Мудрый Юрист

Особенности корпоративного управления в сфере энергетики

Романова Виктория Валерьевна, заведующая кафедрой энергетического права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующая сектором энергетического права Института государства и права РАН, доктор юридических наук.

В настоящей статье автор рассматривает особенности корпоративного управления в сфере энергетики, приводит правовой анализ норм законодательства в сфере электроэнергетики, газовой отрасли, в области использования атомной энергии, уделяет внимание особенностям, касающимся корпоративного управления публичных и непубличных обществ в сфере энергетики.

Ключевые слова: корпоративное управление, энергетическое законодательство, приоритетные направления деятельности корпорации, органы управления корпорации, публичные общества, непубличные общества.

Features of Corporate Management in the Sphere of Energy

V.V. Romanova

Romanova Victoria V., Head of the Department of Energy Law in Kutafin University (MSAL), Head of the Energy Law Sector in the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Law.

In this article, the author reviews features of corporate management in the sphere of energy, presents a legal analysis of legislative provisions in the sphere of electric power industry, gas industry, in the field of nuclear energy use, and pays attention to features related to corporate management of public and non-public companies in the sphere of energy.

Key words: corporate management, energy laws, priority activities of the corporation, governing bodies of the corporation, public companies, non-public companies.

Следует отметить, что различные аспекты корпоративного управления были предметом многочисленных правовых исследований, при этом особенности корпоративного управления в сфере энергетики, тенденции правового регулирования общественных отношений, возникающих в области корпоративного управления в сфере энергетики, также вызывают интерес в правовой литературе <1>.

<1> Михайлов Н.И. О критериях подбора корпоративных объединений для обеспечения развития энергетической составляющей Арктической зоны России // Правовой энергетический форум. 2015. N 1. С. 12 - 15; Романова В.В., Филь С.С. Об особенностях правового регулирования в сфере энергетики на примере ОАО "Газпром" // Юрист. 2013. N 21. С. 41 - 45; Романова В.В., Филь С.С. Особенности правового положения субъектов корпоративных отношений в сфере электроэнергетики // Сборник материалов международной научно-практической конференции "Правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения". М.: Юрист, 2013. С. 40 - 47; Романова В.В., Филь С.С. О тенденции развития локальных актов компаний газовой отрасли как источников энергетического права // Правовой энергетический форум. 2014. N 1. С. 25 - 29.

Прежде чем перейти к особенностям корпоративного управления в Российской Федерации, установленным в специальном законодательстве, остановимся на определенных нормах Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, в ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены положения об управлении в корпорации.

Согласно п. 1 данной статьи высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации. В соответствии с п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся в том числе: определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников и др.

В данной статье также закреплено, что законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Для правовых моделей корпоративного управления в отраслях энергетики характерно закрепление приоритетных направлений деятельности ключевых компаний на уровне федеральных законов.

Так, например, согласно ст. 13 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении" закреплены полномочия организации - собственника Единой системы газоснабжения. В этих полномочиях отражены основные направления деятельности организации - собственника Единой системы газоснабжения. Закрепление направлений деятельности указанной организации на уровне федерального закона обусловлено прежде всего значимостью делегированных законодателем организационных и управленческих полномочий в стратегически важной отрасли энергетики.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении" организация - собственник Единой системы газоснабжения: 1) обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения; 2) обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения; 3) осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения; 4) обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов; 5) осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей среды; 6) осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий на объектах Единой системы газоснабжения.

В ст. 13 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении" также предусмотрено, что в процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация - собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности газоснабжения.

Рассматривая вопрос о законодательном закреплении приоритетных направлений деятельности организации - собственника Единой системы газоснабжения, следует также отметить положение ст. 14 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении", согласно которой технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией - собственником Единой системы газоснабжения. Организация - собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.

Направления деятельности в отношении организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системного оператора закреплены в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Остановимся сначала на приоритетных направлениях деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, услуги по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.

В этом же пункте предусмотрено, что организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, оказания услуг по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территории Российской Федерации и (или) на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств, в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, осуществляет урегулирование отношений по использованию электрических сетей электроэнергетических систем иностранных государств и передаче электрической энергии по указанным сетям, а также оказывает связанные с этими отношениями услуги. Заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети является обязательным для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Приоритетные направления деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью установлены также и в ст. 10 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об электроэнергетике" организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в порядке, установленном ст. 42 настоящего Федерального закона. Указанная деятельность включает в себя меры, направленные на устранение технологических ограничений перетока электрической энергии между регионами Российской Федерации и развитие пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощности электростанциями. Финансирование таких мер осуществляется за счет собственных и привлеченных средств организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также иных не запрещенных законом источников.

