Мудрый Юрист

Проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений

Добробаба Марина Борисовна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права, ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет".

Предметом исследования являются дисциплинарные взыскания, применяемые к государственным служащим в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений. Автор подробно анализирует действующую систему дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Особое внимание уделено характеру дисциплинарных взысканий, возможности определения степени их воздействия на правонарушителей. Автор детально исследует отдельные виды дисциплинарных взысканий, в том числе такие, как понижение в должности в органах внутренних дел, увольнение в порядке дисциплинарного взыскания, выявляет недостатки правового регулирования данных вопросов. В качестве методов исследования использованы: диалектический метод научного познания, метод логического анализа и синтеза, системный метод, нормативно-логический анализ, метод сравнительного правоведения. Новизна исследования заключается в обосновании необходимости расширить перечень дисциплинарных взысканий взысканиями, имеющими материальный характер, связанными с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на государственной службе либо ограничивающих карьерный рост чиновника. При этом аргументируется необходимость дифференциации пределов применения дисциплинарного взыскания в виде сокращения (лишения) ежемесячного денежного поощрения в зависимости от категории дисциплинарного проступка. Предложено исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, как не соответствующий нормам международного права и являющийся формой принудительного труда. Предложено законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев при этом, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание. Констатируется необходимость установления единых оснований применения конкретных санкций за совершение отдельных видов дисциплинарных проступков. Обосновывается предложение о законодательном ограничении применения мер поощрения к государственным служащим в период действия дисциплинарного взыскания.

Ключевые слова: дисциплинарные взыскания, дисциплинарные проступки, государственная служба, государственные служащие, служебно-деликтные дисциплинарные правоотношения, служебно-дисциплинарная ответственность, основные взыскания, дополнительные взыскания, увольнение, сокращение денежного поощрения.

The problem of improving the system of disciplinary penalties applied within official delictual disciplinary relations

M.B. Dobrobaba

Dobrobaba Marina Borisovna - PhD in Law, Associate Professor at Kuban State University, Department of Administrative and Financial Law.

The subject of the study is disciplinary penalties imposed on public servants within official delictual disciplinary relations. The author analyzes the current system of disciplinary penalties imposed on state civil servants, military personnel and law enforcement officers. Particular attention is paid to the nature of disciplinary sanctions, the possibility of determining the extent of their impact on offenders. The author examines the individual types of disciplinary penalties, including demotion, in the sphere of the internal affairs, and dismissal, as a disciplinary penalty, identifies the shortcomings of legal regulation of these matters. The author applies the dialectical method of scientific cognition, the method of logical analysis and synthesis, the systems method, logical analysis, and the method of comparative jurisprudence. The novelty of the research lies in substantinating the necessity to expand the list of disciplinary penalties with punishments, having a material nature and consisting in the temporary restriction or deprivation of benefits of public service, or limiting career growth. This proves the necessity to differentiate the limits of disciplinary penalties in the form of monthly financial incentives cut, depending on the category of the disciplinary offense. It is proposed to exclude from the list of disciplinary sanctions, imposed on the officials of internal affairs agencies, such a type of disciplinary penalty as a transfer to lower official positions as a penalty, not conforming to international law provisions and being a form of forced labor. The author proposes to legislate the division of disciplinary penalties into primary and secondary, taking into consideration that a single disciplinary offense can be punished with a primary or a secondary penalty. The author declares the need for establishing common grounds for particular penalties imposition for particular types of misconduct. The author substantiates the proposal about legislative restriction of financial incentives for public officials incuring disciplinary penalty.

Key words: additional penalty, primary penalty, disciplinary responsibility, official delictual disciplinary relationship, public servants, public service, disciplinary offenses, disciplinary penalty, dismissal, financial incentives cut.

Характеристика института служебно-дисциплинарной ответственности государственных служащих, реализуемого в настоящее время в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений [1], обуславливает необходимость исследования проблемы систематизации и назначения дисциплинарных взысканий в служебном праве.

