объясняется активным заимствованием отдельных элементов западной правовой культуры со времен Петра I. Не стоит забывать, что наша отечественная правовая система в целом относится к романо-германской (континентальной) правовой семье. В целом - потому что особенности отечественной правовой культуры во многом сохранились, продолжали и продолжают влиять на ее характер.

Следует помнить, что в национальную правовую культуру нельзя приносить чужеродные элементы, не согласующиеся с правоментальными установками и ценностями. Это влечет за собой возникновение внутренних противоречий и снижение качества системности правовой культуры. Унификация национальных правовых культур, как показывает практика, невозможна. Такие попытки с неизбежностью влекут за собой дестабилизацию правовой системы.

Молодежь представляет собой особую и весьма значимую социальную группу, от которой во многом зависит общее направление развития государства и права. Традиционно она составляет около четверти всего населения страны.

Оценивая уровень правовой культуры молодого поколения, прежде всего, необходимо обратиться к характеристике правосознания молодежи. Правосознание молодых людей характеризуется особенностями социального и психологического характера, выделяемыми в силу возраста, социально-экономического и общественно-политического статуса данной социально-демографической группы населения. Основными факторами, влияющими на формирование правосознания молодежи, являются результаты деятельности органов государственной и муниципальной власти, международных организаций, религиозных конфессий, социально-демографических групп и иных коллективных образований, включая семью, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, индустрии развлечений и индивидуальных лидеров в их совокупности и взаимодействии. Несовершенство законодательства и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, его неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за нарушение правовых норм способствуют формированию правового нигилизма, девальвирующего подлинные духовно-нравственные ценности и служащего почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд). Поэтому весьма важно учитывать структуру ценностных ориентаций молодых людей, их нравственные установки. Н.Ю. Евплова говорит о таких специфических чертах молодежного правосознания, как низкий уровень правовой информированности, выраженный скептицизм в оценке деятельности правоохранительных и судебных органов, качества и силы действующего законодательства Российской Федерации, атрофированность воли. Как указывает автор, главным средством устранения дефектов правосознания молодежи в России может быть разработка и реализация федеральной государственной программы правового воспитания молодежи [9]. С этим трудно не согласиться.

Знание права, т.е. представление о содержании правовых предписаний, формируется либо в результате непосредственного изучения соответствующих нормативных положений, либо в результате опосредованного знакомства с ними. Правовые представления и отношение к праву, исполнению правовых предписаний формируются у молодежи в первую очередь под воздействием моральных норм, политических и иных взглядов. Логично предположить, что если нравственное и политическое сознание индивидуума сформировано правильно, то и его правовые воззрения будут адекватны содержанию действующих правовых предписаний.

Динамика доминирующих в правосознании молодежи взглядов напрямую зависит от существующей в обществе социально-экономической и политической обстановки, а также исторических факторов. Поэтому радикальное воздействие на эту динамику в нужном для общества направлении допустимо только в контексте конкретных позитивных изменений в развитии общества. В противном случае правосознание молодого поколения может подвергнуться деформации.

Деформация правосознания представляет собой такое состояние правосознания, когда у его носителей формируются определенные взгляды, знания, чувства, настроения, переживания и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что приводит к формированию негативно ориентированного правосознания [10].

Деформированность правового сознания молодежи выступает следствием ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения: в семье и учебных заведениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных и общественных институтов, недостаточной, а главное - малоэффективной координации их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правонарушений.

Именно для молодого поколения характерны различные проявления правового нигилизма - особенно социально-правового и нравственно-правового. Его выражение вовне разнообразно: от равнодушного, безразличного отношения к праву через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему. Правовой нигилизм в молодежной среде зачастую бывает связан с некомпетентной критикой права, правовой мифологией, правовым инфантилизмом, а также политическим радикализмом [11].

