Мудрый Юрист

Основные этапы становления прав личности в информационной сфере

Н.О. Травников, преподаватель кафедры государственного права Курганского государственного университета, Россия, Курган.

На основе выявления этапов развития "информационных" прав личности прослежена эволюция права на информацию. По мнению автора, одним из результатов развития прав личности в информационной сфере на современном этапе является формирование права граждан на получение от государства объективной и достоверной информации о состоянии дел в государстве и результатах работы органов государственной власти. Обоснованы отличительные черты конкретных прав и свобод граждан в информационной сфере, в частности разграничены свобода слова и право граждан на информацию.

Ключевые слова: права в информационной сфере, сокрытие информации, тайна, ограничение, Билль о правах, свобода слова, свобода печати, СМИ, право на информацию, информация о деятельности государства, официальная информация, отчет о результатах деятельности, публикация и распространение информации, открытость государства, обязанность.

The Main Stages of Development of Individual Rights in the Information Sphere

N.O. Travnikov

Nikolay O. Travnikov, Lecturer of Dept. of Public Law at Kurgan State University, Russia, Kurgan.

On the base of identification of the stages of development of "informational" rights of individual the evolution of the right on information is retraced. According to the author, one of the results of development of individual rights in the information sphere at the modern stage is the formation of civil right to receive objective and reliable information from the state on current situation in internal affairs and authorities' results. Differences between certain rights and freedoms of citizens in the information sphere are proved, particularly freedom of speech and civil right to information are distinguished.

Keywords: rights in the information sphere, non-disclosure, secret, restriction, Bill of Rights, freedom of speech, freedom of press, media, right on information, information about government action, official information, report on the results of the activities, publication and dissemination of information, transparency, duty.

Выявление этапов развития "информационных" прав личности является актуальной задачей, поскольку оно позволит, отбросив частности, взглянуть на данное правовое явление с определенным уровнем обобщения. Такое абстрагирование от несущественных деталей и представление генезиса "информационных" прав как условно законченного этапа развития даст возможность выявить отличия одних прав и свобод граждан в информационной сфере от других, в частности отграничить свободу слова от права граждан на информацию.

Следует отметить, что в догосударственный период человеческого бытия и в первые моменты формирования государственной власти потребности в централизованном регулировании информационных процессов не возникало. Отношения по сбору, хранению и передаче информации были неразвитыми. Сведения о процедуре производства оружия, одежды, предметов обихода, способах добычи пищи, ведения войны были зафиксированы в памяти человечества и передавались от поколения к поколению в форме устного рассказа или непосредственного показа.

В древности ведущей формой сохранения информации оказывалась передача ее в форме знаний, навыков, методик от одного поколения к другому, от старших членов общества к младшим [4, с. 13]. Однако происходило отграничение, сокрытие наиболее важной государственной и религиозной информации. А.А. Фатьянов отмечает, что еще на уровне родоплеменных отношений образовались религиозные тайны, "передававшиеся из поколения в поколение жрецами и шаманами" [9, с. 5]. Н.Ю. Корченкова констатирует, что жречество обладало монополией на освященные тем или иным сакральным авторитетом концептуальные знания и концептуальную власть [4, с. 14, 15]. Формирование государственных образований на основе родоплеменных отношений, считает А.А. Фатьянов, породило государственную тайну, которая в основном имела военную направленность [9, с. 5].

А.А. Фатьянов в основном говорит о процессе зарождения тайны как социального явления, однако, например, М.В. Пермяков отмечает, что специальные законы, защищавшие интересы государств от утечки секретов, появились уже в Древнем Риме. В подтверждение он приводит закон, предусматривающий наказание в виде штрафа за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина [7, с. 22].

На наш взгляд, выделение тайны как самостоятельного объекта правового воздействия берет начало в XIV веке, когда государства стали целенаправленно ограничивать распространение определенных сведений о своей деятельности, вводя режимы тайн. В частности, можно сослаться на В.С. Хижняк, которая апеллирует к закону о государственной тайне, изданному в Великобритании в 1352 году [10, с. 20]. Отметим, что зарождение правовой регламентации информационных отношений началось с ограничения возможности лица получать и распространять информацию о государственных секретах.

