Мудрый Юрист

К вопросу о создании единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей

Лазаренкова Ольга Григорьевна, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета Министерства юстиции РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена вопросам организационно-правового обеспечения информатизации судебной системы и электронного правосудия в РФ.

Ключевые слова: единое информационное пространство, суд, судебная система, электронный документ, электронное правосудие.

Revisiting Creation of the Common Information Space of Federal Courts and Justices of the Peace

O.G. Lazarenkova

Lazarenkova Olga G., Assistant Professor of the Civil Law Department at the St.-Petersburg Institute (Branch) of the All-Russian State University of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The article is devoted to organizational and legal support of information and electronic court system of justice in the Russian Federation.

Key words: a common information space, the court, the judicial system, electronic documents, electronic justice.

Развитие компьютеризации в судах России неизбежно привело к требующей воплощения идее о необходимости создания единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей <1>. Создание и развитие единого информационного пространства обеспечивает открытость судебной системы, повышает доступность к информации о деятельности судов, обеспечивает оперативность и качество судопроизводства, сбора и обработки судебной статистики и многое другое.

<1> Бабкин А.И. К вопросу о доступе к информации о деятельности судов // Администратор суда. 2015. N 2. С. 3 - 5.

В Федеральном законе от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014 N 29-ФЗ) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ) <2> регламентировано, что правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества (ст. 3).

<2> Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014 N 29-ФЗ) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6217; 2014. N 11. Ст. 1094.

Понятие "единое информационное пространство" раскрывается в п. 6 ст. 1 Федерального закона N 262-ФЗ, где сказано, что под единым информационным пространством федеральных судов и мировых судей понимается "совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил".

Информатизация российских судов включает в себя и деятельность, связанную с дальнейшим развитием "электронного правосудия".

Под электронным правосудием понимается способ осуществления правосудия с использованием современных информационных технологий <3>. Их применение ведет к упрощению судопроизводства, позволяет решить проблему серьезной нагрузки на судей, повысить привлекательность органов правосудия в глазах граждан. В более узком понимании электронное правосудие - это возможность суда и иных участников судебного процесса осуществлять предусмотренные нормативными правовыми актами действия, непосредственно влияющие на начало и ход судебного процесса <4>.

<3> Михайлов А.С. Создание единого информационного пространства судебной системы России // Смальта. 2015. N 3. С. 95.
<4> Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 4. С. 47.

При этом следует заметить, что существует различное понимание электронного правосудия в России и за рубежом: отечественное толкование не подчеркивает обязательность выражения в электронной форме всех процессуальных действий по делу, а говорит о подобной возможности только тех процессуальных действий, для которых имеется соответствующая нормативно-правовая база <5>.

<5> Сидоров Ю.В. Отличия в понимании сущности электронного правосудия в России и за рубежом // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. N 5. С. 110.

В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие действия, как регистрация заявлений, подача исков, представление отзывов на иски в электронном виде, электронное судебное дело, движение этого дела из суда в суд в электронной форме, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет и проч.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ <6> в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) <7> внесены изменения, связанные с электронным судопроизводством. Например, в ст. 41 АПК РФ, что лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации. Или положения ст. 125 АПК РФ, предусматривающей, что исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии со ст. 75 АПК РФ к письменным доказательствам относятся документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в т.ч. с использованием сети Интернет, а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи. Если копии документов представлены в электронном виде, то суд может потребовать представления оригиналов данных документов.

<6> Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ (ред. от 28.06.2014 N 186-ФЗ) "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. Ст. 4197; 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3392.
<7> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015 N 425-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3012; Российская газета. 2016. 11 января. N 1.

Можно сказать, что в системе арбитражных судов полностью реализована электронная процедура от подачи заявления в суд, предоставления документов и до решения суда, опубликованного на соответствующем сайте.

Первые шаги на пути становления системы электронного правосудия в России были сделаны в 2004 г., когда была образована государственная автоматизированная система "Правосудие", предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В 2010 г. аналогичная система была запущена Высшим Арбитражным Судом РФ. Картотека арбитражных дел "Арбитр" предоставила пользователям возможность получить информацию и по завершенным, и по находящимся в производстве судебным делам. С 6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. В связи с этим Верховный Суд РФ принял решение создать единую картотеку дел судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в основу которых была положена существующая система "Правосудие". В результате возникли проблемы обеспечения единства судебной системы в информационной сфере, поскольку в уже действующую информационную структуру пришлось включить около 50 различных информационных систем арбитражных судов.

Распоряжением Правительства от 20.09.2012 N 1735-р разработана и утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" <8>. Данная программа указывает несколько приоритетных направлений по информатизации судов: создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства Верховного Суда Российской Федерации и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений государственной автоматизированной системы "Правосудие" в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; создание комплекса сканирования и хранения электронных образов документов судов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид; создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела; создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других в электронном виде; оснащение судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи; повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видеоконференц-связи.

