Мудрый Юрист

Новеллы избирательного права в УК РФ

Б.Д. ЗАВИДОВ

Б.Д. Завидов - кандидат юридических наук, член Союза журналистов России, научный сотрудник НИИ Генпрокуратуры РФ.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

  1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, -

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

(часть первая в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

  1. Те же деяния:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" -

наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо без такового.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ).

Комментарий к статье 141

Федеральным законом РФ от 18 июня 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (РГ N 131 от 8 июля 2003 г.) введены новеллы в уголовное законодательство, которое касается уголовной ответственности за умышленные нарушения законов о выборах и проведении референдума. Вышеназванным Законом существенно изменены редакции ст. ст. 141 и 142 УК РФ, введены новые составы: ст. ст. 141.1 и 142.1 УК РФ.

Корректируя уголовное законодательство, законодатель старался в полной мере учесть негативный опыт проведения избирательных кампаний прошлых лет, а также и международный опыт.

Части 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закрепили право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Названные права относятся к конституционным правам и свободам и соответственно образуют родовой объект посягательства рассматриваемого состава преступления.

Непосредственным объектом посягательства будут общественные отношения по обеспечению реализации права граждан на осуществление пассивного или активного избирательного права, права свободного волеизъявления на выборах и референдуме, на нормальную работу избирательных комиссий или комиссии референдума по обеспечению избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. В общем, непосредственный объект посягательства может варьировать в зависимости от способа осуществления преступного деяния, указанного в диспозиции ст. 141 УК РФ.

Объективная сторона преступления может быть осуществлена не только путем совершения одного из действий, предусмотренных в диспозиции, но и в форме бездействия и носит сложный характер. Она состоит из совершения одного из четырех деяний:

а) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;

б) нарушения тайны голосования;

в) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума;

г) воспрепятствования деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Конституционные права граждан на свободное осуществление своих избирательных прав, деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума конкретизируются в действующем избирательном законодательстве, сформировавшемся в отдельную отрасль права. В состав этого законодательства могут входить: федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции республик в составе Российской Федерации, уставы и законы субъектов Федерации. Основным законодательным актом, регламентирующим проведение выборов и референдума, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253) в редакции Федерального закона от 11 июня 2003 года "О внесении изменений в статьи 2 и 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (РГ. N 131 от 8 июля 2003 г.). На основе этого нормативного акта принимается иное федеральное законодательство и законы субъектов Федерации. (Например: Федеральный закон от 20 ноября 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 декабря 2002 года "О выборах Президента Российской Федерации".)

Законами субъектов Федерации регламентируются проведение выборов и референдумов в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления, а также проведение референдумов по вопросам, имеющим значение для субъектов Федерации, или по вопросам местного самоуправления.

Относительно первого из способов осуществления преступного деяния законодатель по сравнению с ранее действовавшей редакцией статьи специально уточнил в диспозиции непосредственный объект посягательства, указав на свободное осуществление гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме.

Этот объект посягательства носит комплексный характер, включая в себя как пассивное, так и активное избирательное право.

Содержанием пассивного избирательного права является право гражданина принимать или не принимать участие в проведении выборов, референдума, агитировать за или против конкретных депутатов, а также по вопросам, выносимым на референдум, голосовать за конкретного депутата либо против, подавать голос против всех кандидатов, те же самые права имеет гражданин и по вопросам референдума.

Содержанием активного избирательного права являются право быть избранным в органы государственной власти или местного самоуправления и связанный с этим комплекс прав, предусмотренных законодательством по участию в выборах.

Поэтому воспрепятствованием свободному осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме будут любые умышленные деяния, посягающие на эту свободу. Вместе с тем сопоставительный анализ диспозиции основного состава с квалифицирующими признаками, указанными в части 2 настоящей статьи, позволяет сделать вывод, что в последнем случае, особенно в редакции п. "а" части 2 ст. 141 УК РФ, дана попытка исчерпывающего перечня способов совершения деяния. По этой причине квалификация деяния по части 1 ст. 141 УК РФ по признаку воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может вызвать трудности на практике.

Ввиду этого дифференцировать отграничение состава преступления, предусмотренного в части 1 ст. 141 УК РФ, от квалифицированного состава, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, можно методом исключения, а именно: под дефиницию воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме по части 1 ст. 141 УК РФ можно отнести иные умышленные действия, не подпадающие под п. "а" части 2 ст. 141 УК РФ. Это может быть создание искусственных препятствий для доступа на избирательные участки (например, командир воинской части не отпускает военнослужащего для реализации своего избирательного права), умышленное создание препятствий в осуществлении предвыборной агитации, умышленные препятствия под различными, не основанными на законодательстве, предлогами в регистрации кандидата и т.д. В форме бездействия деяние может быть осуществлено путем умышленного невключения избирателя в список избирателей, непредставления больному человеку, желающему проголосовать, урны для голосования, необоснованного отказа в выдаче открепительного удостоверения. Однако осуществление деяния в форме бездействия носит больше теоретический и профилактический характер, нежели в форме действия, ибо весьма сложно отграничить обыкновенную халатность от умышленного бездействия в целях воспрепятствования осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме. Да и острие уголовной репрессии, по мысли законодателя, должно быть направлено прежде всего против умышленных действий по воспрепятствованию осуществлению избирательного права, права на участие в референдуме.