Дисциплинарное взыскание можно определить как меру дисциплинарно-правового принуждения, состоящую в применении к лицу, совершившему дисциплинарный проступок, установленных нормами государственно-служебного законодательства ограничений субъектом дисциплинарной юрисдикции, с которым государственный служащий находится в служебном правоотношении [2, с. 357 - 354].

Наиболее разработана и дифференцирована система дисциплинарных взысканий, применяемых к той или иной категории военнослужащих [3]. При этом применяемые к конкретным категориям военнослужащих дисциплинарные взыскания должны соответствовать дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к государственному гражданскому служащему, установлен ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации": 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 1.1, п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона (далее - увольнение в порядке дисциплинарного взыскания). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ не вправе устанавливать иные виды взысканий для гражданских служащих.

Что касается службы в правоохранительных органах, - нормы, регулирующие службу, в том числе и виды дисциплинарных взысканий государственных служащих соответствующих правоохранительных органов, находятся в относительно большом количестве нормативных актов [5].

Следует отметить, что единообразные дисциплинарные взыскания применяются в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений как в отношении гражданских служащих, так и в отношении сотрудников правоохранительных органов: замечание, выговор (на службе в правоохранительных органах - и строгий выговор), предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии и самое строгое взыскание - увольнение из соответствующих органов в порядке дисциплинарного взыскания.

В то же время на службе в правоохранительных органах установлен более широкий перечень дисциплинарных взысканий. Так, согласно ст. 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание, 2) выговор, 3) строгий выговор, 4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, 5) увольнение из таможенных органов. Аналогичный перечень дисциплинарных взысканий предусмотрен в Указе Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 (ред. от 01.07.2014) "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" [6].

Согласно ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) понижение в должности; 6) снижение в специальном звании на одну ступень; 7) лишение нагрудного знака; 8) увольнение из органов внутренних дел.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников прокуратуры, установлены в ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации": 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в классном чине; 5) лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; 6) лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации"; 7) предупреждение о неполном служебном соответствии; 8) увольнение из органов прокуратуры. При этом в научной литературе отмечается, что ввиду отсутствия механизма реализации данный вид дисциплинарного взыскания либо совсем не применяется, либо применяется в единичных случаях. В связи с этим предлагается исключить его из ст. 41.7 ФЗ "О прокуратуре", а вместо этого предусмотреть понижение в должности, разработать механизм реализации этого наказания [7].

Схожий перечень дисциплинарных санкций в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О Следственном комитете Российской Федерации" [8] может быть наложен на сотрудников Следственного комитета: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в специальном звании; 5) лишение медалей Следственного комитета; 6) лишение нагрудного знака "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации"; 7) предупреждение о неполном служебном соответствии; 8) увольнение из Следственного комитета по соответствующему основанию.

Большинство из нормативно установленных общих взысканий - замечание, выговор (строгий выговор), предупреждение о неполном должностном соответствии носят моральный характер и, как справедливо отмечает А.В. Сергеев, связаны лишь с официальным осуждением и порицанием служащего, совершившего дисциплинарный проступок [9, с. 109], затрагивают его авторитет и репутацию в трудовом коллективе государственного органа [9, с. 111 - 112]. Ввиду их морального характера представляется сложным установить их принципиальные различия в воздействий на правонарушителя. Полагаем, что замечание характеризуется наименьшей степенью осуждения, а предупреждение о неполном должностном (служебном) соответствии - наибольшей. И только увольнение в порядке дисциплинарного взыскания является санкцией, лишающей возможности продолжать службу в данном государственном органе и связанной с прекращением государственно-служебных отношений.

Учитывая однотипность и недостаточное разнообразие видов дисциплинарных взысканий, применяемых к гражданским служащим, а также тот факт, что моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели, их перечень должен быть расширен. В отношении государственных служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на государственной службе или приобретенных за годы государственной службы, при этом взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер. Так, интересным видится предложение А.А. Гришковца в качестве взысканий ввести "вычет из времени службы", "лишение на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением" [10, с. 52]. На наш взгляд, возможно введение и других видов дисциплинарных взысканий, имеющих материальный характер либо ограничивающих карьерный рост чиновника (сокращение или лишение ежемесячного денежного поощрения; снятие различных льгот и компенсаций; частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы и др.).