В данном пункте также закреплено, что в целях осуществления развития единой национальной (общероссийской) электрической сети организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью разрабатывает схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, утверждаемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом в целях организации осуществления системным оператором технических и технологических мероприятий по развитию Единой энергетической системы России предусматривается его участие в разработке и согласовании указанных схем и программ.

Регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, в том числе в форме согласования схем и программ развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, планов капитальных вложений и контроля за их исполнением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации <2>.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" // СЗ РФ. 2009 (ч. II). N 49. Ст. 5978.

Как уже отмечалось выше, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплены также направления деятельности системного оператора. Остановимся кратко на соответствующих положениях Закона.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

Функции системного оператора закреплены в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 июня 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <3>. При этом необходимо учитывать и определенные ограничения, установленные п. 4 ст. 12 данного Закона, согласно которому системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, за исключением купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

<3> В соответствии с п. 1 ст. 14 системный оператор осуществляет в том числе следующие функции:

обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии;

управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в порядке, устанавливаемом правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

участие в организации деятельности по прогнозированию объема производства и потребления в сфере электроэнергетики, прогнозирование объема производства и потребления в сфере электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей;

разработку и представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти совместно с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью мероприятий, технологических схем и программ развития Единой энергетической системы России и участие в их реализации;

согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию;

организацию и управление режимами параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, в том числе куплю-продажу электрической энергии (мощности) в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств в порядке, установленном правилами оптового рынка, и др.

В соответствии с общим правилом о корпоративном управлении, закрепленным в ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, к компетенции высшего органа корпорации отнесен также вопрос о принятии решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса.

Согласно положению, предусмотренному в ст. 14 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении", ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

Также следует обратить внимание на особенности, характерные для практической реализации положений законодательства в сфере корпоративного управления, в части, касающейся образования органов управления энергетических компаний.

В соответствии с п. 3 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абз. 3 п. 1 ст. 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с п. 4 настоящей статьи коллегиального органа управления. Также в п. 4 указанной статьи предусмотрено, что наряду с исполнительными органами, указанными в п. 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.

Правовой анализ документов энергетических компаний, размещенных на официальных сайтах, показывает следующее.

Для крупнейших энергетических компаний характерно наличие трехуровневой системы органов управления: общее собрание, совет директоров, председатель правления, генеральный директор (единоличный исполнительный орган) и правление (коллегиальный исполнительный орган) <4>.

<4> См., например, официальные сайты: ПАО "Газпром". URL: http://www.gazprom.ru/about/management/; ПАО "Россети". URL: http://www.rosseti.ru/about/management/directors/; ПАО "ФСК ЕЭС". URL: http://www.fsk-ees.ru/about/structure/; ПАО "Интер РАО". URL: http://www.interrao.ru/company/rukovod/council/; ПАО "РусГидро". URL: http://www.rushydro.ru/corporate/.

Общие положения о коммерческих корпоративных организациях, в том числе публичных и непубличных обществах, закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об акционерных обществах" <5>, Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" <6>, Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" <7>.

<5> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<6> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета. 1996. 25 апреля.
<7> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета. 1998. 17 февраля.

Остановимся прежде всего на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации о публичных и непубличных обществах.

В соответствии с п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Согласно п. 2 данной статьи общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

Для сферы энергетики характерно наличие и публичных, и непубличных обществ.

В качестве примеров публичных обществ в сфере энергетики можно привести такие компании, как: ПАО "Газпром", ПАО "Россети", ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "РусГидро", ПАО "ЛУКОЙЛ" <8> и др.

<8> URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_29_.html.

К непубличным обществам в сфере энергетики в настоящее время относятся в том числе такие как: ООО "Газпром энергохолдинг", ООО "Газпром экспорт", АО "Атомэнергопром".

Согласно положениям п. 5 ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 100 настоящего Кодекса.

Необходимо учитывать, что для энергетических компаний характерно наличие компаний с участием государства в качестве акционера <9>.

<9> См. подр.: Энергетическое право: Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2014.

Вопросам участия государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, посвящена глава 5 Гражданского кодекса (ст. ст. 124 - 127). Согласно положениям п. 1 ст. 124 ГК Российская Федерация, субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В п. 2 данной статьи предусматривается, что к субъектам гражданского права, указанным в п. 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В этой связи следует обратить внимание на особенности, закрепленные на уровне федеральных законов для таких отраслей, как газоснабжение, электроэнергетика.

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении" суммарная доля обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения. Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на основании федерального закона <10>.

