Мудрый Юрист

К вопросу о проблемах юридической трансформации налога на имущество организаций в налог на недвижимое имущество организаций

Григоров Кирилл Николаевич, аспирант 4-го года обучения Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кафедра "Финансовое и налоговое право".

В статье исследуются четыре выявленные проблемы юридической трансформации налога на имущество организаций в налог на недвижимое имущество организаций. Автор подчеркивает, что исследования всех проблем юридической трансформации заключаются в исследовании юридической конструкции налогов.

Ключевые слова: юридическая трансформация, юридическая конструкция налога, налог на имущество организаций, налог на недвижимое имущество организаций, недвижимое имущество.

Revisiting Issues of Legal Transformation of the Corporate Property Tax into Corporate Immovable Property Tax

K.N. Grigorov

Grigorov Kirill N., 4th year Postgraduate Student of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Financial and Tax Law Department.

The article deals with four identified problems of legal transformation of the organizations' property tax to the organizations' immovable property tax. The author emphasizes that the researches of all legal transformation of the organizations' property tax to the organizations' immovable property tax problems lies in the researches of legal tax constructions.

Key words: legal transformation, legal tax construction, organizations' property tax, organizations' immovable property tax, immovable property.

Термины "юридическая трансформация", "трансформация" употребляются в исследованиях различных отраслей права; термин "трансформация" употребляется при исследовании налогообложения также учеными-экономистами. Необходимо заметить, что изменения, вносимые в юридическую конструкцию налога на имущество организаций с 2012 - 2013 гг. по настоящее время, позволяют говорить о наличии такого явления, как юридическая трансформация налога на имущество организаций в налог на недвижимое имущество организаций (далее - юридическая трансформация). Практическим началом изменения принципов правового регулирования имущественного налогообложения можно считать экспериментальное введение налога на недвижимость, уплачивавшегося согласно Федеральному закону от 20.07.1997 N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" <1> юридическими и физическими лицами. Юридическая конструкция указанного платежа <2> повлияла на юридическую конструкцию ряда современных налогов (для целей данной статьи исследуются три элемента юридической конструкции налога: объект налога (объект налогообложения), налоговая база и масштаб налога).

<1> Принят ГД ФС РФ 11.06.1997 (в ред. от 28.07.2004) // Российская газета. 1997. N 141.
<2> Объектами налогообложения являлись земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 4). Налоговая база исчислялась исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начислялись платежи (ст. 5). Из норм анализируемого Федерального закона следует, что в юридической конструкции налога на недвижимость использовался стоимостной параметр.

Юридическая трансформация связана с четырьмя проблемами <3>. Первая проблема - проблема соотношения налога на недвижимое имущество организаций и обязательных платежей, составляющих систему имущественных налогов России, - заключается в необходимости ответить на вопрос, будет ли введен в российскую систему налогов и сборов единый налог на недвижимое имущество. По ряду причин в актах органов государственной власти России, официальных документах, а также работах как правовой, так и экономической направленности под понятием "единый налог на недвижимость" понимаются различные налоговые обязательные платежи.

<3> В выявлении проблем юридической трансформации мы отталкивались от юридической конструкции налога и принадлежности налогов к определенному территориальному уровню налогов.

Еще в середине 1990-х годов были сформулированы идеи применения в России налога на недвижимость <4>. Первоначально предполагалось, что налог на недвижимость заменит и объединит три налога: земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций. Однако впоследствии было принято решение ограничиться созданием правовой категории "недвижимость" только для физических лиц <5>. Тем не менее актуальна точка зрения о переходе от земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц к налогу на недвижимость организаций и физических лиц <6>.

<4> См.: О перспективах налога на недвижимость. По результатам "круглого стола" в Совете Федерации // Налоговая политика и практика. 2007. N 4. С. 12.
<5> См.: Быкова Д.Д., Косенкова Ю.Ю. Перспективы введения единого налога на недвижимость // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. N 3. С. 14.
<6> См.: Гаврилова Н.А. Налог на имущество организаций. М.: Налоговый вестник, 2010. 304 с. Номер в ИБ - 151628. СПС "КонсультантПлюс".

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) <7> отмечается, что важным направлением налоговой политики России до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций <8>. В данном документе можно усмотреть основания для будущего введения единого налога на недвижимое имущество, т.к., хотя в этом документе говорится о введении налога на недвижимое имущество организаций, но также упомянута и проблема обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц, что в определенной степени связано с единым налогом на недвижимое имущество.