Следует отметить, что зарубежный законодатель, устанавливая дисциплинарные взыскания, имеющие материальный характер, четко ограничивает границы их применения. Так, дисциплинарное взыскание в виде сокращения должностного оклада применяется в ФРГ - в размере до 1/5 части оклада на срок до трех лет [11]; в Японии - до 1/3 жалованья за период от 1 дня до 1 года [12]. Сокращение должностного оклада в качестве дисциплинарного взыскания применяется и в странах СНГ, например в Республике Азербайджан - в размере от 5 до 30% сроком до 1 года) [13].

В системе государственной службы Российской Федерации установлена довольно сложная система материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности, основу которой составляет денежное содержание государственного служащего [14]. Анализ структуры денежного содержания гражданского служащего позволяет утверждать, что перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на гражданских служащих, целесообразно дополнить не взысканием в виде сокращения должностного оклада (как в приведенных примерах зарубежных государств), поскольку такое решение повлечет за собой уменьшение других окладов и доплат, непосредственно привязанных к должностному окладу, а сокращением (лишением) ежемесячного денежного поощрения, являющегося одним из элементов денежного содержания и представляющего собой разновидность дополнительных выплат поощрительного характера, дифференцировав пределы применения данного дисциплинарного взыскания в зависимости от категории дисциплинарного проступка, совершенного гражданским служащим.

Кроме того, необходимо внести дополнение в п. 6 ст. 50 Закона, предусмотрев, что "в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, размер ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого государственным гражданским служащим, может быть уменьшен".

Учитывая, что в отдельных правоохранительных органах ежемесячное денежное поощрение выплачивается только сотрудникам, замещающим отдельные должности [15], а в ряде других - решение о выплате ежемесячного денежного поощрения принимается руководителем [16], в законах, регулирующих государственную службу в данных органах, следует предусмотреть, что "в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, размер ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого сотрудникам, замещающим отдельные должности, может быть уменьшен", дифференцировав при этом в нормах, регулирующих виды дисциплинарных взысканий, применяемых к соответствующим служащим, пределы применения данного дисциплинарного взыскания в зависимости от категории дисциплинарного проступка, совершенного государственным служащим соответствующего органа.

Исходя из смысла термина "ежемесячное денежное поощрение", последнее должно выступать формой материального стимулирования добросовестного, полного и успешного выполнения служебных обязанностей [17]. Ведь, как отмечается в научной литературе, оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда [18]. В противном случае, если, несмотря на неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей, имеет место поощрение, данная выплата теряет свое функциональное предназначение.

Стоит учитывать, что в период действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственным служащим, как правило, не применяются [19]. В то же время в отдельных нормативных актах можно найти положения, допускающие поощрение государственных служащих в период действия дисциплинарного взыскания [20]. Речь идет о сомнительных ведомственных установлениях, допускающих субъективный подход руководителя в решении вопроса о выплате премии гражданским служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.

В отдельных нормативных актах предусматриваются основания, при наличии которых размер премии государственного служащего может быть понижен или он может быть лишен премии. Так, применительно к МЧС России это случаи: нарушения трудовой дисциплины; ненадлежащего исполнения должностных обязанностей; некачественного и несвоевременного выполнения важных и сложных заданий [21]; Минэнерго - случаи несоблюдения установленных сроков выполнения поручений руководства Минэнерго России и (или) руководителя структурного подразделения или положений должностного регламента, некачественное их выполнение без уважительных причин; низкая результативность работы; ненадлежащее качество работы с документами и поручениями руководителей; недостаточный профессиональный уровень служебной деятельности [22].

Полагаем, что в период действия дисциплинарного взыскания следует ограничить применение мер поощрения, в связи с чем будет целесообразным дополнить п. 9 ст. 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [4] положением по аналогии с установленным в ФСНК России [23], предусматривающим, что к "государственному служащему, имеющему неснятое дисциплинарное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания".

