Мудрый Юрист

Трансформация взглядов на понимание законности как правовой категории

Амирбеков К.И., доктор юридических наук, заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Генеральной прокуратуры РФ.

В статье анализируется трансформация взглядов на понимание законности со времен существования социалистической законности, предполагающей тождество закона и права, до современного ее состояния как верховенства права, предполагающего как разграничение права от закона, так и воплощение права в законодательстве и в практической деятельности субъектов правоотношений.

Ключевые слова: законность, правозаконность, конституционность, правоконституционность, верховенство права, поиск, исследование, вытеснение, нарушения закона, судебный контроль, правовое решение, воспроизводство законности.

The transformation of views on the understanding of legitimacy as a legal category

K.I. Amirbekov

Amirbekov K.I., doctor of law, head of department of organization of public prosecutor's activity of the Research institute of the Prosecutor General of the Russian Federation.

The article analyzes the transformation of views on the understanding of the rule of law since the days of the socialist rule of law, which presupposes the identity of law, to its modern status as the rule of law, involving the separation of law from the law and the embodiment of rights in legislation and in practical activities of subjects of legal relations.

Key words: legitimacy, the rule of law, constitutionality, the rule of law, search, research, eviction, breach of law, judicial review, legal decision, reproduction of legality.

Законность как социальное явление имеет правовую, политическую, идеологическую, нравственную и психологическую составляющие.

Основой законности как правовой категории традиционно считается строгое соблюдение и исполнение законов. При таком подходе первопричиной возникновения идеи законности как правовой категории считается "необходимость легализации деятельности политической власти как условия поддержания баланса интересов человека - общества - государства" <1>, что обусловлено восприятием действующего закона в качестве действительного выразителя всеобщей справедливости.

<1> Рябцев В.П. Возникновение, становление и общая характеристика законности как правовой категории и социального явления // Законность в Российской Федерации. М.: Контракт, 2008. С. 1.

Однако такое понимание идеи и основы законности в условиях всеобщего признании принципа верховенства права как передового внутригосударственного способа организации жизни общества, международного консенсуса и выживания цивилизации вообще <2> не учитывает современного состояния понимания права. Поэтому ученые много раз обращались к исследованию данного явления как правовой и научной категории.

<2> См. об этом интернет-ресурс программы "Консультант", Верховенство права и встреча цивилизаций. Зорькин В.Д. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Венецианской комиссии Совета Европы, доклады на Международных конференциях. Стамбул, 26 апреля 2007 г.; Москва, 6 июля 2007 г.

К определению понятия, сущности и содержания законности как правовой категории в разное время обращались ученые В.В. Борисов <3>, Л.А. Николаева <4>, А.А. Алексеев <5>, Н.В. Витрук <6>, Л.Д. Лисюткин <7>, В.Н. Кудрявцев <8>, В.В. Клочков <9>, Н.В. Мельников <10> и другие.

<3> Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. С. 332.
<4> Николаева Л.А. Общий надзор прокуратуры в советском государственном управлении. Л., 1979. С. 9.
<5> Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993. С. 71 - 72.
<6> Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 15.
<7> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. С. 548.
<8> Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.
<9> Клочков В.В. О конституционной законности // Конституционная законность и прокурорский надзор: Сб. научных трудов. М., 1994. С. 3.
<10> Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 188.

Несмотря на некоторые различия в понимании законности, каждый из них подчеркивает, что законность - это соблюдение и исполнение норм закона участниками правоотношений. Подходы указанных ученых к пониманию законности имеют одну общую черту, заключающуюся в господстве идей тождества права и нормы, права и закона. Однако, как свидетельствует история, юридическая норма и закон весьма часто оказывались средством закрепления в нормативной юридической системе общества и произвола отдельных властителей или властвующих групп в обществе, одного класса или одной политической партии.

К примеру, концепция "социалистической законности" сводилась к требованию строгого и неуклонного соблюдения (исполнения) юридических норм (социалистических законов) государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Суд считался "применителем закона". При этом сам термин "применение" понимался очень узко. Тем самым снималась проблема судебного контроля за деятельностью органов власти и управления, а следовательно, и необходимость конституционного и административного судопроизводства. Не менее чуждой была и мысль о критическом отношении не только к закону, но и к подзаконному нормативному акту <11>.

