Мудрый Юрист

Актуальность применения в российском судопроизводстве института медиации в отношении несовершеннолетних

Давыденко А.В., кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы применения нового для отечественного законодательства и практики института - медиации. Данный институт, по мнению автора, может быть успешно использован в сфере уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей в рамках правовой конструкции примирения с потерпевшим.

Ключевые слова: примирение, ювенальная юстиция, медиация, принудительные меры воспитательного воздействия.

The relevance of the application in the Russian proceedings of the institution of mediation in juvenile

A.V. Davydenko

Davydenko A.V., candidate of law.

The article concerns the issues of application of the institute of mediation which is new for the Russian legislation and practice. The author believes that this institute can be successfully used not only in the sphere of civil and arbitrazh judicial proceeding, but also in the sphere of criminal judicial proceeding within the framework of a legal construction of conciliation with a complainant.

Key words: reconciliation, juvenile justice, mediation, compulsory educational measures.

Процесс реформирования и трансформации российского общества, сопровождающийся социальными переменами во всех сферах жизнедеятельности, весьма противоречив. Как полагает Ю.Р. Орлова, созданы основные институты правового и социального государства, предпринимались попытки приблизить национальное законодательство к общеевропейскому уровню. Вместе с тем наблюдались негативные тенденции изменения отдельных количественных и качественных показателей преступности, в том числе несовершеннолетних <1>.

<1> Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2014. N 8. С. 27.

Несмотря на некоторое снижение абсолютного числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение последних пяти лет, уголовная статистика отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности. Так, в 2014 г. к уголовной ответственности были привлечены 59461 несовершеннолетний, из числа привлеченных только 32572 чел. были осуждены <2>. Среди преступлений большое количество тяжких и особо тяжких преступлений. По данным официальной статистики, если в 2012 г. в Российской Федерации подростками или при их участии было совершено 10,5 тыс. особо тяжких преступлений и 146,8 тыс. тяжких, что составило соответственно 5,4% и 74,6% от общего числа зарегистрированных преступлений, то в 2013 г. - 11,6 тыс. (6,3%) и 135,5 тыс. (73,1%), в 2014 г. - 11,4 тыс. (8,2%) и 91,3 тыс. (66,4%) <3>.

<2> Состояние преступности в России // Официальный сайт МВД России: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/.
<3> Там же.

Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" <4>, одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности. Несмотря на столь значительные показатели преступности несовершеннолетних, законодателем в Уголовном кодексе Российской Федерации последовательно реализуется концепция гуманного отношения к несовершеннолетним в вопросах уголовной ответственности и наказания.

<4> Российская газета. 2011. N 29.

Можно согласиться с мнением С.К. Жиляевой о том, что криминализация подростковой среды является результатом неблагополучия в социально-экономической и духовно-нравственной сфере нашего общества, вызванного падением жизненного уровня значительной части населения и криминализацией общества, распространением жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу, либерализации законодательной базы <5>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.К. Жиляевой "Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних" включена в информационный банк согласно публикации - "Российский следователь", 2010, N 1.

<5> Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2013. N 1. С. 24.

Несовершеннолетние преступники чаще всего являются выходцами из неблагополучных семей, сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, то есть, как правило, воспитанниками детских домов. По свидетельству сотрудников уголовно-исполнительной системы, как только детдомовец попадает под арест, учреждение, его воспитавшее, обрывает все связи с ним, и молодые люди лишаются даже той казенной семьи, которая у них была до момента взятия под стражу. Никто к малолетним правонарушителям не просится на свидания, не пишет письма, никак не поддерживает. И без того декомпенсированные во всех смыслах молодые люди утрачивают последние нравственные ориентиры, социальные связи и навыки.

Необходимо отметить, что в настоящее время растет число лиц, не достигших возраста 14 лет и совершавших правонарушения. Увеличивается их доля среди всех выявленных преступлений. Преступность лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (малолетних), в последнее десятилетие росла значительно быстрее, чем изменялось число представителей данной возрастной группы от общего числа населения страны.