Анализ дисциплинарных взысканий, применяемых на службе в правоохранительных органах, позволяет сделать вывод, что наряду с взысканиями, носящими моральный характер, применяются взыскания, связанные с лишением почетных заслуженных знаков - лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации", нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", в органах внутренних дел - лишение нагрудного знака; отдельные взыскания препятствуют должностному росту - понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень (в органах внутренних дел), понижение в классном чине (в органах прокуратуры).

Одним из дисциплинарных взысканий, возможность применения которого установлена в органах внутренних дел, является перевод на нижестоящую должность [24]. В специальной научной литературе данный вид дисциплинарного взыскания подвергается критике как не соответствующий конституционному принципу свободы труда. Так, по мнению С.А. Ивановой, при применении данного дисциплинарного взыскания речь идет о принудительном труде, который запрещен действующим законодательством [25, с. 23]. Следует отметить, что понижение в должности как средство поддержания служебной дисциплины является, по сути, переводом на другую должность в системе государственной службы и в соответствии с международными нормами считается формой принудительного труда, который в Российской Федерации запрещен ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" [26], Конвенцией МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" [27].

Анализ судебной практики свидетельствует о непоследовательности высшей судебной инстанции при решении данного вопроса, поскольку в одном случае Верховный Суд РФ утверждает, что "перевод на нижестоящую должность вообще не является дисциплинарным взысканием", а является условием, "при котором (при согласии работника) не налагается дисциплинарное наказание в виде увольнения со службы" [28]. И это несмотря на то, что понижение в должности включено в перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренный ч. 1 ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В другом случае, по мнению Верховного Суда РФ, данный вид дисциплинарного взыскания предусмотрен также законами, регламентирующими прохождение государственной службы работниками иных государственных органов, имеющими сходный правовой статус с теми, кто несет службу в органах внутренних дел.

Так, аналогичное дисциплинарное взыскание в виде снижения в воинской должности применяется на военной службе, однако в данном случае речь не может идти о принудительном труде, поскольку в соответствии со ст. 11 ТК РФ военная служба не подпадает под действие трудового законодательства и на нее, соответственно, не распространяются вышеназванные Конвенции МОТ.

Отсюда можно сделать вывод о том, что такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, должен быть исключен из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, предусмотренного ч. 1 ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как не соответствующий нормам международного права. При этом данная мера должна быть сохранена в качестве условия, при наличии которого с согласия сотрудника органов внутренних дел к нему не будет применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

В связи с этим полагаем, необходимо п. 5. ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изложить в следующей редакции: "Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел может применяться с согласия сотрудника органов внутренних дел в случае совершения им грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания в качестве условия, при наличии которого к нему не будет применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел".

Особым дисциплинарным взысканием, применяемым в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений, является увольнение в порядке дисциплинарного взыскания, которое, в отличие от остальных мер дисциплинарной ответственности, может применяться только в случаях, прямо установленных законом. Увольнение по соответствующим основаниям является наиболее строгим видом дисциплинарного взыскания, при котором служебный контракт со служащим прекращается и государственно-служебные правоотношения исчерпываются.

Перечень дисциплинарных проступков, совершение которых может повлечь увольнение в порядке дисциплинарного взыскания, является закрытым и может быть расширен или изменен только на уровне федерального закона о соответствующем виде государственной службы. Так, в рамках служебно-деликтных правоотношений гражданской службы увольнение может применяться в случаях, предусмотренных ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [4].

Полагаем, что необходимо установление единых оснований применения конкретных санкций за совершение отдельных видов дисциплинарных проступков. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, законодатель, к сожалению, не устанавливая критериев отнесения тех или иных проступков к малозначительным коррупционным правонарушениям, установил возможность применения конкретных взысканий за их совершение: замечание - на государственной гражданской службе; замечание и выговор - в таможенных органах, следственном комитете, в органах внутренних дел; выговор - на военной службе [29].