Главным материально-правовым признаком в этих случаях должна быть реальная общественная опасность деяния, ибо в противном случае деяние не будет иметь признаков преступления вследствие малозначительности (ст. 14 УК РФ).

Следующим признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является нарушение тайны голосования. Для уяснения понятия этого квалифицирующего признака следует обратиться к ст. 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Там сказано, что голосование является тайным в условиях, исключающих контроль за свободным волеизъявлением граждан. Таким образом, нарушение тайны голосования представляет собой разновидность воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, но имеет свою специфику. Содержание деяния может быть понято только в единстве его объективной и субъективной стороны. Это, к примеру, не просто вторжение в кабину для голосования без умысла проконтролировать волеизъявление гражданина. Суть деяния именно в нарушении тайны голосования, заключающемся в контроле или возможности осуществления контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума. При этом законодатель путем внесения этого признака в ст. 141 УК РФ расширил содержание субъективной стороны состава преступления. Ранее, до внесения изменений в Уголовный кодекс Федеральным законом от 18 июня 2003 года, нарушение тайны голосования указывалось в диспозиции ст. 142 УК РФ - фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов, что требовало наличия специальной цели и прямого умысла.

По своей санкции часть 1 ст. 142 УК РФ относится к категории преступлений средней тяжести, а рассматриваемый состав - к категории преступлений небольшой тяжести. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что законодатель расширил пределы уголовной ответственности за нарушение тайны голосования, одновременно снизив санкцию за нарушение этой уголовно-правовой нормы. Все это логическим путем позволяет прийти к выводу, что в настоящее время для нарушения тайны голосования как уголовно наказуемого деяния не требуется во всех случаях установления контроля за волеизъявлением избирателей. Достаточно поставить избирателя в такие условия, когда он может считать, что его действия контролируются. Деяние может быть осуществлено и в форме бездействия, когда, к примеру, ответственное лицо не обеспечивает избирательный участок кабинами для голосования безотносительно к мотивам и целям такого бездействия.

Вместе с тем острие уголовной репрессии направлено прежде всего не против бездействия, а против совершения деяния путем умышленных действий, нарушающих тайну голосования. Это действия, позволяющие реально контролировать волеизъявление избирателей, участников референдума (визуальное наблюдение, пометка или нумерация избирательных бюллетеней и т.п.). Деяние может осуществляться и в имитации создания условий, чтобы избиратель, участник референдума субъективно воспринимали процедуру голосования как подконтрольную.

Следующим признаком рассматриваемого состава преступления является воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума.

Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума регламентируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным федеральным законодательством, законами субъектов Федерации, регламентирующими проведение выборов отдельных категорий должностных лиц. В этом законодательстве указываются рамки деятельности этих комиссий в правовом поле, их полномочия, права и соответственно обязанности должностных лиц и иных субъектов общественных отношений по проведению выборов, референдума по отношению к избирательным комиссиям. Поэтому воспрепятствование в форме действия или бездействия деятельности избирательных комиссий всех уровней, комиссий референдума представляет собой создание помех и препятствий их законной деятельности безотносительно к мотивам и целям совершения деяния.

Последним признаком объективной стороны рассматриваемого деяния является воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей. В состав комиссий входят как члены с решающим, так и с совещательным голосом. Воспрепятствование однозначно порождает признаки преступления при совершении деяния в отношении любого из членов этих комиссий. Основным критерием наличия состава преступления является воспрепятствование деятельности члена комиссии, связанной с исполнением своих обязанностей, а не какой-либо иной деятельности. Воспрепятствование как работе комиссий, так и деятельности их членов может быть осуществлено только в форме активных действий.

Рассматриваемый состав преступления формальный. Он считается оконченным с момента совершения предусмотренных в диспозиции уголовного закона действий и в некоторых случаях бездействия независимо от наступления каких-либо последствий.

Однако, как и отмечалось ранее, в каждом конкретном случае следует оценивать, является ли деяние общественно опасным либо нет в силу малозначительности.

По своей субъективной стороне состав преступления характеризуется наличием как прямого, так и косвенного умысла. В последнем случае виновный сознает общественную опасность деяния, предвидит возможность наступления ущемления избирательных прав или права на участие в референдуме либо последствия нарушения нормальной работы избирательных комиссий, комиссий референдума либо их членов, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели деяния не имеют значения для квалификации, но могут быть учтены при назначении наказания.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, т.е. для описываемого состава нехарактерно наличие специального субъекта.

Часть вторая статьи 141 УК РФ по сравнению с частью первой, во многом аморфной, изложена более четко и конкретно. Это то же деяние, соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения (п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ).

Все перечисленные признаки ограничивают свободу волеизъявления граждан, посягают на нормальную работу избирательных комиссий, комиссий референдума и их членов. Единственный признак - нарушение тайны голосования - не может быть квалифицирован по п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ.