<11> См.: Чечулина А.А. Концепция правозаконности и судебная власть // Политика и право. 2004. N 5. С. 15 - 21.

Поэтому вместе с освобождением от идеологизированности науки идея тождества закона и права перестала доминировать и для выражения их нетождественности наряду с понятием "законность" ученые стали пользоваться понятием "правозаконность", базирующимся на вычленении индивида как носителя неотъемлемых прав и свобод и требующим независимого арбитра между властью и гражданином. В условиях режима правозаконности человек может вступить "в спор о праве" с самим законодателем, если действующее позитивное право, выраженное в законодательстве, не отражает идею ценности прав человека. Принципы правозаконности отражают требования ограничения полновластия законодателя достигнутым мировым сообществом комплексом представлений о минимальных гарантиях свободы личности, зафиксированным в основополагающих международных документах (декларациях, конвенциях, пактах). Идея правозаконности больше всего понимается как возможность и позволение суду создавать негативные нормы, отменяющие другие нормы, и меньше всего - как позволение создавать позитивные, например при толковании Конституционным Судом тех или иных норм Конституции. Более точно сущность идеи правозаконности выразил Ю.И. Стецовский, который писал, что "суд должен решать вопросы о праве, обеспечивать верховенство права и конституции в деятельности власти, быть сдерживающим фактором против нарушений права со стороны не только исполнительной, но и законодательной власти" <12>.

<12> Стецовский Ю.И. Судебная власть. М., 1999. С. 83.

Как видно, понимание законности как правозаконности является большим шагом к полному и безусловному обеспечению прав личности и содержит в себе воплощение в юридических механизмах нормативной юридической системы общества возможности обеспечивать в определенной мере реализацию принципа неотторжимости присущих человеку от рождения прав от самого человека.

Однако эта очень важная юридическая категория в условиях Российского федерализма и федеративного устройства Российского государства оказалась неспособной выразить многочисленное законное, т.е. законом допускаемое, разнообразие и разное понимание прав и свобод личности в разных субъектах Федерации. Принципы и особенности разграничения компетенции Федерации и компетенции субъектов Федерации оказались таковыми, что позволяли субъектам Российской Федерации создавать собственную нормативную юридическую систему со своими собственными законами. В этих условиях такой признак законности, как единство, из числа ее свойств стал исчезать и постепенно заменяться "единством конституционного пространства" <13>, законность - понятием конституционность, правозаконность - понятием правоконституционность. По аналогии с понятием законности многие авторы стали пользоваться термином "конституционная законность", который в полной мере не передает существа и содержания конституционности как режима организации и функционирования демократического государства, благодаря которому государство приобретает характер правового. "Конституционность, - писал Н.В. Витрук, - есть система реально действующего права, обеспечивающая наличие правовой конституции, ее верховенство и прямое действие на всей территории государства, а также ее обеспечение и охрану (защиту)... Правовая конституция означает адекватное воплощение в конституции (основном законе государства) принципов свободы, справедливости, равенства, общечеловеческих идеалов и ценностей" <14>. Отсюда конституционность, по мнению Н.В. Витрука, точнее было бы определить как "правоконституционность".

<13> См.: Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство: формирование и динамика. М., 2001.
<14> Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. Очерки теории и практики. М., 2001. С. 58.

Режим конституционности, означающий соответствие всех законов конституции, и режим правоконституционности, означающий соответствие самой конституции всеобщим принципам свободы, равенства и справедливости, так же как категории "законность", "правозаконность" или "конституционная законность", не охватывают в своем содержании такого явления, как закономерности постоянного возникновения в правовом государстве несогласованности внешнего проявления воль субъектов общественных отношений. Проявление такой несогласованности обусловлено конституционными положениями, устанавливающими свободу в экономике и плюрализм в политике, которые нельзя отменить или запретить в условиях правового государства. Из этого, в свою очередь, вытекает потребность в непрерывном властном интегрировании указанной несогласованности путем постоянного творения равновесия <15>, выступающей в современную эпоху важным легитимным внешним выразителем меры справедливости, свободы и равенства с позиций понимания их исходя из общечеловеческих идеалов и ценностей.