Борьба личности за освобождение от абсолютной власти государства привела в XVII - XIX веках к признанию возможности свободно выражать свое мнение и доносить свое видение реальности посредством печати. За личностью закрепили право осуществлять межличностную коммуникацию, доводить до окружающих мысли, взгляды, религиозные и политические убеждения.

В.Д. Зорькин считает, что "начало свободе слова положил английский Билль о правах 1689 года" [2]. В данном акте указывается: "Свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может подать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте, кроме парламента". Приведенное положение закрепляет возможность исключительно членов законодательного органа свободно высказывать свое мнение внутри парламента. Лишь впоследствии, спустя практически век, свобода слова по отношению ко всем гражданам появляется в конституциях наиболее прогрессивных государств того времени.

Так, в статьях 10 и 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 года закреплено: "Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные. Свободное сообщение другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; поэтому всякий гражданин может свободно высказываться, писать, печататься" [3, с. 134]. В первой поправке к Конституции США, ратифицированной Конгрессом 15.12.1791, закреплено: "Конгресс не должен издавать законов... ограничивающих свободу слова или печати..." [3, с. 350].

Одним из результатов научно-технической революции явилось создание техники и технологий, позволяющих распространять знания неограниченному кругу лиц. Развитие прессы и журналистики поставило на повестку дня вопрос о свободе слова не только в межличностном общении, но и при доведении взглядов до массовой аудитории. Свобода слова и печати наполнилась новым содержанием. Данное право, отражая достижения техники, стало пониматься как возможность распространять информацию посредством иных способов, средств, устройств. В законодательстве многих стран за средствами массовой информации была признана свобода слова и мнений.

В ст. 5 Основного закона ФРГ сказано: "Свобода печати и информации посредством радио и кино гарантируется". Статьей 21 Конституции Италии установлено, что "все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым иным способом их распространения. Печать не может подлежать разрешению или цензуре". В ст. 19 Конституции Японии указано, что "свобода мысли и совести не должна нарушаться", а ст. 21 гарантирует свободу слова, печати и всех иных форм выражения мнений.

Таким образом, за человеком была признана свобода межличностного общения и право путем учреждения средств массовой информации либо передачи материала в СМИ доносить свои мысли до неограниченной аудитории.

В начале формирования правопорядка современного типа свобода слова и печати имели первостепенное значение. Сейчас право человека открыто выражать свое мнение в кругу друзей, вступать в публичные дискуссии, собирать библиотеки воспринимается как естественное право личности. Конституционное закрепление права каждого свободно получать, передавать и распространять информацию любым способом признается большинством стран мира.

Следующим направлением развития прав личности в информационной сфере явилось закрепление права граждан, а затем и прав юридических лиц на доступ к информации о деятельности государства. Выделенное направление не стоит относить к последующему, ведь развитие права на информацию и свободы слова идет параллельно, хотя нормативное закрепление свободы слова произошло раньше. Однако "первенство" нормативного закрепления свободы слова может оспорить все тот же английский Билль о правах, который возможно охарактеризовать как акт, содержащий зачатки будущего полноценного права на информацию. Такой вывод следует из положения, что "обращаться с ходатайствами к королю составляет право подданных". Подданные могли использовать данное право в том числе для получения сведений о разнообразных аспектах деятельности государства.

Относительно идеи права человека и гражданина на информацию В.С. Хижняк замечает, что она "связана, прежде всего, со стремлением индивидов получать достоверную официальную информацию. Данные права нацелены на то, чтобы дать возможность контролировать действия правительства и защищаться от превышения полномочий государственными органами и их представителями" [10, с. 23]. Однако, как констатирует автор, законодательное закрепление такой идеи означало бы, в первую очередь, повышение ответственности властей за свои действия и необходимость вовлечения граждан в процесс управления государством. Это к тому же привело бы к сужению полномочий государственных органов, с чем не могли согласиться исполнительные власти ни в одной стране [10, с. 23].