Подкуп охватывает собой как предоставление денег, иных материальных ценностей и прав на имущество (действительных или предполагаемых, например лотерей), так и обещание или предложение их предоставления за совершение конкретных действий либо за воздержание от их совершения. Эти материальные блага могут предоставляться или быть обещаны за голосование определенным образом, снятие кандидатом своей кандидатуры, передачу голосов другому кандидату, а также за совершение действий или бездействия, препятствующих работе избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, и т.п.

Состав преступления по признаку подкупа следует отграничивать от смежного состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.16 КОАП РФ в редакции Федерального закона от 18 июня 2003 г. Этот состав административного правонарушения будет иметь место в тех случаях, когда подкуп избирателей, участников референдума не содержит уголовно наказуемого деяния. Налицо конкуренция уголовно-правовой и административно-правовой норм, что может поставить в затруднительное положение правоприменителя. Каким образом поступать в таких случаях? Здесь прежде всего надо иметь в виду, что объектом подкупа административного правонарушения могут быть только избиратели или участники референдума. Что касается подкупа избирательных комиссий, комиссий референдума или отдельных их членов, то в этих случаях однозначно будет иметь место состав преступления. Отграничение административного нарушения от состава преступления в виде подкупа избирателей или участников референдума имеет оценочный характер. Очевидно, что отдельные факты подкупа единичных избирателей, участников референдума не могут повлиять на итоги голосования в целом и должны расцениваться как административное правонарушение. Иное дело, когда имеет место прямой подкуп неопределенного и значительного круга избирателей, участников референдума. И именно прямой подкуп, а не косвенный в виде, например, благотворительной деятельности, что составляет признак административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.16 КОАП РФ. В случаях прямого подкупа большого круга избирателей, участников референдума должна наступать уже уголовная ответственность. Масштабы подкупа необходимо расценивать в зависимости от уровня проведения выборов, референдума. Чем ниже уровень, тем меньшее число избирателей, участников референдума может оказать решающее значение для его результатов. В любых ситуациях аксиомой должно быть, что в случаях конкуренции уголовно-правовой нормы с административным правонарушением сомнения должны толковаться в пользу применения административной ответственности.

Обман - это умышленное введение избирателей, участников референдума в заблуждение относительно тех обстоятельств выборов, референдума, которые могут повлиять на их исход. Обманом также следует считать и преднамеренное умолчание в тех же целях о сведениях, которые субъект обязан сообщить избирателям, участникам референдума. В общем, этот квалифицирующий признак выглядит весьма аморфно и трудноприменим на практике.

Принуждение - это новый квалифицирующий признак, введенный Законом от 18 июня 2003 года, - имеет не абстрактное значение. Этот вид посягательства на свободное волеизъявление означает любое принуждение, кроме такой его разновидности, как применение насилия или угроз его применения, которые образуют отдельные квалифицирующие признаки. К иным видам принуждения следует отнести угрозы уничтожения или повреждения имущества, шантаж в форме угроз распространения порочащих сведений независимо от их достоверности, угрозы лишения каких-либо материальных или личных благ и т.п. В практике проведения прошедших избирательных кампаний отмечались случаи, когда руководители отдельных предприятий, организаций, учреждений, пытаясь оказать давление на избирателей, запугивали лишением премий, льгот и даже увольнением. Отмечались случаи принуждения и неопределенного круга избирателей. Так, один из кандидатов в депутаты, являясь руководителем предприятия, угрожал жителям избирательного округа, что в случае его провала на выборах в данном избирательном округе будут сокращены рабочие места на руководимом им предприятии, а населенные пункты не будут снабжаться продуктами питания, изготовляемыми на этом предприятии.

Применение насилия либо угроз его применения. Законодатель, формулируя этот квалифицирующий признак, имеет в виду физическое насилие. Л. Гаухманом выделены две разновидности физического насилия: воздействие на тело человека и воздействие на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей, спаивание, отравление и т.п. (см.: Гаухман Л.Д. Борьба с насильственными посягательствами. М., 1969. С. 19).

Очевидно, что для рассматриваемого состава преступления характерен первый вид физического насилия. Он выражается в нанесении ударов по телу человека, в причинении физической боли. Соответственно угрозы применения насилия заключаются в предупреждении потерпевшего и обещании применить эти действия немедленно или в будущем.

Для подкупа, принуждения или применения насилия либо угроз его применения характерно противостояние воль виновного и потерпевшего. Субъект действует вопреки действительной или предполагаемой воле потерпевшего. Противостояние воль отсутствует при обмане, так как потерпевший добросовестно заблуждается, доверяясь виновному. Но в любом случае виновный игнорирует волю потерпевшего, навязывая перечисленными способами свою.

Субъект преступления с перечисленными квалифицирующими признаками - любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

Совершение преступления с использованием своего служебного положения (п. "б" ч. 2 ст. 141 УК РФ). Использование своего служебного положения означает не только использование полномочий должностного лица. Им может быть использование любых полномочий в связи с работой на предприятии, в учреждении независимо от формы собственности, а также использование полномочий служащего в органах государственной власти и местного самоуправления.

Субъект здесь специальный, но его разновидности чрезвычайно широки.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "в" ч. 2 ст. 141 УК РФ).

Часть 3 комментируемой нормы, по существу, содержит самостоятельный состав преступления, который изложен в диспозиции достаточно определенно, и в уголовном законе назван исчерпывающий перечень способов совершения преступления.