На наш взгляд, классификация дисциплинарных проступков (служебно-дисциплинарных деликтов) должна быть увязана с налагаемыми за их совершение дисциплинарными взысканиями, а также порядком их назначения. Так, применительно к государственным гражданским служащим целесообразно до принятия Служебного кодекса Российской Федерации в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [4] закрепить положение о том, что за совершение незначительного проступка должностным лицом, наделенным полномочиями по привлечению к дисциплинарной ответственности государственных служащих, может быть наложено замечание; за совершение значительного проступка - после консультации с предлагаемым нами к формированию коллегиальным органом - Дисциплинарным советом - должен быть наложен выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии, а в случае причинения материального ущерба государству - одновременное привлечение к служебно-материальной ответственности; за совершение грубого дисциплинарного проступка - увольнение в порядке дисциплинарного взыскания.

Представляется целесообразным законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев при этом, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание. В законодательстве, регулирующем правоохранительную службу в отдельных государственных органах, по сути, это положение реализуются, что обуславливает необходимость их систематизации. Так, применяемое в органах внутренних дел за совершение ряда дисциплинарных проступков исключение из книги почета или с доски почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения [30] следует рассматривать в качестве дополнительного взыскания, которое может быть наложено к сотрудникам органов внутренних дел.

Таким образом, действующая система дисциплинарных взысканий нуждается в совершенствовании, сопровождающемся изменением подходов в правовом регулировании, и функциональной переориентации служебно-деликтного законодательства, что позволит говорить о действительном изменении качества правового регулирования института служебно-дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Библиография

  1. Добробаба М.Б. Служебно-деликтные правоотношения: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 296 с.
  2. Добробаба М.Б. Понятие и сущностные признаки дисциплинарного взыскания в служебно-деликтном праве // Административное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 357 - 364.
  3. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. 1988. N 22. Ст. 2331; 2015. N 17 (ч. 4). Ст. 2472; Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 (ред. от 25.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 47 (1 ч.). Ст. 5749.
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2015. N 24. Ст. 3374.
  5. Ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 22.12.2014) "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7538; ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3586; 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7542; Приказ ГТК РФ от 2 июля 1999 г. N 402 "Об утверждении временной инструкции о порядке применения отдельных положений Дисциплинарного устава в таможенных органах Российской Федерации"; ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 28.11.2015) // "Ведомости СНД и ВС РФ", 14.01.1993, N 2, ст. 70 и др.
  6. Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 (ред. от 01.07.2014) "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 23. Ст. 2197; 2014. N 27. Ст. 3754.
  7. Тимофеев В. Нужен новый вид дисциплинарной ответственности // Законность. 2006. N 3.
  8. Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 15; 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7550.
  9. Сергеев А.В. Актуальные вопросы ответственности государственных гражданских служащих по административному праву: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  10. Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 12. С. 52.
  11. The public service in Germany [Электронный ресурс]. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/Anlage/original_548865/The-public-service-in-Germany.pdf, цит. по: Организационная структура и законодательная база государственной службы в Германии (дата обращения: 15.09.2013).
  12. Закон 1947 г. "О государственных публичных должностных лицах" N 120 // (Малый сборник законов). Токио: Юхикаку, 1995. С. 153 - 167.
  13. Закон Азербайджанской Республики от 21 июля 2000 года N 926-IIQ "О государственной службе" (ред. от 05.03.2010) (ст. 25) [Электронный ресурс]. URL: http://www.caa.gov.az/index.php?option=com_k2&view=item&id=118:the-republic-of-azerbaijan-civil-service-law&Itemid=173&lang=ru (дата обращения: 11.04.2015).
  14. Ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе"; Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 (ред. от 31.12.2014) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3459; 2015. N 11. Ст. 1585; Закон Краснодарского края от 12 марта 2007 г. N 1204-КЗ (ред. от 01.11.2013) "О денежном содержании государственных гражданских служащих Краснодарского края" // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2007. N 51; 2013. N 12.
  15. П. 11 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О Следственном комитете Российской Федерации"; ч. 5 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 22.12.2014) "О прокуратуре Российской Федерации" и др.
  16. Приказ ФТС России от 10 июня 2005 г. N 533 (ред. от 12.04.2013) "О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач" // Российская газета. 2005. 26 июля; 2013. 28 мая.
  17. Добробаба М.Б. Административные правоотношения с участием государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. С. 121.
  18. Лемин Ф. Мотивация персонала в управленческой деятельности Китая // Социология власти. 2009. N 1. С. 229.
  19. П. 27 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 (ред. от 30.09.2012), п. 25 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. N 715 "Об утверждении Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота" и др.
  20. Приказ Минфина России от 9 июля 2007 г. N 61н (ред. от 04.12.2012) "Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 15 августа; 2013. 22 февраля.
  21. П. 11 приложения 2 Приказа МЧС России от 26 октября 2006 г. N 616 (ред. от 06.04.2012) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих МЧС России", утв. Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 51. 18 декабря; Российская газета. 2012. 1 июня.
  22. Приказ Минэнерго РФ от 2 октября 2008 г. N 102 (ред. от 18.04.2011) "Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Министерства энергетики Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 24 октября; 2011. 18 мая.
  23. Приказ ФСКН России от 28 ноября 2008 г. N 424 (ред. от 20.09.2012) "Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 6; Российская газета. 2012. 5 декабря.
  24. П. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  25. Иванова С.А. Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 23.
  26. Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде": принята 28 июня 1930 г. и ратифицирована СССР в 1956 г.
  27. Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда": принята 29 июня 1957 г. и ратифицирована уже Российской Федерацией в 1994 г.
  28. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 января 2010 г. N КАС09-650 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1694096/#1694096#ixzz3XD8VgV4o (дата обращения: 13.04.2015).
  29. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" // Российская газета. 2014. 24 дек.
  30. П. 4 - 6 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  31. Добробаба М.Б. Доктринальная характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreign legislation and comparative law. 2013. 4. С. 596 - 605.

