Мудрый Юрист

Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения (на примере кемеровской области)

Шелестюков Виталий Николаевич, доцент кафедры конституционного и административного права Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук.

Сиялко Олеся Юрьевна, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

В статье рассматриваются правовые меры воздействия прокуратуры, связанные с надзором за исполнением законов о безопасности дорожного движения, а также раскрываются основные причины аварийности. Приводится статистика автодорожных преступлений, а также состояние преступности по Кемеровской области.

Ключевые слова: прокурорский надзор, безопасность дорожного движения, состояние преступности, причины преступности.

Public prosecutor's supervision over execution of traffic safety laws (by example of the Kemerovo region)

V.N. Shelestyukov, O.Yu. Siyalko

Shelestyukov Vitaliy N., Assistant Professor of the Constitutional and Administrative Law Department at Plekhanov Russian University of Economics (Kemerovo Institute), Candidate of Legal Sciences.

Siyalko Olesya Yu., Senior Lecturer of the Criminal Law and Procedure Department at Plekhanov Russian University of Economics (Kemerovo Institute).

The article examines the legal measures of influence of the prosecutor's office related to the supervision of the enforcement of road safety laws, as well as reveal the main causes of accidents. There is statistics of road offenses, as well as the state of crime in the Kemerovo region.

Key words: public prosecutor's supervision, road safety, the state of crime, causes of crime.

Проблемы, связанные с обеспечением законности и правопорядка в сфере дорожного движения, имеют весьма актуальное значение. К субъектам, обеспечивающим режим законности в данной сфере, относятся органы прокуратуры. Так, согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <1> органы прокуратуры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории РФ.

<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Общие требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности дорожного движения, полномочия прокурора при осуществлении данного направления надзорной деятельности регламентированы ст. ст. 21, 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (ред. 1 июля 2015 г.) <2>, от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (ред. 29 октября 2012 г.) <3>.

<2> Законность. 2008. N 3.
<3> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Основные результаты прокурорской деятельности за январь - ноябрь 2015 года

Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Выявлено нарушений закона:

2014 г. - 4423448;

2015 г. - 4667167;

% (+;-) 5,5.

Выявлено незаконных правовых актов:

2014 г. - 377844;

2015 г. - 379285;

% (+;-) 0,4.

Принесено протестов:

2014 г. - 369870;

2015 г. - 372858;

% (+;-) 0,8.

По удовлетворенным протестам отменено и изменено незаконных правовых актов:

2014 г. - 333845;

2015 г. - 338748;

% (+;-) 1,5.

Направлено исков, заявлений в суд:

2014 г. - 734296;

2015 г. - 708133;

% (+;-) -3,6.

Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора:

2014 г. - 652137;

2015 г. - 632245;

% (+;-) -3,1.

Внесено представлений:

2014 г. - 641236;

2015 г. - 688343;

% (+;-) 7,3.

К дисциплинарной ответственности привлечено лиц:

2014 г. - 508895;

2015 г. - 542599;

% (+;-) 6,6.

По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности:

2014 г. - 246932;

2015 г. - 266613;

% (+;-) 8,0.

Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона:

2014 г. - 84814;

2015 г. - 87687;

% (+;-) 3,4.

Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ:

2014 г. - 26190;

2015 г. - 26584;

% (+;-) 1,5.

Возбуждено уголовных дел:

2014 г. - 21961;

2015 г. - 22578;

% (+;-) 2,8 <4>.

<4> URL: http://kemprok.ru/49.htm.

Состояние преступности по Кемеровской области за 1-е полугодие 2015 г. (лица)

Всего лиц, совершивших преступления:

г. Анжеро-Судженск

2014 г. - 331;

2015 г. - 320;

% (+;-) -3,3.

г. Белово

2014 г. - 730;

2015 г. - 755;

% (+;-) 3,4.

г. Березовский

2014 г. - 232;

2015 г. - 241;

% (+;-) 3,9.

г. Гурьевск

2014 г. - 323;

2015 г. - 287;

% (+;-) -11,1.

г. Кемерово

2014 г. - 2618;

2015 г. - 2637;

% (+;-) 0,7 <5>.

<5> Там же.

Итоги работы за 1-е полугодие 2015 г.