<7> Официальный сайт СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147172 (дата обращения: 31.07.2015).
<8> В документе отмечается, что "по итогам проведенной работы, на основе мониторинга сведений Единого государственного кадастра объектов недвижимости и анализа возможных социально-экономических последствий введения налога на недвижимость организаций заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет разрабатываться проект федерального закона о налоге на недвижимое имущество организаций и определяться возможные сроки его введения в субъектах Российской Федерации".

С нашей точки зрения, введение единого налога на недвижимое имущество <9> на краткосрочную и среднесрочную перспективу преждевременно. По-видимому, на решение о принятии правовых норм, послуживших началом юридической трансформации, повлияли прежде всего уже в тот период предполагаемые (либо прослеживавшиеся в действительности) негативные тенденции в экономике. Началом юридической трансформации можно считать внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации <10> (далее - НК РФ) изменений, согласно которым из объекта налогообложения налогом на имущество организаций были исключены объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 года. Предполагалось за несколько лет перейти на налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, что позволило бы вообще вывести движимое имущество из-под налогообложения <11>. Исходя из этого, такие негативные тенденции в экономике обусловили и дальнейшие новации правового регулирования: введение ст. 378.2 НК РФ, введение в ч. II НК РФ главы 32 и др.

<9> Вне зависимости от того, заменит ли он не только земельный налог и налог на имущество физических лиц, но и налог на имущество организаций.
<10> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ: принят ГД ФС РФ 16.07.1998 // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824 в ред. от 28.11.2015; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ: принят ГД ФС РФ 19.07.2000 // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340 в ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2015.
<11> Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // СПС "КонсультантПлюс".

Заметим, что переход к налогообложению имущества исходя из кадастровой стоимости организационно еще не завершен. Так, постепенное расширение безусловного применения исключения из объекта налогообложения движимого имущества по мере расширения применения налогообложения недвижимого имущества организаций по его кадастровой стоимости по смыслу Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов пока характеризуется как возможный сценарий. Кроме того, не все субъекты Российской Федерации (и муниципальные образования) готовы к применению порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, для этой цели согласно п. 1 ст. 402 НК РФ вводится соответствующий срок - до 1 января 2020 года. Помимо этого, нельзя не учитывать, что тип налогоплательщика (юридическое или физическое лицо) влияет на дифференциацию условий налогообложения <12>. Соответственно, на текущий период в полной мере нет организационной готовности к введению единого налога на недвижимое имущество.

<12> Например, Е.В. Поролло говорит о взаимосвязи проблематики администрирования региональных налогов с такими условиями, как их имущественный характер, определяющий возникновение налоговой обязанности у лица, обладающего правом собственности (либо иным правом в соответствии с условиями квалификации объекта обложения) на имущество, а также дифференциация условий налогообложения в зависимости от типа налогоплательщика (юридическое или физическое лицо) или специфики формирования налоговой базы по конкретным объектам имущества. Эти обстоятельства предполагают необходимость учета в налоговых органах объектов обложения имущественными налогами и осуществление контрольных процедур, различающихся по методам выявления отклонений от законодательно установленных норм. См.: Поролло Е.В. Проблемы обеспечения результативности налогового администрирования и контроля региональных налогов // Налоги и финансовое право. 2015. N 7. С. 124 - 125.

На текущий период нет и серьезной экономической целесообразности во введении единого налога на недвижимое имущество. Дело в том, что изменения юридической конструкции налога на имущество организаций и введение в ч. II НК РФ главы 32 позволяют говорить если не о введении единого налога на недвижимое имущество, то о сходстве юридической конструкции налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

Учитывая, что внутренние исходные функциональные единицы, составляющие в своей совокупности налог, - это элементы юридической конструкции налога (элементы налогообложения <13>), исследование любого налога - это исследование элементов налогов ("слагаемых налоговых формул", по определению С.Г. Пепеляева <14>). То есть исследование "слагаемых" единого налога на недвижимое имущество - это исследование элементов налога, которые в свою очередь образуют юридическую конструкцию налога. Исследование всех проблем юридической трансформации заключается в исследовании юридических конструкций отдельных обязательных платежей.

<13> См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 58.
<14> См.: Налоговое право. Общая часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Кучерова. М.: Издательство "Юрайт", 2014. С. 287. Автор главы - И.И. Кучеров.

Налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц близки друг другу в части объекта налога (объекта налогообложения) (относительно признания таковым недвижимого имущества) и налоговой базы (налоговой базы как кадастровой стоимости имущества), при этом с учетом имеющихся особенностей юридической конструкции двух указанных налогов. Ранее уже отмечалось, что "налог на имущество организаций сближается с налогом на имущество физических лиц, которым облагается только недвижимое имущество" <15>; что в перспективе налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество (также это является шагом к введению налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций <16>). В свою очередь, элементы "модернизированного" налога на имущество физических лиц во многом соответствуют не введенному налогу на недвижимость физических лиц <17>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Д.В. Тютина "Налоговое право: Курс лекций" включен в информационный банк.

<15> Цит. по: Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций (издание четвертое, дополненное). Специально для системы ГАРАНТ, 2014.
<16> См.: Налоговое право. Особенная часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Кучерова. М.: Издательство "Юрайт", 2014. С. 53. Автор главы 2 - А.С. Титов.
<17> См.: Быкова Д.Д., Косенкова Ю.Ю. Перспективы введения единого налога на недвижимость. С. 15.

Все вышесказанное говорит о том, что экономический эффект от введения единого налога на недвижимое имущество был бы во многом сходным с экономическим эффектом от налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

Вторая проблема юридической трансформации - проблема определения элементов юридической конструкции налога на недвижимое имущество организаций. Исходя из п. 1 ст. 374 НК РФ, есть два признака, которыми одновременно должно обладать подлежащее налогообложению имущество: имущество должно быть движимым или недвижимым; имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, за исключением предусмотренных гл. 30 НК РФ специальных случаев <18>. Содержание первого признака, следуя логике юридической трансформации, будет ограничено только недвижимым имуществом.

<18> См.: Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 2 / В.Р. Дворецкий, Т.Н. Межуева, К.А. Либерман и др.; под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. 2422 с. Номер в ИБ - 216540. СПС "КонсультантПлюс".

Объект налога на недвижимое имущество организаций будет ограничен, соответственно, только недвижимым имуществом. Причем возможно ожидать того, что движимое имущество прямо будет закреплено как не признаваемое объектом налогообложения в п. 4 ст. 374 НК РФ; такое допущение содержится в Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Юридическая трансформация в части объекта налогообложения по действующему налогу на имущество организаций повлияет на ряд проблем в сфере общественных отношений, складывающихся по поводу имущественных налогов. К так называемой активной части основных средств для организаций относятся машины, оборудование, транспортные средства и т.п. <19> Следует думать, что юридическая трансформация обусловит выведение из налогообложения активной части основных средств для организаций.

<19> Подробнее о переходе на налог на недвижимость организаций и физических лиц см.: Гаврилова Н.А. Налог на имущество организаций. 304 с. Номер в ИБ - 151628. СПС "КонсультантПлюс".

Известно, что объект налогообложения налогом на имущество организаций - это и транспортные средства, также облагаемые транспортным налогом. Ранее Конституционный Суд Российской Федерации уже разъяснил, что данная ситуация не является двойным налогообложением, нарушающим принципы справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающие из ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 55 и ст. 57 Конституции Российской Федерации <20>. Хотя речь о двойном налогообложении не идет <21>, тем не менее это является проблемой <22>, разрешение которой может быть связано с признанием объектом налогообложения по налогу на недвижимое имущество организаций только недвижимого имущества. Тем не менее сложности останутся в контексте п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <23> относительно воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания <24>.

<20> См. подробнее: Там же.
<21> Налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, по транспортному же налогу - физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.
<22> По замечанию М.Ю. Березина, указанное Определение Конституционного Суда РФ не препятствует законодательным корректировкам налога на имущество организаций. См.: Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества = Development of Property Taxation. М.: Инфотропик Медиа, 2011. 496 с. СПС "КонсультантПлюс".
<23> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: принят ГД ФС РФ 21.10.1994 // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 в ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015.
<24> Подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания классифицируются в правовой науке как объекты, фактически движимые, но отнесенные законом к недвижимости. См.: Петрушкин В.А. Актуальные проблемы правовой модели системы оборота недвижимости: монография / науч. ред. В.В. Витрянский. М.: Статут, 2014. 285 с. СПС "КонсультантПлюс".

