Мудрый Юрист

Таможенная процедура реимпорта по законодательству ЕАЭС и Российской Федерации 1

<1> Статья подготовлена в результате проведения исследования (N 15-01-0088) в рамках Программы "Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)" в 2015 - 2016 гг. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

Козырин Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В статье рассмотрено понятие таможенной процедуры реимпорта в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, нормативно-правовое регулирование реимпорта, условия помещения товаров под таможенную процедуру, а также налоговая составляющая процедуры реимпорта.

Ключевые слова: таможенное право, таможенное законодательство ЕАЭС, таможенные процедуры, реимпорт, таможенные платежи, налоги, таможенная пошлина.

Понятие. В таможенном праве Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) под реимпортом понимается такая таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза (далее - ТС), ввозятся обратно на таможенную территорию ТС в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Из приведенного определения таможенной процедуры (ст. 292 Таможенного кодекса ТС) выводятся следующие признаки таможенной процедуры реимпорта.

  1. Реимпорт как таможенная процедура представляет собой обратный ввоз товаров на таможенную территорию ТС. Обратный ввоз - это ввоз товаров, которые ранее уже были вывезены с таможенной территории ТС.

Обратный ввоз товаров может представлять собой завершение ранее использованных таможенных процедур (процедуры временного вывоза), а может выступать самостоятельной (автономной) таможенной процедурой.

В последнем случае имеются в виду ситуации, когда товар, ранее помещенный под таможенную процедуру экспорта и вывезенный с таможенной территории ТС, должен быть возвращен обратно на таможенную территорию ТС (например, по причине нарушения требований внешнеторгового договора по качеству, комплектации и т.п.). Аналогичные ситуации могут возникнуть и с товарами, вывезенными с таможенной территории ТС под таможенной процедурой переработки на таможенной территории, но которые по определенным причинам (например, претензии к качеству) возвращены обратно на таможенную территорию ТС.

Как завершающая таможенная процедура реимпорт выступает в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории ТС под таможенной процедурой временного вывоза. Так, в соответствии со ст. 285 Таможенного кодекса ТС, содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров ТС с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории Союза. В той же статье Таможенного кодекса ТС закреплено, что обратный ввоз таких товаров на территорию Союза будет сопровождаться процедурой реимпорта, который завершает временный вывоз товаров.

  1. Таможенная процедура носит срочный характер. Реимпорт должен быть осуществлен в течение срока, установленного таможенным законодательством (ст. 293 Таможенного кодекса ТС).
  2. Преимущество таможенной процедуры для участника внешнеэкономической деятельности состоит в том, что ранее вывезенные товары ввозятся обратно без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Эти преимущества проявляются в сравнении с той "стандартной" ситуацией, когда ранее вывезенные товары ввозятся обратно на таможенную территорию ТС, будучи заявленными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Обратный ввоз товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предполагает и уплату таможенных платежей, и соблюдение мер нетарифного регулирования.

Признаки таможенной процедуры реимпорта могут выводиться как из таможенного законодательства ЕАЭС, так и из общепризнанных положений международного таможенного права.

В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) используется понятие "реимпорт в неизмененном состоянии" (E5./F4.), под которым понимается "таможенная процедура, в соответствии с которой экспортированные товары могут быть приняты для внутреннего потребления с освобождением от импортных пошлин и налогов при условии, что они не подвергались никаким операциям по изготовлению, обработке или ремонту за рубежом, а также при условии обязательной уплаты любых сумм, взимаемых вследствие возврата, или возмещения, или условного освобождения от пошлин и налогов, либо любых субсидий или других сумм, предоставленных в связи с экспортом". Таким образом, международное таможенное право одним из признаков таможенной процедуры реимпорта признает обратный ввоз товара в неизменном состоянии.

Эта характеристика таможенной процедуры реимпорта требует дополнительных комментариев в случае помещения под нее товаров, ранее находившихся под процедурой переработки вне таможенной территории. Такие товары могут обратно ввозиться на таможенную территорию ТС под процедурой реимпорта при условии, что они не подвергались операциям по переработке либо подвергались переработке исключительно в рамках безвозмездного (гарантийного) ремонта.