Это вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения. Далее следует перечень действий, образующих состав преступления.

Исходя из содержания диспозиции, преступление может быть совершено только путем активных действий, общим родовым понятием которых является вмешательство.

Объектом такого вмешательства является осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий. Причем таких полномочий, которые установлены законодательством о выборах и референдумах. Вмешательство осуществляется в форме неправомерных требований или указаний должностного лица, адресованных как к избирательной комиссии, комиссии референдума в целом, так и в отношении отдельных ее членов. Чаще объективная сторона осуществляется путем незаконных требований или указаний в отношении председателя избирательной комиссии, комиссии референдума.

В комментируемой норме дан исчерпывающий перечень способов такого вмешательства.

Это требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. Таким образом, непосредственным предметом посягательства рассматриваемого состава является исключительная компетенция избирательной комиссии, комиссии референдума, которая регламентирована законодательством о выборах, референдумах. Эта компетенция реализуется в форме принятия решений избирательной комиссией, комиссией референдума. По этой причине направленностью посягательства и его непосредственным объектом являются законность и обоснованность решений избирательной комиссии, комиссии референдума, отнесенные законодательством к их исключительной компетенции.

Совершенно новым квалифицирующим признаком преступления является неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Функционирование этой системы регламентировано законодательством, неправомерное вмешательство в ее работу образует признаки рассматриваемого состава преступления. Исходя из смысла и содержания диспозиции уголовного закона, следует прийти к выводу, что вмешательство в деятельность этой системы должно осуществляться с прямым умыслом и с целью воспрепятствовать или иным образом помешать нормальному течению избирательного процесса.

Субъективная сторона комментируемого состава преступления характеризуется наличием прямого умысла и специальной цели, на которую есть указания в самой диспозиции уголовного закона. Эта цель раскрывается в намерении повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума по вопросам, относящимся к исключительной компетенции этих комиссий.

Субъект преступления в уголовном законе обозначен не весьма четко. С одной стороны, это использование должностного или служебного положения, с другой - в диспозиции говорится о требованиях или указаниях должностного лица. Отсюда выводится недопустимость расширительного толкования уголовного закона в части субъектного состава этого преступления. Очевидно, что таким субъектом может быть только должностное лицо (примечание к ст. 285 УК РФ). Таким образом, субъект преступления специальный и им может быть только должностное лицо.

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

(введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

  1. Оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании, а также оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц -

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

  1. Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума, -

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Комментарий к статье 141.1

Общим родовым объектом посягательства рассматриваемого состава являются общественные отношения по реализации политических прав граждан на управление делами государства как непосредственно (через референдум), так и через своих представителей (путем участия в выборах), а также на участие в местном самоуправлении (ст. ст. 32 и 12 Конституции РФ).

Непосредственный объект посягательства носит двойной характер. Это, в первую очередь, установленный законодательством порядок финансирования избирательной кампании или референдума. Во вторую очередь, объектом посягательства является свободное волеизъявление граждан на выборах, участников референдума путем косвенного влияния на их сознание и волю вследствие заведомой постановки в неравные условия кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, искусственного инициирования заданного направления в проведении референдума.

Объективная сторона деяния состоит в действиях по оказанию финансовой, а также иной материальной поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, минуя избирательный фонд.

Обязательным признаком состава преступления является крупный размер финансовой (материальной) поддержки. В примечании к комментируемой статье определяются как понятия крупного размера, так и содержание иной материальной поддержки. Это сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которая превышает одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, которые установлены законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния. Но во всех случаях крупный размер должен быть не менее двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В диспозиции дан исчерпывающий перечень самих действий, образующих состав преступления. Их можно подразделить на три блока. Первый блок.

Это оплата изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда. Согласно законодательству о выборах и референдумах изготовление и (или) распространение агитационных материалов не допускается иначе как только из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Поэтому оказание финансовой или иной материальной поддержки помимо этого фонда образует признаки рассматриваемого состава преступления, если размер такой поддержки носит крупный характер.

Другой способ совершения преступления - это оплата изготовления и (или) распространения агитационных материалов на безвозмездной основе, т.е. изготовление агитационных материалов бесплатно, а равно такое же их распространение.

В диспозиции предусмотрен и более сложный в доказывании и в уголовно-правовой оценке способ совершения деяния. Это оплата изготовления и (или) распространения из избирательного фонда агитационных материалов по необоснованно заниженным расценкам. Размер необоснованного занижения следует исчислять исходя из базовой рыночной оценки в данной местности изготовления и (или) распространения того или иного вида агитационных материалов. В своем суммарном количестве такое необоснованное занижение расценок должно составлять крупный размер, т.е. превышать одну десятую предельного размера расходов избирательного фонда, но в любом случае быть не менее двух тысяч минимальной оплаты труда.

Таким образом, названный блок способов совершения деяния связан с изготовлением и (или) распространением агитационных материалов как важнейшей стадией любой избирательной кампании, референдума.

Другой блок способов совершения деяния заключается в следующих действиях.

Во-первых, это передача денежных средств или иных материальных ценностей на безвозмездной основе непосредственно кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в целях осуществления ими своей избирательной кампании независимо от конкретных целей, на что эти денежные средства или материальные ценности будут затрачены.