Для молодежи чаще всего характерны: распространенность асоциального поведения; отсутствие социального иммунитета против деятельности организаций, пропагандирующих политический, этнический, религиозный экстремизм; влияние социального статуса молодых граждан на их возможности реализовать свой потенциал; слабая общероссийская гражданская идентичность и правовой нигилизм; низкая финансовая грамотность. Именно по этим ключевым направлениям и должна осуществляться деятельность, результатом которой должно стать формирование высокого уровня правовой культуры молодого поколения.

В настоящее время можно констатировать слабую вовлеченность молодежи в общественную и экономическую жизнь, недостатки систем выявления и поддержки инициативной и талантливой молодежи. С помощью средств юридического и иного характера можно достичь цели преодоления деформации правосознания молодежи и, следовательно, повышения уровня ее правовой культуры. Думается, для этого необходимо принять комплекс мер. Среди общих мер, которые направлены на повышение уровня правовой культуры всего населения страны, можно назвать следующие.

  1. Прежде всего, это работа над совершенствованием законодательства, которое должно максимально приблизить юридические предписания к сформированным в обществе ценностным ориентациям. Постоянно должен осуществляться мониторинг действующих нормативных правовых актов в целях их оптимизации, выявления пробелов и противоречий. Законодательство должно своевременно инкорпорироваться и кодифицироваться. Также важен контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона.
  2. Необходимо повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, формирование доверия к ним у населения. Для этого их деятельность должна быть информационно прозрачной (конечно, в той мере, в какой это допускается законом).

Так, в г. Пятигорске Ставропольского края регулярно проводятся встречи руководства полиции города с жителями. В рамках встречи сотрудники полиции отвечают на вопросы населения, дают подробные ответы и рекомендации, рассказывают об оперативной ситуации в микрорайонах и городе в целом, распространяют наглядные пособия в целях виктимологической профилактики, рассказывают о государственных услугах, предоставляемых полицией.

  1. Россия - многонациональное государство, а потому в ее гражданах с малых лет должна воспитываться толерантность к представителям различных национальностей и народностей. Это позволяет избежать экстремистских проявлений.

На территории Ставропольского края проживает более 100 национальностей и народностей. В целях развития межкультурного общения и межнациональных связей проводятся фестивали национальных культур. Подобного рода мероприятия осуществляются на различных уровнях.

  1. Россия многоконфессиональна, а значит, в ее гражданах должно вырабатываться уважение к религиозным убеждениям, какими бы они ни были.

Также необходимо принятие специальных мер, направленных на повышение уровня правовой культуры молодежи.

  1. Нужно выработать общегосударственную Концепцию развития правовой культуры молодежи, на основе которой можно было бы разрабатывать федеральные, региональные и муниципальные целевые программы правового просвещения и повышения правовой культуры граждан. Пока такая Концепция, к сожалению, отсутствует, но отдельные меры осуществляются в рамках других документов.

Так, в настоящее время существует проект Стратегии развития правового просвещения граждан в Российской Федерации [12], разработанный Министерством юстиции РФ в связи с утверждением Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (N Пр-1168) [13]. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. была утверждена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации [14]. Регионы в данном отношении более активны. В частности, в Архангельске в настоящее время утверждена Стратегия действий в интересах детей муниципального образования "Город Архангельск" на 2013 - 2017 годы [15]. В Республике Дагестан действует республиканская целевая программа "Повышение правовой культуры населения Республики Дагестан (2014 - 2016 годы)" [16]. Распоряжением Минтранса Московской области от 23 марта 2015 г. N 20РВ-70 утверждена Программа в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2015 г. [17]

В целом следует отметить неполноту и фрагментарность реализуемых целевых программ. Если одним аспектам уделяется внимание, то про другие забыто. Муниципальные программы зачастую нерегулярны, и за время их действия не удается достичь поставленных в них целей.

