Культурное наследие мира в цифровую эпоху: вехи реализации стратегии юнеско в области международного права (к 70-летию нормотворческой деятельности юнеско)
Шаповалова Галина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра управления персоналом и трудового права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Автор посвятил статью юбилею Международной организации ЮНЕСКО, внесшей неоценимый вклад в мировую культуру. Автор отразил в научной работе основные вехи многоплановой деятельности ЮНЕСКО в формате ее нормотворческой деятельности по охране культурного наследия, подчеркнув роль организации как мощного координирующего центра в области международного сотрудничества по созданию правового поля в области цифрового культурного наследия. Рассматриваются перспективы развития деятельности ЮНЕСКО по охране культурного наследия в эпоху цифровых технологий. Автор подчеркивает, что ЮНЕСКО, являясь флагманом формирования мировой культурной политики, ориентируется на решение конкретных задач, что позволяет развивать международное сотрудничество в сфере формирования, сохранения, обеспечения доступа и безопасности цифрового культурного наследия. Автор в качестве вывода констатирует, что в условиях глобального информационного общества существует и не решена проблема правового регулирования сферы цифровой культуры, остро стоят вопросы унификации правовых понятий, а также механизмы и инструменты формирования, сохранения, обеспечения доступа и безопасности цифрового наследия на общемировом уровне. И в этой связи автор подчеркивает, что в современном культурном пространстве трудно переоценить роль ЮНЕСКО как мощного координирующего центра в области международного сотрудничества по созданию нормативных правовых актов в области цифрового культурного наследия.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, мировая культура, культурное наследие, глобализация, информационное общество, цифровое культурное наследие, цифровая эпоха, правовое пространство, международно-правовые акты, международное сотрудничество.
World cultural heritage in the digital era: milestones of implementation of the UNESCO strategy in the area of international law (to the 70th anniversary of the UNESCO)
G.M. Shapovalova
Shapovalova Galina Mikhailovna - PhD in Law, Associate Professor at Vladivostok State University of Economics and Service, Department of HRM and Labour Law.
This article is dedicated to the anniversary of the International organization UNESCO and highlights its remarkable contribution into the world culture. The author reflects the core milestones of the diversified work of UNESCO in the format of its rulemaking activity with regards to the preservation of the cultural heritage, as well as emphasizes the role of the organization as a powerful coordinating center in the area of international cooperation on the establishment of legal field in the sphere of the digital cultural heritage. The author underlines that UNESCO being the flagman of formation of the global cultural policy, focuses on the solution of precise tasks, which allows advancing the international cooperation in the area of establishment, preservation, and provision of access and safety of the digital cultural heritage. In the conclusion the author substantiates the fact that in the conditions of the global information society, the problem of the legal regulation of the sphere of digital culture is yet to he resolved, as well as of great relevance are the questions of unification of the legal notions and the mechanisms and instruments of formation, preservation, and security of the digital heritage on the universal level.
Key words: legal space, digital age, digital cultural heritage, information society, globalization, cultural heritage, world culture, UNESCO, international legal instruments, international cooperation.
Культура, культурные ценности - неотъемлемая часть "глобального текста" мировой цивилизации, ориентированная на презентацию достижений прошлого как основания для настоящего и будущего человечества. Потребность человека в культуре в разных ее формах как жизненно важной духовной ценности обусловлена исторически и существует в любую эпоху человеческого развития, так как культура - главный смысл и глобальная ценность существования народов и государств [28, с. 21]. Международное сообщество признает, что культура и ее разнообразие, являясь основой духовной и интеллектуальной жизни, способствует государственному развитию [23, с. 5]. Изменения в обществе стали стимулом к фундаментальному пересмотру устоявшихся в практике международного сотрудничества подходов и к определению понятия "культурное наследие" и к способам сохранения и защиты культурного наследия как на национальном, так и на международном уровне [36, с. 84].
Чтобы мировое культурное наследие охранялось властью закона, появилась необходимость в организации, функционирующей на правовых началах и правовых принципах, согласующихся с существующими международно-правовыми актами по правам человека (Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и др.), решающей тактические и стратегические задачи по сохранению культурного наследия, созданию условий для его эффективного использования, поддержанию в надлежащем состоянии [27, с. 32].