Во-вторых, это те же действия, совершенные по необоснованно заниженным расценкам. Вопросы уголовно-правовой оценки таких действий, безусловно, будут представлять определенную сложность. Чаще они прикрываются какими-то якобы возмездными ответными действиями (выполнением работ, услуг, предоставление имущества или прав на него и т.п.), но их стоимость, очевидно, неэквивалентна. При оценке таких ситуаций следует исходить из общей суммарной стоимости предоставленных денежных средств или иных материальных ценностей, которые должны превышать одну десятую предельной суммы расходов избирательного фонда, но не менее двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Наконец, это действия, заключающиеся в оказании финансовой или иной материальной поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, т.е. совершение действий, которые прокомментированы выше применительно к проведению избирательной кампании.

На этом же основании следует оценивать и действия, выражающиеся в передаче денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам: 1) члену; 2) уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума; 3) члену или уполномоченному представителю иной группы участников референдума.

Особо следует выделить блок действий, образующих признаки рассматриваемого состава преступления, заключающиеся во внесении пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц. Очевидно, что этот признак объективной стороны преступления законодатель ввел не случайно. В первую очередь это направлено на противодействие финансированию выборов и референдумов со стороны иностранных государств и организаций. Подставным лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Под иными материальными ценностями помимо денежных средств следует понимать любое имущество, имеющее стоимостное выражение, а также права на него.

Состав преступления относится к разряду так называемых формальных. Для наличия состава преступления не требуется наступления каких-либо последствий, оно считается оконченным с момента совершения одного из деяний, перечисленных в диспозиции уголовного закона.

Вместе с тем данный состав может иметь и стадию покушения, которая заключается в действиях, непосредственно направленных на оказание финансовой или иной материальной поддержки в крупном размере перечисленными выше способами указанным в диспозиции субъектам избирательного процесса или референдума. Это любые попытки передачи, вручения, перечисления денежных средств или иных материальных ценностей. Стадия приготовления по основаниям ч. 2 ст. 30 УК РФ не образует состава преступления, поскольку комментируемый состав преступления в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести, что можно расценивать как пробел в уголовном законодательстве с учетом конституционной значимости проведения выборов и референдумов.

Субъективная сторона характеризуется наличием прямого умысла и специальной целью. Виновный сознает общественную опасность своих действий, желает такими противоправными способами профинансировать или оказать иную материальную поддержку в ходе избирательной кампании или референдума, и это желание заключается соответственно в наличии специальных целей. Относительно проведения избирательной кампании преследуется прежде всего общая цель оказания в крупном размере финансовой или иной материальной поддержки кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Что касается референдума, то цели оказания такой поддержки могут быть более конкретизированы в плане побуждения субъектов референдума к осуществлению ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. В целом же в обоих названных случаях преследуются вполне определенные цели, которые в уголовном праве принято называть специальными.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет. Если финансовые средства или иные материальные ценности предоставляет юридическое лицо, то субъектом преступления выступают те лица, которые вправе распоряжаться и распорядились финансовыми или иными материальными ценностями, осознавая характер и цели своих действий. При изготовлении и (или) распространении агитационных материалов субъектом преступления являются те должностные лица или руководители коммерческих и некоммерческих организаций, которые непосредственно распорядились изготовить и (или) распространить эти материалы на безвозмездной основе либо по необоснованно заниженным расценкам.

Вопрос о соучастии подлежит ограничительному толкованию. Не могут быть соучастниками лица, которые непосредственно изготавливали или распространяли агитационные материалы по указанию или распоряжению должностного лица, руководителя коммерческой либо некоммерческой организации.

Соучастниками рассматриваемого состава преступления могут быть подставные лица, через которых вносятся пожертвования в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума, а также руководители финансовых и иных институтов, через которых осуществляется финансовая и иная материальная противоправная поддержка в крупных размерах, при условии, если они сознают общественную опасность своих действий.

Очень важно отграничить данный состав преступления от смежного состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность фактически за те же действия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Очевидно, что основным критерием отграничения состава преступления от административного правонарушения является крупный размер такой финансовой или иной материальной поддержки.

Часть вторая статьи 141.1 УК РФ описывает самостоятельный состав преступления, который логически вытекает из выше рассмотренного.

Родовой и непосредственный объекты посягательства аналогичны. Объективная сторона деяния распадается на две основных части: при проведении избирательной кампании и при проведении референдума - и может быть совершена только в активной форме. Относительно проведения выборов объективная сторона выражается в действиях по использованию в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Общее целевое использование денежных средств и иного имущества - обеспечение избирательной кампании, конкретные цели (агитация и т.д.) - значения для квалификации не имеют.

При проведении референдума объективная сторона выражается в действиях по использованию в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме.

Третья группа способов осуществления преступного деяния является общей для проведения избирательной кампании и референдума. Это расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума. Из смысла закона следует, что такое расходование должно производиться для проведения избирательной кампании или референдума. Иное расходование этих средств образует другие составы преступления. Пожертвования, которые запрещены, могут определяться федеральными законами и законами субъектов Федерации в зависимости от территориального уровня проведения выборов или референдума.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла и специальной цели. Субъект сознает противоправность использования в крупных размерах финансовых (материальных) средств в проведении избирательной кампании, референдума, желает этого и преследует при этом цели, указанные в диспозиции, т.е. запрещенные уголовным законом.