В настоящее время в г. Пятигорске действует муниципальная программа "Молодежная политика", утвержденная Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 20 мая 2014 г. N 1625 [18]. Итогами реализации этой программы выступают увеличение количества: молодых людей, имеющих личные достижения в мероприятиях различного уровня; молодежных организаций; акций, направленных на снижение национальной и религиозной нетерпимости; военно-спортивных и военно-патриотических кружков и клубов; молодежи, участвующей в деятельности студотрядов, волонтерских движениях; социальных проектов на темы профилактики негативных явлений в молодежной среде; работающей молодежи, входящей в состав молодежных объединений в организациях города и проявляющих активную жизненную позицию; рекламных материалов, направленных на профилактику негативных явлений в молодежной среде для распространения на городских молодежных мероприятиях.

Отметим, что для успешного решения задачи повышения уровня правовой культуры населения страны в целом и молодежи в частности необходима планомерная и систематическая деятельность по всем стратегическим направлениям.

  1. Весьма важно проведение мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции молодежи, посредством активного применения мер поощрения применительно к различным сферам жизни общества.

Так, в Пятигорске функционирует муниципальное бюджетное учреждение "Центр реализации молодежных проектов и программ". Основными видами деятельности учреждения являются: планирование, анализ и координация деятельности органов студенческого самоуправления в городе, принятие решений по ее совершенствованию; формирование молодежных добровольческих объединений, координация деятельности волонтеров; проведение комплекса культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий; поддержка органов студенческого самоуправления в высших и средних учебных заведениях города [19].

В городе функционирует общественная организация "Союз молодежи Ставрополья", которая влияет на формирование и осуществление молодежной политики в городе; осуществляет социальную и правовую поддержку молодежи; сотрудничает с различными организациями, занимающимися вопросами духовного, интеллектуального и физического развития молодых людей; выступает за дружбу и сотрудничество молодых людей всех национальностей, проживающих на территории города. Союз молодежи Ставрополья реализует более 40 программ, направленных на создание условий для всестороннего развития личности молодого человека в разных сферах общественной жизни, раскрытие потенциала молодых людей, содействие в трудоустройстве и информационное обеспечение [20].

Надо отметить, что особую роль для формирования самостоятельности молодежи играют общественные организации. Они представляют собой достаточно эффективный инструмент социализации молодых людей, развития социально-досуговой инфраструктуры. К сожалению, большинство таких организаций существует на базе образовательных учреждений, в клубах по месту жительства, зачастую не являются юридическими лицами и не могут пользоваться государственной поддержкой.

  1. Необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию молодого поколения, которое не в последнюю очередь влияет на формирование нравственных, культурных и правовых ценностей в молодежной среде.

В Ставропольском крае осуществляется поддержка на конкурсной основе деятельности военно-патриотических, военно-исторических, военно-спортивных клубов для молодежи и поисковых объединений; организуются и проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи. В школах проводятся открытые патриотические уроки [20].

  1. Весьма важно создание благоприятных условий, со стороны прежде всего государства, для развития научной, творческой и инновационной деятельности молодого поколения в виде стипендий, грантов и иных мер.

Так, в Пятигорске ежегодно проводится Северо-Кавказский молодежный форум "Машук" - это социально-образовательный проект, направленный на выявление и поддержку инициатив активных молодых граждан и проектных команд Северо-Кавказского федерального округа в области экономики, права, политики, журналистики, науки, инноваций, информационных технологий, гражданского общества, искусства, культуры, добровольчества и здорового образа жизни [21].

Также ежегодно организуются и проводятся конкурс на присуждение молодежной премии в области науки, инноваций и общественных инициатив "Премия 2020"; ежегодный молодежный IQ-бал Ставропольского края; краевой молодежный фестиваль разработок в области робототехники.

Молодым гражданам оказывается содействие в выборе сферы их профессиональной деятельности. Их консультируют по вопросам организации собственного дела; обеспечивается их участие в мероприятиях в области развития малого и среднего предпринимательства; реализуются программы, направленные на обучение основам предпринимательства, приобретение навыков составления бизнес-планов. В настоящее время организуется и проводится информационно-пропагандистская кампания по повышению престижа предпринимателей с использованием электронных и печатных СМИ Ставропольского края.