Юридическая трансформация породит новации способов определения налоговой базы по налогу на имущество организаций <25>. Соответственно, порядок определения налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций будет основываться не на п. 1 и п. 3 ст. 375 НК РФ и п. 4 и п. 6 ст. 376 НК РФ, а на ст. 378.2 НК РФ.

<25> На текущий момент нормами НК РФ предусмотрено два способа определения налоговой базы по налогу на имущество организаций:

См.: Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 2 / В.Р. Дворецкий, Т.Н. Межуева, К.А. Либерман и др.; под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой. 5-е изд., перераб. и доп. 2422 с. Номер в ИБ - 216540. СПС "КонсультантПлюс".

Юридическая трансформация затронет масштаб налога - главный компонент юридической трансформации налога на имущество организаций в налог на недвижимое имущество организаций. Применительно к переходу на налог на недвижимость организаций и физических лиц отмечалось, что налог на недвижимость будет устанавливать в качестве налоговой базы единую стоимостную оценку объекта недвижимого имущества <26>.

<26> См.: Гаврилова Н.А. Налог на имущество организаций. 304 с. Номер в ИБ - 151628. СПС "КонсультантПлюс".

А.В. Красюков, исследуя термин "налоговая база", отмечает, что стоимостная характеристика, используемая законодателем в юридической конструкции большинства налогов, предполагает использование стоимости предмета (объекта) налогообложения при расчете суммы налога. Стоимость применяется инвентаризационная (налог на имущество физических лиц), кадастровая (земельный налог), рыночная (налог на прибыль организаций и др.), остаточная (налог на имущество организаций) <27>. Можно добавить, что, во-первых, кадастровая стоимость применяется также по отношению к налогу на имущество организаций, во-вторых, денежное выражение объекта налога на прибыль организаций <28> и стоимостной параметр налога на имущество организаций <29>, с нашей точки зрения, необходимо различать.

<27> См.: 101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование / Н.Н. Балюк, В.В. Замулко, А.В. Красюков и др.; рук. авт. кол. Н.А. Соловьева. Термин "налоговая база" подготовил А.В. Красюков. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 452 с. СПС "КонсультантПлюс".
<28> См.: Налоговое право. Общая часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Кучерова. С. 334 - 335. Автор главы - И.И. Кучеров.
<29> Там же. С. 334 - 335.

Введение ст. 378.2 НК РФ - безусловное основание считать, что масштаб налога на недвижимое имущество организаций будет отражать кадастровую стоимость имущества, использование остаточной, инвентаризационной или рыночной стоимости не согласуется с юридической конструкцией такого налога. Хотя для отечественного налогообложения характерна традиционная ориентация на показатели бухгалтерского учета <30>, актуальность использования остаточной стоимости применительно к правовой природе недвижимого имущества снижается. Инвентаризационная стоимость фундаментально отличается от рыночной, т.к. методология ее расчета формировалась еще в СССР. Определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества непрозрачно <31>; законодательно не установлен порядок рассмотрения споров о признании инвентаризационной стоимости <32>. Рыночная стоимость, достаточно давно представляющая интерес для исследователей имущественного налогообложения <33>, тесным образом связана с кадастровой стоимостью, но не тождественна ей. Кадастровая стоимость по сути представляет собой рыночную стоимость, полученную методами массовой оценки; оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе возможность ее оспаривания, в значительной степени урегулирована законодательством <34>.

<30> См.: Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014. 216 с. СПС "КонсультантПлюс".
<31> В том числе потому, что для определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости необходимо использовать большое количество коэффициентов, чтобы она хоть как-то соответствовала действительности.
<32> Об этом см.: Гинзбург Ю.В., Матвеева О.Е., Ялбулганов А.А. Налог на имущество физических лиц: постатейный научно-практический комментарий главы 32 НК РФ / под ред. А.А. Ялбулганова (подготовлен для системы "КонсультантПлюс") // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
<33> Так, С.Н. Рагимов еще в начале 2000-х годов говорил о возможном преобразовании налоговой базы налога на имущество физических лиц посредством замены инвентаризационной стоимости имущества на менее субъективную, но более дорогостоящую рыночную стоимость. См.: Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: Волтерс Клувер, 2006. 640 с. СПС "КонсультантПлюс".
<34> См.: Гинзбург Ю.В., Матвеева О.Е., Ялбулганов А.А. Налог на имущество физических лиц: постатейный научно-практический комментарий главы 32 НК РФ / под ред. А.А. Ялбулганова (подготовлен для системы "КонсультантПлюс") // СПС "КонсультантПлюс". 2015.