Сегодня все большее развитие в отечественной судебной практике получают принципы ювенальной юстиции, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних. Одним из перспективных направлений является, на наш взгляд, возложение судами на лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, дополнительных обязанностей, имеющих коррекционное значение. Вместе с тем необходимы комплексные программы социальной, педагогической и психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей, которые можно было бы обязать пройти при вынесении приговора. Такие программы наряду с уголовным надзором позволят совершенствовать систему социальной адаптации лиц, осужденных без лишения свободы, и будут способствовать предупреждению совершения ими повторных правонарушений.

По нашему мнению, заслуживает внимания перспектива использования в ювенальной юстиции медиации либо других форм урегулирования конфликтов, ориентированных на достижение соглашения сторон, заглаживание вреда и исцеление жертвы, которые получили название "восстановительное правосудие". Ее применение возможно на этапе как досудебного, так и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы.

В практическую деятельность воспитательных колоний внедряются такие инновационные технологии, как элементы медиации. Так, например, в Пермской воспитательной колонии (Пермский край) реализуются программы примирения или заглаживания вреда перед потерпевшими. Аналогичные программы используются в деятельности Ангарской (Иркутская область), Можайской (Московская область) и Шаховской (Орловская область) воспитательных колониях.

Кроме того, внедряются методы комплексного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы (Республика Алтай, Алтайский, Забайкальский и Пермский края, Калининградская, Костромская, Курганская, Тамбовская и Тюменская области).

Что же такое медиация? Одни авторы указывают, что медиация - это внесудебный способ урегулирования спора между сторонами при участии и под руководством третьего нейтрального лица - посредника, не наделенного правом вынесения обязательного для сторон решения <6>. По мнению других, медиация - это переговоры между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника, не имеющего права выносить обязательное для сторон решение <7>. Третьи считают, что медиация представляет собой самостоятельное разрешение конфликта сторонами при поддержке нейтрального третьего лица, не обладающего полномочиями при разрешении спора <8>. Четвертые отмечают, что под термином "медиация" понимается процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора <9>.

<6> Кудряшов А.А. Медиация в России // Нотариус. 2009. N 2. С. 25.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И. Решетниковой, Ю. Колясниковой "Медиация и арбитражный процесс" включена в информационный банк согласно публикации - "Арбитражный и гражданский процесс", 2007, N 5.

<7> Решетникова И., Колясникова Ю. Медиация и арбитражный процесс // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 3. С. 34.
<8> Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология: Методические рекомендации. М.: Институт права и публичной политики, 2009. 72 с. (Серия "Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями".)
<9> Удова О. Медиация как альтернативный способ разрешения споров // Бизнес и право. 2006. N 11. С. 32.

Имеются и своего рода комплексные определения данного понятия: "медиация - это внесудебное урегулирование споров между субъектами при участии незаинтересованной стороны; один из самых неформальных способов разрешения конфликтов - процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным специалистом - медиатором (посредником), который помогает вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях существующих между ними различий интересов" <10>.

<10> Гуськова А.П., Маткина Д.В. Медиация в уголовном процессе // Российский судья. 2009. N 2. С. 29.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 1430-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации <11> (далее - Концепция). Концепция направлена в том числе на внедрение инновационных для России медиативно-восстановительных способов и механизмов, которые обеспечивают реальную социализацию правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком, а позволяет вести эффективную профилактическую работу по предупреждению асоциальных проявлений, правонарушений в детско-юношеской среде в целом.

<11> СЗ РФ. 2014. N 32. Ст. 4557.

Концепцией предусматривается создание системы защиты и оказания помощи детям всех возрастов и групп, включая детей, находящихся в социально опасном положении, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы; системы профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с детьми указанной категории; новых технологий, методов и форм работы по профилактике правонарушений детей, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы; института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим.

Для реализации положений Концепции, по нашему мнению, необходимо внести изменения в отдельные законодательные акты, направленные на уголовно-процессуальную регламентацию примирительных процедур на досудебной стадии. Также необходимо внести изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <12>, Семейный кодекс Российской Федерации <13> и другие нормативные правовые акты.

<12> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
<13> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

На наш взгляд, развитие сети служб медиации направлено, прежде всего, на создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье, формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей, гуманизацию и гармонизацию общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков, улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.