Создан и ведется единый электронный реестр инициативной и талантливой молодежи Ставропольского края [20].

  1. Именно из молодежи должны прежде всего формироваться кадровые резервы органов государственной власти и местного самоуправления. Для современных молодых людей очень важно знать, что их личные способности и социальные возможности принимаются во внимание и позволяют участвовать в осуществлении политических и управленческих проектов. Поэтому формирование общественно-политической активности российской молодежи должно отвечать прогрессивному развитию личности, ее новым потребностям, законным интересам и стремлениям.

В Ставропольском крае с 2015 г. реализуется проект "Новая энергия. Профессиональная команда Ставропольского края". Он инициирован губернатором В.В. Владимировым и направлен на гласный, открытый поиск, отбор и эффективное использование кадрового потенциала региона для обновления управленческой команды краевого и муниципального уровня. Миссия проекта состоит в содействии общественному продвижению "новых людей" - талантливых, энергичных, активных патриотов региона [22].

  1. Требуется прививать правовые знания гражданину как можно раньше, начиная с детского возраста, и осуществлять постоянное и непрерывное правовое просвещение и воспитание молодого поколения. Также не следует забывать про правовое просвещение родителей, которые играют основную роль в процессе формирования общей и правовой культуры молодого поколения.

Так, в Ставропольском крае в школьную программу обучения включен урок финансовой грамотности [20]. Школьники получают знания в области оказания банковских услуг, оборота ценных бумаг и страхования. Также их учат вести личный и семейный бюджет.

Безусловно, мер, направленных на формирование только финансовой грамотности, недостаточно. Весьма полезным оказалось бы преподавание в старших классах общеобразовательных школ основ правоведения. При этом акцент следовало бы делать на изучение вопросов, с которыми рано или поздно сталкивается всякий гражданин (к примеру, проблемы защиты прав потребителей). В этих целях в учебный процесс должны внедряться учебные курсы, программы, учебно-методические материалы, обеспечивающие получение знаний в области права. Должны разрабатываться специальные программы правового просвещения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

Правовое просвещение - одно из основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 [23]. Недостаточный уровень правовой культуры, правосознания и правовой нигилизм являются серьезным препятствием в формировании гражданского общества и построении правового государства. В 2011 г. о повышении правовой грамотности было заявлено на высшем государственном уровне: Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил ранее упоминавшиеся Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

В деле правового просвещения граждан в целом и молодежи в частности должны тесно взаимодействовать органы публичной власти, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации.

Важное значение для решения указанной проблемы имеют публикации юридической тематики в печатных изданиях, в Интернете на сайтах органов публичной власти, бесплатное юридическое консультирование граждан. Также должны проводиться декады правовых знаний, различные конкурсы, что будет способствовать повышению интереса к юридической проблематике. В правовое просвещение в настоящее время вовлекаются студенты юридических факультетов вузов. Будущие юристы участвуют в консультировании граждан, выступают с лекциями перед школьниками, готовят материалы для муниципальных средств массовой информации.

Очень важно принятие муниципальных программ правового просвещения населения. Не лишним было бы создание единой системы правового просвещения населения на базе библиотек, культурно-досуговых и иных учреждений.

Особое внимание должно уделяться развитию негосударственных форм правового просвещения.

  1. Необходимо привлекать молодое поколение к работе по обеспечению правопорядка.

Так, на основании Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" [24] в Ставропольском крае созданы и создаются народные дружины, в том числе из членов казачьих обществ, а также общественные объединения правоохранительной направленности.

  1. Необходимо усиление системной деятельности по профилактике правонарушений органов и организаций, отвечающих за работу с несовершеннолетними.

В частности, в Ставропольском крае организуются и проводятся мероприятия, направленные на социальную адаптацию и вовлечение в общественно-полезную деятельность несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений, а также несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, занимающихся профилактической работой в подростковой и молодежной среде.