References (transliterated)

  1. Dobrobaba M.B. Sluzhebno-deliktnye pravootnosheniya: monografiya. M.: Yurlitinform, 2013. 296 s.
  2. Dobrobaba M.B. Ponyatie i sushchnostnye priznaki distsiplinarnogo vzyskaniya v sluzhebno-deliktnom prave // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. N 4. S. 357 - 364.
  3. Federal'nyi zakon ot 27.05.1998 N 76-FZ (red. ot 20.04.2015) "O statuse voennosluzhashchikh" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1988. N 22. St. 2331; 2015. N 17 (ch. 4). St. 2472; Distsiplinarnyi ustav Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii, utv. Ukazom Prezidenta RF ot 10 noyabrya 2007 g. N 1495 (red. ot 25.03.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. N 47 (1 ch.). St. 5749.
  4. Federal'nyi zakon ot 27 iyulya 2004 g. N 79-FZ (red. ot 08.06.2015) "O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2004. N 31. St. 3215; 2015. N 24. St. 3374.
  5. St. 41.7 Federal'nogo zakona ot 17 yanvarya 1992 g. N 2202-1 (red. ot 22.12.2014) "O prokurature Rossiiskoi Federatsii" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. N 47. St. 4472; 2014. N 52 (ch. I). St. 7538; st. 29 Federal'nogo zakona ot 21 iyulya 1997 g. N 114-FZ (red. ot 22.12.2014) "O sluzhbe v tamozhennykh organakh Rossiiskoi Federatsii" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. N 30. St. 3586; 2014. N 52. (ch. I). St. 7542; Prikaz GTK RF ot 2 iyulya 1999 g. N 402 "Ob utverzhdenii vremennoi instruktsii o poryadke primeneniya otdel'nykh polozhenii Distsiplinarnogo ustava v tamozhennykh organakh Rossiiskoi Federatsii"; st. 38 Polozheniya o sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, utv. Postanovleniem VS RF ot 23.12.1992 N 4202-1 (red. ot 28.11.2015) // "Vedomosti SND i VS RF", 14.01.1993, N 2, ст. 70 i dr.
  6. Ukaz Prezidenta RF ot 5 iyunya 2003 g. N 613 (red. ot 01.07.2014) "O pravookhranitel'noi sluzhbe v organakh po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. N 23. St. 2197; 2014. N 27. St. 3754.
  7. Timofeev V. Nuzhen novyi vid distsiplinarnoi otvetstvennosti // Zakonnost'. 2006. N 3.
  8. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. N 1. St. 15; 2014. N 52 (ch. I). St. 7550.
  9. Sergeev A.V. Aktual'nye voprosy otvetstvennosti gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh po administrativnomu pravu: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006.
  10. Grishkovets A.A. Problemy reformy gosudarstvennoi sluzhby v Rossiiskoi Federatsii // Gosudarstvo i pravo. 2001. N 12. S. 52.
  11. The public service in Germany [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/Anlage/original_548865/The-public-service-in-Germany.pdf, tsit. po: Organizatsionnaya struktura i zakonodatel'naya baza gosudarstvennoi sluzhby v Germanii (data obrashcheniya: 15.09.2013).
  12. Zakon 1947 g. "O gosudarstvennykh publichnykh dolzhnostnykh litsakh" N 120 // Ceponno (Malyi sbornik zakonov). Tokio: Yukhikaku, 1995. S. 153 - 167.