<15> Понятие "равновесие" для обозначения состояния верховенства права применяется и в судебной практике. См. об этом п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

Равновесие как правовое явление в современный период выражает состояние подлинной законности и конкретно-предметное проявление права в действующем законодательстве и жизнедеятельности субъектов общественных отношений. При таком понимании понятие "равновесие" включает три составляющие, это: баланс в правонаделении и правоограничении субъектов права в сфере действующего законодательства; баланс в дозволенном и должном в сфере поведения этих субъектов в общественных отношениях; судебный контроль в восстановлении равновесия в случае малейшего отклонения от него как в первой, так и во второй сферах.

Из изложенного следует, что понятия "правонарушение, несоблюдение конституции" в современную эпоху включают и отсутствие законов, востребованных конкретным практическим состоянием общественных отношений, и отсутствие законодательных механизмов реализации субъективных прав личности.

Кроме того, из изложенной трактовки современного понимания законности вытекает, что раз существует закономерность для постоянного возникновения и внешнего проявления противоречий в законодательстве, в практической деятельности (поведении) субъектов общественных отношений, то должна быть и отвечающая этой закономерности системная деятельность органов правового государства по своевременному и полному выявлению, исследованию и интегрированию этих противоречий через механизмы судебного контроля. А юридические механизмы судебного контроля должны быть таковыми, чтобы ими обеспечивались как статус верховенства суда, так и независимость его от сторон производства и иных ветвей власти, как важные условия режима законности в современном ее понимании. Из этого, в свою очередь, вытекает, что суд в правовом государстве: 1) не занимается поиском и выявлением нарушений законов, не инициирует саму судебную процедуру (производство) по принятию какого-либо правового решения; 2) принимает правовое решение, имеющее статус юридического акта высшей юридической силы, только в случаях инициирования судебного производства иными субъектами правоотношений; 3) стоит на вершине иерархии системы публично-властных субъектов, специально уполномоченных на поиск нарушений закона, исследование их юридической природы, представление суду для принятия правового решения и исполнение судебных решений; 4) не занимается непосредственным исполнением принятого им же юридического решения; 5) состав суда автономен и несменяем до окончания разбирательства начатого дела (производства). Кроме того, современное понимание института юридических механизмов воспроизводства законности предполагает наличие в судопроизводстве института пересмотра судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Таким образом, основными составляющим законности как правовой категории в современном ее понимании являются:

  1. всеобщность закона, выраженная в необходимости реального существования развитого, свершенного законодательства, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, урегулированы правовым законом, а не произволом, усмотрением, чьей-либо прихотью; в законодательстве не должно быть таких существенных пробелов и таких несовершенств, которые дали бы возможность для произвольных чьих-либо действий;
  2. верховенство конституции и законов, то есть подчиненность всех иных нормативных и индивидуальных актов действующим законам, а всех законов и других актов государственных органов конституции, обладающей высшей юридической силой и механизмом прямого действия;
  3. равенство всех перед законом, предъявление всем участникам общественных отношений одинаковых требований, отсутствие у кого-либо привилегий, в том числе у депутатов;
  4. наличие юридических механизмов, обеспечивающих реализацию закона (строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей; беспрепятственные возможности для использования и реализации субъективных прав);
  5. гарантированное, качественное применение закона, активная и решительная борьба с нарушениями закона, неотвратимость юридической ответственности за его нарушение;
  6. наличие гибких и эффективных механизмов совершенствования и восполнения законодательства на основе жизненных потребностей;
  7. наличие в государстве самостоятельной и независимой судебной власти и признание за ней компетенции контроля законности действий (бездействия) и решений других ветвей власти;
  8. наличие системы специальных органов публичной власти со сбалансированной компетенцией и наделенных достаточными не дублирующими полномочиями поиска и исследования любого нарушения закона, имеющего публичную природу, публичного преследования перед судом нарушителя закона путем представления суду соответствующих юридических документов для определения меры ответственности (санкции) за нарушение закона, исполнение определенной судом санкции, после чего признается нарушение вытесненным из правовой жизни общества, а законность восстановленной.