Таким образом, согласно нормам таможенного законодательства ЕАЭС (подп. 4 п. 1 ст. 293 Таможенного кодекса ТС), товар, состояние которого было изменено, может быть помещен под таможенную процедуру реимпорта в единственном случае - если этот товар находился на безвозмездном гарантийном ремонте под процедурой переработки вне таможенной территории и помещается под таможенную процедуру реимпорта в течение срока действия процедуры переработки вне таможенной территории <2>.

<2> Исключением из этого правила становятся товары, для которых причиной безвозмездного гарантийного ремонта явился дефект, учтенный при выпуске под таможенную процедуру для внутреннего потребления.

Из определения таможенной процедуры реимпорта (ст. 292 Таможенного кодекса ТС) следует, что помещенные под эту процедуру товары приобретают статус товаров ТС.

Нормативно-правовое регулирование. В таможенном законодательстве ЕАЭС таможенной процедуре реимпорта посвящена глава 39 Таможенного кодекса ТС, в которой определены содержание этой процедуры, условия помещения под нее товаров, необходимые для этого документы, а также порядок возврата или зачета сумм вывозных таможенных пошлин.

В случаях, определенных непосредственно в Таможенном кодексе ТС, нормотворческими полномочиями может наделяться наднациональный регулятор ЕАЭС - Евразийская экономическая комиссия. Так, решением Комиссии ТС от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" <3> были утверждены Категории товаров, для которых срок помещения под таможенную процедуру реимпорта может превышать срок, установленный Таможенным кодексом Таможенного союза.

<3> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru/ 21.09.2010.

Отдельные аспекты регулирования таможенной процедуры реимпорта могут передаваться на уровень национального законодательства государств - членов ЕАЭС. В Российской Федерации Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определены порядок продления срока реимпорта (ст. 286), особенности возврата или зачета сумм вывозных таможенных пошлин при реимпорте (ст. 287), а также правила уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта (ст. 288).

Во исполнение положений Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Правительством РФ и Федеральной таможенной службой могут приниматься подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты таможенной процедуры реимпорта (например, Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2005 года N 85 "Об утверждении перечня профессионального оборудования для целей производства и выпуска средств массовой информации, в отношении которого не взимаются таможенные сборы за таможенные операции при помещении под таможенную процедуру временного вывоза, а также при завершении таможенной процедуры временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру реимпорта" <4>).

<4> СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 662.

Правовой режим реимпорта формируется под влиянием источников международного таможенного права и, в первую очередь, Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года (в редакции 1999 года) (Киотской конвенции). В данной Конвенции, в частности, определены следующие стандарты применения реимпорта (приложение B, глава 2):

Условия помещения под таможенную процедуру. Таможенное законодательство дифференцирует условия помещения ранее вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта в зависимости от того, под какой таможенной процедурой находились эти товары.

Ситуация N 1. Товары, ранее помещенные под таможенную процедуру экспорта. Продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, которые вывезены с таможенной территории ТС в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.

Товары данных категорий помещаются под таможенную процедуру реимпорта при одновременном выполнении следующих условий.

Первое условие требует помещения таких товаров под процедуру реимпорта в течение установленного срока.

В ст. 293 Таможенного кодекса ТС установлено, что товары данной категории могут быть реимпортированы в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории ТС. Трехлетний срок для помещения под процедуру реимпорта может быть увеличен наднациональным регулятором ЕАЭС.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" <5> утверждены Категории товаров, для которых срок помещения под таможенную процедуру реимпорта может превышать срок, установленный Таможенным кодексом Таможенного союза. В соответствии с данным нормативным правовым актом срок для помещения под процедуру реимпорта может быть продлен:

<5> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru/, 21.09.2010.

Для продления срока реимпорта указанных категорий товаров декларант подает заявление в соответствии с процедурой, установленной законодательством государства - члена ЕАЭС (в России - в соответствии со ст. 286 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров таможенному органу обращается в ФТС России с мотивированным запросом, составленным в произвольной письменной форме, в котором излагаются обстоятельства вывоза товаров за пределы таможенной территории ТС в соответствии с таможенной процедурой экспорта либо таможенной процедурой реэкспорта.