1 - 16 ноября 1945 г. на Конференции Организации Объединенных Наций по созданию Организации по вопросам образования и культуры 37 государств подписали Устав, провозглашающий рождение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Устав был подписан 16 ноября 1945 г. и вступил в силу в 4 ноября 1946 г. (после его ратификации 20 государствами), и в мировом сообществе появился лидер в формировании концептуальной основы диалога культур и мировой культуры, в инициации и принятии документов международного масштаба, обеспечивающих развитие сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, обеспечение законности прав человека, а также основных свобод для всех народов без различия расы, пола, языка или религии [1].
В цифровую эпоху ЮНЕСКО как источник международного права в развитие идей и положений Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах разрабатывает и вводит в действие нормативные акты в сфере культурной деятельности, имеющие общечеловеческое значение, обозначает и уточняет новые понятия, появляющиеся в цифровом культурном пространстве.
В Уставе ЮНЕСКО прописаны две основные задачи глобального характера: "обеспечить государствам-членам сохранение своеобразия их культуры" и "способствовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем", решение которых возможно лишь при условии равенства "всех культур, уважении культурных прав, поощрении межкультурного диалога и защите культурного наследия" [1].
Современная стратегия деятельности ЮНЕСКО ориентирована на цели и конкретные задачи образования, науки, культуры, коммуникации и информацию, согласованные на международном уровне, и опирается на принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [2].
Вопросы формирования и разработки конструктивной политики и международного нормотворчества в области культуры занимают основное место в работе ЮНЕСКО, особо это важно в отношении цифровых культурных форм, сравнительно новых, но прочно занявших место в культурном пространстве. При активном участии представителей стран - членов ЮНЕСКО идет постоянная разработка концептуальных подходов к культуре. Организация оказывает содействие ряду государств в завершении идентификации всемирного наследия, обеспечении постоянного репрезентативного и авторитетного характера Списка Всемирного наследия, содействуя защите его объектов и управления ими, обеспечении более систематического мониторинга объектов всемирного наследия и расширения осведомленности общественности и поддержки с ее стороны. С этой целью проведены конференции в Монако (1967 г.), Венеции (1970 г.) и другие форумы ЮНЕСКО, принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в 1972 г., вступила в силу в 1975 г.) [3] и созданы Фонд всемирного наследия и Комитет всемирного наследия в ее исполнение. Задачей Комитета было ведение Списка объектов, имеющих выдающуюся ценность, и Списка наследия, находящегося под угрозой [28, с. 22]. В 1978 г. в Список всемирного наследия были внесены первые 12 объектов [4]. Понимание культурного наследия демонстрировало преемственность Конвенции с уже принятыми документами международного права [23, с. 5]. В 1992 г. был создан Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, в программных документах которого подчеркивался глобальный масштаб, делающий идею всемирного наследия исключительной. Этот перечень пополняет Межправительственная конференция по политике в области культуры в интересах развития (апрель 1998 г., Стокгольм), принявшая документ, подтверждающий основные принципы Декларации Мехико по политике в области культуры [5].
Как ответ на процессы глобализации в марте 2000 г. ЮНЕСКО приняла международную декларацию принципов создания устойчивого и мирного глобального общества в XXI в. - Хартию (Декларацию) Земли, в которой рассматривался вопрос о сохранении многообразия при единстве всемирного культурного пространства [6]. В сентябре этого же года была принята Декларация тысячелетия ООН, в которой основным был принцип "Культурное разнообразие как общее достояние человечества" как способ существования общества начала XXI в., основа политики культурного плюрализма [7]. Основные положения Декларации тысячелетия и Хартии Земли отразились во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001) [9]. Декларация стала первым международным правовым документом, который определял культурное разнообразие как "общее достояние человечества" и его защиту устанавливал как этическую прерогативу, неотделимую от человеческого достоинства [23]. Ее принципы получили развитие в Стамбульской декларации (2002) [10], Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (2003) [13], Рекомендациях о развитии и использовании многоязычия и доступе к киберпространству (2003) [11], в Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005) [14] и во Всемирном докладе о культурном разнообразии (2008) [17].