Важное значение для правильного понимания категории "законность" в современный период имеет подход к соотношению законности и целесообразности. В этой связи необходимо подчеркнуть, что высшая социальная целесообразность в принципе выражена именно в правовых законах, в нормативно-правовых актах государства, обладающих высшей юридической силой. Поэтому недопустимо отступление от требований правового закона по каким-либо соображениям, даже по мотивам "высших интересов", революционной обстановки, пользы и т.д., сколь бы весомыми они ни казались тому или иному лицу. В то же время учет целесообразности весьма важен при применении юридических норм, особенно при реализации (применении) закона судебной властью. Тем более что нормы закона нередко предусматривают возможность решения некоторых юридических вопросов в порядке подзаконного нормативного регулирования. Во всяком случае, соображения целесообразности должны учитываться на основании и в рамках правового закона, то есть в условиях соблюдения его. Следует при этом учитывать особую миссию судебной власти, которая в условиях правового государства призвана утверждать дух и идеалы права, опираясь на свою "собственную" основу - основополагающие принципы права, выражающие конституционные, фундаментальные права человека.

С аналогичной позиции решается вопрос и о соотношении морали и законности в правовом государстве. Известно, что мораль и право тесно взаимодействуют и взаимно проникают друг в друга. Некоторые стороны такого взаимодействия имеют очень важное значение. В частности, принцип соблюдения норм права, верховенства закона - это не только правовой принцип, но и высшая моральная ценность. Отступление от установленного требования закона по моральным соображениям возможно лишь в случаях и по основаниям, которые должны, безусловно, быть общечеловеческими идеалами и ценностями, в частности при использовании судебной властью соображений морального характера в процессе разрешения юридического дела (например, при назначении конкретной меры наказания).

Характеристика законности как правовой категории в современный период, как и ранее, будет неполной без четкого уяснения понятия правопорядка, являющегося одним из составляющих системы проявления законности. С точки зрения общепринятых представлений о правовых явлениях право - это центральное звено в его соотношении с правовым порядком. Непосредственным итогом деятельности правового государства является правопорядок - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, фактическое осуществление требований закона.

Правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний закона, результат соблюдения и исполнения правовых норм. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Основными чертами правопорядка являются: господство объективного права в области отношений, регулируемых правом; полное и своевременное соблюдение, исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав; безусловное утверждение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; четкая и эффективная юридическая работа всех правовых органов, прежде всего судебной власти, неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение. Другими словами, правопорядок есть реальное, полное и последовательное осуществление всех требований закона, его идеалов и принципов правового государства. Правопорядок может быть крепким и слабым, в общественных местах и на объектах, внутренним (внутри предприятий) и внешним (вокруг предприятий). Однако понятием "правопорядок" не охватываются такие явления, как состояние соблюдения трудовых, избирательных или жилищных прав личности, охватываемых категорией "законность", выражающей состояние исполнения законов.

Таким образом, законность в современную эпоху представляет собой имеющий свою структуру, содержание и свойства важный системообразующий элемент (фактор) правовой системы общества, в котором функционирует правовое государство; в этом качестве законность предполагает не только наличие развитой системы законодательства, но и юридических механизмов выявления потребности в принятии, отмене или изменении законов; наличие постоянно действующего государственного органа, уполномоченного принимать законы (парламента), и закрепленных в законе процедур инициирования, обсуждения и принятия законов; наличие юридических механизмов контроля со стороны независимой судебной власти за соответствием законов действующей Конституции; закрепление в законе определения, согласно которому отсутствие законов, востребованных обществом, квалифицируется как нарушение закона (режима законности) и рассматривается как несоблюдение Конституции; наличие системы постоянного воспроизводства состояния полной обеспеченности законности путем выявления, исследования и вытеснения нарушений закона из правовой жизни общества и государства.

Список использованной литературы

  1. Рябцев В.П. Возникновение, становление и общая характеристика законности как правовой категории и социального явления // Законность в Российской Федерации. М.: Контракт, 2008. С. 1.
  2. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. С. 332.
  3. Николаева Л.А. Общий надзор прокуратуры в советском государственном управлении. Л., 1979. С. 9.
  4. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993. С. 71 - 72.
  5. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 15.
  6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. С. 548.
  7. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.
  8. Клочков В.В. О конституционной законности // Конституционная законность и прокурорский надзор: Сб. научных трудов. М., 1994. С. 3.
  9. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 188.
  10. Стецовский Ю.И. Судебная власть. М., 1999. С. 83.
  11. Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство: формирование и динамика. М., 2001.
  12. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. Очерки теории и практики. М., 2001. С. 58.