  13. Zakon Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 21 iyulya 2000 goda N 926-IIQ "O gosudarstvennoi sluzhbe" (red. ot 05.03.2010) (st. 25) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.caa.gov.az/index.php?option=com_k2&view=item&id=118:the-republic-of-azerbaijan-civil-service-law&Itemid=173&lang=ru (data obrashcheniya: 11.04.2015).
  14. St. 50 FZ "O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe"; Ukaz Prezidenta RF ot 25 iyulya 2006 g. N 763 (red. ot 31.12.2014) "O denezhnom soderzhanii federal'nykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. N 31 (1 ch.). St. 3459; 2015. N 11. St. 1585; Zakon Krasnodarskogo kraya ot 12 marta 2007 g. N 1204-KZ (red. ot 01.11.2013) "O denezhnom soderzhanii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Krasnodarskogo kraya" // Informatsionnyi byulleten' ZS Krasnodarskogo kraya. 2007. N 51; 2013. N 12.
  15. P. 11 st. 35 Federal'nogo zakona ot 28 dekabrya 2010 g. N 403-FZ (red. ot 22.12.2014) "O Sledstvennom komitete Rossiiskoi Federatsii"; ch. 5 p. 1 st. 44 Federal'nogo zakona ot 17 yanvarya 1992 g. N 2202-1 (red. ot 22.12.2014) "O prokurature Rossiiskoi Federatsii" i dr.
  16. Prikaz FTS Rossii ot 10 iyunya 2005 g. N 533 (red. ot 12.04.2013) "O vyplate dolzhnostnym litsam tamozhennykh organov Rossiiskoi Federatsii ezhemesyachnogo denezhnogo pooshchreniya v zavisimosti ot slozhnosti, ob"ema i vazhnosti vypolnyaemykh zadach" // Rossiiskaya gazeta. 2005. 26 iyulya; 2013. 28 maya.
  17. Dobrobaba M.B. Administrativnye pravootnosheniya s uchastiem gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh sub"ektov Rossiiskoi Federatsii: monografiya. Krasnodar: Kubanskii gos. un-t, 2010. S. 121.
  18. Lemin F. Motivatsiya personala v upravlencheskoi deyatel'nosti Kitaya // Sotsiologiya vlasti. 2009. N 1. S. 229.
  19. P. 27 Distsiplinarnogo ustava tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii ot 16 noyabrya 1998 g. N 1396 (red. ot 30.09.2012), p. 25 Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 22 sentyabrya 2000 g. N 715 "Ob utverzhdenii Ustava o distsipline ekipazhei sudov obespecheniya Voenno-Morskogo Flota" i dr.
  20. Prikaz Minfina Rossii ot 9 iyulya 2007 g. N 61n (red. ot 04.12.2012) "Ob utverzhdenii Polozhenii o poryadke vyplaty ezhemesyachnoi nadbavki k dolzhnostnomu okladu za osobye usloviya gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim, o poryadke premirovaniya, o poryadke vyplaty material'noi pomoshchi i edinovremennoi vyplaty pri predostavlenii ezhegodnogo oplachivaemogo otpuska gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim i rabotnikam, zameshchayushchim dolzhnosti, ne yavlyayushchiesya dolzhnostyami federal'noi gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby, Ministerstva finansov Rossiiskoi Federatsii" // Rossiiskaya gazeta. 2007. 15 avgusta; 2013. 22 fevralya.