Третья проблема юридической трансформации - принадлежность налога на недвижимое имущество организаций к территориальным уровням системы налогов и сборов России <35>. До недавнего времени активно обсуждалась возможность установления в составе местных налогов нового налога на недвижимость, который заменил бы для организаций налог на имущество организаций и земельный налог, а для физических лиц - налог на имущество физических лиц и земельный налог <36>.

<35> Как известно, подразделение налогов на федеральные, региональные и местные обусловлено государственным устройством России. См., например: Финансовое право: учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011. С. 378. Автор главы - М.Н. Кобзарь-Фролова; Налоговое право. Особенная часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Кучерова. С. 29. Автор главы - Э.Д. Соколова.
<36> См.: Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества = Development of Property Taxation. 496 с. СПС "КонсультантПлюс".

Новации правового регулирования системы имущественных налогов последних лет (2013 - 2015 гг.) позволяют заключить, что налог на недвижимое имущество организаций может и будет относиться только к региональным налогам. В число местных налогов был включен не "местный налог на недвижимость", а "модифицированный" налог на имущество физических лиц, налоговая база в отношении объектов налогообложения которого определяется исходя из их кадастровой стоимости (с учетом особенностей ст. 402 НК РФ).

Налог на имущество организаций - главный источник налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации из числа остальных региональных налогов <37>. Следовательно, учитывая правовые основы действующей на текущий период системы налогов и сборов России, налог на недвижимое имущество организаций будет также относиться к региональным налогам.

<37> Поступления в доходы консолидированного бюджета субъекта РФ от налога на имущество организаций, транспортного налога и налога на игорный бизнес составили 624 054 762 тыс. рублей, 106 478 563 тыс. рублей и 479 516 тыс. рублей соответственно. См.: Отчет по форме N 1-НМ по состоянию на 01.12.2014, сводный в целом по Российской Федерации // Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4621635/ (дата обращения: 01.05.2015).

Четвертая проблема юридической трансформации - формально-юридическая характеристика налога на недвижимое имущество организаций. Сущность данной проблемы заключается в двух аспектах. Во-первых, не ясно, будет ли налог на недвижимое имущество организаций именоваться таковым прямо в налоговом законодательстве.

В данном аспекте интересен пример Казахстана. Налог на имущество разделен в рамках раздела 15 Кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008 N 99-IV "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (с изм. и доп. по сост. на 01.01.2016) <38> (далее - НК РК) относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (глава 57) / физических лиц (глава 58). Объекты налогообложения по налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 396 НК РК) (особенности имеет подп. 3 п. 1 ст. 396 НК РК) характеризуются как недвижимое имущество. Этот вывод подтверждается соотнесением с нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятого Верховным Советом Республики Казахстан 27.12.1994 (с изм. и доп. по сост. на 24.11.2015) <39> (далее - ГК РК). Объекты налогообложения, закрепленные в ст. 396 НК РК, - находящиеся на территории Республики Казахстан здания, сооружения - относятся к недвижимому имуществу в соответствии со ст. 117 ГК РК.

<38> Казахстанская правда. 2008. N 275 - 277 (25722 - 25724); 2008. N 280 - 283 (25727 - 25730).
<39> Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994. N 23 - 24 (приложение); 1995. N 15 - 16, ст. 109; N 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. N 2, ст. 187.

При этом характерно, что слов "недвижимое имущество", "недвижимость" в названии самого налога на имущество нет. Аналогичным образом терминов "недвижимое имущество", "недвижимость" может не быть в названии российского налога на недвижимое имущество организаций, даже если в качестве объекта данного налога будет закреплено только недвижимое имущество.

Второй аспект заключается в вопросе, будут ли дальше видоизменяться нормы, регламентирующие юридическую трансформацию. В этой связи могут быть различные допущения. Так, согласно Основным направлениям налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, допускается постепенное расширение безусловного применения исключения из объекта налогообложения движимого имущества, которое сейчас установлено лишь для объектов основных средств, относящихся к 1 - 2 амортизационным группам.

