Мудрый Юрист

Некоторые проблемы применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договора предоставления вагонов для перевозок грузов

Симонов Владислав Иванович, доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, кандидат юридических наук.

В статье дана оценка сложившимся в практике различным подходам в применении исковой давности по требованиям, вытекающим из договора предоставления вагонов для перевозок грузов.

Ключевые слова: исковая давность, перевозка груза.

Some Issues of Application of Limitation of Claims Arising out of Provision Contract in Respect of Cars for Cargo Transportation

V.I. Simonov

Simonov Vladislav I., Assistant Professor of the Department of Civil Proceedings and Social Branches of Law at the Gubkin Russian State Oil and Gas University, Candidate of Legal Sciences.

This article assesses the established practice of the different approaches to the application of the limitation period for claims arising from the contract as above.

Key words: statute of limitations, shipping.

Не секрет, что законность судебного акта обеспечивается прежде всего правильной квалификацией правоприменителем спорных отношений. При этом весьма важным в данном аспекте является не только определение отраслевой принадлежности этих отношений, но и выявление их места в предмете конкретной отрасли. Ведь от этого зависит выбор нормы права, которая будет использована для обоснования решения по делу.

Например, перевозка, включая перевозку груза, с точки зрения законодателя (п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ) представляет собой отдельный вид услуг, оказываемых на возмездной основе. Хотя в теории существует также иной подход к определению правовой природы перевозки груза <1>. Не вступая в научную дискуссию, отметим, что специфику отношений по перевозке груза в любом случае отрицать нельзя <2>. Именно поэтому правовое регулирование названных отношений осуществляется специальными нормами (гл. 40 ГК РФ, транспортными уставами и кодексами). К числу таких норм отнесено и положение, устанавливающее годичный срок для защиты права, нарушенного при осуществлении перевозки груза (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Тогда как по требованиям, вытекающим из возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), срок исковой давности составляет три года, поскольку ГК РФ не содержит на их счет каких-либо оговорок. В связи с этим отнесение либо неотнесение тех или иных услуг, оказываемых на возмездной основе, к перевозке груза либо к обычным услугам обусловливает и применение исковой давности (общего или сокращенного сроков) по соответствующим требованиям. В практике перевозки груза железнодорожным транспортом имеют место следующие обстоятельства.

<1> См.: Соловьева М.А. Правовая природа договора перевозки грузов по российскому и немецкому праву: сравнительная характеристика // Бизнес, менеджмент и право. 2013. N 2. С. 119 - 123.
<2> В настоящей работе перевозка груза понимается как услуга, оказываемая на возмездной основе.

Так, перевозка груза осуществляется перевозчиком. При этом вагоны для перевозок грузов предоставляются грузоотправителю оператором железнодорожного подвижного состава (далее - оператор). Отношения между грузоотправителем (заказчиком) и оператором (исполнителем) оформляются договором оперирования (оказания услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов). К услугам, оказываемым по таким договорам, как правило, относятся услуги по предоставлению вагонов под погрузку, по уведомлению заказчика о продвижении грузов, по диспетчерскому контролю за продвижением грузов. По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), подобные услуги не связаны с перевозкой груза, не имеют специфики, поэтому регулирование отношений по поводу организации и сопровождения железнодорожных перевозок грузов осуществляется нормами гл. 39 ГК РФ. Как следствие, по требованиям, основанным на договоре оперирования, должен применяться общий срок исковой давности (три года) <3>.

<3> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2013 г. N 14269/12 // СПС "КонсультантПлюс".

В то же время грузоотправитель (заказчик) может получить вагоны и непосредственно от перевозчика (исполнителя) на основании договора по предоставлению вагонов для перевозок грузов. ВАС РФ пришел к выводу, что отношения сторон, вытекающие из такого договора, подпадают под действие законодательства о перевозке, так как владельцем вагонов выступает перевозчик <4>.

<4> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. N 17072/13 // СПС "КонсультантПлюс".

Выходит, ВАС РФ посчитал, что подобные по содержанию отношения (в которых главным образом реализуются права и обязанности сторон по предоставлению вагонов для перевозок грузов) должны регулироваться различными нормами. Вместе с тем в указанных судебных актах суд не привел обстоятельства, объективно оправдывающие необходимость применения неодинакового подхода к регулированию схожих отношений. Наличие же у одной из сторон статуса перевозчика не может служить законным основанием для введения предложенных исключений, так как статус стороны не влияет на содержание отношений. К примеру, закон не дает привилегий стороне, имеющей статус перевозчика и участвующей в отношениях по транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Следовательно, не может быть предпочтений и у перевозчика, предоставляющего вагоны для перевозок грузов. Иной подход противоречил бы принципу равенства, закрепленному в ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Итак, остается выяснить, в рамках каких отношений реализуются права и обязанности субъектов по предоставлению вагонов для перевозок грузов: отношений по оказанию услуг либо отношений по перевозке груза.

В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозочный процесс - это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Приведенные определения, полагаем, позволяют рассматривать перевозку, в частности перевозку груза железнодорожным транспортом, в широком и в узком смысле. В широком смысле перевозка груза означает перевозочный процесс. В узком смысле перевозка груза сводится исключительно к доставке груза из одного пункта в другой. Конечно, предоставление вагонов для перевозок грузов не может быть отнесено к перевозке груза в ее узком понимании. Между тем очевидно, что доставка груза из одного пункта в другой не может состояться без вагонов. Таким образом, предоставление вагонов является составной и неотъемлемой частью перевозки груза (в широком значении этого понятия).

Оператор, в свою очередь, признается субъектом перевозки груза (в ее широком смысле) (ст. 1, абз. 31 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"). В связи с этим права и обязанности субъектов (независимо от их статуса) по предоставлению вагонов для перевозок грузов реализуются в отношениях по перевозке груза (в широком понимании данного термина). Следовательно, подобные отношения должны регулироваться специальными нормами, а по требованиям, основанным на соответствующих договорах, должен применяться сокращенный срок исковой давности.

Как отмечено, срок исковой давности в один год установлен для защиты права, нарушенного при осуществлении перевозки груза (но не права, нарушенного исключительно при реализации договора перевозки груза, где в обязательном порядке участвует перевозчик). Получается, что в п. 3 ст. 797 ГК РФ понятие "перевозка груза" употребляется в широком смысле, что подтверждает высказанное утверждение о необходимости применения специального срока исковой давности по требованиям, основанным на договоре, предметом которого выступает предоставление вагонов для перевозок грузов, в том числе на договоре оперирования.

Надеемся, существующие дискриминационные начала в скором времени будут устранены высшей судебной инстанцией, которая сумеет рассмотреть специфику в правах и обязанностях, возникающих при предоставлении вагонов для перевозок грузов. Правовые аргументы нами предложены.

Литература

  1. Соловьева М.А. Правовая природа договора перевозки грузов по российскому и немецкому праву: сравнительная характеристика // Бизнес, менеджмент и право. 2013. N 2. С. 119 - 123.
  2. Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2013 г. N 14269/12 // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. N 17072/13 // СПС "КонсультантПлюс".