Организуются и проводятся конференции по вопросам профилактики асоциального поведения в молодежной среде, мероприятия воспитательно-профилактического характера с членами неформальных (субкультурных) молодежных групп.

  1. Важно информационное сопровождение молодежи. Зачастую молодые люди просто не знают о потенциальных возможностях саморазвития. При этом трудно переоценить важность деятельности лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленной на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца. В то же время нужно бороться с распространением произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.

Итак, в сложном процессе привития молодежи уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющиеся средства правового воспитания и просвещения населения, научные методики, комплексные подходы, включающие современные достижения психологов, социологов, педагогов, правоведов.

Не вызывает сомнения тот факт, что нельзя построить правовое государство и прогрессивное общество, уважающее традиции предыдущих поколений, без наличия заинтересованности в этом молодого поколения. Ведь молодежь представляет собой особую, самостоятельную социально-демографическую группу, оказывающую влияние на развитие общества. Именно от молодежи зависит прогрессивное развитие государства или его упадок. Вот почему исследование жизненных ориентиров молодого поколения, уровня его правовой культуры и особенностей правового сознания представляет особую актуальность. Повышение правовой культуры - сложный и длительный процесс, который не дает немедленного результата, так как затрагивает все сферы общественной жизни. На основе единой последовательной политики государства необходимо выработать и начать повсеместно реализовывать на практике систему эффективных социально-экономических, политико-правовых, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных и иных мер, призванных повысить правовую культуру населения в целом и молодежи в частности.

Список источников

  1. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. С. 207.
  2. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник научных трудов. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. С. 42 - 43.
  3. Шашин П.А. Правовая культура в правовой системе общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 12.
  4. Балаклеец И.И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. С. 9.
  5. Клейменова Е.В., Моралева К.А. Правовая культура и ее стандарты в Конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. N 1. С. 50.
  6. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 70 - 71.
  7. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 8.
  8. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012. С. 14.
  9. Евплова Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 9.
  10. Зрячкин А.Н. Правовой нигилизм: причины и пути его преодоления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 9.
  11. Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 9.

Нормативно-правовые источники

  1. Проект Стратегии развития правового просвещения граждан в Российской Федерации // Электронный ресурс - URL: http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fnews.alrf.ru%252Fuser%252F87%252Fstrategia_pp.doc%26ts%3D1450012443%26 uid%3D6663773321415716622&sign=0afecd7b4112948b3f65a2a0a4661135&keyno=1.
  2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: Утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168 // Российская газета. 2011. N 151.
  3. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1995 г. N 482 "О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 862.
  4. Распоряжение мэра города Архангельска от 28 декабря 2012 г. N 3286-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей муниципального образования "Город Архангельск" на 2013 - 2017 годы и плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших мероприятий Стратегии" // URL: http://docs.cntd.ru/document/462601497.
  5. Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. N 653 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Повышение правовой культуры населения Республики Дагестан (2014 - 2016 годы)" (с изм. от 28 апреля 2014 г.) // URL: http://docs.cntd.ru/document/410801110.
  6. Распоряжение Минтранса Московской области от 23 марта 2015 г. N 20РВ-70 "Об утверждении Программы в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2015 г." // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=208577.
  7. Постановление администрации города Пятигорска Ставропольского края от 20 мая 2014 г. N 1625 "О муниципальной программе города-курорта Пятигорска "Молодежная политика" // URL: http://pyatigorsk.org/ru/munitsipalnye-programmy/item/2213-utverzhdennye-mp.
  8. Официальный сайт города-курорта Пятигорска: Молодежь // URL: http://pyatigorsk.org/ru/youth/programm-center.
  9. Ставропольский край: Портал органов государственной власти: Нормативная правовая база // URL: http://www.stavregion.ru/_/lawbase/2011/07/278p.pdf.
  10. Северо-Кавказский молодежный форум "Машук" // URL: http://машукфорум.рф/info5.html.
  11. Новая энергия // URL: http://новаяэнергия26.рф/o-proekte/.
  12. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" (ред. от 13 марта 2012 г.) // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.
  13. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" // СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1536.

