Мудрый Юрист

Правовые проблемы управления регуляторным риском при осуществлении отдельных банковских операций

Алексеева Диана Геннадьевна, профессор кафедры банковского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

Регуляторный риск (или комплаенс-риск) представляет собой риск возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (4(1).1 Положения Банка России 16.12.2003 N 242-П)) <1>.

<1> Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П // Вестник Банка России. 2004. N 7.

В документах Базельского комитета по банковскому надзору "комплаенс-риск" определяется как риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банком в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности <2>.

<2> Комплаенс и комплаенс-функция в банках (Базельский комитет по банковскому надзору, апрель 2005 г.) (пункт 3). См.: Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" // Вестник Банка России. 2007. N 61.

В соответствии с международными рекомендациями комплаенс-контроль в статусе самостоятельного направления СВК решает целый спектр задач, в числе которых <3>:

<3> Козлов Д.Н., Юденков Ю.Н. Контроль регуляторных рисков // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. N 3. С. 33 - 46.
  1. контроль за юридическими рисками, связанными с регулированием банковской деятельности. Возникновение и рост уровня этих рисков могут вызвать значительные финансовые потери вследствие введения санкций против банков, усиления требований к капиталу;
  2. предупреждение риска потери репутации, связанного с недобросовестным соблюдением сотрудниками правил и норм деловой этики;
  3. оптимизация отношений с органами надзора и интегрирование существующих правил и норм банковского регулирования и надзора в текущую деятельность банка;
  4. развитие сотрудничества и партнерства с другими банками, что может способствовать повышению конкурентоспособности банка.

Управление регуляторным риском в кредитной организации осуществляется службой внутреннего контроля (далее - СВК), основными функциями которой являются:

Деятельность службы внутреннего контроля в ее современном понимании регулируется новой редакцией Положения Банка России N 242-П, с учетом изменений, внесенных указанием Банка России в апреле 2014 года <4>. При этом на кредитные организации была возложена обязанность привести учредительные и внутренние документы в соответствие с измененной редакцией Положения N 242-П в срок до 1 октября 2014 года. Поскольку в обновленном виде службы внутреннего контроля функционируют в кредитных организациях всего лишь год, управление регуляторным риском вызывает многочисленные сложности в правоприменении, в их числе:

<4> Указание Банка России от 24.04.2014 N 3241-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" // Вестник Банка России. 2014. N 63.

Разрешение некоторых из вышеуказанных вопросов может быть отнесено к компетенции самой СВК, поскольку согласно пункту 8 документа Базельского комитета по банковскому надзору "Комплаенс и комплаенс-функция в банках" (апрель 2005) <5> банк должен организовать свою комплаенс-функцию и установить приоритеты для управления своим комплаенс-риском в соответствии с собственной стратегией и организацией управления рисками. Однако в общем и целом разрешение насущных проблем управления регуляторным риском, безусловно, лежит в плоскости нормативной деятельности Банка России.

<5> Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" // Вестник Банка России. 2007. N 61.

Регуляторный риск является одним из универсальных банковских рисков. Управление им необходимо осуществлять при осуществлении любых банковских операций, сделок, в том числе кредитования.

К негативным факторам регуляторного риска в рамках кредитных операций могут быть отнесены:

В значительной мере проблемы неопределенности порядка управления регуляторным риском могут быть устранены за счет принятия Банком России нормативного акта, посвященного вопросам управления данным риском, по аналогии с правовым риском или риском потери деловой репутации.

Вместе с тем и в текущих правовых условиях кредитные организации могут уменьшить негативные последствия регуляторного риска путем:

  1. систематического мониторинга действующего законодательства, нормативных актов Банка России, судебной и арбитражной практики, проектов федеральных законов и нормативных актов;
  2. систематической актуализации внутренних документов кредитной организации, в том числе посвященных вопросам кредитования;
  3. разработки типовых форм договоров и сопутствующих документов с учетом не только нормативных актов, но и судебной, арбитражной практики;
  4. разработки порядков и процедур осуществления банковских операций и сделок кредитной организации, в том числе кредитования;
  5. контроля за распределением функций и полномочий между отдельными подразделениями и сотрудниками кредитной организации в целях избежания конфликта интересов, злоупотреблений и недобросовестных действий;
  6. минимизации взаимоотношений с коллекторскими агентствами, заключения договоров только с проверенными компаниями в целях минимизации риска утраты деловой репутации;
  7. создания системы внутреннего контроля, включающей службы внутреннего аудита, контроля, управления рисками, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иные подразделения, осуществляющие контроль законности и обоснованности проведения банковских операций и сделок.

Комплаенс-контроль становится важной и жизненно необходимой в деятельности любой кредитной организации разновидностью контроля.

Его правовое регулирование осуществляется нормативными актами Банка России, в соответствии с международными документами и требованиями. В настоящее время Банк России активно создает систему нормативных актов по управлению регуляторным риском в современных российских политико-экономических реалиях, в условиях углубляющегося кризиса доверия и, как следствие, возрастающих правового и репутационного рисков.

Комплаенс одновременно сочетает в себе функцию независимого внутреннего контролера и консультанта-советника. Уровень компетенции специалистов комплаенс-подразделения должен быть достаточно высоким, особенно в части правовых вопросов и регулятивных требований <6>.

<6> Пашков Р., Юденков Ю. Положение об управлении регуляторным риском (комплаенс-риском) // Бухгалтерия и банки. 2016. N 1.

Надлежащим образом организованная деятельность службы внутреннего контроля позволит на постоянной основе осуществлять выявление, учет и анализ регуляторных рисков в кредитной организации; проводить анализ внутренних документов и изменять их в соответствии с требованиями обновленного законодательства и нормативных актов Банка России; учитывать и избегать конфликта интересов и злоупотреблений в деятельности отдельных сотрудников; минимизировать не только регуляторный риск, но также правовой и риск деловой репутации, обеспечивать высокую ликвидность кредитной организации, доверие к ней со стороны населения и в конечном итоге банковскую безопасность конкретной кредитной организации и банковской системы России в целом.

Литература

  1. Козлов Д.Н., Юденков Ю.Н. Контроль регуляторных рисков // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. N 3. С. 33 - 46.
  2. Пашков Р., Юденков Ю. Положение об управлении регуляторным риском (комплаенс-риском) // Бухгалтерия и банки. 2016. N 1.