К запросу прилагаются таможенная декларация, принятая таможенным органом при вывозе товаров за пределы таможенной территории ТС, документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров и дату пересечения товарами таможенной границы ТС, а также документы, содержащие сведения об операциях по ремонту товаров (если такие операции производились).

Запрос о продлении срока реимпорта рассматривается ФТС России не более 30 дней. Решение о продлении срока реимпорта товаров принимается начальником структурного подразделения ФТС России, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицом, его замещающим. В случае отказа в продлении срока реимпорта товаров декларанту направляется письмо с изложением причины такого отказа.

Второе условие помещения выше перечисленных категорий товаров под процедуру реимпорта - неизменность состояния товаров. Исключение допускается для изменений, произошедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.

Третье условие, закрепленное в Таможенном кодексе ТС, - необходимость представления таможенному органу документов, без которых помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта становится невозможным. В соответствии со ст. 294 Таможенного кодекса ТС для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ТС, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции производились. Подтверждаются такие сведения с помощью таможенной декларации, принятой при вывозе товаров, и документов, подтверждающих дату перемещения товаров через таможенную границу при их вывозе.

Ситуация N 2. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза.

Товары данной категории помещаются под таможенную процедуру реимпорта при выполнении двух требований, определенных в Таможенном кодексе ТС (ст. 293):

во-первых, товары должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза;

во-вторых, товары находятся в неизменном состоянии.

Из второго требования в соответствии с Таможенным кодексом ТС допускаются исключения:

  1. связанные с изменениями ввозимых обратно товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования;
  2. связанные с изменениями, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза (в силу п. 2 ст. 287 Таможенного кодекса ТС допускается совершение операций, необходимых для обеспечения сохранности временно вывозимых товаров, включая ремонтные операции (кроме капитального ремонта и модернизации), а также техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров при их реимпорте).

Ситуация N 3. Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

Товары данной категории помещаются под таможенную процедуру реимпорта при выполнении следующих требований, определенных в Таможенном кодексе ТС (ст. 293):

во-первых, ввозятся обратно в течение срока переработки;

во-вторых, находятся в неизменном состоянии - в том же состоянии, в котором они были вывезены с таможенной территории ТС, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.

Ситуация N 4. Продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

Условиями помещения под процедуру реимпорта таких товаров являются (ст. 293 Таможенного кодекса ТС):

во-первых, товары вывозились с таможенной территории ТС на переработку, целью которой был безвозмездный гарантийный ремонт;

во-вторых, продукты переработки помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки.

Не могут быть помещены под режим реимпорта продукты переработки товаров, при выпуске которых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта, явившегося причиной безвозмездного гарантийного ремонта этих товаров.

В каждой из описанных четырех ситуаций декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступать лицо, являвшееся декларантом таможенной процедуры, в соответствии с которой товары были вывезены с таможенной территории ТС. Таможенным законодательством ЕАЭС могут быть установлены случаи, когда декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступить иное лицо. При этом подать таможенную декларацию декларант может в таможенный орган только того государства - члена ЕАЭС, в котором под вышеуказанные процедуры помещались товары при их вывозе с таможенной территории ТС.

Налоговая компонента таможенной процедуры. Таможенная процедура реимпорта отличается наличием значительного нормативно-правового блока, регулирующего фискальные отношения, которые возникают в связи с осуществлением реимпорта.

Из определения таможенной процедуры (ст. 292 Таможенного кодекса ТС) следует, что при реимпорте обратный ввоз ранее вывезенных товаров осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Это преимущество заставляет декларанта, при наличии соответствующих возможностей, выбрать процедуру реимпорта, отдавая ей предпочтение в сравнении с "базовой" таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, которая предполагает при ввозе товара на таможенную территорию ТС уплату всех причитающихся таможенных пошлин и налогов.