По результатам надзора за исполнением законов на транспорте прокуратурой выявлено свыше 13 тыс. нарушений, внесено более 1100 представлений, опротестовано 911 незаконных правовых актов. В защиту законных прав граждан и охраняемых интересов государства в суды направлено 1406 исков и заявлений, по материалам прокурорских проверок возбуждено 82 уголовных дела. За допущенные нарушения закона к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2090 лиц, 65 лиц предостережено о недопустимости нарушений закона <6>.

<6> URL: http://genproc.gov.ru.

Сотрудники кузбасской ГИБДД подвели итоги работы в первом полугодии текущего года.

За 6 месяцев 2014 года в Кемеровской области зарегистрировано 1406 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 177 человек погибло и 1870 - получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП сократилось на 8,2%, количество погибших - на 1,1%, количество раненых - на 11,5%.

В автоавариях на территории нашей страны за 6 месяцев погибло более 10,8 тысячи человек, или практически каждый 10-й пострадавший в результате дорожных трагедий. На территории Сибирского федерального округа ситуация с аварийностью аналогична общероссийской. При сокращении на 1% числа дорожных трагедий и снижении на 2,6% травмированных в них граждан количество погибших в ДТП людей увеличилось на 5%.

Основными причинами аварийности являются низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения, неудовлетворительные дорожные условия, техническая неисправность транспорта.

Полагаем, что нарушение правил дорожного движения водителями также происходит по многим причинам, в том числе и по причине ненадлежащего качества профессиональной подготовки водителей: появилось большое количество частных автошкол. Во многих из них качество подготовки водителей не соответствует предъявляемым в настоящее время требованиям в части практической подготовки. А ведь от профессионализма водителя, от его практического навыка зачастую напрямую зависит безопасность на дороге. Развитие автомобилизации приводит к тому, что существенно возрастает доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом, что также способствует увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.

Одним из направлений деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов в сфере организации подготовки водителей и получения права на управление транспортными средствами.

Объектами прокурорских проверок являются управления, отделы, отделения ГИБДД МВД (непосредственно проверки проводятся в подразделениях экзаменационной работы), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности и лицензионный контроль в отношении организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств. При необходимости проверки проводятся непосредственно в таких организациях.

Статистика ДТП за 6 месяцев 2015 года, произошедших по вине водителей со стажем управления до 2 лет, сдавших квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами в подразделениях ГИБДД Кемеровской области

Регистрационно-экзаменационное подразделение:

"Анжеро-Судженский" - 4 ДТП;

по г. Березовскому - 2 ДТП;

"Гурьевский" - 1 ДТП;

по г. Кемерово - 32 ДТП;

по г. Киселевску - 4 ДТП;

"Ленинск-Кузнецкий" - 7 ДТП;

"Мариинский" - 2 ДТП;

"Междуреченский" - 3 ДТП;

по г. Мыски - 2 ДТП;

по г. Новокузнецку - 17 ДТП;

по г. Прокопьевску - 12 ДТП;

по Промышленновскому р-ну - 3 ДТП;

по Таштагольскому району - ДТП;

г. Тайга - 2 ДТП;

по Тяжинскому району - 1 ДТП.

Аварийность на дорогах России за 9 месяцев 2015 года

ДТП - 133203.

Погибли - 16638.

Погибло детей - 582.

Ранены - 168146.

Ранено детей - 15860 <7>.

<7> URL: http://www.gibdd.ru/r/42/stat/.

Состояние преступности по Кемеровской области за 1 полугодие 2015 г.

Автодорожные:

Динамика преступности:

2013 г. - 249;

2014 г. - 334;

2015 г. - 245.

Не раскрыто преступлений:

2015 г. - 159 (4,6%);

% (+,-) % рост, сниж. (-26,6) <8>.

<8> URL: http://www.kemprok.ru/49.htm.

Типичные нарушения закона, выявляемые прокурорами:

Нарушение правил дорожного движения пешеходами является также одной из основных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.

"Сотрудники Госавтоинспекции проанализировали статистику дорожно-транспортных происшествий за 10 месяцев текущего года. 244 пешехода переходили проезжую часть в неустановленном месте. При этом за 10 месяцев зафиксировано 1199 наездов, в них ранено 1124 человека, 132 - погибли. 30% от всех дорожно-транспортных происшествий произошли в темное время суток" <9>.

<9> URL: http://www.gazetahot.ru.

