Мудрый Юрист

Основы финансовых гарантий конституционного права граждан на жилище в Российской Федерации

Рыбинцева Елена Владимировна, ассистент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий Ростовского государственного экономического университета.

В Российской Федерации Конституцией человеку гарантируется целый перечень прав и свобод. Мы рассмотрим в статье такое основополагающее право, как право на жилище. Проанализируем его действенность в тех или иных случаях для разных групп населения и предложим пути преодоления проблем в этой сфере.

Ключевые слова: конституционные права и свободы, жилище, право граждан на жилище, гарантии прав граждан, государственные жилищные программы, малоимущие граждане, поощрение жилищного строительства.

Basis of Financial Guarantees of Constitutional Rights of Citizens to Housing in the Russian Federation

E.V. Rybintseva

Rybintseva Elena V., Assistant to the Region, Industries and Enterprises Economics Department at the Rostov State University of Economics.

The Russian Constitution guarantees a person to contradict human rights and freedoms. We will consider in the article such fundamental right as the right to housing. We analyze its effectiveness in certain cases, for different population groups and suggest ways to overcome the problems in this area.

Key words: constitutional rights and freedoms, housing, the citizens right to housing, the guarantee of citizens rights, public housing programs, low-income citizens, the promotion of housing construction.

Обеспеченность отдельных категорий граждан жильем - на настоящий момент весьма острый вопрос в нашем государстве. На данном этапе развития нашей страны основным принципом обеспечения жильем граждан является его строительство и приобретение за счет собственных средств граждан, но при этом сохраняется возможность выделения жилья в льготном порядке для определенных слоев населения. К сожалению, ни доступность кредитных ипотечных ресурсов, ни доходы граждан нашей страны не дают большинству возможность решить свои проблемы самостоятельно.

Финансовые гарантии занимают особое место в системе гарантий прав и свобод. Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

Однако стоит заметить, что закрепленные права человека ценны лишь тогда, когда они реализуются на практике. Именно возможность их реализации подтверждает реальность нормы права, обеспечивает достойный уровень жизни каждого в обществе. Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Но, к сожалению, реализация права на жилище является одной из сложных проблем современной Российской Федерации.

Согласно международным нормам жилище является элементом комплексного права на достойную жизнь, а значит, должно отвечать определенным требованиям. В 2015 г. общефедеральной нормой обеспеченности жилой площадью стал показатель 18 кв. м на человека, при проживании более трех лиц в одной семье (данная цифра может быть увеличена муниципальным образованием, что на практике не происходит практически никогда), в то время как в Китае, стране с самым большим населением, эта норма 25 кв. м, а в ведущих европейских странах, таких как Германия, нормой является 56 кв. м <1>.

<1> Викторов С.К., Кремнев И.С., Ступка К.А. Формирование инновационной жилищной политики и эффективное управление рынком доступного жилья мегаполиса // Политика, государство и право. 2014. N 9. С. 69 - 74.

Конституция РФ уходит от принципа равенства обеспечения граждан жильем, в ней закреплен принцип безвозмездного предоставления жилья лишь малоимущим гражданам, которые самостоятельно не могут реализовать свое право, а также категориям граждан, которые находятся под особой социальной защитой государства в силу своих особенностей. Часть 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ гарантирует предоставление по договорам социального найма помещения муниципального жилищного фонда для проживания лицам, которые были признаны малоимущими по установленным основаниям и нуждаются в жилье.

Также в соответствии с Жилищным кодексом РФ 2004 г. право на получение жилья имеют и такие категории граждан, как ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; ветераны Великой Отечественной войны; молодые семьи (до 35 лет); малоимущие семьи; сироты (при условии отсутствия в собственности жилья и родственников, имеющих таковую); лица, проживающие совместно с больными тяжелой хронической болезнью; владеющие или проживающие на жилой площади менее установленного Конституцией РФ норматива (18 кв. м на 1 чел.).

Стоит отметить, что для некоторых категорий граждан действует Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 гг. <2> (например, жертвы радиационных аварий, переселенцы из районов Крайнего Севера, военнослужащие, уволенные в запас с военной службы). Согласно этой программе Правительство РФ ежегодно утверждает графики выпуска и распределения жилищных сертификатов (документы на имя получателя, которые предполагают выделение государством определенной суммы на приобретение жилья по рыночной стоимости). К сожалению, в рамках рыночных отношений стоимость жилья зачастую увеличивается и сертификата оказывается недостаточно.

<2> Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 739.

Таким образом, мы видим, что социальная политика государства направлена на поддержку наименее социально защищенных категорий граждан, которые самостоятельно реализовать право на жилище не могут. Но в настоящее время можно наблюдать ситуацию, что не только малоимущие не могут решить своих жилищных проблем из-за низкой платежеспособности, поэтому давайте посмотрим, что же предлагает государство другим категориям граждан.