Взаимодействие органов опеки и попечительства и сети служб медиации применительно к возмещению вреда лицам, в отношении которых общественно опасное деяние было совершено несовершеннолетним, в том числе не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, представляется не только возможным, но и необходимым. По нашему мнению, следует иметь в виду, что п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Федеральный закон) <14> предусмотрено, что данным Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских, а не уголовных правоотношений. В то же время правовая природа многих гражданских и уголовных дел схожа (гражданские дела о возмещении вреда жизни, здоровью, имуществу гражданина, и уголовные дела об умышленном причинении вреда жизни, здоровью, уничтожении или повреждении имущества). По уголовному делу возможно рассмотрение гражданского иска как в рамках уголовного судопроизводства, так и в отдельном гражданском судопроизводстве, а следовательно, по этому делу может осуществляться процедура медиации в порядке, установленном Федеральным законом. Тем более, что к процедуре медиации можно обратиться еще до решения вопроса о том, в какой сфере (уголовно-правовой или гражданско-правовой) будет рассматриваться дело.

<14> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.

Что касается механизма взаимодействия органов опеки и попечительства и сети служб медиации применительно к возмещению вреда лицам, в отношении которых общественно опасное деяние было совершено несовершеннолетним, в том числе не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, его закрепление потребует внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу деятельности органов опеки и попечительства, в частности в Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <15> и Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <16>.

<15> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.
<16> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Законодательное закрепление обязательного, безвозмездного для сторон досудебного порядка рассмотрения будет призвано способствовать развитию примирительных форм разрешения уголовно-правовых конфликтов, защите прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, возмещению вреда лицам, в отношении которых общественно опасное деяние было совершено несовершеннолетним, в том числе не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Действующее российское законодательство, регламентирующее последствия совершения общественно опасных деяний несовершеннолетними, ограничивается установлением особых правил привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначения наказания, а также особых правил судопроизводства по соответствующим делам. Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия в тех случаях, когда суд придет к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, без применения к нему наказания. В свою очередь, глава 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает процессуальный порядок применения таких мер.

Таким образом, законодательное закрепление обязательного, безвозмездного для сторон досудебного порядка рассмотрения имущественных споров, связанных с совершением общественно опасного деяния несовершеннолетним, в том числе не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, призвано служить сформулированным в Концепции целям разработки и совершенствования нормативной правовой базы для развития восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних детей, детей, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, формирования механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних.

Элементы медиации могут быть реализованы в рамках создания в Российской Федерации системы пробации, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р <17>, и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р <18>.

<17> СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
<18> СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.

Новые условия для развития медиации создаются в связи с принятием Российской Федерацией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. <19>. На наш взгляд, это не что другое, как государственный заказ на развитие и внедрение медиации. Практическая реализация основных положений данного документа заключается в необходимости создания сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия. Результатами реализации мероприятий Национальной стратегии станет создание благоприятных и безопасных условий для полноценного развития и социализации детей и подростков, вовлекаемых в конфликты, связанные с нарушением закона, а также внедрение в практику механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности. Что, в свою очередь, будет способствовать эффективной работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

<19> Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.

Таким образом, технологии медиации имеют большой профилактический потенциал для разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних. Их социальная направленность направлена прежде всего на использование целого комплекса реабилитационных программ для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, таких как медиация, пробация и др. Вместе с тем, внедряя технологии медиации в практику, необходимо проанализировать зарубежный опыт их использования (в том числе негативный) для минимизации просчетов в этой важной и нужной работе с культурных традиций многонационального российского общества.

Список использованной литературы

  1. Гуськова А.П., Маткина Д.В. Медиация в уголовном процессе // Российский судья. 2009. N 2. С. 29.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.К. Жиляевой "Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних" включена в информационный банк согласно публикации - "Российский следователь", 2010, N 1.

  1. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2013. N 1. С. 24.
  2. Кудряшов А.А. Медиация в России // Нотариус. 2009. N 2. С. 25.
  3. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология: Методические рекомендации. М.: Институт права и публичной политики, 2009. 72 с.
  4. Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2004. N 8. С. 27.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И. Решетниковой, Ю. Колясниковой "Медиация и арбитражный процесс" включена в информационный банк согласно публикации - "Арбитражный и гражданский процесс", 2007, N 5.

  1. Решетникова И., Колясникова Ю. Медиация и арбитражный процесс // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 3. С. 34.
  2. Удова О. Медиация как альтернативный способ разрешения споров // Бизнес и право. 2006. N 11. С. 32.