References

Alekseev (1995) Alekseev, S.S. Theory of law [Teoriya prava]. M.: BEK, 1995 [BEK]. P. 207 [in Russian].

Kaminskaya, Ratinov (1974) Kaminskaya, V.I., Ratinov, A.R. Sense of Justice as an element of legal culture [Pravosoznanie kak element pravovoy kultury] Legal culture and questions of legal education. Collection of scientific works [Pravovaya kultura I voprosy pravovogo obrazovaniya. Sbornik pravovyh rabot] Publishing house of the Union. Institute for the study. reasons and developed. measures to prevent crime [Izdatelstvo Vsesoyuznogo instituta po izucheniyu prichin i razrabotke mer po preduprezhdeniyu prestupnosti] 1974 P. 42 - 43 [in Russian].

Shashin (2006) Shashin, P.A. Legal culture in the legal system of society: author. dis. ... candidate. the faculty of law [Pravovaya kultura v pravovoy sisteme obschestva]. Sciences. St. Petersburg, 2006. P. 12 [in Russian].

Balakleetz (2012) Balakleets, I. Legal culture in the modernization of Russia: realities, trends and prospects: author. dis. ... candidate. the faculty of law. Sciences [Pravovaya kultura v usloviyah modernizatzii Rossii: realii, tendentzii I perspektivy]. Kazan, 2012. P. 9 [in Russian].

Kleymenova, Moralev (2003) Kleymenova, E.V., Moralev, K.A. Legal culture and its standards in the Constitutions of the Russian Federation [Pravovaya kultura i ee standarty v Konstitutziyah Rossiyskoy Federatzii] // Law. 2003. N 1. P. 50 [in Russian].

Pevtzova (2004) Pevtsova, E.A. The definitive modern approaches to legal culture and legal consciousness [Sovremennye definitivnye podhody k pravovoj culture i pravosoznaniyu] // Journal of Russian law. 2004. N 3. P. 70 - 71 [in Russian].

Medvedev (2004) Medvedev, V.A. Legal culture of Russian society: aspects and development trends: author. dis. ... candidate. the faculty of law [Pravovaya kultura rossiyskogo obschestva: osobennosti i tendentzii razvitiya]. Kazan, 2004. P. 8 [in Russian].

Petruchak (2012) Petrusak, L.A. Legal culture in modern Russia: theoretical- legal research: author. dis. ... doctor. the faculty of law sciences [Pravovaya kultura sovremennoj Rossii: teoretiko-pravovoe issledovanie]. M., 2012. P. 14 [in Russian].

Evplova (2000) Evplova, N.Yu. The legal consciousness of youth: a theoretical and sociological aspects: avtoref. dis. ... candidate. the faculty of law. Sciences [Pravosoznanie molodezhi: teoreticheskiy I sotziologicheskiy aspekty]. Volgograd, 2000. P. 9 [in Russian].

Zryachkin (2007) Zryachkin, A.N. Legal nihilism: reasons and ways of its overcoming: author. dis. ... candidate. the faculty of law sciences [Pravovoy nigilizm: prichiny I puti ego preodoleniya]. Saratov, 2007. P. 9 [in Russian].

Tkachenko (2000) Tkachenko, V.B. Russian legal nihilism: author. dis. ... candidate. the faculty of law. sciences [Rossiyskiy pravovoy nigilizm]. M., 2000. P. 9 [in Russian].

Legal sources

The draft Strategy for the development of legal education of citizens in the Russian Federation [Proekt strategii razvitiya pravovogo prosvescheniya grazhdan v Rossiyskoj Federatzii] // URL: http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fnews.alrf.ru%252Fuser%252F87%252Fstrategia_pp.doc%26ts%3D1450012443%26uid%3 D6663773321415716622&sign=0afecd7b4112948b3f65a2a0a4661135&keyno=1 [in Russian].