ЮНЕСКО в цифровую эпоху - это лаборатория идей, мощный центр обмена культурной и образовательной информацией, стимулятор наращивания культурного потенциала государств - членов ЮНЕСКО, эффективный катализатор международного сотрудничества в сфере культуры [24]. Но в выполнении своей координирующей роли это в первую очередь организация нормотворческая. К концу XX в., когда набрал огромную скорость научно-технический прогресс, бурно развивались компьютерные технологии, формировалось информационное общество, процессы глобализации привели к появлению цифровой культуры, к установлению более тесных связей между культурами, к их взаимодействию в ходе развития [23]. ЮНЕСКО, понимая значимость цифровой культуры, демонстрирующей потенциал мирового информационного общества, ее уникальность и специфические отличия от традиционной, положила начало созданию международной правовой основы для формирования, сохранения, доступности и охраны цифрового культурного наследия.
При появлении в классическом культурном наследии сферы нового, цифрового формата под эгидой ЮНЕСКО вышел ряд важных для мирового сообщества регламентирующих документов. В поле зрения ЮНЕСКО были включены учреждения культуры - музеи, библиотеки, архивы, продуцирующие объекты цифровой культуры (мультимедийные коллекции и др.) и/или сами являющиеся ее объектами, а также медиа-организации, создающие культурные объекты изначально в цифровом виде.
О возможностях в области культуры, открываемых цифровыми и мультимедийными технологиями, отмечается в документе "ЮНЕСКО и информационное общество для всех", рассматриваемом в ходе 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Межправительственная программа ЮНЕСКО "Информация для всех", разработанная в 2000 - 2001 гг. (официально учрежденная в 2001 г.) [8], заложила основу для международного сотрудничества и партнерства в области культуры. Это была реакция ЮНЕСКО на серьезные проблемы, порождаемые процессами формирования глобального информационного общества, и одновременно на новые благоприятные возможности, открывающиеся благодаря бурному развитию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [25].
Вопросы формирования и доступа ко всемирному культурному наследию в цифровой форме (материальному и нематериальному) обозначены в принятых ЮНЕСКО Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (2003) [13], Хартии о сохранении цифрового наследия (2003) [12], Стратегическом плане действий Программы "Информация для всех" (2008 - 2013) [16] и др.
Цифровое наследие, которое охватывает ресурсы в области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и другого характера, созданную в цифровом виде или переведенную в цифровую форму из существующих аналоговых ресурсов, понимается мировым сообществом не менее традиционного. Хартия "О сохранении цифрового наследия", принятая в октябре 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, на законодательном уровне дает определение этому новому понятию - "цифровое наследие": информационные ресурсы (библиотеки, музеи, архивы и др.) и различные медийные ресурсы, которые создаются, распространяются и сохраняются в цифровом виде. Хартия закрепила обязательные к исполнению рекомендации по получению законных прав доступа к цифровому наследию, а также обеспечению более широких возможностей для творчества, общения и совместного использования знаний всеми народами [12].
Еще один важный аспект, нашедший отражение в Хартии, - безопасность цифрового наследия. В некоторых случаях государство не всегда может обеспечить эффективное решение проблемы сохранности. Существуют угрозы цифровому наследию, возникающие как в рамках отдельных учреждений, так и на уровне государственном. И решение вопросов обеспечения безопасности более эффективно в рамках международного сотрудничества, что и провозглашает принятая ЮНЕСКО Хартия о сохранении цифрового наследия.
Для решения задач доступа к информации и знаниям ЮНЕСКО разработала программы "Содействие развитию коммуникаций и расширение использования информационных технологий в области образования, нации и культуры" [15] и "Расширение прав и возможностей людей на основе доступа к информации и знаниям с уделением особого внимания свободе выражения мнений" [19].