Многие граждане придерживаются мировоззрения, что правила существуют не для них. Другие, хотя и понимают необходимость соблюдения установленных правил дорожного движения, считают, что в случае нарушения именно с ними дорожного происшествия не произойдет. Понятно, что такое отношение не способствует укреплению безопасности дорожного движения, а пешеходы в настоящее время составляют самую многочисленную категорию участников дорожного движения, получающих ранения и погибающих в дорожно-транспортных происшествиях.

Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием пешеходов (январь - ноябрь 2015 года)

Данные зафиксированы на 3 декабря 2015 г. <10>.

<10> URL: http://www.gibdd.ru/r/42/stat/.

Неудовлетворительное состояние дорог является третьей немаловажной причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий. Дорожная сеть Российской Федерации включает в себя автомобильные дороги общей протяженностью около 900 тысяч километров, в том числе автомобильные дороги общего пользования - 592,6 тысячи километров. За последние 12 лет протяженность автомобильных дорог общего пользования выросла на 137,2 тысячи километров (более чем на 30%).

Сложившийся дисбаланс между ростом автомобильного парка и уровнем развития улично-дорожной сети городов и населенных пунктов привел к ухудшению условий движения, заторам, росту задержек и увеличению расходов топлива, ухудшению экологической обстановки, росту количества дорожно-транспортных происшествий.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют об отсутствии контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, непроведении мероприятий по их содержанию и ремонту, непринятии мер по финансированию данных работ.

Подавляющее большинство дорог регионального и местного значения не соответствует требованиям технических регламентов и государственных стандартов в области безопасности дорожного движения, а связанная с ними деятельность осуществляется с нарушением закона.

По итогам января - июня 2014 года выдано 3242 предписания должностным лицам автотранспортных предприятий, за невыполнение которых, а также иные нарушения требований нормативных документов, регламентирующих безопасность перевозки пассажиров и грузов, привлечено к административной ответственности 289 должностных лиц автотранспортных предприятий. По результатам проведенных обследований состояния улично-дорожной сети в городах и населенных пунктах области выдано 4012 предписаний должностным и юридическим лицам дорожных, коммунальных организаций и ответственным за содержание железнодорожных переездов. За невыполнение предписаний, выданных должностным лицам организаций и предприятий за допущенные нарушения в содержании УДС, возбуждено 177 дел об административных правонарушениях. В отношении юридических лиц возбуждено 90 таких дел <11>.

<11> URL: http://gaikuzbass.ru.

Системный подход прокуроров к осуществлению надзорной деятельности позволил выявить нарушения при осуществлении Росавтодором и подведомственными ему учреждениями дорожной деятельности, ставящие под угрозу интересы государства как собственника автомобильных дорог федерального значения и занятых ими земельных участков.

В результате ненадлежащего осуществления Росавтодором и Росимуществом функций по учету автомобильных дорог федерального значения как государственной собственности в реестре федерального имущества не учтено свыше 1,8 млрд. кв. метров земельных участков, занятых автомобильными дорогами федерального значения. При этом разница между данными Росавтодора и Росимущества о протяженности данных дорог составляет 361 тыс. км. При этом фактическая протяженность федеральных трасс составляет 50,5 тыс. км.

Подобное положение дел способствует посягательствам третьих лиц на объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и актам незаконного вмешательства на этих объектах, что не только нарушает право собственности Российской Федерации на указанные объекты, но и ставит под угрозу обеспечение транспортной безопасности.

Отсутствие в уполномоченных органах государственной власти Российской Федерации достоверных сведений об автомобильных дорогах, их протяженности и техническом эксплуатационном состоянии делает невозможным эффективное определение основных направлений государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, не позволяет должным образом разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Бездействие должностных лиц Федерального дорожного агентства и подведомственных ему государственных учреждений зачастую обусловливает аварийное состояние автомобильных дорог федерального значения.

Только после вмешательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минтрансом России и Минэкономразвития России организованы мероприятия по сверке данных об автомобильных дорогах федерального значения.

По данным Минэкономразвития России, причиной расхождений в данных Росреестра и Росимущества является непредставление подведомственными Росавтодору организациями в Росимущество сведений об автомобильных дорогах, находящихся у них на соответствующем вещном праве, для учета в реестре федерального имущества.

В рамках реализации предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минтрансом России разрабатывается комплекс мероприятий по кадастровому учету и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на все автомобильные дороги федерального значения и занятые ими земельные участки.