<8> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N 1735-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 40. Ст. 5474

В настоящее время имеется значительное число нормативно-правовых и ведомственных актов, регламентирующих техническое обеспечение функционирования комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие". К их числу относятся: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015 N 263-ФЗ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <9>, Федеральный закон "Об электронной подписи" <10> и др. В частности, Совет судей РФ принял Постановление от 05.12.2013 N 317 "О введении некоторых элементов электронного делопроизводства в судах" <11>, в соответствии с которым разработан ряд мероприятий: был утвержден Временный регламент перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид, который устанавливает единый порядок деятельности аппаратов федеральных судов общей юрисдикции по сканированию судебных документов (актов), размещению их в электронном хранилище программного изделия "Банк судебных решений ГАС "Правосудие"; проводится работа по оснащению судов системами видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, оборудованию системами видеоконференц-связи; осуществляются мероприятия по созданию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента; создаются технические условия для обеспечения взаимодействия информационной системы федеральных судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФССП России, ФСИН России, другими заинтересованными ведомствами и организациями.

<9> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015 N 263-ФЗ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448; 2015. N 29 (ч. 1). Ст. 4389.
<10> Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014 N 184-ФЗ) "Об электронной подписи" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 15. Ст. 2036; 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3390.
<11> Постановление Совета судей Российской Федерации от 05.12.2013 N 317 "О введении некоторых элементов электронного делопроизводства в судах" // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.01.2016).

В настоящее время планирование и контроль разработки и внедрения программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, информатизации и автоматизации деятельности судов, возложены на Управление информатизации Судебного департамента при Верховном Суде РФ <12>.

<12> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25.03.2015 N 82 "Об утверждении Положения об Управлении информатизации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации" // Бюллетень актов по судебной системе. 2015. N 6.

Однако для реализации вышеуказанных целей необходима надлежащая регламентация этих вопросов в процессуальном законодательстве. Следует отметить, что Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 ГПК РФ и ст. 30 УПК РФ" <13> нормы ГПК и УПК дополнены положениями о формировании состава суда с использованием информационной автоматизированной системы. Вместе с тем отсутствует конкретизация данной системы путем указания на ГАС "Правосудие" для придания юридической силы документам, получаемым с использованием этой системы.

<13> Федеральный закон от 14.06.2011 N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 25. Ст. 3533.

Следует учитывать и разную степень информационно-технического оснащения в судах различных регионов, а также не всегда отвечающую современным реалиям компьютерную грамотность работников судов. Требуется брать в расчет и специфику рассматриваемых дел. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ указано на обязательность размещения в сети Интернет судебных актов и приговоров суда. Однако предусмотрены ограничения. В частности, в судах общей юрисдикции перед публикацией текста обязательно изымается вся информация, раскрывающая персональные данные. Это является своеобразным препятствием на пути информатизации судов, поскольку организовать процесс изъятия персональных данных из текстов публикуемых дел в автоматизированном режиме в настоящее время достаточно проблематично.

Как отмечает в интернет-интервью генеральный директор Судебного департамента А.В. Гусев, в настоящее время окончательно перейти на электронный документооборот в судах не представляется возможным, т.к. для приема и передачи электронных документов участниками информационного взаимодействия необходимы не только каналы связи, но и средства защиты информации от несанкционированного доступа. В целях обеспечения информационной безопасности данных в ГАС "Правосудие" обеспечено функционирование двух основных контуров - публичного и ведомственного. В публичном информационном контуре обрабатываются только общедоступные данные. Доступ к ним открыт через интернет-портал ГАС "Правосудие" неограниченному кругу лиц. В свою очередь, служебная информация обрабатывается в ведомственном контуре, доступ к которому имеют должностные лица в соответствии со своими полномочиями. Необходимо также законодательное закрепление юридической значимости судебных документов электронной цифровой подписью, как того требует Федеральный закон "Об электронной подписи". А это возможно только при условии внесения изменений в действующее процессуальное законодательство, т.к. в настоящее время судопроизводство основано на применении традиционных бумажных носителей <14>.

<14> Развитие и совершенствование информационных технологий в деятельности российских судов: интернет-интервью с А.В. Гусевым, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ, от 29 сентября 2014 г. // URL: https://www.consultant.ru/law/interview/gusev2/.

Подводя итог, можно еще раз акцентировать внимание на существующих проблемах в плане создания единого информационного пространства судов в РФ: обеспечение единства судебной системы в информационной сфере (арбитражных судов, судов общей юрисдикции), эффективное обеспечение защиты единого информационного пространства (в каждой из судебных автоматизированных информационных систем должны выполняться требования унифицированных внутренних регламентов с обязательной идентификацией субъекта-пользователя и т.д.). Целесообразно, на наш взгляд, принятие федерального закона, который бы надлежащим образом регулировал систему электронного документооборота, обеспечил терминологическое единство в информационном пространстве судебной системы России.

Литература

  1. Бабкин А.И. К вопросу о доступе к информации о деятельности судов // Администратор суда. 2015. N 2. С. 3 - 5.
  2. Михайлов А.С. Создание единого информационного пространства судебной системы России // Смальта. 2015. N 3. С. 95.
  3. Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 4. С. 47.
  4. Сидоров Ю.В. Отличия в понимании сущности электронного правосудия в России и за рубежом // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. N 5. С. 110.