Государство обязуется стимулировать приобретение гражданами жилых помещений за свои средства, поэтому в последние годы развиваются многочисленные социальные жилищные программы, которые предусматривают частичное финансирование приобретения жилья отдельным категориям граждан (например, программа по поддержке молодых семей). Введена возможность взятия ипотеки отдельными категориями граждан под более выгодный процент и с участием государства в погашении этих процентов (программа АЖП). Еще одной формой государственной финансовой поддержки граждан является предоставление субсидий на приобретение жилья за счет федерального бюджета, которые удостоверяются сертификатом. Стоит отметить, что предоставление субсидии является правом государства, а не его обязанностью, т.е. принцип всеобщности не работает и здесь. Величина субсидии зависит от среднерыночной установленной стоимости квадратного метра в РФ или регионе, которая определяется Министерством регионального развития Российской Федерации. При этом установленный Федерацией норматив практически никогда не отвечает реальной стоимости квадратного метра в регионе.

Также Конституция РФ использует термин "поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления в качестве гарантии реализации права на жилище". Основной формой решения жилищных проблем, по логике законодателя, должно стать удовлетворение их за счет собственных сил. С.И. Ожегов определяет понятие "поощрять" как "содействием, сочувствием, наградой одобрить что-либо, возбудить желание делать что-нибудь" <3>. Понятие "поощрение" в законодательстве РФ и вовсе никак не поясняется, хотя и упоминается, например, в трудовом праве: поощрения за добросовестный труд (выдача премии, награждение грамотой и т.д. <4>), поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу (объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; поощрение Правительства Российской Федерации; поощрение Президента Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федерации и др.) <5>.

<3> Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. С. 485.
<4> Статья 191 Трудового кодекса РФ // Российская газета. 31.12.2001. N 256.
<5> Статья 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Что же касается поощрения жилищного строительства со стороны государства, то ни в нормативных актах, ни в судебных решениях данное понятие не раскрывается. При рассмотрении Определения Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 389-О-О стоит отметить, что Конституционный Суд заметил, что, гарантируя каждому право на жилище, Конституция РФ предусматривает для органов государственной власти и органов местного самоуправления обязанности (в том числе поощрять жилищное строительство), выполнением которых будет обеспечена реализация конституционного права граждан на жилище. Конституционный Суд РФ также в своем Постановлении от 30 марта 2012 г. N 9-П постановил, что Конституция РФ гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяются деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия реализации данного права <6>.

<6> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 марта 2012 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звенигородский муниципальный район" Республики Марий Эл" // СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1811.

Представляется, что исполнение такой конституционной обязанности должно выражаться в постоянном усовершенствовании нормативно-правовой базы, в разработке разумных действий по управлению существующего рынка жилья, в том числе продумывании соответствующих способов, при которых приобретение жилья станет доступно многим гражданам (например, снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, продумывание различных жилищных программ, при участии в которых будут компенсироваться проценты по наступлению определенных событий: рождение детей и др.), в активном участии в самом строительстве объектов (например, в снижении стоимости земельных участков, создании системы "одного окна" по урегулированию всех "бумажных" вопросов стройки и др.). Требуется создание государственных и муниципальных организаций, которые бы занимались строительством жилья, которое бы предоставлялось гражданам на условиях социального найма.

Самой проблемной категорией граждан в настоящее время являются граждане, которые не подпадают под категорию малоимущих граждан, но и не обладают достаточными средствами для покупки жилья самостоятельно. В нашем законодательстве, к сожалению, не указаны пути решения жилищных вопросов этих граждан, и "граждане оказались в тяжелом положении: и на государство рассчитывать не могут, и не могут самостоятельно решить проблему" <7>. В настоящее время приобретение жилья в собственность - самая приемлемая форма реализации права граждан на жилище в нашем государстве.

<7> Шешко Г.Ф. К вопросу об обоснованности и целесообразности отдельных изменений жилищного законодательства. Некоторые соображения о доступности жилья // Жилищное право. 2007. N 10. С. 46.