Субъект рассматриваемого состава преступления в отличие от ранее рассмотренного, предусмотренного в ч. 1 ст. 141.1 УК РФ, - специальный.

Субъектами преступления могут быть: кандидаты, их уполномоченные представители по финансовым вопросам, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, уполномоченные по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. В совершении преступления возможны различные формы соучастия. Однако, исходя из диспозиции ч. 1 ст. 141.1 УК РФ, следует отметить, что оказание финансовой поддержки в крупных размерах в сговоре с субъектами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, не образует совокупности преступлений по этим двум нормам. Оказание поддержки и использование финансовых (материальных) средств в крупных размерах являются самостоятельными составами преступления.

Состав преступления формальный является оконченным с момента использования финансовых (материальных) средств в крупных размерах независимо от наступления какого-то определенного результата. Вместе с тем возможна стадия покушения на совершение этого преступления в тех случаях, когда субъект использует финансовые (материальные) средства на запрещенные уголовным законом цели, имея намерение использования этих средств в крупных размерах, но не доводит преступления до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Поскольку преступление относится к категории небольшой тяжести, то стадия приготовления к нему не влечет уголовной ответственности.

В целом уместно отметить, что законодатель не учел в полной мере криминогенность составов преступлений, предусмотренных в комментируемой уголовно-правовой норме, их криминологические последствия, отнеся их к преступлениям небольшой тяжести.

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

  1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, -

наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.

  1. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

  1. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме -

наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарий к статье 142

Диспозиция ст. 142 УК РФ в редакции ФЗ от 18 июня 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" значительным образом изменена и конкретизирована по непосредственному предмету посягательства, способам осуществления деяния и кругу субъектов этого состава преступления.

Родовым объектом посягательства комментируемой статьи являются закрепленные Конституцией политические права граждан на участие в управлении государства как через своих представителей, так и непосредственно путем участия в референдуме.

Непосредственными объектами посягательства являются как активное, так и пассивное избирательные права, а также право гражданина на участие в референдуме.

Избирательный процесс носит сложный характер и состоит из нескольких стадий: выдвижение кандидатов, их регистрация, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов или референдума, их опубликование.

Строгое соблюдение режима законности на каждой из стадий является гарантией отражения действительной воли избирателей или волеизъявления участников референдума.

Ряд нарушений на всех стадиях избирательного процесса влекут за собой административную ответственность. Наиболее серьезные умышленные нарушения в виде фальсификации избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ) и фальсификации итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ) влекут за собой уголовную ответственность.

Объективная сторона рассматриваемого состава носит сложный характер и непосредственным предметом посягательства имеет избирательные документы или документы референдума.

Фальсификация представляет собой емкое понятие и включает подделку, искажение, подлог избирательного документа или документа референдума. Избирательными документами являются подписные листы, списки избирателей, открепительные удостоверения, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, протоколы избирательных комиссий или комиссий референдума, а также иные установленные законодательством РФ или субъектов Федерации документы, фальсификация которых может исказить результаты голосования на выборах или референдуме.

Фальсификация может выражаться в подделке документа, когда виновный уже в правильно составленные избирательные документы вносит исправления.

Искажение - такая форма фальсификации, когда в избирательный документ или документ референдума вносятся заведомо ложные сведения. К примеру, если виновный заведомо неправильно составляет подписные листы или списки избирателей.

Подлог - это замена подлинного документа заведомо ложным.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Субъект сознает общественно опасный характер своих действий, фальсифицируя избирательные документы, предвидит возможность или неизбежность искажения результатов выборов или референдума и желает наступления этих последствий. Сущность рассматриваемого состава заключается именно в достижении виновным специальной цели - добиться нужных результатов выборов или референдума путем искажения действительного волеизъявления избирателей или участников референдума. Мотивы совершения деяния на квалификацию не влияют и могут быть учтены только при назначении наказания.

Преступление относится к категории так называемых формальных составов и считается оконченным с момента умышленной фальсификации хотя бы части одного избирательного документа.

Субъект данного состава преступления - специальный. Это члены избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также сами кандидаты или уполномоченные ими представители.

Все указанные лица должны иметь полномочия в соответствии с действующим избирательным законодательством. Только в этом случае они являются надлежащим субъектом преступления.

Члены избирательных комиссий могут быть с правом решающего или совещательного голоса. Все ли они являются субъектом рассматриваемого состава преступления? Поскольку члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, то они обладают возможностью осуществить фальсификацию избирательных документов или документов референдума. Поэтому они могут быть субъектом рассматриваемого преступления.

При совершении рассматриваемого преступления возможно соучастие. В случаях если субъекты данного состава преступления действовали в сговоре с иными лицами, не являющимися специальными субъектами, то ответственность последних наступает как организатора, подстрекателя либо пособника (ст. 34 УК РФ).