Неоценимым вкладом в популяризацию и уважение мировых человеческих ценностей, куда непременным элементом входит цифровое культурное наследие, были объявление ЮНЕСКО 2010 года Международным годом сближения культур и создание Группы высокого уровня по вопросам диалога между культурами средствами образования, науки, культуры, информации и коммуникаций. В продолжение этой линии в 2012 г. под эгидой ЮНЕСКО стартовала масштабная международная программа "Память мира", целью которой была помощь в решении проблем общедоступности и сохранности документированных знаний как всемирного документального наследия [20]. В векторе устойчивого развития была принята Декларация Ханчжоу (2013), которая подчеркнула роль культуры как системы ценностей и как ресурса и рамок для обеспечения подлинно устойчивого развития, как части глобальных и местных общих ценностей и как источника творческой энергии и обновления, определив тем самым культуре центральное место в политике устойчивого развития [21].
Сотрудничество России и ЮНЕСКО, совершенствование партнерства и развитие направлений взаимоотношений сегодня для обеих сторон представляет значительный интерес [30]. СССР официально вступил в ЮНЕСКО в 1954 г. В 1992 г. Российская Федерация приняла эстафету сотрудничества с ЮНЕСКО. В соответствии с современным вектором, заданным ЮНЕСКО, культурная стратегия России не обходит вниманием цифровое культурного наследие - избрание в 2009 г. России в состав Межправительственного совета Программы "Информация для всех" в 2009 г. дало новый импульс сотрудничеству с ЮНЕСКО в области информации [18]. Постановлением Правительства РФ была принята Государственная программа "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" [22].
Координатором деятельности в России на этом направлении стал созданный при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Российский комитет Программы "Информация для всех" (РК ПИДВ), в рамках которого при участии экспертов ЮНЕСКО был организован целый ряд международных конференций по вопросам формирования национальной и международной информационной политики, проблемам доступа к информации, этическим и правовым аспектам использования Интернета. Благодаря участию России в Межправительственном совете ПИДВ российский опыт по созданию системы доступа населения к правовой информации получил международную известность и признание [30].
На сегодняшний день сотрудничеству с ЮНЕСКО способствует деятельность Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальной комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Постоянного представительства России при ЮНЕСКО в Париже. В межправительственных органах ЮНЕСКО достаточно высок уровень российского представительства - в 2009 г. Российская Федерация была избрана в состав Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО сроком на 4 года, в 2011 г. на пост председателя Комитета всемирного наследия с получением права проведения его 36-й сессии в Санкт-Петербурге в июне 2012 г. был избран представитель России - Э.В. Митрофанова [29].
На IV Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге 14 декабря 2015 г. в рамках церемонии передачи эстафеты от Года литературы Году российского кино одним из значимых событий стало пленарное заседание, посвященное 70-летию ЮНЕСКО [41], где было подчеркнуто, что в целом Российская Федерация следует ее общим приоритетам, принципам и политике и нормативные документы Российской Федерации в сфере культуры касаются вопросов, поднятых ЮНЕСКО. В первую очередь это унификация и нормативная категоризация понятий ("культурное наследие", "цифровое наследие" и т.д.). Подчеркивалось, что каждый термин должен быть понятен для всех, прозрачен, иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии.
ЮНЕСКО - это единственная организация в мировом сообществе, детерминирующая глобальные международно-правовые акты как инструменты, определяющие мировую культурную, информационную, коммуникационную политику, реализующая проекты по сохранению культурного наследия и расширению культурного сотрудничества, приобщая человечество к культурному наследию и в классическом, и в цифровом форматах. Особенно это касается цифровой культуры, и в России актуальны озвученные ЮНЕСКО и документально изложенные вопросы стандартизации в работе учреждений культуры в виртуальной сфере, решения проблем формирования, сохранности, доступности и охраны цифрового культурного наследия, исправление цифрового неравенства.
В своей политике и деятельности ЮНЕСКО, таким образом, прилагает постоянные усилия для развития диалога между культурами как основополагающего элемента любой стратегии укрепления мира. Признавая разнообразие культур, ЮНЕСКО подразумевает любые формы провозглашения и передачи общечеловеческих ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, каким бы образом, кем бы они не транслировались и в какой форме. Культура разных народов, материальная и нематериальная, традиционная или цифровая является объектом защиты ЮНЕСКО. Очевидную культурную значимость цифровых средств коммуникации сегодня невозможно игнорировать - распространение цифровых технологий затрагивает традиционные сферы культуры, их формирование, способы взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром.