Однако историческая необходимость и безудержность творческих сил личности берет свое. В 1766 году в Швеции был принят "Закон о свободе слова и печати", который содержал как нормы, гарантировавшие свободу слова и печати, так и нормы, закреплявшие право граждан на доступ к информации, находящейся у государственных органов [10, с. 23].

В дальнейшем в правовые системы разных стран были введены нормы о праве на доступ к информации о деятельности государства, а также нормы, устанавливающие обязанность государственных органов отчитываться о результатах своей деятельности перед обществом.

Так, п. 7 раздела 9 ст. 1 Конституции США установлена обязанность Конгресса периодически публиковать подробные отчеты о государственных доходах и расходах. Разделом 3 ст. 2 Конституции США закреплено, что Президент периодически представляет Конгрессу информацию о положении Союза [3, с. 345]. Конституция Японии содержит значительный объем предписаний, устанавливающих обязанность государственных органов предоставлять гражданам информацию и отчитываться о результатах своей деятельности и состоянии дел в стране. На наш взгляд, Конституция Японии является одним из самых прогрессивных документов, устанавливающих особую открытость государства и подотчетность власти народу. Такой вывод вытекает из содержания ст. 15, которой предусмотрено, что все публичные должностные лица являются слугами всего общества. Служба всему обществу обеспечивается тем, что каждый имеет право обращаться с мирной петицией о смещении публичных должностных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, указов или предписаний (ст. 16). Немаловажные гарантии открытости власти содержатся в статьях 57, 72 и 91 Конституции Японии. Данные статьи устанавливают, что каждая палата ведет протоколы своих заседаний. Эти протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления. Премьер-министр докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений. Кабинет министров через регулярные промежутки времени, но не менее чем один раз в год, должен докладывать парламенту и народу о состоянии государственного бюджета.

Дальнейшее развитие учения о правах и свободах личности, а также беспрецедентное усовершенствование вычислительных и коммуникационных средств позволяют утверждать о придании праву на информацию нового содержания.

Т. Мендел констатирует: "Недостаточно, если закон будет просто требовать от государственных органов согласия на предоставление информации. Эффективный доступ для многих людей зависит от этих органов, от их активной публикации и распространения ключевых категорий информации даже в отсутствие запроса" [6]. Р.И. Проскурников, анализируя право граждан на получение информации в Германии, приходит к выводу о том, что право граждан на информацию означает для федерального правительства возникновение информационной обязанности, реализуемой Ведомством печати и информации через широкий спектр документов и специально подготовленных информационных продуктов по проблемам и вопросам деятельности правительства и государственной политики [8, с. 71].

В текущем законодательстве многих стран появляются нормы, устанавливающие обязанности государственных органов раскрывать и доводить определенную информацию об их деятельности населению. Важные аспекты права граждан на информацию отражаются также в международно-правовых актах [1].

Российский законодатель не остается в стороне исторического развития "информационных" прав и в свете противодействия коррупции уделяет особое внимание открытости государства и подконтрольности власти народу. В качестве основных актов, устанавливающих право на информацию и вводящих обязанность государства распространять информацию о результатах своей деятельности, можно назвать следующие: Указ Президента РФ от 31.12.1993 N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Важными в деле информирования граждан и участия их в оценке результатов деятельности руководителей органов власти являются Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", а также распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р "Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти".

Положения перечисленных актов свидетельствуют о понимании политическим руководством невозможности демократических преобразований и прогрессивного развития страны без детального закрепления права на информацию и обеспечения участия граждан в управлении страной.

В качестве возможного направления дальнейшего развития права граждан на информацию можно назвать обеспечение объективности и достоверности распространяемой информации о важнейших социально-политических событиях. Выделение данного направления основывается на следующих посылах.