Если это лицо являлось должностным, то его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 142 УК РФ как организатора, подстрекателя либо пособника и по ст. 285 либо по ст. 286 УК РФ. В случаях подкупа должностного лица в целях оказания содействия в фальсификации избирательных документов оно может нести ответственность и за получение взятки.

В части второй комментируемой статьи предусмотрен квалифицирующий состав, предусматривающий уголовную ответственность за подделку подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

Этот состав законодатель выделил отдельной нормой с учетом относительной распространенности подобных деяний на начальной стадии избирательной кампании.

В диспозиции дан достаточно широкий перечень способов осуществления этого деяния. Это совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо если деяние соединено с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения. Перечисленные способы совершения деяния не нуждаются в отдельных комментариях.

Несколько слов следует сказать о таком квалифицирующем признаке, как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Этот признак сформулирован крайне неопределенно и по этой причине может вызвать серьезные затруднения на практике. Права и законные интересы граждан уже нарушаются и в результате совершения вышеперечисленных деяний. Представляется, что под существенным нарушением прав и законных интересов граждан следует считать нарушение конституционного права неопределенного круга граждан на поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума. Существенным нарушением прав и законных интересов организаций следует также считать ущемление их прав на выдвижение и поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума. То же можно сказать об общественных и государственных интересах. В общем, этот квалифицирующий признак носит весьма оценочный характер, и вследствие его размытости нет уверенности, что он получит какую-то определенность в судебной практике.

Так, подписные листы являются наиболее уязвимыми для фальсификации избирательными документами. Их могут сканировать, а затем внести в них заведомо ложные сведения, что влечет их недействительность. В них могут вноситься изменения уже после их сдачи, и это делает их недостоверными. Фальсификацию подписных листов может осуществить и сборщик подписей, который под влиянием подкупа или иных уголовно наказуемых действий, указанных в диспозиции комментируемой нормы, может заведомо неправильно составлять эти подписные листы с тем, чтобы затем они были признаны недействительными. В общем, перечень фальсификаций в процессе осуществления избирательных действий достаточно широк и не может носить исчерпывающий характер. Главное тут в умышленной фальсификации избирательных документов, документов референдума, перечень и форма которых установлены избирательным законодательством, законодательством о референдумах на день совершения избирательных действий.

В части третьей комментируемой статьи предусмотрен квалифицированный состав, который отдельно предусматривает уголовную ответственность за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Изготовление бюллетеней будет незаконным, если таковые изготавливались любым способом не в соответствии с действующим законодательством. Для хранения или перевозки таких бюллетеней необходимо наличие осведомленности субъекта о том, что бюллетени были незаконно изготовлены. Мотивы совершения преступления на квалификацию не влияют. Данная уголовно-правовая норма введена специально в целях предотвращения умышленного искажения волеизъявления избирателей или участников референдума.

Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования

(введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума -

наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Комментарий к статье 142.1

Федеральным законом от 18 июня 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена данная уголовно-правовая норма как самостоятельный состав преступления в отличие от ранее действовавшей в старой редакции ст. 142 УК РФ.

В диспозиции комментируемой нормы более подробно и детально указаны признаки объективной стороны фальсификации итогов голосования. Эти признаки даны на основе анализа и обобщения судебной практики по делам данной категории как в России, так и за рубежом. Перечисленные в уголовном законе способы фальсификации голосов избирателей являются наиболее распространенными, этот перечень носит практически исчерпывающий характер.

К таким способам совершения преступления относится вовлечение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании. Вовлечение неучтенных бюллетеней может осуществляться путем их подтасовки. В любом случае это разновидность подлога. Данный способ совершения деяния уже сам по себе может свидетельствовать о направленности и содержании умысла, ибо совершать такое вовлечение неучтенных бюллетеней с иной целью, кроме как фальсификации итогов голосования, бессмысленно.

Сложнее может обстоять дело с таким способом совершения преступления, как представление заведомо неверных сведений об избирателях или участниках референдума. Само по себе представление заведомо неверных сведений еще не образует состава преступления, для этого необходимо доказывать, что представление таких сведений об избирателях или участниках референдума имело целью искажение итогов голосования. В этом и состоит суть рассматриваемого состава преступления.

Поэтому более определенно и удачно в уголовном законе указан следующий способ совершения преступления. Это заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, которое выражается во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума. Включение в списки избирателей, участников референдума лиц, заведомо для виновного не обладающих активным избирательным правом, объективно свидетельствует о направленности умысла на фальсификацию итогов голосования. Аналогичным образом обстоит дело и с включением в эти списки вымышленных лиц либо с фальсификацией подписей избирателей. Фальсификация может выражаться в подделке, подмене и т.п. подписей избирателей, участников референдума.

Объективная сторона преступления может выражаться в замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума либо в порче бюллетеней, приводящих к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума. Замена действительных бюллетеней с отметками избирателей может происходить путем их подлога поддельными, с исправленными отметками избирателей по кандидатурам или поставленным вопросам на референдум и т.п. Главным признаком наличия признака преступления является такая замена, которая искажает волеизъявление избирателей или участников референдума.