Таким образом, следует подчеркнуть в условиях глобальных изменений, происходящих в обществе, в условиях информационного прогресса, активного внедрения компьютерных технологий особую важность имеет развитие нормотворчества ЮНЕСКО в сфере цифровой культуры. В конвенциях, хартиях, декларациях цифровая культура признается социокультурно значимым феноменом и самостоятельным правовым объектом, органично связанным с традиционной культурой. Россия, как и другие государства, признавая координирующую роль ЮНЕСКО, следует вектору ее укрепления и в лице Президента В.В. Путина отмечает ее важную нормотворческую роль в международном праве, всячески поддерживает и намерена и впредь поддерживать работу ЮНЕСКО в мероприятиях в плане развития культуры.
Библиография:
- Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Лондон, 16 ноября 1945 г. URL: http://base.garant.ru/2540500/ (дата обращения: 05.12.2015).
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения 03.12.2015).
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения 13.01.2015).
- Список всемирного наследия (UNESCO World Heritage List). URL: http://www.unesco.ru/en/?module=news&action=theme&id=122 (дата обращения: 05.12.2015).
- Сила культуры: План действий по политике в области культуры в интересах развития: принят Межправительственной конференцией по политике в области культуры в интересах развития. Стокгольм, 2 апреля 1998 г. URL: http://old.duma.tomsk.ru/files2/8280_plan_deistvii.pdf (дата обращения 03.12.2015).
- Хартия (Декларация) Земли: Одобрено 14 марта 2000 г. Международная комиссия по Декларации Земли (Париж, ЮНЕСКО). URL: http://earthcharter.org/invent/images/uploads/EC_TEXT_RUSSIAN_TRANSLATION.pdf (дата обращения 03.01.2016).
- Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. 8 сентября 2000 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения 03.12.2015).
- Программа "Информация для всех". URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/unesco/programr.pdf (дата обращения 03.12.2015).
- Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/decl_diversity.pdf (дата обращения 03.12.2015).
- Final Communique. Third Round Table of Ministers of Culture "Intangible Cultural Heritage, mirror of cultural diversity", Istanbul, Turkey 16-17 September 2002. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=6209&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения 03.12.2015).
- Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству. 2003. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/multilingualism_recommendation.shtml (дата обращения 03.12.2015).
- Хартия о сохранении цифрового наследия [2003] // Библиотековедение. 2004. N 6. С. 40 - 43.
- Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 г.). URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения 03.12.2015).
- Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Париж, 20 октября 2005 г. http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001429/142919r.pdf (дата обращения 03.12.2015).
- Содействие развитию коммуникаций и расширение использования информационных технологий в области образования, нации и культуры // Доклад о деятельности ЮНЕСКО. 2006 - 2007. М., 2007. С. 81.
- Стратегический план действий Программы "Информация для всех" (2008 - 2013). URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/unesco/sp813.pdf (дата обращения: 05.12.2015).
17 Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами: Всемирный доклад ЮНЕСКО. 2009. http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001847/184755r.pdf (дата обращения 12.12.2015).
- Отчет о деятельности Межправительственной программы ЮНЕСКО "Информация для всех" (2008 - 2013). URL: http://www.ifapcom.ru/ (дата обращения 03.12.2015).
- ЮНЕСКО. 37 C/44: проект среднесрочной стратегии. 2014 - 2020 гг. С. 36 - 48. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002200/220031R.pdf (дата обращения: 15.12.2015).
- Memory of the World in the Digital Age: Digitization and Preservation. 2012. URL: http://www.ifap.ru/pr/2013/nl30117b.pdf (дата обращения 03.12.2015).
- Декларация Ханчжоу "Обеспечить центральное место культуры в политике устойчивого развития": принята в Ханчжоу, Китайская Народная Республика, 17 мая 2013 г. URL: unesdoc.unesco.org>images/0022/002212/221238m.pdf (дата обращения 03.12.2015).
- Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)": Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW162184/ (дата обращения 14.12.2015).
- Бельская С.А. Проблема сохранения и развития культурного наследия и культурного многообразия в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО // Гуманитарные научные исследования. 2013. N 3(19). С. 5.
- Капустин А.Ю. Понятие, предмет, источники и субъекты права международных организаций // Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права. СПб.: Россия-Нева, 2004. С. 113 - 156.