  21. P. 11 Prilozheniya 2 Prikaza MChS Rossii ot 26 oktyabrya 2006 g. N 616 (red. ot 06.04.2012) "O denezhnom soderzhanii federal'nykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh MChS Rossii", utv. Poryadok vyplaty premii za vypolnenie osobo vazhnykh i slozhnykh zadanii federal'nym gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim MChS Rossii, zameshchayushchim dolzhnosti federal'noi gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby" // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti. 2006. N 51. 18 dekabrya; Rossiiskaya gazeta. 2012. 1 iyunya.
  22. Prikaz Minenergo RF ot 2 oktyabrya 2008 g. N 102 (red. ot 18.04.2011) "Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke vyplaty ezhemesyachnoi nadbavki k dolzhnostnomu okladu za osobye usloviya gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby, premirovaniya, vyplaty edinovremennogo pooshchreniya za bezuprechnuyu i effektivnuyu gosudarstvennuyu grazhdanskuyu sluzhbu, edinovremennoi vyplaty k ezhegodnomu oplachivaemomu otpusku, vyplaty material'noi pomoshchi federal'nym gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim Ministerstva energetiki Rossiiskoi Federatsii" // Rossiiskaya gazeta. 2008. 24 oktyabrya; 2011. 18 maya.
  23. Prikaz FSKN Rossii ot 28 noyabrya 2008 g. N 424 (red. ot 20.09.2012) "Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii raboty po primeneniyu pooshchrenii i distsiplinarnykh vzyskanii v organakh po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv" // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti. 2009. N 6; Rossiiskaya gazeta. 2012. 5 dekabrya.
  24. P. 5 ch. 1 st. 50 Federal'nogo zakona ot 30 noyabrya 2011 g. N 342-FZ (red. ot 12.02.2015) "O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii".
  25. Ivanova S.A. Pravovoe regulirovanie trudovykh otnoshenii gosudarstvennykh sluzhashchikh: dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2002. S. 23.
  26. Konventsiya MOT N 29 "O prinuditel'nom ili obyazatel'nom trude": prinyata 28 iyunya 1930 g. i ratifitsirovana SSSR v 1956 g.
  27. Konventsiya MOT N 105 "Ob uprazdnenii prinuditel'nogo truda": prinyata 29 iyunya 1957 g. i ratifitsirovana uzhe Rossiiskoi Federatsiei v 1994 g.
  28. Opredelenie Kassatsionnoi kollegii Verkhovnogo Suda RF ot 19 yanvarya 2010 g. N KAS09-650 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1694096/#1694096#ixzz3XD8VgV4o (data obrashcheniya: 13.04.2015).
  29. Federal'nyi zakon ot 22 dekabrya 2014 g. N 431-FZ "O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam protivodeistviya korruptsii" // Rossiiskaya gazeta. 2014. 24 dek.
  30. P. 4 - 6 ch. 1 st. 50 Federal'nyi zakon ot 30 noyabrya 2011 g. N 342-FZ (red. ot 12.02.2015) "O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii".
  31. Dobrobaba M.B. Doktrinal'naya kharakteristika distsiplinarnoi otvetstvennosti gosudarstvennykh sluzhashchikh v zarubezhnykh stranakh // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya / Journal of foreign legislation and comparative law. 2013. 4. C. 596 - 605.