Допущенные на стадии строительства и реконструкции федеральных трасс нарушения земельного законодательства привели к тому, что, по данным Минтранса России, потребность в средствах на проведение технической инвентаризации автомобильных дорог федерального значения составляет 1,6 млрд. рублей.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях устранения выявленных нарушений законов и исправления сложившейся ситуации только в 2014 г. руководителю Росавтодора внесено 6 представлений, направлено 4 информации, Министру транспорта Российской Федерации направлено 5 информаций, в том числе о мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог федерального значения <12>.

<12> Русецкий А.Е. Актуальные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов о безопасности дорожного движения // Прокурор. 2012. N 2. С. 82.

Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние законности в сфере транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Цель прокурорского надзора в этой сфере - добиться неукоснительного соблюдения требований Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <13>, определяющего задачи обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, а также хозяйствующих субъектов, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов автомобильным транспортом и метрополитеном.

<13> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

Одной из главных причин ДТП с участием пассажирских автобусов является нарушение требований Закона о безопасности дорожного движения, регламентирующих систему медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств. В нарушение ст. ст. 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации повсеместно не проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры водителей автобусов.

Прокурорские проверки показали, что повсеместно на линию выпускаются автобусы под управлением водителей, не прошедших предварительные и периодические медицинские осмотры, либо такие осмотры проводятся с нарушением установленных правил.

По-прежнему основной причиной аварий с участием данной категории транспортных средств является неисполнение работодателями (организациями, осуществляющими перевозку пассажиров) норм трудового законодательства.

Практика надзорной деятельности свидетельствует о том, что работодатели систематически нарушают установленную продолжительность времени труда и отдыха водителей, порядок составления графиков сменности, необходимых в случае длительности производственного процесса, превышающего допустимую продолжительность ежедневной работы, ознакомления с ними водителей, не соблюдают требования, связанные с обеспечением прохождения водителями транспортных средств медицинского освидетельствования.

С целью изменения сложившейся неблагоприятной ситуации Генеральной прокуратурой Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации дважды направлялась информация о мерах по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. В настоящее время Министерством подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения".

Законопроектом предлагается дополнить действующий Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" отдельной статьей, в которой будет установлен перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Минздравсоцразвития России осуществляется работа по подготовке предусмотренных законопроектом подзаконных нормативных актов, в том числе устанавливающих требования к состоянию здоровья лиц, претендующих на получение права управления транспортными средствами категории "Д" (автобусы).

Более того, проектом Федерального закона предлагается возложить на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функции по установлению порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) противопоказаний к управлению транспортными средствами, порядка выдачи, приостановления действия, аннулирования указанного медицинского заключения, а также порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, перечня медицинских противопоказаний к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами.

Одним из важных нововведений, предлагаемых Министерством, является установление административной ответственности должностных лиц и медицинских организаций за нарушение порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, а также за неправомерную выдачу этими организациями медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Результатом комплексной надзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сочетании с пропагандой законопослушного поведения участников дорожного движения станет укрепление законности и правопорядка в области безопасности дорожного движения, полноценная защита конституционных прав и свобод граждан, общества и государства, снижение уровня дорожно-транспортного травматизма.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 28 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
  3. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.
  4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" (ред. от 22 апреля 2011 г.) // Законность. 2008. N 10.
  5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (ред. от 1 июля 2015 г.) // Законность. 2008. N 3.
  6. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
  7. Русецкий А.Е. Актуальные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов о безопасности дорожного движения // Прокурор. 2012. N 2. С. 82 - 85.
  8. Прокурорский надзор: Учебник для бакалавров / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 479 с.
  9. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения / Под ред. Н.В. Крючкова, А.В. Паламарчук, А.Е. Русецкого. М., 2012. 145 с.
  10. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. О.А. Галустьян, А.В. Ендольцева, И.И. Сыдорук. М.: Юнити-Дана, 2012. 471 с.
  11. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Н.В. Ласкина. М.: Юстицинформ, 2012. 132 с.
  12. URL: http://cdep.ru/.
  13. URL: http://gaikuzbass.ru.
  14. URL: http://genproc.gov.ru/stat/.
  15. URL: http://www.businesspress.ru/newspaper/.
  16. URL: http://www.gibdd.ru/r/42/stat/.
  17. URL: http://www.gibdd.ru/stat/.