- Кузьмин Е.И. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в России и в мире (К 10-летию Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех") // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 12. С. 20 - 42.
- Литовченко В.В. Деятельность ЮНЕСКО как фактор сохранения культурного наследия: история и современность // Российский академический журнал. 2014. Т. 1. С. 84 - 86.
- Муравьев В.И. Международные организации - специфические субъекты международного права. Киев: Киев. гос. ун-т, 1990. 72 с.
- Октябрьская И.В. Концепция культурного наследия: мировой и российский опыт формирования // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12. N 3. С. 20 - 31.
- Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.mid.ru (дата обращения 13.01.2015).
- Родионова В.О. Россия и ЮНЕСКО: основные направления сотрудничества // Вестник МГИМО университета. 2012. N 4(25). С. 261 - 269.
- Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2015/12/14/unesco/ (дата обращения 20.12.2015).
- Шилова О.Е. Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия // Культура и искусство. 2014. N 6. С. 611 - 617. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13516.
- Трофимова Р.П. Культурная политика Российской цивилизации: методологические аспекты // Философия и культура. 2015. N 10. С. 1548 - 1556. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.10.15842.
- Шапинская Е.Н. Эстетическое воспитание в социокультурном контексте современной России: кризис ценностей и пути его преодоления // Культура и искусство. 2014. N 2. С. 245 - 253. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.2.12299.
- Сумачев А.В. К вопросу о понятии культурных ценностей и совершенствовании административно-правового режима их охраны // Право и политика. 2012. N 12. С. 2074 - 2079.
References (transliterated):
- Bel'skaya S.A. Problema sokhraneniya i razvitiya kul'turnogo naslediya i kul'turnogo mnogoobraziya v mezhdunarodnykh normativno-pravovykh aktakh YuNESKO // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013. N 3(19). S. 5.
- Kapustin A.Yu. Ponyatie, predmet, istochniki i sub''ekty prava mezhdunarodnykh organizatsii // Lektsii po aktual'nym problemam mezhdunarodnogo i evropeiskogo prava. SPb.: Rossiya-Neva, 2004. S. 113 - 156.
- Kuz'min E.I. Programma YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh" v Rossii i v mire (K 10-letiyu Rossiiskogo komiteta Programmy YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh") // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2010. N 12. S. 20 - 42.
- Litovchenko V.V. Deyatel'nost' YuNESKO kak faktor sokhraneniya kul'turnogo naslediya: istoriya i sovremennost' // Rossiiskii akademicheskii zhurnal. 2014. T. 1. S. 84 - 86.
- Murav'ev V.I. Mezhdunarodnye organizatsii - spetsificheskie sub''ekty mezhdunarodnogo prava. Kiev: Kiev. gos. un-t, 1990. 72 s.
- Oktyabr'skaya I.V. Kontseptsiya kul'turnogo naslediya: mirovoi i rossiiskii opyt formirovaniya // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istoriya, filologiya. 2013. T. 12. N 3. S. 20 - 31.
- Rodionova V.O. Rossiya i YuNESKO: osnovnye napravleniya sotrudnichestva // Vestnik MGIMO universiteta. 2012. N 4(25). S. 261 - 269.
- Shilova O.E. Rol' YuNESKO v okhrane nematerial'nogo kul'turnogo naslediya // Kul'tura i iskusstvo. 2014. N 6. C. 611 - 617. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13516.
- Trofimova R.P. Kul'turnaya politika Rossiiskoi tsivilizatsii: metodologicheskie aspekty // Filosofiya i kul'tura. 2015. N 10. C. 1548 - 1556. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.10.15842.
- Shapinskaya E.N. Esteticheskoe vospitanie v sotsiokul'turnom kontekste sovremennoi Rossii: krizis tsennostei i puti ego preodoleniya // Kul'tura i iskusstvo. 2014. N 2. C. 245 - 253. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.2.12299.
- Sumachev A.V. K voprosu o ponyatii kul'turnykh tsennostei i sovershenstvovanii administrativno-pravovogo rezhima ikh okhrany // Pravo i politika. 2012. N 12. C. 2074 - 2079.