Наряду с нормой об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины и налогов при обратном ввозе законодательство о реимпорте предусматривает возмещение налогов и процентов за пользование соответствующими денежными средствами, когда суммы таких налогов не уплачивались в связи с вывозом товаров за таможенную территорию ТС либо были возвращены (например, в случае возврата НДС при экспорте товаров). Предусматривается также возмещение субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров (например, возмещение затрат на уплату процентов по банковским кредитам). Иными словами, законодательство о реимпорте исходит из того, что декларант, поместив товар под процедуру реимпорта, должен вернуться к такому финансовому состоянию, которое было до использования им различных налоговых, тарифных и финансовых льгот и преимуществ, установленных законодательством для стимулирования экспорта.

Возмещение таможенных пошлин, налогов и иных платежей при реимпорте происходит по двум основным схемам, предусмотренным таможенным законодательством ЕАЭС.

Первая схема предусматривает возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей, когда такие фискальные платежи не уплачивались или были возвращены в связи с последовавшим вывозом товаров с таможенной территории ТС. Так, например, ввозные таможенные пошлины возмещаются, когда под процедурой реимпорта обратно ввозятся продукты переработки товаров <6>, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории. Как известно, ввоз товаров для переработки на таможенной территории происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза продуктов переработки (ст. 239 Таможенного кодекса ТС). Соответственно, обратный ввоз продуктов переработки на таможенную территорию ТС требует возмещения ввозных таможенных пошлин и налогов. То же касается и налогов, субсидий и иных платежей.

<6> До этого такие продукты переработки вывозились в режиме реэкспорта.

В соответствии с п. 3 ст. 293 Таможенного кодекса ТС при реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов ЕАЭС. Что же касается возмещения налогов и процентов за пользование соответствующими денежными средствами, когда такие суммы не уплачивались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории, а также субсидий и иных платежей, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот в связи с вывозом товаров с таможенной территории, то оно производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС.

В Российской Федерации вопросы уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, процентов, субсидий и иных сумм при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта урегулированы в ст. 288 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Упомянутые суммы уплачиваются на счет Казначейства России, а в случаях, установленных международным договором государств - членов ЕАЭС, - на счет, определенный этим международным договором.

Декларант выступает субъектом фискальной обязанности, то есть обязанности по уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, процентов, субсидий и иных сумм в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта.

Такая обязанность возникает у него с момента регистрации таможенной декларации, а прекращается:

Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов установлен в Таможенном кодексе ТС (ст. 251) при определении таможенных платежей, подлежащих уплате при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Суммы внутренних налогов (внутреннего НДС) исчисляются исходя из ставок, действующих на день регистрации таможенной декларации при вывозе товаров за пределы таможенной территории ТС.

Таможенная стоимость товаров и их количество определяются при вывозе товаров за пределы таможенной территории ТС. Если при заявлении таможенной процедуры экспорта в отношении вывозимых товаров таможенная стоимость товаров не определялась и не заявлялась, для целей исчисления налогов используется цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары. Такая цена указывается в счете-фактуре, оформленном в связи со сделкой купли-продажи при вывозе товаров, и пересчитывается в российские рубли по курсу на день регистрации таможенной декларации при вывозе товаров за пределы таможенной территории ТС.

Правительство РФ определяет порядок исчисления сумм субсидий, а также устанавливает случаи, когда наряду с указанными суммами взимаются проценты с них по ставкам рефинансирования Банка России.

Порядок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм определяется Таможенным кодексом ТС и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для взимания таможенных платежей. Декларант обязан уплатить эти суммы до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой реимпорта.

Вторая схема применяется в отношении товаров, которые вывозятся в режиме экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта либо являвшихся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенных с таможенной территории ТС в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, осуществляется возврат или зачет уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, при условии что указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта (ст. 295 Таможенного кодекса ТС, ст. 287 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Возврат и зачет уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производятся таможенными органами в порядке, установленном в главе 17 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Библиографический список

  1. Гражданин и таможня: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу / под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2013 (вып. 13). 192 с.
  2. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1.
  3. Козырин А.Н. Таможенные режимы. М.: Статут, 2000. 247 с.
  4. Малиновская В.М. Таможенные режимы: проблемы классификации // Таможенное дело. 2006. N 3.

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза: научно-практический комментарий / под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2011. 656 с.
  2. Трошкина Т.Н. Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. 2014. N 4. С. 52 - 61.