Fundamentals of state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal awareness of citizens [Osnovy pavovoy politiki Rossiyskoj Federatzii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosty I pravosoznaniya grazhdan]: Approved. The President of the Russian Federation on April 28, 2011 N PR-1168 // the Russian newspaper. 2011. N 151 [in Russian].

The RF Government resolution of 17 may 1995 N 482 "About the Federal target program of increase of legal culture of voters and organizers of elections in Russian Federation" [O federalnoy zhelevoj programme povysheniya pravovoj kultury izbiratelej I organizatorov vyborov v Rossijskoy Federatzii] Sz the Russian Federation. 1995. N 10. PT. 862 [in Russian].

The order of the mayor of the city of Arkhangelsk from December 28, 2012 N 3286-R "On approval of Strategy of actions in interests of children of the municipality "City of Arkhangelsk" for 2013 - 2017 and the plan of priority measures until 2015 to implement the major events Strategy [Ob utverzhdenii Strategii dejstvij v interesah detej munitzipalnogo obrazovaniya gorod Arhangelsk na 2013 - 2017 I plana pervoocherednyh meropriyatiy do 2015 goda po realizatzii vazhnejshih meropriyatiy Strategii] URL: http://docs.cntd.EN/document/462601497 [in Russian].

The decree of the Government of the Republic of Dagestan on December 13, 2013 N 653 "On approval of the state program of the Republic of Dagestan "Improving the legal culture of the population of the Republic of Dagestan (2014 - 2016) [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Respubliki Dagestan "Povyshenie pravovoj kultury Respubliki Dagestan (2014 - 2016)] (from CH. April 28, 2014) // URL: http://docs.cntd.EN/document/410801110 [in Russian].

The order of the Ministry of transport of the Moscow region on March 23, 2015 No. 20РВ-70 "About approval of the program of development of legal literacy and legal awareness of citizens in 2015" [Ob utverzhdenii programmy v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti I pravosoznaniya grazhdan v 2015] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=208577 [in Russian].

The resolution of a city administration of Pyatigorsk of the Stavropol Krai dated may 20, 2014 N 1625 "On municipal program of the city-resort of Pyatigorsk "Youth policy" [O munitzipalnoj programme goroda-kurorta Pyatigorska "Molodezhnaya politika] URL: http://pyatigorsk.org/EN/munitsipalnye-programmy/item/2213-utverzhdennye-mp [in Russian].

The official website of the city-resort of Pyatigorsk: Youth [Ofitzialnyj sajt goroda-kurorta Pyatigorsk: Molodezh] // URL: http://pyatigorsk.org/EN/youth/programm-center [in Russian].

Stavropol region: a Portal of public authorities: legal framework [Stavropolskiy kraj: Portal organov gosudarstvennoj vlasty: pravovye novosty] URL: http://www.stavregion.ru/_/lawbase/2011/07/278p.pdf [in Russian].

North Caucasian youth forum "Mashuk" [Severo-Kavkazskiy molodezhnyj forum "Mashuk"] URL: http://машукфорум.рф/info5.html [in Russian].

New energy [Novaya energiya] // URL: http://новаяэнергия26.Russia/o-proekte/ [in Russian].

The decree of the President of the Russian Federation dated 13 April 2010 N 460 "About National strategy of counteraction of corruption and National plan of counteraction of corruption on 2010 - 2011" [O natzionalnoj strategii protivodejstviya korruptzii I Natzionalnom plane protivodejstviya korruptzii v 2010 - 2011] (as amended on March 13, 2012) Sz the Russian Federation. 2010. N 16. PT. 1875 [in Russian].

Federal law of 2 April 2014 N 44-FZ "About participation of citizens in public order protection" [Ob uchastii grazhdan v ohrane obschestvennogo poryadka] // Sz the Russian Federation. 2014. N 14. PT. 1536 [in Russian].