Также, ввиду того что за последние годы в Российской Федерации часто случаются чрезвычайные происшествия, такие как пожары, наводнения и др., в результате которых граждане лишаются своего жилья, остро стоит вопрос об обеспечении жильем граждан этой категории. Данная категория граждан подпадает под действие формулировки ст. 12 ЖК РФ о том, что к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в жилищной сфере относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Механизм реализации данного права прописан в Постановлении Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", в соответствии с которым основной формой жилищного обеспечения таких лиц является строительство или приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов. Данные сертификаты обеспечиваются Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Основаниями для выдачи такого сертификата является утрата жилого помещения, принадлежащего гражданину, в результате стихийного бедствия и отсутствие у него другого жилья, пригодного для проживания. Таким образом, наличие нескольких жилых помещений у лица делает невозможным получение иного жилого помещения даже вследствие утери одного из них в результате стихийного бедствия. Такое положение вещей считаем не вполне приемлемым, в нем явно не учтен принцип равенства граждан РФ и ущемлены права более хорошо обеспеченных граждан. Сертификат дает своему владельцу право на компенсацию расходов по приобретению нового жилья в размере, установленном сертификатом. Остальные расходы собственник покрывает самостоятельно при наличии желания. Государство таким образом обеспечивает право граждан на жилье лиц, попавших под действие стихийного бедствия.

Однако такое положение вещей накладывает на федеральный бюджет дополнительную нагрузку, которая зачастую оказывается огромной, потому что масштаб стихий в последние годы становится все больше. Предлагаем ввести обязательное страхование жилых помещений для оптимизации расходов государства в связи с непредвиденными расходами на устранение последствий чрезвычайных происшествий. Этим самым существенно снизится нагрузка на федеральный бюджет в части компенсации гражданам стоимости жилья, утерянного при ЧС, так как основная нагрузка по компенсации ляжет на страховые компании. Безусловно, государство будет вынуждено оказать некую помощь пострадавшему региону, но такая сумма за счет страхования пострадавшего жилья будет существенно ниже.

Таким образом, мы видим, что государство нормативно гарантирует финансовую помощь некоторым категориям граждан и предоставляет им всяческие преференции при приобретении или получении жилья. Однако на практике процесс получения данных гарантий весьма затруднен из-за наличия административных процедур (например, признание гражданина и его семьи малоимущими или признание имеющегося жилья непригодным для проживания) и большого количества людей, стоящих в "очередях" на получение жилья от государства. Ожидание это порой затягивается на десятилетия, а право граждан на жилище и его финансовая гарантированность остаются, к сожалению, нереализованными, хотя весьма востребованными. Плюс ко всему закон гарантирует бесплатное получение жилья только строго определенному кругу лиц, что лишает право граждан на жилище принципа всеобщности и равенства.

В качестве выводов хотелось сосредоточить свое внимания на следующих положениях:

  1. Для решения жилищных проблем прежде всего необходимо уменьшение разрыва между доходами населения и стоимостью жилья. Пока на практике такое не станет возможным, следует разработать альтернативный способ обеспечения права граждан на жилье, например разработать программу по государственной аренде жилых помещений по разумным ценам, доступным населению <8>. Строительство за счет бюджетных средств или с привлечением инвесторов специального жилищного фонда под доступную аренду гражданам решило бы проблему жилья для многих.
<8> Широков А.С. Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения России // Молодой ученый. 2015. N 12. С. 529 - 531.
  1. Ввести систему страхования жилья на государственном уровне с привлечением страховых компаний для уменьшения финансовой нагрузки на федеральный бюджет в случаях потери гражданами жилья в результате стихийных бедствий.
  2. Говоря о потере жилья в результате действия стихий, также представляется справедливым уравнять всех граждан в возможности получения нового жилья. Гражданин может иметь два помещения в собственности, пригодных для проживания, но при этом в одном жить самостоятельно, а другое предоставить своим детям, которые сами не в состоянии пока обеспечить себя жильем. Таким образом, по сути, человек остается без поддержки государства и без соответствующего жилого помещения. Поэтому предлагается компенсировать жилье в соответствии с принципом равенства всех перед законом, в том числе лицам, имеющим другое помещение. Потому что его наличие ничуть не минимизирует его потерь от стихий.

И в заключение хотелось бы выразить надежду на то, что государство будет постоянно усовершенствовать свои жилищные программы для поддержки большего круга лиц в жилищных правах. А также развивать систему поощрения жилищного строительства для возможности самостоятельного удовлетворения гражданами своих жилищных прав.

Литература

  1. Викторов С.К., Кремнев И.С., Ступка К.А. Формирование инновационной жилищной политики и эффективное управление рынком доступного жилья мегаполиса // Политика, государство и право. 2014. N 9. С. 69 - 74.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. С. 485.
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 389-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Омска на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 марта 2012 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звенигородский муниципальный район" Республики Марий Эл" // СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1811.
  6. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 739.
  7. Шешко Г.Ф. К вопросу об обоснованности и целесообразности отдельных изменений жилищного законодательства. Некоторые соображения о доступности жилья // Жилищное право. 2007. N 10. С. 46.
  8. Широков А.С. Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения России // Молодой ученый. 2015. N 12. С. 529 - 531.