Порча бюллетеней либо их незаконное уничтожение как способы совершения деяния должны иметь необходимым признаком невозможность определения волеизъявления избирателей, участников референдума. Трудности в правоприменении могут возникнуть по вопросу, из расчета какого количества испорченных или уничтоженных бюллетеней следует исходить для выводов о наличии или отсутствии признаков состава преступления. При этом надо учитывать, что законодатель сформулировал данный состав преступления как формальный и не ставит его наличие в зависимость от реальной невозможности определения волеизъявления избирателей или участников референдума. Поэтому преступление следует считать оконченным с момента подлога, порчи или уничтожения хотя бы одного бюллетеня субъектом рассматриваемого состава преступления.

Следующие признаки объективной стороны состава преступления в диспозиции рассматриваемой нормы более четко обозначены. Субъектами совершения этих способов фальсификации итогов голосования могут быть только члены избирательных комиссий и члены комиссий референдума. Этот блок способов исполнения объективной стороны рассматриваемого состава и является собственно фальсификацией итогов голосования в самом прямом смысле.

Это заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

Заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума заключается в умышленном искажении количества голосов, поданных за или против конкретных кандидатов либо против всех кандидатов, а применительно к референдуму по вопросам, вынесенным на референдум.

Законодатель специально в целях определенности признаков состава преступления в скобках подчеркивает уголовно наказуемые признаки заведомо неверного составления протокола об итогах голосования как не соответствующие действительным итогам голосования. Протокол об итогах голосования является важнейшим документом избирательного процесса, на основе которого устанавливаются итоги голосования и определяются результаты выборов, референдума. По этой причине любое его искажение, подделка и иная фальсификация образуют признаки рассматриваемого состава преступления.

Установление итогов голосования и определение результатов выборов, референдума представляют собой завершающие стадии избирательного процесса. Заведомо неправильные установление итогов голосования и определение результатов выборов, референдума фальсифицируют итоги голосования и образуют признаки данного состава преступления.

Определение результатов выборов также оформляется протоколом, который и является завершающим и итоговым документом проведения выборов, референдума.

Действующим законодательством установлены жесткие требования к реквизитам составления протоколов об итогах голосования и определения результатов выборов. Умышленное искажение этих реквизитов, внесение в них заведомо ложных сведений в целях фальсификации итогов голосования, референдума и определения их результатов образует признаки рассматриваемого преступления.

Под законодательством, регламентирующим проведение выборов, референдума, следует понимать федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Как уже отмечалось, данный состав формальный и умышленное совершение хотя бы одного из перечисленных в диспозиции уголовного закона действий образует оконченный состав преступления.

В диспозиции уголовного закона нет прямых указаний на субъекта рассматриваемого состава преступления. Однако сопоставительный с предыдущей статьей 142 УК РФ и логический анализ уголовно-правовой нормы позволяет прийти к выводу, что субъект данного состава специальный. Действительно, совершение перечисленных в уголовном законе действий возможно только лицами, обладающими специальными полномочиями, начиная с составления списков избирателей и кончая фальсификацией итогов голосования. В связи с этим субъекты рассматриваемого состава преступления подразделяются на две категории. Первая - это специально уполномоченные в соответствии с избирательным законодательством лица по представлению сведений об избирателях, участниках референдума, по составлению списков избирателей, участников референдума. Вторая - это члены избирательных комиссий всех уровней. Наибольшую общественную опасность представляют собой деяния, совершенные членами избирательных комиссий. Из анализа действующего избирательного законодательства можно сделать вывод, что избирательные комиссии, комиссии референдума на период проведения избирательных кампаний представляют собой особую и специфическую ветвь власти по реализации прав граждан избирать и быть избранным, а также на участие в референдуме.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления исходя из самого названия (фальсификация итогов голосования) и анализа диспозиции, в которой неоднократно указывается на заведомость совершения действий, характеризуется наличием прямого умысла и специальной цели. Вернее, разновидности специальных целей. В содержание этих целей могут входить намерения не допустить избрания конкретного кандидата или наоборот - обеспечить избрание того или иного кандидата, исказить волеизъявление по конкретным вопросам референдума либо вовсе сорвать проведение выборов или референдума. Мотивы могут быть различными: продемонстрировать свою лояльность к тому или иному кандидату либо политической партии, избирательному объединению, избирательному блоку; проявить лояльность к конкретному должностному лицу, корысть, неприязнь и т.д. Мотивы значения для квалификации не имеют, но могут учитываться при назначении наказания.

Оконченным, как уже отмечалось выше, преступление считается с момента совершения какого-либо из перечисленных в диспозиции уголовного закона действия.

Родовой и непосредственный объекты посягательства аналогичны объектам ранее рассмотренного состава преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ.

Новеллы уголовного законодательства посвящены выборам и референдумам в сторону расширения пределов уголовно-правового воздействия. Это вызвано тем, что во многих других странах мира, а тем более в России наблюдается кризис выборной демократии. Выборы в современном обществе стали своеобразным театральным шоу и разновидностью бизнеса. Голоса обнищавших избирателей крайне легко покупаются даже не в самом прямом смысле, а посулами и обещаниями. Разумеется, что радикальное изменение сложившегося положения может иметь место только в новом постдемократическом обществе. Тем не менее изменения в уголовном законодательстве могут хоть в какой-то мере сдерживать противоправное поведение субъектов избирательного процесса.