С другой стороны, т.к. было отмечено, что налог на имущество организаций фактически сближается с налогом на недвижимость, то правовые нормы, способствующие дальнейшей юридической трансформации <40>, возможно, введены не будут. Юридическая конструкция налога на имущество организаций уже сейчас позволяет выполнять задачу, которая была провозглашена достаточно давно, - задачу выведения из налогообложения активной части основных средств для организаций (машин, оборудования, транспортных средств и т.п.) <41>. Однозначно разрешить четвертую проблему юридической трансформации на текущий момент достаточно сложно: юридическая конструкция налога на имущество организаций, с одной стороны, уже отвечает целям юридической трансформации, с другой стороны, полностью открыта для новаций правового регулирования, направленных на завершение процесса юридической трансформации.

<40> Например, ограничение объекта налогообложения только недвижимым имуществом.
<41> Подробнее о данной задаче см.: Гаврилова Н.А. Налог на имущество организаций. 304 с. Номер в ИБ - 151628 // СПС "КонсультантПлюс".

Юридическую трансформацию на текущий период необходимо признать еще не завершенной, в связи с этим требуется продолжать ее исследование.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.08.2014); СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: принят ГД ФС РФ 21.10.1994 // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 в ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824 в ред. от 28.11.2015.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340 в ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2015.
  5. Федеральный закон от 20.07.1997 N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери": принят ГД ФС РФ 11.06.1997 (в ред. от 28.07.2004) // Российская газета. 1997. N 141.
  6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: одобрено Правительством РФ 30.05.2013 [Электронный ресурс]. Официальный сайт СПС "КонсультантПлюс" // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147172 (дата обращения: 31.07.2015).
  7. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): принят Верховным Советом Республики Казахстан 27.12.1994 (с изм. и доп. по сост. на 24.11.2015) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994. N 23 - 24 (приложение); 1995. N 15 - 16, ст. 109; N 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. N 2, ст. 187.
  9. Кодекс Республики Казахстан от 10.12.2008 N 99-IV "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (с изм. и доп. по сост. на 01.01.2016) // Казахстанская правда. 2008. N 275 - 277 (25722 - 25724); 2008. N 280 - 283 (25727 - 25730).
  10. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.
  11. Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014. 216 с. СПС "КонсультантПлюс".
  12. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества = Development of Property Taxation. М.: Инфотропик Медиа, 2011. 496 с. СПС "КонсультантПлюс".
  13. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: Волтерс Клувер, 2006. 640 с. СПС "КонсультантПлюс".
  14. Гаврилова Н.А. Налог на имущество организаций. М.: Налоговый вестник, 2010. 304 с. Номер в ИБ - 151628. СПС "КонсультантПлюс".
  15. Гинзбург Ю.В., Матвеева О.Е., Ялбулганов А.А. Налог на имущество физических лиц: постатейный научно-практический комментарий главы 32 НК РФ / под ред. А.А. Ялбулганова (подготовлен для системы "КонсультантПлюс") // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
  16. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. 448 с.
  17. Налоговое право. Общая часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Кучерова. М.: Издательство "Юрайт", 2014. 760 с.
  18. Налоговое право. Особенная часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Кучерова. М.: Издательство "Юрайт", 2014. 309 с.
  19. Петрушкин В.А. Актуальные проблемы правовой модели системы оборота недвижимости: монография / науч. ред. В.В. Витрянский. М.: Статут, 2014. 285 с. СПС "КонсультантПлюс".
  20. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 2 / В.Р. Дворецкий, Т.Н. Межуева, К.А. Либерман и др.; под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. 2422 с. Номер в ИБ - 216540. СПС "КонсультантПлюс".
  21. 101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование / Н.Н. Балюк, В.В. Замулко, А.В. Красюков и др.; рук. авт. кол. Н.А. Соловьева. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 452 с. СПС "КонсультантПлюс".

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Д.В. Тютина "Налоговое право: Курс лекций" включен в информационный банк.

  1. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций (издание четвертое, дополненное). Специально для системы ГАРАНТ, 2014.
  2. Финансовое право: учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011. 592 с.
  3. Быкова Д.Д., Косенкова Ю.Ю. Перспективы введения единого налога на недвижимость // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. N 3. С. 13 - 18.
  4. О перспективах налога на недвижимость. По результатам "круглого стола" в Совете Федерации // Налоговая политика и практика. 2007. N 4. С. 12 - 13.
  5. Поролло Е.В. Проблемы обеспечения результативности налогового администрирования и контроля региональных налогов // Налоги и финансовое право. 2015. N 7. С. 124 - 130.
  6. URL: http://www.nalog.ru/.