<10> См. подр.: Государство контролирует более 50% акций Компании (Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом - доля в акционерном капитале 38,37%; ОАО "Роснефтегаз" - доля в акционерном капитале 10,97%; ОАО "Росгазификация" - доля в акционерном капитале 0,89%; ОАО "Роснефтегаз", ОАО "Росгазификация" - организации, контролируемые Российской Федерацией. Официальный сайт ПАО "Газпром" URL: http://www.gazprom.ru/investors/stock/.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" доля участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не может составлять менее 52 процентов. По завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция <11>. Также необходимо остановиться на особенностях, касающихся корпоративного управления непубличных акционерных обществ в сфере энергетики.

<11> См.: Структура акционерного капитала: доля ПАО "Россети" - 80,13%; Росимущество - 0,59%. Официальный сайт ПАО "ФСК ЕЭС" URL: http://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_investors/information_on_shares/shareholding_structure/.

Характерным примером особенностей корпоративного управления являются положения, установленные Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", все акции основного акционерного общества находятся в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <12>. Эти особенности касаются Акционерного общества "Атомэнергопром" <13>. Данное общество было образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2007 г. N 556 <14>, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 г. N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" <15>.

<12> Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 834.
<13> АО "Атомэнергопром" (полное название - акционерное общество "Атомный энергопромышленный комплекс") - интегрированная компания, консолидирующая гражданские активы российской атомной отрасли. Атомэнергопром обеспечивает полный цикл производства в сфере ядерной энергетики, от добычи урана до строительства АЭС и выработки электроэнергии, уделяя приоритетное внимание повышению качества выпускаемой продукции, внедрению инновационных технологий и экологическому менеджменту. В связи с приведением в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) наименование юридического лица в сентябре 2014 г. изменилось на акционерное общество "Атомный энергопромышленный комплекс" (сокращенно - АО "Атомэнергопром"). URL: http://atomenergoprom.ru/ru/corp/.
<14> Указ Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2185.
<15> Постановление Правительства РФ от 26 мая 2007 г. N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2788.

Особенности, установленные вышеуказанным Федеральным законом, касаются принадлежности акций данного общества, порядка продажи и иных способов отчуждений акций данного общества.

В соответствии с ч. 18 ст. 4 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все акции основного акционерного общества находятся в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Продажа и иные способы отчуждения находящихся в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" акций основного акционерного общества, передача их в залог, а также иное распоряжение указанными акциями осуществляются на основании федерального закона, за исключением передачи по решению Президента Российской Федерации в качестве имущественного взноса Российской Федерации акций основного акционерного общества в собственность Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Согласно положению ч. 19 ст. 4 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено ст. 4, сделки, связанные с отчуждением, возможностью отчуждения или передачей в доверительное управление акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, включенных в утвержденные Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы, ядерные установки, совершаются только с согласия Президента Российской Федерации. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна <16>.

<16> В соответствии с ч. ч. 19.1 и 19.3 ст. 4 закреплены изъятия из нормы, установленной ч. 19 ст. 4 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все акции основного акционерного общества находятся в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Рассматривая особенности корпоративного управления, установленные Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо обратить внимание, что в соответствии с данным Законом все акции основного акционерного общества находятся в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Следует также отметить положение, закрепленное в ч. 22 ст. 4 данного Закона, согласно которому на дочерние акционерные общества основного акционерного общества, а также на их дочерние акционерные общества не распространяется правило, которое установлено ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и согласно которому акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Таким образом, особенности корпоративного управления в сфере энергетики, закрепленные в специальном законодательстве, касаются определения приоритетных направлений видов деятельности корпораций, порядка совершения сделок с акциями корпораций, с имуществом корпораций, участия государства как акционера корпораций, ликвидации корпораций.

Литература

  1. Михайлов Н.И. О критериях подбора корпоративных объединений для обеспечения развития энергетической составляющей Арктической зоны России // Правовой энергетический форум. 2015. N 1. С. 12 - 15.
  2. Романова В.В., Филь С.С. О тенденции развития локальных актов компаний газовой отрасли как источников энергетического права // Правовой энергетический форум. 2014. N 1. С. 25 - 29.
  3. Романова В.В., Филь С.С. Об особенностях правового регулирования в сфере энергетики на примере ОАО "Газпром" // Юрист. 2013. N 21. С. 41 - 45.
  4. Романова В.В., Филь С.С. Особенности правового положения субъектов корпоративных отношений в сфере электроэнергетики // Сборник материалов международной научно-практической конференции "Правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения". М.: Юрист, 2013. С. 40 - 47.
  5. Энергетическое право: Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2014.