Основная часть информации, посредством которой человек выстраивает картину происходящих событий, поступает из СМИ. Разнообразными способами обработки и подачи информации (предоставление части информации, фальсификация информации, комментирование и иные) возможно существенно исказить реальную картину событий. Например, общеизвестно диаметрально противоположное освещение одних и тех же событий на Украине российскими и зарубежными СМИ. В связи с этим возникает потребность нормативного закрепления права граждан на объективную информацию о важнейших социально-политических событиях.

Продолжающаяся детализация прав личности в информационной сфере и обособление одних "информационных" прав от других, а также потребность в системном регулировании информационных отношений вызывает стремление исследователей осуществить обобщение законодательства в данной области. В частности, учеными обосновывается необходимость принятия информационного кодекса [5].

Итак, к основным этапам становления прав личности в информационной сфере возможно отнести следующие: 1. Сокрытие информации от граждан, введение режима тайн. 2. Признание за гражданином свободы слова и печати. 3. Установление свободы средств массовой информации. 4. Закрепление права на доступ к информации, находящейся у государственных органов.

Одним из итогов генезиса "информационных" прав личности явилось формирование права граждан на информацию. Право на информацию изначально выделилось как составляющая свободы слова. Важным правомочием, образующим право на информацию, становится возможность систематического получения от государства объективной и достоверной информации о состоянии дел в государстве и результатах работы органов государственной власти.

Список литературы

  1. Забара И.Н. Становление и развитие концепции права на информацию в науке и практике международного права // Информационное право. 2013. N 5.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересм. М., 2011.
  3. Конституции зарубежных государств / сост. сб. В.В. Маклаков. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 134, 345, 350.
  4. Корченкова Н.Ю. Становление теоретико-правовой концепции права на информацию: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. С. 13, 14, 15.
  5. Лопатин В.Н. Проблемы и перспективы кодификации законодательства в сфере информационного права и интеллектуальной собственности // Информационное право. 2014. N 3.
  6. Мендел Т. Свобода информации. Сравнительное правовое исследование. Париж, 2008.
  7. Пермяков М.В. Категория "тайна" в системе правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 22.
  8. Проскурников Р.И. Конституционно-правовое регулирование реализации прав граждан на получение информации (опыт Федеративной Республики Германия) // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 71.
  9. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. N 6. С. 5.
  10. Хижняк В.С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 20, 23.

References

  1. Zabara I.N. Stanovlenie i razvitie kontseptsii prava na informatsiiu v nauke i praktike mezhdunarodnogo prava // Informatsionnoe pravo. 2013. N 5.
  2. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) / pod red. V.D. Zor'kina. 2-e izd., peresm. M., 2011.
  3. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv / sost. sb. V.V. Maklakov. 7-e izd., pererab. i dop. M., 2010. S. 134, 345, 350.
  4. Korchenkova N.Iu. Stanovlenie teoretiko-pravovoi kontseptsii prava na informatsiiu: dis. ... kand. iurid. nauk. N. Novgorod, 2000. S. 13, 14, 15.
  5. Lopatin V.N. Problemy i perspektivy kodifikatsii zakonodatel'stva v sfere informatsionnogo prava i intellektual'noi sobstvennosti // Informatsionnoe pravo. 2014. N 3.
  6. Mendel T. Svoboda informatsii. Sravnitel'noe pravovoe issledovanie. Parizh, 2008.
  7. Permiakov M.V. Kategoriia "taina" v sisteme pravovogo regulirovaniia: dis. ... kand. iurid. nauk. N. Novgorod, 2006. S. 22.
  8. Proskurnikov R.I. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie realizatsii prav grazhdan na poluchenie informatsii (opyt Federativnoi Respubliki Germaniia) // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2010. N 11. S. 71.
  9. Fat'ianov A.A. Taina kak sotsial'noe i pravovoe iavlenie. Ee vidy // Gosudarstvo i pravo. 1998. N 6. S. 5.
  10. Khizhniak V.S. Konstitutsionnoe pravo cheloveka i grazhdanina na informatsiiu v Rossiiskoi Federatsii: dis. ... kand. iurid. nauk. Saratov, 1998. S. 20, 23.